101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Эзотерика в дизайне

  • Елена Демьянова
  • 5 мая 2005 г.
  • 3206
Гелиос, Ра, Шамаш, Аматэрасу… Нет, это не выдержка из учебника по древним религиям, а начало статьи о первом призёре «Мэтра полиграфии», санкт-петербургской компании «Келла», и её творении — «солнечном» календаре.

Традиционно мы рассматриваем «мэтров» с технической точки зрения, рассказывая о том, как напечатано и отделано творение. В случае с календарём от «Келла» нельзя не отступить от традиции: нас ждёт погружение в увлекательные миры дизайна.

Евгений Келин, генеральный директор типографии «Келла-Принт», конечно, немного скромничает, утверждая, что 80% красоты работы — это дизайн: печатникам тоже пришлось немало потрудиться. Но первостепенность дизайнерского оформления несомненна.

Раз в год «Келла» выпускает эксклюзивный календарь на элитных дизайнерских сортах бумаги, каждый раз стараясь создать нечто совершенно новое. «Мы стремимся показать возможности печати на красивой бумаге и максимально отразить всё великолепие материала», — рассказывает Надежда Келина, арт-директор дизайн-бюро «Келла-Студио». На этот раз источником вдохновения стала «Золотая коллекция», выпущенная Gmund в прошлом году. Так как золото во многих культурах — символ солнца (даже в алхимии они связаны!), солнечная тематика была выбрана единодушно всеми дизайнерами, участвовавшими в проекте. Каждый выбрал религию и культуру, с которой хотел бы работать, задачей Келиной было выдержать всю работу в одном духе.

На страницах календаря поселились шесть богов Солнца из разных религий мира: шумерский бог Шамаш, древнеиндийский Сурья, греческий Гелиос, египетский Ра, ацтекский Тонатиу и японская Аматэрасу. Дизайнерам пришлось немало посидеть над книгами, изучая мифы, символику и изображения. «Здесь очень много ручной работы, от которой сегодняшние дизайнеры просто отвыкли, — продолжает Келина. — Мы же творили на бумаге: отрисовывали, сканировали, обрабатывали».

Внушительного размера календарь — открытие не только в переносном смысле. Его действительно нужно открыть: развязать золотую тесёмку на клапанах, образованных круглой накидкой, прикреплённой к последней странице. Круг-обложка выполнен на бумаге, матово-чёрной снаружи и перламутрово-шоколадной внутри, и украшен символами солнечных богов. Тут есть маленький секрет: круг разделён на секторы, его можно повернуть так, чтобы на выступающих за прямоугольные листы клапанах оказалась символика того бога, который изображён на текущей странице календаря.

Сложность работы во многом заключалась именно в бумаге. Хотя к ней и прилагалась инструкция с рекомендациями по печати, этого оказалось недостаточно. Тяжелее всего было подобрать нужные цвета смесевых красок, которые мешались непосредственно в типографии. Краски давали на бумаге с металлизированным покрытием непредсказуемый эффект, их приходилось подбирать методом проб и ошибок. «Печатники творчески подошли к работе, — вспоминает Келина. — Они всегда ждут таких проектов: в них можно реализовать то, что до тебя ещё никто не делал».

Интересное решение — круглая обложка на завязках

Для каждого листа календаря подобрана бумага из «Золотой коллекции»: Nature, Beauty, History, Essence, Porcelain и Trust, а круг-обложка выполнен на бумаге Tradition. Тираж — 350 экз., но бумаги на печать ушло намного больше: «Для некоторых листов мы делали по 30 “пробников”, — вспоминает Келин. — Предугадать эффект невозможно, пока не наложишь последний слой краски».

Офсетная печать в календаре использована мало, в основном красоту создаёт шелкография. Три листа напечатаны исключительно этим способом: в египетской теме использовано 5 смесевых красок, греческий лист напечатан 6-ю, а шумерский — 7-ю. В целом, трафаретная печать выполнена 48-ю смесевыми красками примерно в 60 краскопрогонов! «Для некоторых листов было предусмотрено 6 прогонов, а в ходе печати приходилось делать и 12, и 16», — добавляет Келин.

Конечно, в «золотом» календаре не могло обойтись без тиснения фольгой. Гелиос, Сурья, Шамаш позолочены полностью, сверкают символы, расположенные в нижней части листов. Одним видом фольги не обошлось: для каждого листа подобран оттенок, гармонизирующий с общим цветовым решением. Активно используется и конгрев: им выделена символика солнечных божеств на трёх страницах.

К традиционному средству отделки — лакированию — тоже отнеслись творчески. Календарь украшен не только УФ-лаком, но и лаком с термоподнятием. А «мексиканская» страница исполнена совсем хитро: изображение ацтекского бога напечатано отдельно офсетным способом на прозрачной самоклеящейся плёнке, а затем наклеено на лист календаря. Для пущего блеска — УФ-лак по самоклейке.

Группа компаний «Келла» имеет статус предприятия-партнёра «Гейдельберг» и постоянно участвует (и побеждает!) в разнообразных дизайнерских и полиграфических конкурсах. Типография оснащена печатными машинами Heidelberg Speedmaster и CD (5 красок), а в скором времени в печатном цехе появится первая в России 8-красочная CD 74. «Келла» позиционирует себя как производителя высококачественной рекламной и представительской продукции. «На рынке Санкт-Петербурга нас считают самой дорогой типографией, — рассказывает Келин. — При этом клиенты советуют друг другу: если заказ нигде не берут, идите к ним — всё сделают». В качестве демонстрации возможностей компания и создаёт каждый год по чудесному календарю: они используются как подарки. По словам Келина, себестоимость золотого календаря около 50 долл.

Кстати, со времени «Мэтра-2004» календарь уже успел завоевать ещё две награды «Золотой трафарет»: 1-е место и победа в номинации «Техническое совершенство». Келина проговорилась, что дизайн-студия уже работает над новым календарём, который также будет исполнен на бумаге Gmund. Ждём!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
15 наивных, но важных вопросов про автоматизацию склейки

Как лучше всего клеить коробочки и не только? Можно ли на одном устройстве изготавливать два заказа одновременно? А четыре? И кому вообще может быть полезен плоттер с клеем?

12 преимуществ настольного УФ-принтера Roland

Настольные планшетные УФ-принтеры — очень популярные устройства в рекламно-производственных и сувенирных компаниях, салонах оперативной полиграфии и коммерческих типографиях.

Есть ли перспективы у направления фотокниг?

На этот раз среди полученных нами ответов была значительная доля пессимистичных. Кто-то делает фотокниги, но мало, кто-то вовсе не считает этот сектор перспективным. Последние события, связанные с пандемией и очередным скачком курса валют, тоже не добавляют уверенности в будущем.

Разговоры о фотокнигах

Три истории про практический опыт организации бизнеса в области фотокниг.

Полиграфическая мода сезона 2020/2021

Хотя уже на следующий день после анонса Heidelberg стало известно о переносе drupa на 2021 г., объявленные решения точно будут оставаться актуальными для полиграфистов на ближайшие пару лет. А может быть, и дольше…


Новый номер

Тема номера – «Фотокниги». Heidelberg Speedmaster нового поколения. Глобальное обновление модельного ряда HP Indigo. Ricoh и цифровизация вузов. Справочник по цветным МФУ формата А3. Тайный Покупатель – о ценах и сроках изготовления буклета.


Голосование
Какие из «цифровых» спецэффектов вы считаете самыми полезными?
    Проголосовало: 92