101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Спасите наши буквы, или Право на алфавит

  • Рустам Габбасов
  • 2 марта 2005 г.
  • 11094
Шрифтовое право в России: обсуждаем правовые особенности использования шрифтов и нюансы, связанные с разработкой новых начертаний.

Для начала

В Интернете есть сообщество людей, обменивающихся шрифтами. При внезапной необходимости получить тот или иной шрифт человек просит поделиться — и ему присылают нужный файл. Сообщество очень популярно в среде суетливых молодых дизайнеров и просто любителей «побаловаться» с начертаниями модных, но, к сожалению, небесплатных шрифтов.

И вот модератор упомянутого шрифтового сообщества (назовём его Usacheff) в очередной раз выложил всю гарнитуру, к примеру, Myriad, включающую все начертания: Bold, Light, Condensed и т. д. Счастливая аудитория дружно скачивает сей «подарок», еле успевая бросить на ходу слова благодарности. За этим наблюдает модератор (допустим, Jakovleff) другого сообщества *, тоже посвящённого типографике, но совершенно иного по духу. Модератор против пиратства, следит за сообщениями в своём форуме, кроме того, сам является шрифтовым дизайнером. Не сдержав накопившейся злобы и раздражения против творящегося беспредела, но понимая ситуацию, он бросает довольному Usacheff пару коротких, но ёмких фраз с финальным «…головой думать надо». Попытки последнего объяснить свои действия приводят лишь к окончанию спора, но вовсе не к миру и согласию.

Чего кипятиться? Обычное дело: да, выложили шрифт, а народ будет использовать его в личных целях и из корыстных побуждений. Так и должно быть — как с любым софтом, от ОС до самой ничтожной (но не бесплатной) программой для неё. Любопытно, что люди, на определённом этапе жизни (и уровне дохода) начавшие понимать смысл покупки ПО, до резона покупать шрифты не способны дойти в принципе. Возникает желание разобраться с правовыми аспектами шрифтового дизайна и использования шрифтов. В Европе источников достаточно, в России — ничтожно мало. Но и они проясняют ситуацию.

Я — пользователь

Кем же будет считаться человек, попадающий под законодательство в области шрифтового права: пользователем или разработчиком? Это важно: если вы дизайнер шрифта, придётся разобраться с нюансами, которые явно нигде не прописаны. Начнём же мы пока с чего попроще…

Пожалуй, шрифт можно сравнить с программой. В то же время, это произведение искусства и интеллектуальная собственность. Её охраняют законы страны, где она была создана. Именно «Закон об авторском праве» (далее — ЗОАП) определяет, что можно и нельзя пользователю, собравшемуся стать владельцем шрифта. Нет смысла рассматривать всевозможные «Акты о дизайне», «Конвенции о дизайне» и прочие международные системы.

В России они не дополняют наше законодательство * и ЗОАП является правовым институтом, обеспечивающим защиту шрифта (патентное право и коммерческую тайну затрагивать не будем).

Авторское право возникает в тот момент, когда произведение создано. А когда произведение подписывается автором, право «осуществляется» (термин из документа).

К примеру: дизайнер рисует шрифт, оцифровывает его и подписывает, чтобы потом доказать авторство. Появляются два варианта объективного существования фонта *, а значит — два варианта отношений пользователя со шрифтом.

В игру вступает система лицензирования, определяющая использование шрифта. Это важный момент, поскольку нелицензированный шрифт прямиком попадает под Статью 18 ЗОАП, а в случае лицензированного шрифта пользователь начинает играть уже не по правилам ЗОАП, а согласно лицензии или договору, составленному фирмой-продавцом на основе закона.

Шрифт не лицензирован Статья 18 ЗОАП допускает без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях. Воспроизведение в нашем случае — обыкновенное сохранение фонта на личный жёсткий диск. Автор, опубликовавший шрифт на своей странице, обнародовал его правомерно *. А что значит, «шрифт не лицензирован»? Под этим я понимаю не просто текст лицензии (условия использования нелицензированного шрифта, указанные автором, не есть лицензия). Лицензированный шрифт означает, что права на него переданы фирме, которая выплачивает автору процент от продаж шрифта.

Получается, всё написанное автором — ерунда? Нет, конечно. Есть имущественные права (Статья 16 ЗОАП): автор вправе запретить скачивание фонта вообще, запретить копирование и распространение уже скачанного фонта, разрешить его продавать, запретить распечатывать весь набор глифов и показывать их на выставке. Всё это несущественно, потому что всего этого не пишут: фонт выкладывается на странице именно для публичного с ним ознакомления.

Если о каком-либо действии из Статьи 16 специально сказано автором шрифта, пользователь обязан подчиниться. Однако, несмотря ни на какие акценты автора или их отсутствие вообще, вы в любом случае вправе, не платя денег автору и не спрашивая его разрешения:

  1. скачать шрифт;
  2. использовать его только в личных целях. Например, набрать им Конституцию и, распечатав её, развесить на стенах.

И всё! Согласно ЗОАП, больше ничего делать нельзя. Отослать шрифт другу (репродуцирование) — запрещено (только если автор, используя свои имущественные права, разрешает это делать). Вывесить его у себя на сайте и написать, что автор — Я, также запрещено (нарушение Статьи 15 ЗОАП, говорящей о личных неимущественных правах автора). Пользователю, просто скачавшему бесплатный, нелицензированный шрифт, запрещено всё, кроме использования его в личных целях. Остальное — с согласия автора и на основании дальнейших договорённостей.

Доступный для воспроизведения и некоммерческого использования шрифт Lido, распространяемый чешской словолитней StormTyp (www.stormtype.com/free.html); шрифт Пушкин, доступный на сайте фирмы «ПараТайп» (www.paratype.ru/ru/default.asp? page=/ru/shop/free/default.asp) — примеры бесплатных шрифтов, использовать которые без проблем можете вы и человек, их приславший. Никто не спросит, как этот шрифт попал к вам на компьютер, поскольку условия его распространения чётко описаны автором — бесплатно! А если сказано, что это не-shareware шрифт? Можно смело считать, что для вас он по закону может существовать лишь после приобретения лицензии. И это уже второй вариант отношений пользователя и шрифта.

Шрифт лицензирован На сайте организации TypeRight *, созданной для защиты прав авторов шрифтов, есть такой вопрос: «Разве можно поставить копирайт на алфавит?» (Arguments Against Copyright Protection of Typefaces and Our Responses, Patricia Lillie, www.typeright.org/feature3.html). Кто запретит мне использовать 33 буквы, которые я выучил ещё ребёнком?! Ответ прост: никто никогда и не пробовал «закопирайтить» алфавит и не будет этого делать. Под защиту закона попадают интерпретации алфавита — оригинальные варианты написания букв, придуманные человеком, художником. Как и с нотами: не их продают вновь и вновь, а новую и оригинальную музыку, на основе нот. Владелец (читай, автор) шрифта может (согласно ЗОАП РФ) передать право на использование своих знаков кому угодно. Это и называется лицензированием. В соответствии с договором, автор шрифта или обладатель лицензии (лицензиар) * получает процент от продаж шрифта. Получается, что система лицензирования — важнейшее условие существования шрифтового дизайна вообще.

Следует понимать, что пользователю придётся покупать вовсе не шрифт сам по себе, а лицензию на его использование. Ситуация соответствует покупке ПО. Нельзя сказать, что шрифт стоит дорого или дёшево, — это лицензия стоит дорого или дёшево; по обыкновению существует несколько её типов.

Что же можно обнаружить в тексте лицензионного соглашения (ЛС) на шрифты? Обращаюсь к опубликованному на сайте компании «ПараТайп». Прежде всего, раз запрещено репродуцирование интеллектуальной собственности по закону, люди, составлявшие лицензию, оперировали количеством рабочих станций или терминалов, на которых можно будет установить шрифт. Кроме того, учитывается количество выводных устройств для тиражирования информации. В соответствии с этим «ПараТайп» предоставляет 5 видов лицензий по разным ценам. Отличаются они лишь количеством компьютеров, на которые устанавливается шрифт, и принтеров, на которых его можно распечатать (от пяти терминалов — Базовая лицензия, до неограниченного количества — Корпоративная).

Что в них общего? ЛС запрещает копирование шрифтов на другие компьютеры. Если скопируете шрифт на компьютер друга или иной организации, это будет несанкционированным копированием. А правомерна лишь полная передача всего комплекта поставки шрифта с уничтожением его у себя на компьютере. Вот этого-то как раз и не происходило в примере, упомянутом в начале статьи.

Про любой шрифт на компьютере можно сказать, что он «пиратский» и закон нарушен, если нет 100% уверенности, что он имеет статус бесплатного. Либо шрифт распространяется бесплатно, либо согласно какой-либо лицензии (например, от производителя установленной ОС — ведь в комплект большинства из них входят шрифты *).

Обладание лицензионным, легально приобретённым ПО будет означать, что вы по праву используете шрифты, которые поставлялись вместе с ним. Характер их использования очевиден: шрифты предназначены для личных целей и нужд пользователя, но не могут распространяться ни бесплатно, ни за деньги. Шрифты, поставляемые вместе с ОС, могут считаться её частью — как отдельные библиотеки, системные файлы, необходимые непосредственно для работы системы, или же как прикладные программы, вроде Paint или «Блокнота», если речь идёт о Windows. Суть лицензии и покупки прав на использование шрифта заключается в защите дизайнеров и словолитен от людей, способных выдать их работу за свою, переименовать её и продать как собственный продукт. Как мне видится, ЗОАП направлен как раз именно на предотвращение подобных действий. Но и использование нелегальных шрифтов в коммерческой деятельности также попадает под закон.

Обратимся к лицензии упомянутой словолитни StormType: http://www.stormtype.com/ licenceCz.html. Во-первых, условия в ней практически те же, что в ЛС «ПараТайп», а главное — в конце встречается фраза: This Agreement will be governed by the laws of Czech Republic. Стоп! Здесь сказано, что, используя шрифт, вы подчиняетесь законам Чехии, а это уже большая проблема, связанная с отношением граждан разных государств и применимости прав к этим отношениям… Она разобрана в статье А. Белокрыса «По судам затаскают…», и пользователю шрифта следует о ней помнить.

Я — разработчик

Конечно, людей, занимающихся рисованием и приведением в цифровой вид алфавита, несравненно меньше, чем программистов, разработчиков ПО. Но графический дизайнер должен понимать законы построения букв, а сейчас цифровой дизайн сверхпопулярен. В связи с этим, а также с тем, что компьютерный век превратил процесс производства нового шрифта в минутное дело (безусловно, имея в виду процесс генерирования и распространения), права человека, решившего создать свой шрифт, обходить нельзя.

Ещё раз напомню, что в России нет понятия type copyright, и взаимодействовать следует с ЗОАП («просто copyright»), а также оглядываться на западные тенденции. Подозреваю, что пользователь, решивший стать автором нового шрифта *, прежде всего подумает о создании его на основе чего-либо готового. К примеру, откроет в шрифтовом редакторе купленный недавно ITC Beesknees и, изменив знаки шрифта, сгенерирует свой.

Здесь придётся столкнуться с новыми определениями, которые даёт упомянутый уже TypeRight. Это шрифты, попадающие под определения «revival font» и «derivative font». К этим названиям непросто подобрать русские аналоги, но я всё же попытаюсь. Шрифты класса revival — «возрождённые», т. е. созданные на основе нецифровых рисунков (начертаний знаков в старинных книгах, на обложках журналов, газет или просто нарисованных кем-то от руки). Одним словом, любые шрифты, которые по эстетическим, культурным или каким-либо другим соображениям имело смысл возродить в цифровом виде. Revival назовём «реконструкциями», а revival font — «реконструируемыми шрифтами». Derivative fonts — это производные шрифты, т. е. созданные на основе имеющихся, скажем, приобретённых. Начнём с реконструкций…

Реконструируемые шрифты Согласно поправкам к ЗОАП, вступившим в силу в июле 2004 г., придётся выяснить, истёк ли 70-летний срок (до этого было 50) прав на рисунки, по которым решено создать шрифт. Если нет, надо получить на них права и только после этого начинать работу.

На TypeRight есть дополнение, касающееся реконструируемых шрифтов: убедитесь, пожалуйста, что реконструкция, которую собираетесь создать, есть оригинальное творческое произведение, а не существующее уже в цифровом виде начертание. Иначе благие намерения о добавлении в «типографическую палитру» нового шрифта сведутся к разборке с таким видом шрифтов, как…

Производные Под понятие производных шрифтов попадает наш начальный пример (про переделку ITC Beeskness). Всё просто: следует считаться с лицензионными соглашениями на приобретённый шрифт. Снова обратимся к ЛС «ПараТайп»: «Если Вы создали собственные шрифты на основе купленных, то Вы вправе использовать их с учётом ограничений, указанных в Лицензионных гарантиях. Распространение таких шрифтов возможно только при наличии специального лицензионного соглашения с ParaType Inc.».

То есть лицензия запрещает создавать новые шрифты на основе купленных без специальных договорённостей, основываясь на Статье 25 ЗОАП.

Но у заказчиков шрифтов может возникнуть потребность добавить новые начертания в шрифт, например, создать дополнительное начертание Light. Тогда шрифт также будет считаться производным. Конфликта не возникнет, если заказчик шрифта законно приобрёл лицензию на шрифт-прототип: мелочи, из-за которых возникла необходимость модифицировать шрифт, будут оправданы, если только модификация не превратится в распространяемую вещь. Подобные действия со стороны покупателя лицензии можно считать приемлемыми *, поскольку не всегда разумно из-за двух-трёх недостающих знаков или неверного параметра в таблице кернинга беспокоить производителя шрифта.

Пару слов об автотрейсинге (создании контуров шрифта по нарисованным или отсканированным начертаниям). Автотрейсинг оригинального (доселе неопубликованного) начертания шрифта есть лишь шаг в производстве нового шрифта. Если же автотрейсинг заключается в обводке контуров уже существующего шрифта и последующих несущественных изменениях, это производный шрифт.

Переименование Переименовать шрифт имеет право лицензиар (обладатель лицензии). При этом использование должно быть ограниченным — в любом случае обладателю лицензии следует сверяться с ЛС.

А все они запрещают модифицирование шрифта с дальнейшей его продажей и т. п. На вопросы о модификации шрифта отвечает ЛС фирмы, у которой она была приобретена.

Новый, оригинальный шрифт Непросто определить, что же представляет созданный шрифт: оригинальное начертание или ремикс. Автор может отстаивать результат творческой деятельности и быть убеждённым в его новизне, но у посторонних легко возникнут претензии — «подобные знаки я видел: это Гельветика». Такие мнения, безусловно, не стоят ничего, если не являются прямыми претензиями.

Венская конвенция — документ, принятый 6 июля 1981 г. в Федеративной Республике Германия и призванный совместно с Актом о дизайне от 1976 г. защитить рисунки наборных шрифтов и обеспечить их международную регистрацию. Статья 2 раздела 1 (2) гласит, что стиль или образ шрифта предопределяет его новизну и индивидуальность. Шрифт является новым, если:

  • он неизвестен и не может быть известен специалистам, будучи зарегистрированным;
  • не обязательно новый, но оставался неизвестным в течение не менее 50 лет (время);
  • не обязательно новый, но все же неизвестен промышленным предприятиям соответствующей отрасли (индустрия);
  • не обязательно новый, но все же неизвестен в ФРГ (регион).

Однако на Венскую конвенцию можно оглянуться разве что для общего развития. Просто потому, что Россия не входит в число стран, документ ратифицировавших, — у нас нет аналогичной европейской охраны полиграфических знаков. Разработчику остаётся соблюдать ЗОАП и ориентироваться на первый пункт из Венской конвенции. Именно признание вашего начертания в кругу профессионалов может стать лучшей «регистрацией» шрифта в этом мире.

Кстати, о регистрации. В России есть организации, регистрирующие авторские произведения — смысл в возможности дальнейших доказательств прав на произведение. Рисунки шрифта также можно с успехом зарегистрировать. Но если всё-таки случится судебное разбирательство, авторам непросто защитить права — ведь требуется предоставить доказательства. Российское авторское общество (РАО) проводит депонирование (приём копий рисунков и эскизов) и регистрацию произведения и выдаёт автору соответствующее Свидетельство. Именно оно может быть использовано в качестве доказательства своих прав.

Вымышленные проблемы

Не хотелось бы завершать статью подобным заголовком, но из необъятного моря проблем, связанных с правом вообще, тонкости шрифтового права в России могут родить и вовсе «смешные», на первый взгляд, проблемы. Я специально их не затрагиваю, дабы не запутать читателя. Но всё-таки обрисую несколько нетривиальных ситуаций, связанных с использованием шрифтов.

  1. Клиент, уплативший за лицензию на использование шрифтов, решил напечатать рекламные буклеты, оформленные купленными шрифтами. Должна ли типография или студия графического дизайна, получившая от клиента задание и требуемые фонты, иметь на эти шрифты лицензию?

Безусловно, должна. В идеале вообще любой пользователь должен владеть лицензией на использование шрифтов. Если лицензия клиента не предусматривает случаев, подобных указанному, то типография тоже должна приобрести лицензию на шрифты. Или же клиент обязан приобрести две лицензии и одну передать сервису, с которым собирается работать, иначе шрифты будут считаться нелицензионными.

  1. Embedded fonts — это «включённые» или «присоединённые» шрифты, т. е. части файла, в котором они используются. Проблема в том, что их можно извлечь из этого файла, — по сути, любое ЛС * должно упоминать и этот вариант нелегального использования шрифтов. К примеру, фонт можно «встроить» в PDF-файл или «прикрепить» к сайту.

Думайте сами…

Я намеренно не вставал на точку зрения судьи, лишь систематизировал мнения, документы и законы, взглянув на них со стороны пользователя и разработчика шрифта.

У меня есть собственное мнение насчёт пиратства, но не считаю нужным вдаваться в рассуждения на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Статья имеет простую цель — прояснить ситуацию с правовой точки зрения, а вовсе не призыв к борьбе с пиратством: оно несет очевидный вред постепенно крепнущему в России шрифтовому делу, но искоренимо лишь на уровне сознания каждого человека — в первую очередь ответственного за массовое полиграфическое производство и далее — рядового пользователя или директора дизайн-бюро. Лозунг «Шрифт — товар не хуже других» не изменит общей картины на рынке шрифтов, как и попытки добиться правды через суд, но вот становление своего рода «хорошего тона», возникновение моды на эксклюзивное или законное владение шрифтовым материалом — в этом я вижу будущее шрифтового дизайна в России.

Так что — обратите внимание на последнюю фразу Jakovleff в предисловии к статье.

Автор благодарен арт-директору компании «ПараТайп» Владимиру Ефимову за важные дополнения и замечания.

Рустам Габбасов(rustam@crealit.com), независимый автор (Уфа).


* Скрывать указанные сообщества нет смысла: http://www.livejournal.com/ ~ru_typography — обитель «Добра»; http://www.livejournal.com/~ru_font — обитель «Зла». — Здесь и далее прим. автора.


* Я не собираюсь оценивать наше законодательство. Хорошая статья на эту тему написана Максимом Виноградовым. Моя цель — разобраться: есть желание использовать шрифт, есть закон, есть подобные примеры за пределами России. А вот и долгожданный вывод.


* Шрифт — общее понятие, результат работы дизайнера, сканировщика, программиста и проч. [Феличи]. Фонт — файл на компьютере, инструмент, содержащий необходимые составляющие для его правильного отображения.


* Разобраться с терминологией и основами поможет статья Никиты Сенченко в журнале «Мир ПК».


* Девиз TypeRight: «Продвигать шрифты как результат творческой работы и отстаивать возможность их законной защиты в качестве интеллектуальной собственности». TypeRight — независимое объединение шрифтовых дизайнеров, разработчиков, организаций и просто сочувствующих им, которое занимается всем перечисленным в девизе. Основано в США и объединяет множество людей по всему миру.


* ЛИЦЕНЗИЯ, -и, ж. (спец.). Разрешение на ввоз или вывоз какого-н. товара, на использование изобретения, ведение какой-нибудь деятельности. Л. на вакцину. Отстрел лосей по лицензиям. Патентная л. (получаемая от владельца патента). II прил. лицензионный, -ая, -ое. Лицензионное соглашение. Лицензионная палата. Охота на лицензионные виды зверей и птиц.

Толковый словарь русского языка


* Например, в поставку Windows XP Home Edition входят шрифты Courier New, Arial, Times New Roman, Comic Sans, Georgia, Palatino Linotype, Sylfaen, Symbol, Tahoma, Trebuchet, Verdana, а также Windings и Webdings, состоящие из графических рисунков.


* «Новый» шрифт — чрезвычайно интересное понятие. В случае судебного разбирательства определить, является ли шрифт новым и оригинальным, сможет лишь профессионал в области шрифтового дизайна. И обязательно надо рассмотреть Статью 2 Венской конвенции, которая определяет «новизну» шрифта.


* Некоторые фирмы запрещают любую модификацию. В лицензионном соглашении Linotype (www.linotype.com/1710/pdf/00_home/ images/terms_license/License_E.pdf) прямо говорится, что любые изменения запрещены, «даже если это требуется для удовлетворения персональных требований к шрифту».


* В ЛС Linotype указывается: «Включение шрифтов в электронные документы или интернет-сайты возможно лишь при абсолютной уверенности, что получатель не сможет использовать шрифт для создания нового документа. Должна быть гарантия, что шрифт будет невозможно извлечь полностью или частично из указанного документа».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105