101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Покоряя ультрафиолет

  • Елена Демьянова
  • 7 июня 2005 г.
  • 5316
На эту тему в России не написано учебников и не придумано обучающих курсов, но растущий спрос на УФ-печать вдохновляет типографии осваивать эту непростую технологию.

Спрос на производство картонной упаковки, высококачественной этикетки и рекламных пластиковых изделий неуклонно растёт. Параллельно повышаются и требования клиентов: им подавай быстрее и лучше. Решение системы уравнений — технология печати УФ-красками. Её ключевой аспект — мгновенное высыхание оттиска — даёт множество преимуществ: скорость печати, высокий стапель, возможность сразу лакировать, фальцевать, ламинировать, подбирать отпечатки. Значит, не нужен противоотмарывающий порошок, праймер перед УФ-лаком. Технология покоряет новые, недоступные обычному офсету, горизонты: печать по пластику, плёнкам и другим невпитывающим материалам. Разнообразию продуктов нет предела: пластиковые карты, удостоверения, POS-материалы, стерео/вариопечать, блистерная упаковка, из металлизированного картона…

В ответ на потребности рынка растёт и предложение в секторе УФ-оборудования и материалов. По оценкам экспертов, темпы роста составляют 7% (производство печатного оборудования), 10% (производство УФ-сушек) и 14% (расходные материалы). До недавнего времени в России УФ-печать оставалась чем-то экзотическим, но первопроходцы уже есть…

«Линия График»: быть первыми трудно, но прибыльно

Сейчас машина Heidelberg CD 74-6 LX UV печатает по плотному прозрачному пластику

Об установке печатной машины Heidelberg CD 74-6 LX UV в типографии «Линия График» мы упоминали не раз, и это предприятие до сих пор является одним из наиболее опытных пользователей УФ-технологии: машина работает здесь уже более года. Изначально она имела универсальную конфигурацию и была предназначена для УФ- и обычной офсетной печати. Её валики и устройства смывки устойчивы к компонентам УФ-красок лишь при нечастом их использовании. Поэтому «универсальную» машину можно было задействовать для УФ-печати не чаще, чем в 25% случаев. «Но оказалось, что мы недооценили спрос на УФ-печать, — рассказывает главный технолог Дмитрий Череповский. — Уже через два месяца стало очевидно, что УФ-заказов хватит, чтобы загрузить машину в круглосуточном режиме». Через 4 месяца оборудование было модернизировано для 100% УФ-печати: заменены валики, устройства автоматической смывки, закуплены соответствующие расходники. Сейчас машина работает круглые сутки, а Череповский утверждает, что заказов хватило бы ещё на одну УФ-машину формата А1.

Эта красивая упаковка — дело рук профессионалов из «Линия График»

По заказам лидирует рекламная продукция на синтетических самоклеящихся материалах и упаковка из картона, ламинированного металлизированной ПЭТ-плёнкой (в типографии налажено её производство). Именно за счёт сегмента упаковки существенно увеличился объём заказов: красивая и стильная упаковка нашла потребителя в лице производителей косметики и парфюмерии массового и элитного класса. 6 печатных секций позволяют за один прогон создать исключительно привлекательную упаковку. Технология выглядит так: на ламинаторе картон покрывается металлизированной (или голографической) плёнкой. В печатной машине наносятся белила (одним или двумя слоями), цветное изображение триадными или смесевыми красками и УФ-лак. УФ-сушки при таком варианте устанавливаются после белил и перед лакированием (краска должна ложиться на сухие белила, а лак — на сухую краску). В 10 м установлена машина для вырубки — красочная, блестящая упаковка готова за несколько часов. (Сравним с фолиевыми красками: после нанесения белил — сушка 1-2 дня, затем печать триады и снова сушка; лишь после этого — лакирование и вырубка. Итого — неделя.) В одной из секций может наноситься праймер — для повышения адгезии красок к сложным пластикам; производиться выборочное лакирование матовым или глянцевым УФ-лаком.

Технология оказалась настолько эффективной, что некоторые отечественные парфюмеры отказались от заказов упаковки за границей и стали постоянными клиентами «Линия График».

Другой сегмент заказов — POS-материалы, в т. ч. на пластике. В последнее время растёт интерес к стерео/варио (микролинзовой) продукции, которая даёт новые возможности для рекламы.

За «невпиткой» — в «Граффити»

Rapida 74 UV в «Граффити» работает в 3 смены

Серьёзно воспринимают технологию УФ-печати и в печатном дворе «Граффити». «Год назад мы задумались о покупке новой печатной машины, — рассказывает Юрий Бохонов, исполнительный директор типографии. — Было решено поставить на УФ-технологию». Выбрали 5-секционную Rapida 74 UV (5 УФ-красок или 4 краски + УФ-лак). Установка машины немецкими инженерами заняла 3 недели, и с 1 января машина начала работу. Она оснащена двумя промежуточными сушками и двумя на выходе, системами снятия статического электричества и автоматического перемешивания краски в кипсейке, датчиками для регистрации прозрачных материалов.

Максимальная скорость — 15 тыс. отт./ч, в «Граффити» работают при 10-12, в зависимости от запечатываемого материала. Сегодняшняя цель типографии — загрузить машину заказами на невпитывающих материалах. Поначалу шли «бумажные» работы, сейчас соотношение 1 к 1. Как и в «Линия График», в «Граффити» отмечают, что спрос на УФ-печать очень высок: Rapida работает круглосуточно в 3 смены. Неудивительно, что в будущее УФ-печати Бохонов смотрит с оптимизмом: «Через пару лет придётся менять ещё одну печатную машину, скорее всего, приобретём полноформатную УФ. Ведь полноформатные УФ-работы сейчас могут выполняться только трафаретным способом».

Гибридный «Центр оперативной полиграфии»

Переставная УФ-сушка на Rapida 74 UV

Одновременно с «Граффити» к УФ-типографиям присоединился «Центр оперативной полиграфии»: весь парк её печатного оборудования состоит из машин Komori, теперь выбор пал на Komori Lithrone 428+C (4 печатные секции и лак) с УФ-оснащением от Nordson UV: удлинённой приёмкой с УФ-лампами и двумя промежуточными УФ-сушками. Сейчас конфигурация гибридная — подходит для печати УФ- и обычными красками.

В ЦОП машина прибыла в начале декабря 2004 г., и уже спустя пару недель технологи начали «пробы». Загрузка заказами пока не завершена, но в типографии планируют достичь 100% УФ-загрузки менее чем за полгода после начала работы. «Сейчас машина работает круглосуточно, — рассказывает генеральный директор Андрей Доронин. — Мы печатаем на ней как обычные заказы по традиционной технологии, так и УФ-продукцию, соотношение пока 1 к 1». Но на этом в ЦОП останавливаться не намерены: активно привлекаются заказы именно «под УФ». Пока что УФ-красками здесь печатают пластиковые карточки, упаковку из металлизированного картона, открытки по ламинату и обложки для глянцевых журналов: продукцию, покрываемую УФ-лаком, выгоднее печатать на Lithrone за один прогон, ведь иначе перед лакированием нужно наносить праймер.

УФ-допечать

Введение УФ-технологии требует изменений и на допечатной стадии. Обычные пластины нестойки к УФ- и специальным краскам. Нужно либо использовать специальные пластины, либо обжигать обычные. В «Линия График» применяют обе технологии, в «Граффити» формный материал — стойкие к компонентам УФ-красок пластины Creo для термального СТР. ЦОП использует обычные пластины и обжиг: по словам Доронина, это гораздо выгоднее, чем дорогие специальные пластины. Для этого приобретено устройство обжига пластин.

Пока заказчик пьёт кофе…

Специально для 4-красочной Komori в ЦОП соорудили дополнительную пристройку

Основным конкурентным преимуществом, приобретённым вместе с машиной УФ-печати, считается большая скорость прохождения заказа на производстве. Ведь на выходе получается сухой лист — не надо ждать, пока краска окончательно закрепится на оттиске, а можно сразу приступать к послепечатной обработке или отгружать тираж заказчику. Производственный цикл сокращается в разы: подчас тираж может быть изготовлен (и отгружен!) за пару часов. «Пока заказчик пьёт кофе», — улыбается Бохонов.

Другой существенный плюс — расширенный ассортимент запечатываемых материалов. К бумаге и картону добавляется прозрачный пластик, ПВХ, все виды винила, самоклеящиеся материалы. Легче печатать и на сложных сортах бумаги с плохо впитывающей поверхностью: высокомелованной и каландрированной со специальными покрытиями (например, дизайнерской с перламутровым или металлизированным покрытием) и на фольгированных материалах.

Пусть меня научат

Сейчас две УФ-сушки отдыхают на полке: на Komori печатают тираж обычными красками.

Технология УФ-печати отличается от привычной офсетной и требует соответствующих знаний и умений. Но беда в том, что практике этой новой для России технологии не научат ни на одних курсах. «На освоение у нас ушло около двух месяцев, мы ставили множество экспериментов, пробовали разные режимы — вспоминает Бохонов. — До сих пор кое-что остаётся непонятным, но в целом технологию мы освоили».

Проблемы, в основном, с новыми материалами: на некоторых видах пластика не хочет закрепляться краска, материал с односторонним плёночным покрытием под воздействием УФ-сушек может свернуться в трубочку… Метод обучения пока один: пробы и ошибки.

Знания российским первопроходцам УФ-печати приходится собирать по крохам: в технологических инструкциях к материалам, иноязычных учебниках, беседах с западными коллегами. «Для работы на УФ-машине были выбраны лучшие печатники типографии, — рассказывает Череповский. — Их учили, в том числе и специалисты завода IST — немецкой компании-производителя УФ-сушек. Я сам начал подготовку к переходу на УФ за год до покупки: изучал статьи, консультировался с производителями и европейскими коллегами, участвовал в обучении и “Гейдельберг СНГ“. Такого, чтобы совсем не получалось, — не было, скорее, мы изучали тонкости, сравнивали разные материалы».

По мнению Доронина, особой сложности в технологии нет, загвоздка лишь в подборе материалов. Именно тестам красок, лаков и белил для разных поверхностей и была посвящена большая часть времени до запуска машины в коммерческую работу. Опытным путём печатники выяснили, например, что для печати по бумаге лучше подходят краски Akzo Nobel, а для пластика — Sicpa. Возникали сложности при многослойной печати по прозрачной самоклейке для размещения на стекле (триадное изображение для просмотра с одной стороны наклейки — белила — серебряная краска для непрозрачности — белила — зеркальное триадное изображение для просмотра с обратной стороны). При использовании некоторых сортов белил самоклейка пузырилась, лишь методом проб и ошибок технологи нашли подходящий материал. В ЦОП в печатники для новой машины также выбрали «самых-самых».

Качество

Здесь при нобходимости устанавливается УФ-сушка

В пользу УФ-печати — практически мгновенное высыхание краски без впитывания в материал, что исключает перетискивание и обеспечивает насыщенные и яркие цвета на оттиске. Но ведь закрепление исключительно на поверхности материала — увеличенное растискивание при печати. В классической офсетной закрепление краски происходит как за счёт испарения растворителя, так и за счёт впитывания: часть краски впитывается, а оставшаяся может растечься, обусловив эффект растискивания. Так как УФ-краска в невпитывающую поверхность впитаться не может, растискиваться будет весь объём капли, и отклонения от требуемой градационной кривой будут сильнее. Но это «лечится»: достаточно заложить соответствующие предыскажения в профиль вывода плёнок или форм. А сперва на основе измерений оттисков построить профиль, который будет использоваться на допечатной стадии.

Заработаем!

Какова финансовая выгода от УФ-печати? Во-первых, сокращение производственного цикла увеличивает оборачиваемость производства. Во-вторых, существенно расширяется круг заказчиков: предприятие осваивает новые рынки. По словам Бохонова, в первый год работы УФ-машины в «Граффити» планируется увеличить оборот на 20% (за первые 5 месяцев он возрос на 5-10%), а прибыль — на 20-30%.

Но издержки УФ-печати также выше, чем при традиционной. Дороже само оборудование (цена офсетной печатной машины 700 000 долл., а аналогичной, но оборудованной для УФ-печати, — 1 млн долл.). Значит, при одинаковом сроке амортизации уровень отчислений на неё может быть выше. Но в ЦОП это не так: «Оборудование действительно дороже, но и срок амортизации больше, — объясняет Доронин. — И месячные отчисления в амортизационный фонд у нас точно такие же, как для аналогичных машин без УФ-оснащения».

Значительно дороже УФ-краски и лаки (в 2-3 раза). Повышается расход электроэнергии — на 10-20% (правда, из-за её сравнительно невысокой стоимости в России это не столь весомо, как на Западе). Немаловажна сложная подготовка машины к печати и её обслуживание. Нужно предусмотреть и системы вытяжки — для удаления образующегося озона, системы охлаждения для УФ-сушек… Итого, себестоимость УФ-продукции на 30-40% превышает аналогичную для «не-УФ». «Чтобы оправдать затраты, нужно использовать печатную машину, только когда нельзя напечатать на обычной, то есть только для печати по невпитывающим материалам», — считает Бохонов. Другого мнения придерживается Доронин: «Хотя смена работы УФ-машины стоит процентов на 30-35% дороже, загрузка типографии заставляет печатать на ней любую продукцию, в т. ч. и обычными красками. Правда, невыгодно мешать заказы разных типов, ведь для перехода «УФ—обычная краска» нужно смыть машину и загрузить другие краски, что означает её простой».

В любом случае, высокие издержки и амортизация компенсируются экономией времени, а значит, и уменьшением приведённых расходов в графе «оплата труда». С другой стороны, отпускная цена УФ-печати (спрос-то высок!) существенно превышает обычный офсет, так что чистая прибыль всё же остаётся на хорошем уровне.


Листовые офсетные машины для УФ-печати

Heidelberg

Heidelberg начал выпуск УФ-машин в 1986 г. — Speedmaster CD 102 с лакировальной секцией, за ним последовал вариант с двумя секциями для лака; в 1998 г. появился Speedmaster SM 74, а в 2002 г. — Speedmaster CD 74 с полной УФ-подготовкой и Speedmaster CD 102 DuoPress. CD 74 для УФ-печати оснащается необходимым заказчику количеством УФ-сушек, которые устанавливаются после любой секции, устройством для перемешивания краски в красочном ящике InkMove, УФ-сушкой в приёмке. Все печатные секции имеют термостатированный красочный аппарат, УФ-валики и резину, устройства для отсоса красочного тумана. Кроме того, системы защиты от УФ-лучей и отсоса испарений для защиты от запаха. Модифицируются системы смывки цилиндров и устройства подачи лака.

Партнёр Heidelberg по внедрению УФ-технологий — немецкая компания IST, производитель высокотехнологичных УФ-сушильных устройств. Решения IST оптимизируют отвод тепла от материала, что особенно критично при работе с чувствительным к теплу пластиком.

КВА

Все листовые офсетные машины КВА секционного построения (КВА Rapida 74, КВА Rapida 105, КВА Rapida 130 и др.) изготавливаются в УФ-варианте. Отличия лишь в специальном оснащении. Во-первых, УФ-пакет, т. е. специальная защита для кабелей и шлангов в печатной секции, устойчивое к растворителям УФ-красок покрытие валиков и прокладки в ракельных камерах. Во-вторых, два комплекта пневматических лаковых насосов для использования различных лаков и пневматическое устройство перемешивания красок. Разумеется, сами УФ-лампы: одна или две промежуточные сушки. Одна всегда устанавливается перед лакировальной секцией, вторая может быть сменной и использоваться после разных секций, в зависимости от запечатываемой продукции. Плюс заключительная УФ-сушка на выходе и удлинённая приёмка.

Кроме «чистых» УФ-машин, КВА предлагает запатентованную гибридную технологию, позволяющую попеременно использовать печать обыкновенными и гибридными красками (с 25% УФ-составляющей).

Дополнительной оснастки требует печать на пластике. Проблем с ним возникает много: он накапливает статическое электричество, жёсткие, тяжёлые листы капризны на подаче и вибрируют при захвате за одну сторону. Поэтому машине, печатающей по пластику, нужны антистатические элементы — планки, раздувы; дополнительные раздувы на подаче, на вакуумной ленте, в блоке боковых упоров.

Komori

Японская корпорация предлагает УФ-решения в каждом из традиционно используемых форматов: для В3 — Lithrone 20, для В2 — Lithrone 26/28, для В1 — новая Lithrone S40. Машины для печати УФ-красками специально готовятся на заводах в Японии и оснащаются дополнительным оборудованием таких европейских производителей как Nordson, Technotrans, Tresu и др. В его состав всегда входит система УФ-сушек, включающая промежуточные и финишные лампы УФ-излучения, а также сопутствующая периферия — системы вытяжки горячего воздуха и озона, охлаждения ламп и оттисков, электрооборудование. Для европейского рынка машины Komori Lithrone, как правило, оборудуются сушками производства английской компании Nordson UV Limited.

УФ-машины поставляются заказчику со специальными валиками, офсетными полотнами и смывочными аксессуарами, стойкими к УФ-краскам и их растворителям. На заводах оборудование проходит антикоррозийную подготовку, оснащается системами термостатирования красочного аппарата. При необходимости УФ-машины оборудуются камерно-ракельными лакировальными аппаратами, приспособлениями для печати на пластике и устройствами перемешивания краски в кипсейках.

Любая из перечисленных моделей Lithrone может быть приспособлена под печать гибридными красками или для переменного использования традиционных и УФ-красок.

Ryobi

Все машины Ryobi 52-й cерии формата В3+ (4-8 секций) могут быть укомплектованы УФ-сушкой и УФ-валами (на заводе-изготовителе или прямо на месте работы).

Sakurai

Японская компания выпускает листовые офсетные машины для многокрасочной печати УФ-красками; УФ-комплектация должна быть указана на стадии заказа машины. Внешне и конструктивно УФ-машины не отличаются от серийных моделей, за исключением материала покрытия валов красочного аппарата. Можно дооснастить 4- и 5-красочные машины серии SD и SI. Обычно поступают заказы на модели 474 SD и 466 SI, но в Sakurai признают их немногочисленность.

Места расположения сушильных устройств между секциями определяются характером предполагаемой работы, но комплектация машины удлинённой приёмкой и мощной «финишной» УФ-сушкой в любом случае обязательна.

Shinohara

По словам поставщиков, стандартные офсетные машины дооснащаются полным УФ-комплектом по желанию заказчика.

Yiying

Готовые решения для УФ-печати предлагает китайский производитель: в каталоге 4 УФ-машины. PZ 4650UVС-AL и PZ 4650UVС-AL — половинного формата (650x480 мм), 4 и 5 печатных секций; PZ 41020UVС-AL и PZ 41020UVС-AL — полноформатные (1020x720 мм). Все оснащены одной УФ-сушкой на выводном транспортёре. Опционально предлагается система вытяжки воздуха и система охлаждения листов.


Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Юрия Бохонова («Граффити»), Дмитрия Череповского («Линия График»), Андрея Доронина («Центр оперативной полиграфии»), а также сотрудников компаний «Анимар», «Апостроф», «Гейдельберг СНГ», «КБА Рус», «ЯМ Интернешнл».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105