2005.06.07, Автор: Елена Демьянова2853 прочтений

Oce' CPS900

Теги: Publish

Голландская компания Осе’, успешный игрок на рынке транзакционной печати, где вне конкуренции её высокопроизводительные (до 1400 листов А4 в минуту!) светодиодные машины с непрерывной подачей, только начинает завоёвывать рынок цветных ЦПМ. Первый серьёзный успех Осе’ в этом секторе — модели CPS800/900, серийный выпуск которых начался в сентябре 2004 г. На территории СНГ работают две машины, в т. ч. в Киеве. Единственная в России — в центре компетенции Осе’ санкт-петербургской компании «Постайл» (официальный дистрибьютор Осе’ в секторе DPS — document printing systems), благодаря содействию которой нам удалось протестировать Осе’ CPS900.

Конфигурация

Предоставленная нам машина CPS900 (отличие CPS800 — встроенный сканер, превращающий машину в принтер-копир) оснащена контроллером печати EFI 960С на платформе Intel Pentium IV с памятью 512 Мбайт. Для сложных графических работ предусмотрен другой, более мощный RIP 1000С на платформе Intel Dual Xeon с памятью 1 Гбайт. Контроллеры поддерживают Adobe PostScript 3, форматы TIFF v6, PDF. Машина со встроенным дуплексом работает с бумагой формата до 305x457 мм и плотностью 75–250 г/м2. Предусмотрено три лотка для бумаги на 500 и один на 2200 листов (значения для бумаги 80 г/м2), подходящий только для часто используемой бумаги А4 плотностью 75–130 г/м2. Выходных лотков два, они расположены сверху корпуса: в верхний поместится 400 листов, в нижний — 600. Разрешение печати до 600х2400 dpi, скорость 30 полноцветных страниц А4 в минуту. Внушает доверие полностью металлический корпус и множество металлических частей внутри. Встроенная память 512 Mбайт (расширяется до 4 Гбайт).

Установка

Планетарное построение машины: барабанные секции расположены вокруг центрального цилиндра, на котором собираются монохромные изображения

«Постайл» по праву гордится тем, что является первым в России владельцем CPS900. Только в сентябре 2004 г. завод в Голландии начал выпуск, и уже в октябре машина демонстрировалась на «ПолиграфИнтер». С января 2005 г. при фирме функционирует центр компетенции Осе’ — здесь проводятся тестирование, тренинги.

Об установке ЦПМ рассказали сервисные инженеры компании. Процесс занимает один рабочий день и должен осуществляться специально обученными на фабрике Осе’ инженерами. Операторы машины должны пройти обучение по программам Осе’. Дополнительные настройки обычно не нужны, разве что при появлении несовмещения от многократного движения машины. Такие проблемы устраняются оператором, по словам инженеров, на это понадобится 5 листов бумаги и 5 минут времени.

Внутреннее ПО самой ЦПМ поставляется «встроенным», достаточно установить на пользовательских компьютерах драйверы — это занимает несколько минут. По желанию клиента устанавливается и спецприложение, позволяющее контролировать очереди печати принтера.

Специальных требований к помещению нет: машина не выделяет озона, занимает площадь 4x2 м (с учётом открытого корпуса и минимального места для оператора), весит 580 кг. Единственное условие — стабильное электропитание.

Скорость

Заявленная скорость 30 стр./мин не так уж высока для класса серьёзных ЦПМ. Но огромный плюс, что она постоянна для всех режимов печати и всех типов носителей и уменьшается линейно при переходе к формату А3 или двусторонней печати. Ровно 15 односторонних страниц формата А3 или 15 двусторонних А4 в минуту. Скорость двусторонней печати на формате А3 — 7,5 стр./мин. Устройство автоматического дуплекса обеспечивает максимально короткий путь бумаги. Заявленный месячный объём печати — до 250 000 отт.

Предусмотрен вариант для тандемной печати Twin CPS900: один контроллер и две машины. В такой конфигурации производительность и месячный объём печати удваиваются.

Качество

Реализация семицветной печати Осе’ Seven Color Technology — отличный пример того, как при разумном подходе недостатки технологии превращаются в достоинства конечного продукта.

Схема проявления на DI-барабане

Машина имеет планетарное построение: вокруг большого барабана, на котором собираются цветоделённые изображения, расположены печатные секции. Каждая секция состоит из т. н. DI-цилиндра (с технологией цифровой офсетной печати DI от Heidelberg не имеет ничего общего) и проявляющего блока. Цилиндры, в отличие от ЭФ, не имеют покрытия из фотополупроводника. В качестве элементов, формирующих изображение, выступают кольцевые электроды, опоясывающие DI-цилиндры: каждый получает данные от процессора и с помощью встроенных карт управления переводит данные изображения в электрические импульсы, образуя скрытое изображение для одного тонера. Их шаг определяет физическое разрешение в поперечном направлении: 600 dpi (длина области печати цилиндра 12,5 дюйма, на ней расположено 7500 электродов 7500:12,5= 600 dpi). Продольное разрешение определяется длительностью подаваемого на электроды сигнала и достигает 2400 dpi. Разница в продольном и осевом разрешениях очевидна при рассмотрении перпендикулярных линий при большом увеличении: штрихи, расположенные в направлении печати, сплошные, чёткие и ровные, а поперечные состоят из отдельных точек.

Фрагмент изображения при увеличении 300%. В направлении печати разрешение достигает 2400 dpi, а в поперечном ограничено шагом кольцевых электродов (600 dpi)

На поверхность каждого цилиндра сплошным слоем наносится электропроводящий тонер. Затем на кольцевые электроды подаётся формирующий изображение сигнал в виде электрических импульсов. Локальное напряжение понижает потенциал поверхности барабана на пробельных участках. Здесь тонер больше не удерживается и снимается с барабана проявляющим валиком с сильным магнитным полем, который передаёт неиспользованный тонер обратно в резервуар.

Формирование скрытого изображения происходит не за счёт световой разрядки предварительно заряженной поверхности цилиндра (как в ЭФ), а в результате действия электрических сил «изнутри» барабана. Поэтому в машине не используются зарядные устройства (коротроны, скоротроны), которые порой грешат зависимостью качества от температуры и влажности (выражающемся в неравномерных заливках и «плавающем» от оттиска к оттиску цвете). Плашка одного цвета на всю страницу выглядит абсолютно ровной. Дополнительный плюс от отсутствия таких устройств — нет выделения озона, поэтому специальное помещение не нужно.

Вышеописанное происходит на всех DI-барабанах, поочерёдно передающих сформированное на них изображение на центральный барабан. Внимание: частицы тонера проводят электричество и имеют заряд одного знака. То есть при наложении друг на друга слои просто будут отталкиваться, поэтому изображение может формироваться только монослоем тонера. Вывод: классический субтрактивный синтез CMYK исключён. Выход разработчики нашли в применении семицветного синтеза CMYKRGB, который обеспечивает расширенный цветовой охват печати и качественное воспроизведение традиционно проблемных для цифровой печати цветов (например, красного).

С монослоем тонера производители связывают, как минимум, три преимущества. Во-первых, тонкий слой не контрастирует по степени глянца с запечатываемым материалом (одна из причин блеска ЭФ-отпечатков — толстый слой тонера; если глянец тонера совпадает с глянцем бумаги, это не мешает глазу, а вот при печати по матовому материалу разница в глянце становится заметна). Таким образом, отпечатки, сделанные на CPS900, действительно приближаются к офсетному качеству. Их можно с первого взгляда отличить от аналогичных электрографических по заметно меньшему бликованию. Во-вторых, монослой устойчивее к истиранию, что важно для финишной обработки: меньше осыпание на сгибах, в местах прокола скрепкой и т. д. В-третьих, экономнее расходуется тонер.

Из невозможности наложения слоёв тонера вытекает ещё одна интересная особенность: отпадает надобность в треппинге. Тонер каждого следующего цвета физически не сможет лечь на уже запечатанные на предыдущем этапе участки, т. к. будет отталкиваться электростатическими силами. Контроллер печати автоматически производит перекрытие смежных областей, отсюда — точность приводки. Оборотная сторона — эту особенность нужно обязательно учитывать при подготовке макетов. Треппинг следует отменять, иначе RIP воспримет области перекрытия как отдельные цвета, что породит артефакты на печати.

Жёлтый тонер наносится после голубого, и RIP немного расширяет детали жёлтого цвета (лишнее всё равно не напечатается). Так достигается идеальная приводка цветов

В интерфейсе контроллера есть 5 наборов растрирования — от самого тонкого до грубого (very fine, fine, normal, coarse и very coarse), с разными линиатурой и углами наклона линейчатого растра. Линиатуры сепараций могут не совпадать, например, для режима fine линиатура чёрного — 150 lpi, а остальных цветов — 125 lpi. Интересен режим very fine: во-первых, поля бинарных наложений (красного, синего, зелёного) формируются не одним видом тонера (R, G, B), как было бы логично предположить при наличии тонеров таких цветов. В лупу на красном поле видны точки жёлтого цвета, на зелёном поле — жёлтые и чёрные, на синем — пурпурные. (В остальных режимах все семь полей C, M, Y, K, R, G, B содержат тонер только одного вида.) Во-вторых, в этом режиме практически пропадает структура линейчатого растра, которая видна даже невооружённым глазом в других режимах. Оттиски качества very fine больше всего напоминают грубоватую стохастику (при внимательном рассмотрении немного мешает зернистость). Видимо, это обусловлено особенностями растрирования при максимальной линиатуре.

Высокие света — не проблема для CPS900. Все поля с 5% точками прекрасно воспроизвелись. Хорошо воспроизведены и миры, даже те, разрешение которых выше заявленного для машины (уверенно воспроизводятся линии до 70 мкм). Хотя отдельных линий на них не разобрать, они не сильно «муарят» и не сливаются в сплошные чёрные плашки.

Особенности технологии не позволяют получать составной чёрный цвет — RIP автоматически преобразует такие объекты в чистые чёрные. Но это не проблема — чёрные плашки (как и остальные) на удивление ровные и плотные.

Проблемная для большинства цифровых машин, оснащённых фрикционной подачей, приводка лица к обороту при автоматическом дуплексе неплохая: линии, перпендикулярные направлению подачи, разошлись на 1-2 мм, параллельные — не более 0,5 мм.

Семь DI-барабанов расположены вокруг центрального (RS), на котором собирается полноцветное изображение. На фото видны трубки, по которым тонер из ёмкостей поступает к блокам проявления

Немаловажен для стабильности печати способ крепления основных цилиндров. Плоская поверхность полого цилиндра центрального барабана представляет собой зубчатое колесо, сцепленное с другими так, что исключено несинхронное движение центрального барабана и проявляющих цилиндров (Image Drum). Конструкция минимизирует проскальзывание и вибрации, следовательно, цветное изображение собирается абсолютно точно. Кроме того, каждый Image Drum оснащён эксцентриком и контактирует с центральным барабаном только в момент переноса изображения, что позволяет избежать перекрёстного загрязнения.

Большое внимание разработчики уделили системам охлаждения и нагрева. Системы обеспечивают стабильность термодинамических процессов, задействованных в технологии печати, что позволяет производителям говорить о постоянстве качества отпечатков при многочасовой работе.

Себестоимость

Для владельцев ЦПМ предусмотрен договор на полное сервисное обслуживание FSMA (Full Service Maintenance Agreement), согласно которому каждый отпечаток оплачивается по фиксированной таксе. В стоимость отпечатка включены все ресурсные части машины (барабаны, валики, ремни и т. д., тонер) плюс сервисное обслуживание (нет ограничения на максимальное количество используемого в месяц тонера).

В зависимости от типа контракта, стоимость тысячи отпечатков А3 80–110 долл., что в пересчёте на 1 лист А4 составляет 0,04–0,055 долл. (Исходя из предположения, что машина находится в собственности владельца, объём печати равен 50 000 отт. А4 с 25% заполнением в месяц.)

Покупатель, разумеется, не обязан приобретать FSMA-контракт: принципиально возможно покупать расходные материалы по мере необходимости, а сервис оплачивать отдельно, когда возникают проблемы. Однако в первый год поставок машины на российский рынок преждевременно говорить о прейскуранте на расходники.

Бумага

Ключевой аспект технологии — бережная обработка во фьюзере. Изображения, сформированные на семи DI-цилиндрах, накапливаются на промежуточном барабане с покрытием из силиконовой резины, с которого попадают на бумагу, одновременно идут и фьюзерные процессы. Эффективность закрепления, как известно, зависит от температуры и давления. Чтобы снизить нагрев, разработчики увеличили давление в зоне закрепления до 1 Н/мм2 и предусмотрели предварительный нагрев самой бумаги. Высокое давление при низкой (до 100 °С, у большинства электрографических ЦМП — 170–220 °С) температуре даёт технологии ещё одно преимущество: более качественная печать по сложным фактурным и чувствительным к нагреву синтетическим материалам. В портфолио образцов печати — мелованная, рельефная, текстурная, самоклеящаяся, металлизированная, офсетная бумаги, плёнка, фотобумага. Больше всего впечатляет печать по дизайнерским материалам со структурированной поверхностью. Полностью пропечатываются распространённые фактуры «верже», «лён». И лишь на бумаге с нерегулярной фактурой с разной глубиной тиснения заметны отдельные глубокие ячейки, до которых не дошёл тонер.

Проникающая способность тонера даже на материалах с глубокими текстурами впечатляет

Формат бумаги — от А4 до А3+ (305x457 мм), максимальная плотность для автоматической подачи бумаги 250 г/м2, допустима работа и с бумагой 300 г/м2, но, скорее всего, потребуется тестирование. Максимальная область печати чуть меньше — отступ примерно по 4 мм с каждой стороны бумаги. Возможна печать по листам с выступом-закладкой (tabs), а вот конвертов в спецификации материалов нет вовсе. Предусмотрен и лоток для ручной подачи, полезный для печати пары-тройки листов. Не нужно терять время на замену бумаги в лотках, установку настроек, но скорость при этом падает: второй лист напечатается только после того, как в выходном лотке появится первый.

Сервисы

Некоторое неудобство доставляет замена бумаги, которую нельзя производить «на ходу»: при открытой крышке печать останавливается

В состав контроллера Ocе 960C или 1000С входит пакет программ Fiery для управления печатью и полезная функция Mailbox: в виртуальном почтовом ящике собираются задания из разных источников; их можно редактировать и проверять перед печатью. RIP 960С подойдёт для коммерческой печати, а 1000С справится со сложной графикой. Для управления цветом используется стандартная для Fiery программа ColorWise Pro Tools (в RIP 1000С, в отличие от 960С, присутствует опция Spot On — поддержка работы с библиотекой цветов Pantone). Кроме того, в комплект поставки 1000С входит программа для спуска полос DocBuilder Pro.

Инструмент Fiery WebTools для удалённого контроля растровыми процессорами позволяет управлять заданиями, просматривать, редактировать и объединять работы, а также отображает всю актуальную информацию о процессе и статусе заданий. Простой интерфейс пульта позволяет управлять очередью, настройками печати (количество копий, формат, дуплекс, монохромный или цветной режим и т. д.). Параллельная обработка заданий во время печати предыдущих экономит время.

Как нас заверили поставщики, возможно обновление одного контроллера на другой: при этом выкупается 960С и устанавливается 1000С, доплата — разница в цене.

Практика

Ввиду новизны CPS900 в России опыта работы с ней пока немного. На машине, установленной в «Постайл», кроме тестовых работ, регулярно печатаются отдельные проекты. Один из них — подарочная книга мемуаров «Поезда моей памяти» Люциана Шаккума, созданная художником и издателем Андреем Мальковым. Тираж издания — 50 экз., работа сложная: 128 монохромных текстовых полос и две 12-полосные цветные вставки с фотоиллюстрациями. Мальков рассказывает о своих мучениях в поисках технологии печати книги: «Традиционный офсет не подходит — дорого, долго, маленький тираж не приветствуется типографиями. В цифровой печати свои сложности — отпечаток блестит, плохо пропечатываются фактурные бумаги. На моё счастье, я увидел новую цифровую печатную машину на «ПолиграфИнтер-2004» и с любезного разрешения «Постайл» провёл несколько сеансов тестовой печати на CPS900. Результаты достойные: качество печати на уровне, печать на фактурах — выше всяких похвал, плашку машина держит чуть ли не лучше офсета, отпечаток не блестит и выглядит, как офсетный. Для печати малотиражных книг эта ЦПМ идеальна: тираж был отпечатан в моём присутствии за 130 минут. PDF-файл издания обрабатывался контроллером около 2 минут, книга в подобранном виде выдавалась машиной примерно за то же время».

Ещё один пользователь Осе’ на постсоветском пространстве — киевская фабрика «Полиграфист». Здесь машина появилась сразу с выставки REX, прошедшей в Киеве в сентябре 2004 г. Начальник управления заказов Наталья Чикирисова отмечает: «Машина может печатать на разных видах бумаги разных производителей без привязки к бумаге Осе’, на мой взгляд, это выгодно отличает её от конкурентов. С другой стороны, максимальный формат бумаги — не стандартный А3 (305x457 мм). Этот нюанс обязательно нужно учитывать при покупке машины. Практика подтвердила, что после печати на CPS900 оттиски можно фальцевать, биговать, ламинировать, лакировать УФ-лаком (трафаретным или офсетным способом) — краска не осыпается». Чикирисова рассказала о проведённом тестировании бумаги. Выяснилось, что можно использовать меловку до 300 г/м2. А если вы печатаете по картону, то важнее не масса, а жёсткость материала. Это связано с системой листоподачи.

Выводы

Качество печати на высоте — ровные заливки, яркие и реалистичные цвета. Вне конкуренции и широчайший спектр запечатываемых материалов. CPS — не чемпион по скорости печати, но за счёт высокого качества и уникальных возможностей работы со сложными материалами имеет серьёзные шансы на успех в сегменте коммерческой и рекламной полиграфии.

CPS900

Производитель: Осе’
Рейтинг: *****
Заключение: оригинальная семицветная технология Direct Imaging (гибрид электрографии с магнитографией) обеспечивает впечатляющее и стабильное качество, особенно на традиционно сложных для «цифры» фактурных материалах, и весьма привлекательную себестоимость отпечатка. Осе’ CPS900 — очень перспективная машина для высококачественной оперативной полиграфии. Высший балл!
Цена: от 120 тыс. евро (контроллер — 18-25 тыс. евро)

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus