2005.08.16, Автор: Татьяна Грекова5578 прочтений

Исполнение блеск!

Теги: Справочник покупателя Справочники покупателя FSP

Один из самых распространённых видов "облагораживания" этикеточной и упаковочной продукции - тиснение фольгой. Но какое оборудование для него выбрать?

Один из самых распространённых видов «облагораживания» этикеточной и упаковочной продукции — тиснение фольгой. Но какое оборудование для него выбрать? Экономичный ручной станок или полуавтоматическое устройство, подчас равное по стоимости небольшой печатной машине?
Aurora HX-358 Ever Bright H-250 Tae-Chang Machinery 800T
Vektor WT2-190 Cicrespi 2535T8 Baier Geba 7D
Space Lab Enterprises HP800 Jinggang TJ1

Процветание и благополучие типографий напрямую зависит от качества тиражей. Делать «золотую» упаковку и этикетки непросто и ответственно — уже отпечатанную продукцию можно испортить неправильно подобранными режимами тиснения. Современное оборудование для этого вида послепечатной обработки делится на: вертикальные прессы для плоских горизонтальных поверхностей; переоснащаемые (работающие по «ударному принципу») вырубные тигельные устройства; стопцилиндровые машины; промышленные прессы для тиснения на крупногабаритных предметах. В статье рассматриваются лишь имеющие полиграфическую направленность ручные и полуавтоматические станки вертикального типа.

Европа, Азия, Россия…

В этих классах продукцию российским типографиям предлагают 9 компаний-производителей, одна из которых — российский Центр информационных технологий (ЦИТ). Отечественная фирма и два западноевропейских разработчика — немецкая Baier и итальянская Cicrespi — составляют конкуренцию азиатскому большинству: Aurora, Jinggang, Ever Bright и Vektor базируются на просторах бывшей Поднебесной, а Tae-Chang Machinery и Space Lab Enterprises — в Южной Корее и Гонконге, соответственно. Диапазон цен широк: ручные станки — от 690 до 26 000 долл., полуавтоматические — от 2850 до 77 500 долл., куда попадают модели для самых простых работ и сложные агрегаты для изощрённых и крупнотиражных заказов.

«Ручник» или полуавтомат?

Наиболее популярны ручные станки, стоящие почти в каждой типографии. Они просты в эксплуатации, не требуют спецмонтажа и мобильны: могут устанавливаться на обычный стол. Это стандартный выбор начинающих полиграфических фирм, работающих с малыми тиражами. В большинстве они изготавливают представительскую продукцию — открытки, визитки, ежедневники… Заказчики — рекламные агентства. По истечении первых лет после освоения технологии и появления желания приступить к более серьёзным вещам, внимание менеджеров типографий переключается на полуавтоматические прессы.

Полуавтоматы чаще «приходятся ко двору» крупным предприятиям с полным производственным циклом, т. к. требуют больше средств и внимания, как правило, предназначены для напольного монтажа (кроме настольного SLE HP 1800 pneumo). Но не притесняют младших собратьев: «Ручные станки не менее востребованы — на них удобно работать с проблемными кожаными материалами и выпускать опытные образцы, направляя крупные тиражи на полуавтоматы, — говорит генеральный директор типографии "Кем" Валерий Макаров. — Очень пригодятся полуавтоматы при выполнении сложного многослойного тиснения». Не менее важен фактор производительности: в типографии «Мэйдж», например, настольный полуавтомат используется для изготовления визиток.

Стол должен быть удобным

Перед тиснением тиража необходимо провести тесты на совместимость материалов
Большая площадь рабочего стола определяет наличие направляющих балок, предотвращающих перекосы

Ручные и полуавтоматические станки выполнены по общей схеме, в составе которой четыре компонента — рабочий стол (на поверхность которого кладётся заготовка), нагревательный элемент («утюг») с клишедержателем (в ручных станках), механизмы перемещения фольги и прижимной механизм.

Тип последнего различен: в ручных это кулачковый механизм с рукояткой, в полуавтоматических — пневматический привод. Исключение — полуавтоматы Cicrespi 3550Т20 и 2535T8, в которых поступательное движение нагревательной плиты осуществляется пневматикой, а за передачу давления на материал отвечает гидравлический цилиндр: момент касания фиксируют контактные сенсоры. В работу полуавтоматического пресса оператор вмешивается, только чтобы уложить заготовку на рабочий стол. Некоторые модели этого класса (Cicrespi и Baier) помещены в защитный шкаф, иногда используется фотоэлектрическая блокировка (Cicrespi 3550Т20).

Рабочий стол бывает выдвижным или невыдвижным (стационарным). Первый вариант реализован во всех станках от Aurora, Baier и Cicrespi, Н-190, Н-200 и Н-250 от Ever Bright, в агрегатах TJ1, TJ4, TJ30, TJ9 и TJ28 от Jinggang, всех станках Tae-Chang Machinery, Vektor и ЦИТ. Второй — во всех машинах Space Lab Enterprises, Ever Bright Н-195 и в станках TJ5, TJ18 и TJ23 от Jinggang. Регулировка высоты стола при помощи винтового механизма предусмотрена в станках Ever Bright H-190, Jinggang TJ30, WT1-120/190/300, WT2-1(120/190), WT2-30 от Vektor, TJ5, TJ9 (A/B/C/D), TJ23 (A/B/C/D), TJ1, TJ4, TJ9, TJ12 от Jinggang и Space Lab Enterprises HP 1800 pneumo. Это позволяет оптимально расположить предметный стол с заготовкой и нагревательную плиту с клише. Регулировка, как правило, от нуля до максимальной высоты изделия.

Удобство выдвижного стола очевидно: исключён контакт рук оператора с рабочими поверхностями пресса, намного удобнее укладывать заготовку. Регулировка по высоте позволяет размещать на нём крупногабаритные заготовки.

Шире шаг!

Габаритный ассортимент заказов определяет указываемая в спецификациях максимальная высота изделия. Рекордсмен — станок TJ4 от Jinggang — 1000 мм. Но для основного состава станков диапазон 30—200 мм.

Важный критерий — максимальный рабочий ход клише, определяемый расстоянием, проходимым клише от начального положения до поверхности заготовки. Большее его значение важно для станков с невыдвижным столом, ибо определяет степень удобства оператора, размещающего заготовку между двумя рабочими поверхностями пресса, и точность её позиционирования. Диапазон величин рабочего хода для рассматриваемых ручных станков — от 18 (Cicrespi NL2535) до 180 мм (Ever Bright H-190), для полуавтоматических — от 28 (Baier) до 80 мм (Jinggang).

Точная подача

Неотъемлемый компонент любого станка — система подачи фольги. Во всех ручных и полуавтоматических моделях (кроме прессов ЦИТ, для которых его нужно заказывать отдельно) есть регулируемый (механический или автоматический) механизм перемотки фольги на заданную длину тиснения. В его составе протяжные валики и регулирующая длину подачи система. В ручных станках — это регулировочный винт, осуществляющий поворот находящейся в зацеплении с реечной планкой шестерни. Натяжение связанной с планкой пружины определяет длину протяжки фольги. Для прокрутки протяжных валиков почти во всех ручных станках — жёсткая механическая передача от устройства подъёма стола (фольга автоматически проматывается на определённую длину при поднятии рукоятки пресса). Среди исключений — Cicrespi NL2535, Jinggang TJ30, а также WT1-120/190/300 и WT2-210 от Vektor, оснащённые электроприводами, как в полуавтоматах.

Автоматическая перемотка с помощью электродвигателя — атрибут любого полуавтомата (кроме H-195 от Ever Bright и SLE HP 1800 pneumo с механическим приводом, как в ручных станках). Настройка шага — на пульте управления, где задаётся время перемотки, его определяющее. В некоторых полуавтоматах скорость перемотки регулируется (Baier, Jinggang). Хотя данный способ обойдётся дороже, он обеспечит стабильное тиснение и избавит от проблем ручной настройки шага.

Завершающая операция — перемотка остатков фольги в рулон с помощью нескольких валиков, обеспечивающих нужное натяжение, механически регулируемое винтами. Интересная особенность Geba A77/5: в лентопротяжный механизм вместо одного рулона фольги можно установить два маленьких, размещаемых в нужном месте. Это позволяет экономить фольгу при тиснении маленьких изображений на больших площадях. Чтобы фольга во время тиснения не деформировалась, для её охлаждения в полуавтоматических моделях Baier Geba используется вал с внутренним протоком жидкости.

Без смещения

Механизм регулировки шага позволяет сэкономить фольгу, исключая избыточную её перемотку
Система перемотки фольги должна обеспечивать необходимую силу её натяжения

Зачастую именно клише (см. «Инструмент для тиснения»), наряду с искусством оператора, определяет качество тиснения. Важен и механизм его крепления, определяющий удобство работы и диапазон его допустимых размеров. В ручных станках клише крепится на клишедержатель клеем либо двухсторонним термоскотчем, что позволяет быстро менять его, не дожидаясь остывания пресса. Это важно при малотиражных заказах. Для захвата клишедержателя на «утюге» имеются разводимые в стороны зажимы (наподобие перевернутых вниз тисков). В полуавтоматических моделях, где смена клише производится не так часто, оно с помощью термоскотча крепится непосредственно к нагревательной плите. Снимают его нагревом «утюга» или обычным ножом.

Как рассказал заместитель генерального директора типографии «Канцепт» Андрей Журавлёв, при установке на термоскотч штамп порой смещается, так что лучше пользоваться обыкновенным клеем «Момент» (макс. температура тиснения фольгой — 200-250 °С). Для изменения площади тиснения в станок можно устанавливать клишедержатели разных размеров. Поэтому при покупке лучше сразу оговорить заказ требуемого их ассортимента.

Точно в яблочко

Параметр «точность тиснения» не включается в спецификации. Рекомендуемая технологами и достигаемая опытными операторами точность при работе с бумагами на ручном и полуавтоматическом оборудовании — 0,1 мм. Иногда, при простых плашечных работах, заказчик не будет возражать против 0,5 мм. Та же цифра, отмечает Журавлёв, при работе с объёмными изделиями (например, кожаными ежедневниками): «Опытный печатник должен разбираться в расходных материалах, оценивать их совместимость с фольгой, правильно выполнять приводку и быстро настраивать параметры тиснения». Типичная процедура приводки — позиционирование заготовки на столе с помощью двух наклеиваемых на него упоров (например, из пластика).

Давить в меру

Спектр «способностей» станка для горячего тиснения определяют рабочие диапазоны усилия прижима и температуры нагревательного элемента.

Обрабатываемые материалы требуют разного давления прижимаемого клише. Его величина, в зависимости от модели, 200—4000 кг (с шагом 10 кг) для ручных и 300—20 000 кг (1 кг) для полуавтоматических. Диапазон достигаемых усилий определяет перечень материалов для обработки: для тиснения визиток хватит 200 кг, для дерева или пластика — свыше 2000 кг. «Адгезия у пластика намного ниже, чем у бумаги, поэтому для прочного крепления фольги необходимо давление около двух тонн»,— отмечает Журавлёв.

При тиснении плашечных областей нужно большее давление, чем при работе со штриховыми сюжетами. То же и для бумаг из вторсырья, волокна которых сильно сжаты. Влияют на силу прижима сложность создаваемого изображения (процентное соотношение заливок и тонких линий) и его размер: при обработке формата А3 неплохим подспорьем станет гидравлический привод полуавтомата 3550Т20 от Cicrespi (усилие до 20 000 кг).

Главное — не перегреться

Температура — наиболее ответственный и сложно настраиваемый параметр. Чем шире интервал плавно регулируемых рабочих температур, тем выше универсальность станка: каждый материал требует индивидуального подхода. Для бумаги — 100-130 °С, для кожи — 180-250 °С, кожзаменителя и пластика — 120-150 °С. Сильный нагрев (свыше 300 °С) — для тиснения (выжигания) по дереву (фольга такие температуры не выдерживает). Так что, выбирая станок, нужно либо знать перечень планируемых к обработке материалов, либо покупать универсальную модель с максимальным температурным диапазоном.

Если продукция простая (например, визитки), подойдёт аппарат с нагревом не более 200 °С (Baier, SLE, ЦИТ). При сложном ассортименте (от бумаги до дерева) есть смысл подумать о «более горячих» устройствах (до 400 °С и выше): H-190, H-195, H-250 от Ever Bright, TJ1 (A/B/C/D), TJ4, TJ18, TJ5, TJ12, TJ23 (A/B/C/D), TJ28 от Jinggang, WT2-1 (120/190), WT2-18, WT2-30 от Vektor. Регулировка температуры на ручном станке проводится оператором с помощью поворотной шкалы с делениями (стандартный шаг 10 °С). На полуавтоматическом — программируется в электронном блоке с шагом 1 °С.

«Золотые» секунды

Наряду с правильно подобранными температурой и усилием прижима, огромную роль играет третий, не менее важный параметр процесса тиснения — длительность контакта клише с материалом. Определяется он, как правило, экспериментально, ибо официальных рекомендаций нет. При работе с фольгой на бумаге опытные технологи рекомендуют спринтерские режимы — не более 0,5 с; для кожи, кожзаменителя и фактурной бумаги — больше (определяется экспериментально, но не более 2 секунд). Макс. выдержка (до 10 секунд) — при контакте с деревом.

Технология настройки времени контакта в ручных и полуавтоматических станках, естественно, разная. Последние оснащены электронным блоком с дисплеем, куда выводятся значения параметров тиснения (давление, температура, время прижима), и таймером (стандартный шаг 0,5 с). «В ручных станках время прижима определяет рука печатника, что не обеспечивает стабильности тиснения от образца к образцу, — говорит Макаров. — В полуавтоматах же, благодаря программированию, оно одинаково на каждом цикле».

Технологические нюансы

Покупка станка для горячего тиснения решает многие задачи. Одно из условий успешной его эксплуатации — наличие или постепенное приобретение технологического опыта. Хотя станки универсальны, позволяют работать с широким спектром материалов (от тонких открыток до деревянных поверхностей), каждый потенциальный носитель «золота» своеобразен, а порой и непредсказуем.

Первые претенденты на роль «недотрог» — фактурные бумаги, кожзаменители, некоторые переплётные материалы, покрытые традиционным УФ-лаком поверхности (сегодня уже разработаны специальные, предназначенные для последующего тиснения УФ-лаки). Выбор бумаги также влияет на конечный вид тиснёного изображения — её пористые сорта с 25% и 100% содержанием хлопка могут сделать фольгу тусклой.

Частые дефекты — плохая укрывистость, неустойчивость к истиранию. Как всегда, универсальных рецептов нет. Когда в типографии «Мэйдж» фольга не ложилась на фактурную бумагу (рекомендаций производителя не было), проблему решило её дополнительное увлажнение.

Конечно, важны опытный печатник, надёжность техники и её правильная эксплуатация. В отделочном цехе «Шварц Медиа XXI век» два года бесперебойно работают три ручных пресса ТС-800 от Tae-Chang Machinery. Два таких же станка — в типографии «Канцепт». Претензий нет, разве что, по словам Журавлёва, часто приходится менять крошащуюся термоизоляционную прокладку. Типография «Кем» имеет положительный десятилетний опыт эксплуатации двух ручных и двух полуавтоматических станков Baier, Kurz.


Автор выражает глубокую признательность специалистам фирм «Бронко», «Геликон», «Нисса Стенс Арт», «Нисса Центрум», «Ориентал Принт», «Офисная полиграфия», «Славпринт», «ТампоТрафарет», «ЦИТ», а также руководителям типографий «Канцепт», «Кем», «Мейдж», «Шварц-Медиа XXI век» за помощь, оказанную при подготовке статьи.


С фольгой или без

Тиснение — перенос изображения на запечатываемый материал посредством температурного воздействия, в результате которого меняются форма и характер поверхности материала, иногда цвет. Для работы с упаковкой и этикеткой, как правило, используется лишь одна его разновидность — плоское тиснение. Более редкое объёмное (многоуровневое или конгревное) выполняется как фольгой, так и без неё. Результат конгревного тиснения может быть выпуклым (эмбоссирование) или вдавленным (дебоссирование). Одноуровневое тиснение без фольги называют блинтовым. Оно самое простое по технике исполнения и наиболее распространено, применяется для оформления открыток, упаковки, этикеточной продукции. Часто используется при подготовке неоднородного по высоте материала перед тиснением фольгой. Не рекомендуется при работе с картонами толщиной менее 1,25 мм или материалами с припрессованной плёнкой, нанесённым лаком.

Фольгой не рекомендуется тиснить тонкие контуры (толщиной менее 0,3 мм) на границах сопряжения цветовых областей. Не следует выполнять тонкую обводку контуров тиснения элементами отпечатанного изображения.


Шестислойная красота

Фольга для горячего тиснения — многослойный материал, число слоёв которого определяется его назначением.

О сложности изготовления фольги для тиснения можно судить по схеме. Максимально возможное число слоёв — 6. Сверху полиэстровая основа, на которую последовательно наносятся разделительный и красочный (лаковый) слои. Первый, под воздействием температуры и давления, отделяется, обеспечивая перенос остальных на требуемый материал (при переносе плавится и испаряется). Красочный слой, помимо придания фольге цвета, имеет защитную функцию. Специальный слой для голограмм — для голографической и дифракционной фольги. Металлизированный — для глянца или зеркального эффекта. Активируемый давлением и температурой клеевой (грунтовочный) обеспечивает закрепление остальных слоёв на поверхности носителя. Его повреждение слишком высокой температурой ухудшает качество тиснения, снижает глянец. Низкая температура, наоборот, не даёт фольге качественно закрепиться на материале. Соответственно, каждый тип фольги имеет свои температурные показатели.


Инструмент для тиснения

Для изготовления клише используются цинковые, медные, магниевые, латунные пластины и фотополимерные композиции. Первые два материала из-за проблем с экологией применяют редко. Латунные годятся для всех видов горячего тиснения — плоского, блинтового и конгревного, имеют высокую тиражестойкость (от 100 тыс. отт.), позволяют тиснить тонкие линии до 0,03 мм, изготавливаются на гравировальных аппаратах.

Магниевые — более мягкие, предназначены для плоского и блинтового тиснения, тиражестойкость от 10 тыс. отт., минимальная толщина линий 0,15 мм. Производятся травлением или гравировкой. В то время как магниевые и латунные — сфера исключительной компетенции специализированных фирм, фотополимерные формы можно изготовить в «домашних условиях». Процесс идёт в экспозиционных камерах, часто приобретаемых для участков тампонной печати. Эти формы — самые мягкие, выдерживают температуру до 180 °С, небольшая тиражестойкость ограничивает их применение простыми работами. Единственный плюс — быстрота изготовления.

Журавлёв вообще не рекомендует фотополимерные клише для тиснения фольгой и блинтового (см. врезку «С фольгой или без»), советуя магниевые или латунные. Не годятся они и для такого капризного материала, как кожа. Тут наилучший вариант — латунные штампы. В типографии «Канцепт» полимерные штампы используются для изготовления конгревных пар (матрицы и патрицы)

Основная сфера использования фотополимерных клише — малотиражные заказы (например, визитки). «Однако, — говорит генеральный директор типографии "Мэйдж" Ольга Бушуева, — они непригодны для капризных фактурных бумаг. Тогда стоит вспомнить о магниевых или латунных клише».


Ручные прессы для горячего тиснения

Полуавтоматические прессы для горячего тиснения

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus