2005.03.02, Автор: Сергей Спилка2362 прочтений

Глобальные размышления

Теги: Формные материалы Формные материалы Publish

История свершилась, а была ли она хороша, не лучше ли было бы обойтись без неё, признаем ли мы за ней "смысл" - всё это не имеет значения.

История свершилась, а была ли она хороша, не лучше ли было бы обойтись без неё, признаем ли мы за ней «смысл» — всё это не имеет значения.
Герман Гессе «Игра в бисер»

13 сентября 2004 г. президент компании Lastra Роберти Зилетти обратился с письмом к дилерам и сообщил о том, что 10 сентября 2004 г. Европейские антимонопольные органы утвердили легитимность транзакции по приобретению всех акций компании Microgran S.r.l. С этого момента Lastra стала частью Agfa. Компания Lastra была известна как изготовитель традиционных офсетных пластин, в 2003 г. приобрела американскую Western Litho Plate вместе с технологией изготовления CTP-пластин, на момент продажи производила пластины на шести фабриках в Италии и Америке.

За год до этого Creo купила компанию по изготовлению пластин First Graphics в Африке, а несколькими неделями ранее компанию по производству пластин Spectratech в Америке. А ещё Agfa открыла новое производство пластин в Китае, а Fuji планировала инвестировать 200 млн долл. в увеличение производственных мощностей в Азии, Америке и Европе.

Мы стали свидетелями огромных структурных изменений рынка печатных пластин.

Очевидно, что компании, изготавливающие фотоплёнку и печатные пластины, должны испытывать проблемы, связанные с распространением технологии CTP и снижением объёма потребления фотоплёнки. Компенсировать «недобор» по плёнке возможно, например, увеличив объём производства и продажи пластин. К тому же перераспределение рынка офсетных пластин между аналоговыми и CtP в пользу последних требует от компаний увеличения объёмов их продажи. Похоже, следуя именно такой логике, Agfa и купила Lastra. Но не исключена и логика тройственности, согласно которой на рынке есть место только для членов «большой тройки»: Agfa, Fuji и Kodak-Polychrome. Чем меньше игроков на рынке, тем проще контролировать высокие цены.

Действия Creo не вписывались в такую логику. Приобретение производственных мощностей по изготовлению CTP-пластин ясно иллюстрирует желание компании стать игроком на рынке расходных материалов. Совсем недавно Kodak-Polychrome объявила о покупке Creo. Таким образом, продолжительность бизнеса пластин у Creo 2 года — с 2003 по 2005 г.

На рынке изготовителей пластин наблюдается гигантская концентрация. Для иллюстрации оценим изменения рынка, скажем, за последние 30 лет. Agfa покупала изготовителей пластин в течение нескольких лет. Так было куплено производство офсетных пластин у Hoechst/Kalle в 1996 г. и DuPont в 1998 г. Kodak объединилась с Polychrome в 1997 г. В январе 1998 г. Eastman Kodak и Sun Chemical создали совместное предприятие Kodak Polychrome Graphic (KPG). Далее KPG усилил свои позиции за счёт поглощения компаний Anitec и Horsell. Недавно было объявлено, что Kodak выкупил у Sun Chemical долю в бизнесе и стал 100% единоличным собственником.

Почему это интересно? По нескольким причинам. Во-первых, российская полиграфия имеет разнообразные связи с полиграфией других стран; российские издания печатаются в Финляндии, Польше, на Украине; одна из крупнейших типографий северо-запада России «МДМ-Принт» принадлежит исландской финансовой группе ODDI, медиа-гигант Bertelsmann уже несколько лет печатает в России книги. Можно привести и другие примеры. Во-вторых, наши типографии уже давно используют самое новое оборудование и материалы, изготовленные за пределами России. Концентрация на рынке пластин говорит, к примеру, о том, что стоимость пластин, скорее всего, не будет интенсивно снижаться, напротив — может подрасти. Поэтому книжникам имеет смысл искать более дешёвые пластины, изготовленные в азиатских странах.

В последнее время в прессе встречается информация о беспроцессных CTP-пластинах, не требующих химической обработки после экспонирования. Любая новая разработка должна иметь финансовый смысл. Ныне стоимость материалов CTP-технологии состоит из цены пластин и химикатов для их обработки. Сколько должна стоить беспроцессная CTP-пластина, чтобы изготовитель получил такую же прибыль от её продажи, как и от CTP-пластины вместе с химикатами? То есть финансовый смысл выпуска беспроцессных CTP-пластин не очевиден. Концентрация не способствует конкуренции. Всё это наводит на мысли о том, что в обозримом будущем радикальное изменение CTP-технологии маловероятно, и российские компании могут смело инвестировать в CTP-технологию без опасения оказаться героем вчерашнего дня.

Уверен, что могут быть и другие любопытные и полезные выводы. Предупреждён — значит, вооружён.

Сергей Спилка, директор компании «ВИП-Системы».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Глобальные размышления
    История свершилась, а была ли она хороша, не лучше ли было бы обойтись без неё, признаем ли мы за ней "смысл" - всё это не имеет значения.
  • Цифровые рукавные формы *
    На выбор технологий флексографии жаловаться не приходится, и бесшовные цифровые рукавные формы- не исключение.
  • Водовымывные флексографские пластины*
    Технологию разработали 30 лет назад для высокой печати, обеспечив отличное качество воспроизведения. Во флексографию она пришла более 10 лет назад, но, несмотря на ряд преимуществ и активную рекламную кампанию, на большинстве производств не прижилась
  • Российская стратегия Pasaflex
    Мощная динамика развития российского рынка флексографской печати сулит радужные перспективы поставщикам аналоговых и цифровых формных пластин.
  • Настройся на качество *
    Контроль качества для CTP: стабильность плюс инструменты для слабоконтрастных печатных форм.

comments powered by Disqus