2005.05.05, Автор: Елена Демьянова9400 прочтений

Красочный коктейль

Теги: Краски Краски, лаки, чернила, клей, тонер Publish

Цвет - это больше, чем излучение с определённой спектральной характеристикой. В полиграфии цвет - цель и фетиш.

Цвет — это больше, чем излучение с определённой спектральной характеристикой. В полиграфии цвет — цель и фетиш. Когда фирменному, любимому и хранимому как корпоративное сокровище цвету становится тесно в полиграфической триаде, появляется необходимость в смесевой краске. Как организовать участок смешения краски в типографии?

Любое полиграфическое предприятие когда-нибудь заказывало смесевые краски. И у каждой типографии есть свой список фирм, их изготавливающих, — нужно только позвонить, назвать номер краски, количество, поинтересоваться ценой и… набраться терпения. Потому что ждать заказ придётся, как минимум, сутки. Стандартный срок доставки в Москве — 1-3 дня. Само изготовление может занять час, но клиент должен приехать за ней, а если на улице мороз, то краску придётся несколько часов акклиматизировать — ещё один день прошёл. В регионы краска может ехать и неделю. Об оперативности говорить сложно…

Поставщики оборудования для смешения красок считают, что особенно остро вопрос стоит именно в регионах. «Многие известные мне крупные московские типографии отказались от собственных участков смешения красок, — говорит Андрей Бирулин, менеджер по продажам красок Sicpa. — Гораздо проще заказывать её на стороне. А вот крупным региональным типографиям действительно необходимы станции смешения».

Основной сегмент полиграфической индустрии, заинтересованный в собственных участках смешения красок, — крупные офсетные и флексографские типографии. С учётом разного объёма производства и специфики красок для разных способов печати выделяются несколько вариантов оснащения такого участка, но принципиальный состав комплекта оборудования всегда один.

Список покупок

Во-первых, нужно понять, «сколько вешать в граммах» каждого колоранта, т. е. рассчитать рецептуру краски. Для этого есть специальное ПО (Ink Formulation от Gretag Macbeth или Color Master от X-Rite). Понадобятся точные весы, чтобы отмерить количество каждой составляющей. Не обойтись и без пробопечатного станка или, по меньшей мере, набора аппликаторов — ручных валиков для проверки полученного цвета. Далее — само устройство для смешивания — от настольного миксера до промышленной установки, по размерам сравнимой с большой печатной машиной. Рассмотрим всё по порядку.

Как посчитать цвет?

В сердце технологии смешения красок — программа, рассчитывающая рецептуру. Принцип действий прост: на вход подаётся информация о требуемом цвете и параметрах краски, результат — выраженная в граммах рецептура.

Образцы базовых красок, разбавителей и добавок (в лаборатории Windstar Grap- hics) — из них мешают цвета на пробу

Для начала нужно определить, в какой колориметрической базе данных, или ассортименте, будет производиться расчёт. Каждый ассортимент — это отдельная система координат для расчёта определённого вида краски. Для офсетных обычно используется 1-2 ассортимента: ведь офсетная краска стандартна по характеристикам, добавки и разбавители, в случае необходимости, вводятся в неё печатником. Во флексографской печати ситуация противоположна: разнообразию красок для разных целей нет предела — для бумаги, плёнки, картона, более или менее вязкая, водная или спиртовая… Для каждого варианта есть свой ассортимент. Кроме того, у каждого поставщика красок может быть отличный от других ассортимент базовых красок. Например, в системе Irocart от Sun Chemical 23 базовых цвета. «Благодаря большему количеству баз и их повышенной интенсивности Irocart обладает раширенным цветовым охватом. Система содержит дополнительные стойкие базы, что позволяет увеличить диапазон изготавливаемых смесевых красок, со свето-, термо- или химической стойкостью, — рассказывает Сергей Красавцев, начальник отдела технического сервиса российского отделения Sun Chemical. — У нас нет отпечатанных каталогов-вееров, и в них нет необходимости, так как мы работаем с компьютерными системами подбора цвета. Для коммуникации с заказчиком часто используются образцы цвета из каталога Pantone».

Итак, на вход системы нужно подать следующую информацию:

  1. требуемый цвет;
  2. запечатываемый материал (несколько листов для изготовления выкраски);
  3. лакирование (лак может влиять на цветовосприятие, и если предусмотрено его нанесение, то выкраски также нужно лакировать);
  4. способ печати;
  5. печатное оборудование (от скорости машины напрямую зависит вязкость флексографской краски, а от класса и возраста — толщина слоя, старые и новые машины работают с разными по толщине слоями краски, что также учитывается при создании рецептуры);
  6. Специальные свойства краски:
  • свето-, термостойкость;
  • стойкость к щёлочам, спиртам, органическим растворителям;
  • пониженная миграция;
  • отсутствие запаха и т. п.

На основе этих параметров выбирается база данных, которая будет использоваться при расчёте, и указывается, сколько краски нужно изготовить.

Теперь нужно измерить образец цвета (предоставленный заказчиком или выбранный из справочника по номеру) спектрофотометром — обязательной частью рабочего комплекта. Координаты цвета передаются в программу, она рассчитывает рецептуру, выдавая соотношение колорантов. «Программа никогда не заменит колориста и его опыт, это лишь инструмент, — считает Павел Новосельцев, менеджер по продажам X-Rite в России. — Результатом расчёта могут быть десятки рецептур, и лишь опыт колориста подскажет, какая будет оптимальной в данном случае». Опытный колорист готовит краски «на глаз» и попадает в цвет с точностью до 1-2 DЕ! Но таких примеров единицы, а точность нужна всем.

Сколько вешать в граммах

Теперь понадобятся весы (ориентировочная цена 3–5 тыс. евро). Для лабораторных весов нужна точность не менее 0,001 г, (для больших флексографских весов стандартная точность — 1 г). Попасть в цвет — целое искусство, и редко он получается с первого «замеса», поэтому при создании новой рецептуры расчёт производится для 5-10 г краски (на пробу). С помощью весов замешивают несколько граммов краски (офсетную растирают на стекле, флексографскую — в стаканчике) и наносят её на запечатываемый материал на пробопечатном станке или выкатывают анилоксом.

Ольга Знаменская, инженер Gretag Macbeth: «Пробопечатный станок должен быть автоматическим или полуавтоматическим; ручной бесполезен — важно нанести краску равномерно, а рука, как ни старайся, дрожит».

В России распространены пробопечатные станки IGT — С1, С1-5, С1-7 и С1-V, различающиеся максимальными размерами оттиска (35x200, 50x200, 70x200) и скоростью печати (0,3 м/с для С1-5 и 0,2–1 м/с для C1-V). Для нужд колористической лаборатории вполне достаточно младшей модели С1, она поместится на столе (300x650x400 мм, 35 кг) и обойдётся примерно в 10 тыс. евро.

Полученные выкраски снова измеряют спектрофотометром; программа сравнивает полученный цвет с заданным и выдаёт информацию о цветовом различии, подсказывая, сколько и каких колорантов добавить для корректировки цветового тона. Рекомендуется и просмотровой шкаф (2500 евро) — для визуального контроля в нормированных условиях освещения.

Через несколько итераций рецептура готова, теперь можно мешать краску в нужных количествах.

Миксер не для пирога

Миксеры для офсетных красок должны иметь мощный двигатель, чтобы справиться с вязкой краской

Оборудование начального уровня подойдёт для крупных офсетных типографий, часто использующих при печати смесевые краски в небольших количествах. Офсетные имеют высокую вязкость и для смешивания необходим мощный миксер. Он состоит из чаши для краски и установки с перемешивающим устройством. Чтобы тщательно перемешать краску, нужно не меньше 15-20 минут. Одна из популярных серий, предлагаемых в России, — Ink Mixer от немецкой Busch. Перемешивание краски происходит за счёт одновременного вращения контейнера с краской и вертикальных движений смесителя. Предлагается несколько моделей с различной ёмкостью контейнера (для 5, 12 и 20 кг краски). Для начала вполне достаточно настольной модели FM 5 на 5 кг — всего 480x285x510 мм и 22 кг, большое помещение не потребуется. По мнению Бирулина, неплох такой вариант: помещение 10-15 м2 с водопроводом и местом для хранения материалов, смывок и ветоши. Вытяжные устройства не обязательны, нужно лишь организовать специальный слив — не в водопровод. Лучше заказать дополнительные ёмкости и лопатки, чтобы не терять время на смывку между заказами (цена миксера с таким комплектом 7000 евро).

Стоимость всего комплекта ПО и оборудования для участка смешения офсетных красок от 30-40 тыс. евро.

Что касается времени изготовления краски — можно привести пример с участка смешения офсетных красок компании «ЯМ Интернешнл». «Процесс смешения красок занимает один час, — рассказывает Нина Друзьева, продукт-менеджер по расходным материалам «ЯМ Интернешнл». — В течение часа наш колорист на оборудовании может смешать 1 либо 2 кг краски по вееру Pantone Formula Guide. Некоторые типографии заказывают по 10 кг смесевой краски и в течение того же дня или на следующий день уже получают готовую краску».

Флексографские краски

Большие объёмы краски требуются для упаковочной индустрии. Огромные тиражи, частая печать только смесевыми красками: налицо все предпосылки для приобретения собственной станции смешения.

Для станции смешения флексографских красок потребуется много места

Оборудование для смешения красок флексографской и глубокой печати представляет собой установку с несколькими ёмкостями для базовых ингредиентов. Их количество зависит от потребностей типографии (12–48), оптимально — 12–15 компонентов, сами производители красок обычно используют больше.

Станции смешения для флексо- и глубоких красок делятся на два вида: для красок на водной и спиртовой основах. Оборудование для спиртовых красок должно быть защищено от света и выполнено из спирто- и пожаростойких материалов (нержавеющие трубы, шланги). Неудивительно, что стоят станции существенно дороже: 30-80 тыс. евро за комплект для водных красок, 40-150 тыс. евро для спирторастворимых, а промышленные станции, которые используют крупные производители красок, стоят до 200–250 тыс. евро.

По степени автоматизации станции разделяют на ручные, полуавтоматические и автоматические. Ручная станция смешения — набор ёмкостей, к каждой присоединён шланг с дозирующим пистолетом на конце, как на автозаправке. За количеством компонентов в смеси следят по показаниям весов (один из ведущих производителей — немецкая компания Sartorius), на которых установлено ведро или банка для краски. В полуавтоматических и автоматических станциях бочки с колорантами и добавками соединены шлангами с дозирующими клапанами, под которыми на весах помещается тара для краски. Разница лишь в способе управления клапанами: механический пульт либо компьютерная система, следящая за дозировкой и количеством краски.

После дозировки краску необходимо перемешать — поскольку она жидкая, достаточно несложного устройства, работающего по принципу миксера или дрели, которое устанавливается отдельно или в линию.

Производителей подобного оборудования не так уж много. Наибольшую известность заслужили марки FЭll, GSE, Ink Maker, Inovex, Rexon, Stork, Swesa.

Ультрафиолетовый микс

Аналогичное оборудование предусмотрено и для УФ-отверждаемых красок. Основное отличие — герметичные ёмкости (иначе кислород может инициировать окислительную полимеризацию краски). Чтобы в краске не образовывались плёнки, нужно организовать циркуляцию краски в бочках. Шланги, соединяющие ёмкости с клапанами, должны быть непрозрачными. В России таких систем пока нет — не в последнюю очередь из-за сложности технологии, которую нужно неукоснительно соблюдать.

Где купить?

Собственных представительств в России у производителей станций смешения нет — оборудование такого масштаба покупается редко. Связующим звеном между заказчиком и фирмой-поставщиком выступают производители красок — ANI Printing Inks, Sicpa, Sun Chemical, «Танзор Франс» и др., а также некоторые поставщики полиграфического оборудования — Itraco, «ЯМ Интернешнл». Широко распространены системы голландской компании Stork. Для водо- и спирторастворимых чернил предназначены системы Colorsat Slim 20 (может быть укомплектован 20-ю ёмкостями для колорантов объёмом 25 л), полностью автоматизированный Colorsat Compact (две вариации: M16 для 16-ти компонентов и M32 — для 32-х). Интересное решение — компактная станция смешения Colorsat Desktop (до 16-ти компонентов) для водных или УФ-красок. Производительная система Colorsat Mixpoint M 64 (до 64-х компонентов) предназначена для очень больших объёмов производства и подойдёт для всех видов флексографских красок, в т. ч. УФ-отверждаемых.

Станции смешения от немецкого производителя Fu..ll (пожалуй, самого опытного на рынке) производятся индивидуально на заказ в соответствии с требованиями клиента.

Доступно на российском рынке и оборудование английской фирмы Inovex. Системы AquaBlend предназначены для водных красок и позволяют смешивать 10–16 компонентов. Для спиртовых красок предназначена серия ColorBlend (12–18 компонентов), максимальное количество готовой краски — 20 кг. Есть вариант и мощнее — ColorBlend 36 позволяет смешивать до 36-ти компонентов и получать до 200 кг краски за один замес. UltraBlend — для УФ-красок: до 24-х компонентов и 10 кг готовой краски.

Дополнительные устройства

Принтеры для печати самоклеящихся этикеток автоматически разместят на наклейке цвет, номер партии, вес краски, дату и время смешения и другую информацию. Продвинутый вариант — сканер штрих-кодов — подойдёт для автоматизации управления складом красок и остатками. Можно приобрести устройства непрерывного перемешивания для УФ-красок и забора исходных компонентов.

Цифровой пантон

Имея такой комплект оборудования, можно самостоятельно изготавливать множество «смесевых тонеров» для ЦПМ HP Indigo

Некоторым цифровым печатным устройствам тоже нужны смесевые краски. Система смешения для ЦПМ Indigo — HP Special Inks Service — включает ПО для расчёта рецептур, в т. ч. специальных материалов, и создаёт тонер 1089 цветов, что равноценно 97% цветового охвата Pantone. Краска изготавливается и на заказ (минимальное время доставки по Европе — 3 дня для стандартных цветов и 5 дней для тонера, требующего новой рецептуры). Предлагается и система для самостоятельного смешения IndiChrome Ink Mixing System — компактное настольное устройство, позволяющее получить требуемый цвет из 11-ти базовых. В комплект входит измерительное оборудование от X-Rite и необходимое ПО.

Специальные цветовые системы есть у Xeikon, Kodak Versamark, KPG и других производителей ЦПМ, они позволяют использовать не только тонеры CMYK, но и специальные цвета. Однако оборудование для самостоятельного их смешения не предусмотрено. «Pantone-чернила изготавливаются только Kodak Versamark под заказ, никаких вариантов самостоятельного их смешивания владельцем машины нет. Состав компонентов чернил достаточно сложен, высоки требования к однородности, поэтому обеспечить выполнение этих условий непосредственно на месте работы ЦПМ нельзя», — объясняет Тимур Артыков, компания Unigraphica.

Заключение

Итак, теоретический материал пройден, предмет разложен на классы и виды, остался лишь вопрос — быть иль не быть?

На этот счёт существуют разные мнения. Да, есть некоторая экономия по затратам на краску, ведь смесевая существенно дороже триадной. Для офсетных, смешиваемых из базовых красок Pantone, цена зависит от конкретного номера, точнее, от того, какие из 14-ти базовых красок будут входить в её состав. Purple, Rhodamin, Reflex, Blue 072 стоят дороже, чем другие базовые, значит, если они входят в требуемую краску, цена будет выше. Однако цена техники и ПО, зарплата колориста, стоимость помещения сведут разницу в издержках к минимуму.

Предсказуемый и стабильный результат — ещё один пункт в пользу собственного участка краскосмешения. Правда, есть контраргумент: непостоянство входного материала. Цветовое различие двух разных партий колорантов в 5-6 DЕ встречается сплошь и рядом, это норма жизни. В готовой краске эта разница станет ещё заметнее. Чтобы учесть отклонения, нужна полноценная колориметрическая лаборатория.

«За» и «против» много. Станция смешения красок — дело полезное, но простого решения проблемы, к сожалению, не предоставляет. К этому нужно быть готовым и не надеяться, что нажатия одной кнопки достаточно для осуществления сложного процесса.


ПО для расчёта рецептур красок

В основе любой программы для расчёта рецептур красок — информация о «поведении» базовых красок (колорантов) при различной концентрации пигмента. Например, при создании новой базы данных для каждого колоранта изготавливаются разбелы — выкраски базового цвета, разбавленного белилами в разных пропорциях.

Наиболее известны программы Ink Formulation от Gretag Macbeth и Color Master от X-Rite. Задача у них одна — преобразовать входные данные о цвете в рецептуру краски.

ПО для расчёта рецептур позволяет графически отображать разницу между требуемым и полученным цветом

Ink Formulation состоит из трёх частей: базы данных, математической части и интерфейса. Программа построена по модульному принципу и доступна в нескольких вариантах. Версия Formula Search (719 евро) предназначена для поиска ближайшего ранее записанного рецепта из базы данных с минимально возможным цветовым отклонением, самостоятельное создание ассортиментов невозможно. Вариант PrinterBasic (7000 евро вместо со спектрофотометром или 4000 евро — без) — экономичная система, позволяющая получать требуемый цвет, работая с ассортиментами поставщика красок. Комплект включает один из приборов Spectrolino или SpectroEye (не может быть дополнен некоторыми модулями). Решение оптимально для предприятий коммерческой печати, которые не заинтересованы в установке собственной полноценной колористической лаборатории. Следующий уровень — Satellite (8000 евро). Это базовая программа для расчёта рецептур прозрачных красок для офсетной, флексографской, глубокой и трафаретной печати. Модуль определения ассортимента не предусмотрен. Если он необходим, то подойдёт Ink Formulation 4.2 (11 000 Евро), в котором предусмотрена работа с ассортиментами (создание, импорт, экспорт и удаление), расчет рецептур и работа с подложками. И, наконец, версия Online (24000 евро) — это новое сетевое решение для производителей красок с возможностью предоставления доступа своим клиентам к централизованной базе данных колористических формул через Интернет. Существуют несколько модулей: вязкости, кроющей способности, расчета базовых материалов, передачи данных по электронной почте, связь со станцией смешения, каждый из которых может быть установлен(при необходимости) на любом уровне программы.

У программы Color Master пять конфигураций: Quality Assurance I и II (1890 и 3880 долл.) предназначены только для анализа цвета — здесь доступны измерительные функции, статистическая обработка данных, графическое представление результатов; Formulation Master I, II и III (9140, 11 240 и 17 540 долл.) — для расчёта рецептур. Первый уровень позволяет пользоваться готовыми БД (полная версия включает модуль создания собственных БД) и изменять состав колорантов. Сетевой версией можно пользоваться с нескольких локальных компьютеров; веб-версия полезная для общения филиалов фирм-производителей красок. Такой вариант используется, например, компанией Akzo Nobel Inks: ПО установлено на главном сервере, а все мировые филиалы пользуются программой через Интернет.

Для удобства спектры образцов и красок в обеих программах могут быть представлены графически, есть отображение в системе координат Lab и другие способы представления.

Можно ли точно предсказать расход краски на тираж? Сложно. Часто после печати в банке остаётся немало краски… Обе программы учтут остатки и подскажут, что при составлении рецепта можно использовать материал, сохранившийся после вчерашнего заказа. Экономия налицо.

Отдельная тема — работа со сложными материалами: металлизированными и перламутровыми бумагами, красками с эффектом хамелеона и т. п. Обычный спектрофотометр с геометрией измерения 45/0 или 0/45, измеряющий цвет под одним углом, здесь не подойдёт, ведь краски с эффектом меняют свойства в зависимости от угла просмотра. А на структурированных материалах освещение под одним углом создаёт тени, воздействующие на измерения. Проблема решается спектрофотометром со сферической геометрией измерения (SP60, 62 и 64 от X-Rite, вся серия Color Eye от Gretag Macbeth) — здесь свет отраженный под практически любым углом собирается сферой в апертуре считывающего устройства, и влияние структуры и бликов нивелируется. Но практики работы с такими приборами в полиграфии ещё нет. «Пока эти разработки нельзя назвать готовым решением для полиграфии, — считает Красавцев. — Металлизированные краски и краски на металлизированных подложках приходится мешать на глаз».


Умные весы

Без весов при смешении красок не обойтись. Удобное устройство для небольших объёмов офсетных красок предлагает Pantone: это не просто весы, но и встроенный компьютерный аналог веера Formula Guide. Достаточно ввести номер цвета, количество краски и следовать указаниям весов: на дисплее высвечивается, сколько и какой базовой краски нужно положить в банку (или удалить, если колорист отмерил больше, чем нужно).


Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Олега Музанова (DTB), Ольгу Знаменскую (Gretag Macbeth), Сергея Бочкарёва и Сергея Красавцева (Sun Chemical), Андрея Бирулина (Sicpa), Андрея Попова (Windstar Graphics), Павла Новосельцева (X-Rite), Антона Переходу («Апостроф-Принт»), Дмитрия Токманцева и Нину Друзьеву («ЯМ Интернешнл»), а также представителей компаний ANI Printing Inks, «Нисса», «Танзор Франс» и «Электрограф Инк».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • О бумаге и путях повышения эффективности полиграфии

    Состоявшийся 13 и 14 октября в подмосковном пансионате «Клязьма» «Первый всероссийский полиграфический форум» дал руководителям типографий неплохое представление о рынке бумаги и богатую пищу для размышлений в части способов повышения эффективности производства.

    Организаторы мероприятия — «ОктоПринт Сервис», «хубергруп РУС», «КБА РУС» и ТД «Папирус-Столица» — объявили его темой повышение эффективности полиграфического производства в условиях современного рынка. Фактически форум оказался разделён на два смысловых блока. В первом выступали представители производителей — поставщиков бумаги ТД «Папирус-Столица», говорившие главным образом о своих продуктах и рынке бумаги. Что касается практических вопросов повышения эффективности полиграфии, то их затронули во втором блоке производители оборудования и поставщики расходных материалов.

     

  • Трудности высокореактивного перехода

    Освоение новых технологий — всегда тяжкий труд. Но он может превратиться в удовольствие, если учесть уже имеющийся опыт. В своей статье я расскажу о трудностях, которых можно избежать, при переходе на популярную технологию печати высокореактивными УФ-красками.

    Печать высокореактивными УФ-красками (далее для краткости — ВР-краски) — одно из самых перспективных направлений в офсетной печати во всём мире. И это несмотря на то, что в отрасли прослеживается отчётливый спад. Уже много написано о преимуществах и недостатках этого направления, ведутся жаркие дебаты. Но смело можно говорить о том, что преимуществ больше, чем недостатков, и российские типографии весьма активно внедряют у себя эту технологию.

     

  • Электрокраски *
    Печатная электроника в 2013 г.: самые яркие события.
  • Краски-2013: итоги и перспективы *
    Для производителей полиграфических красок 2013 г. оказался хорошим, а в центре внимания оставались краски для упаковки, струйной и УФ-печати.

comments powered by Disqus