2004.12.06, Автор: Максим Добровенский3021 прочтений

Гонка на плоскости

Теги: Publish

Год назад, в Publish № 10, 2003, мы впервые обратили внимание на новое направление широкоформатной струйной печати - прямую печать по жёстким и негнущимся материалам с помощью планшетных (flat-bed) принтеров разных конструкций, работающих с...

Год назад, в Publish ? 10, 2003, мы впервые обратили внимание на новое направление широкоформатной струйной печати — прямую печать по жёстким и негнущимся материалам с помощью планшетных (flat-bed) принтеров разных конструкций, работающих с сольвентными или УФ-отверждаемыми чернилами. Напомним, что главные преимущества технологии — исключение операций накатки на пластик и ламинирования.

Огромный диапазон изделий — от материалов для оформления мест продаж и эксклюзивной упаковки до мебели, световых коробов и стерео/вариоизображений — теперь можно изготовить без промежуточных операций, печатая прямо на пластике, стекле, дереве, гофрокартоне и т. д. Плюс — преимущества цифровой печати: выгодны любые тиражи, от одного до сотен экземпляров, дело лишь в производительности машины. Количество установок в Западной Европе и США исчисляется сотнями — там велик спрос на пробные тиражи упаковки и интерьерную печать. Летом 2003 г. первые инсталляции прошли в Москве, пионерами стали компании Farbis, Publishment Review, We R.Signs и «Искусство линий».

За год парк подобного оборудования значительно вырос: We R.Signs приобрела вторую машину, самую быструю модель семейства Inca — Columbia, печатающую на материалах до 1,6x3,2 м со скоростью до 123 м2/ч; компания BestExpo стала обладателем Zund Uvjet 215 C. Принтеры Durst Rho 160+, печатающие и на жёстких, и на рулонных материалах, имеющие в палитре чернила белого цвета, работают в РИА «Лужники» и типографии «ЛБЛ Принт». Компания «ТрансПринт-Каппадона» эксплуатирует сольвентные планшетные машины TampoPrint DMD U 1500 и DMD EP 1600 (печатает на объектах высотой до 50 см (!) и была представлена на «ПолиграфИнтер-2004»).

На выставке «Реклама» демонстрировалась новая модель гибридной машины Mutoh — 6-цветный Toucan 64 Hybrid PJ-1626FE, печатающий сольвентными чернилами на материалах толщиной до 75 мм и шириной до 162 см. Точная настройка высоты каретки с 6-ю печатающими головками Spectra 256 обеспечивается лазерным датчиком. Жёсткие материалы (весом до 80 кг) неподвижно крепятся на специальном лотке или вакуумном столе, который протягивается по печатному тракту. Для работы с длинномерными (до 3 м) материалами — передний и задний роликовые столы. Принтер легко переводится на рулонную подачу. Подогрев материала и ИК-сушка — в стандартной комплектации. Аппарат предназначен для наружной рекламы и печатает до 9 м2/ч в режиме высокого качества 360x720 dpi. Макс. скорость до 65 м2/ч при разрешении 360x180 dpi.

Обладателем другого гибридного аппарата, представленного на «Рекламе», Vutec PressVu UV 200/600, работающего с листовыми (толщиной до 4,45 см) и рулонными материалами шириной до 2 м, стала компания «Витрина А». В момент написания статьи шла отладка машины производительностью до 33 м2/ч и разрешением печати 600 dpi. Модернизацией рулонных плоттеров для печати по пластику занялись, похоже, все производители. На стенде «МакЦентр» на «ПолиграфИнтере» был сольвентный принтер ColorSpan DisplayMaker Mach 72 sr, печатающий на рулонных материалах шириной до 184 см. Установка опциональных переднего и заднего столов превращает его в плоскопечатную машину, способную обрабатывать жёсткие материалы с впитывающей поверхностью. Есть и модификация, работающая с УФ.

Первые инсталляции состоялись и в регионах. Плоскопечатные принтеры перестали быть экзотикой, теперь они полноправные игроки рынка. Чтобы лучше узнать, что происходит на российском рынке планшетников, и составить представление об их реальной производительности, мы провели испытания устройств, распечатав тестовый файл с элементами: векторной графикой, фотоизображениями и текстом. Участниками теста стали машины разных ценовых диапазонов, что необходимо принять во внимание при оценке. Принцип отбора — добровольный, мы постарались охватить все компании, давшие на это согласие и располагающие планшетными широкоформатными принтерами.

Inca Eagle

Самый большой участник нашего тест-драйва — УФ-принтер британской компании Inca Digital Printers — уже более года изготовляет в We R.Signs декоративную, интерьерную и P.O.S-продукцию. Он специализирован для плоской печати, имеет подвижный вакуумный стол 2,4x1,6 м, 16 пьезоэлектрических головок Spectra Galaxy, печатающих чернилами Sericol Uvijet четырёх цветов.

Производительность варьируется (33–87 м2/ч) и зависит от двух параметров: шага перемещения головки и скорости движения стола. Шаг сдвига регулируется дискретно и соответствует одинарной, двойной или тройной заливке. При одинарном проходе, когда шаг равен ширине головки, возможно появление полос, поэтому режим практически не используется. Чем меньше шаг, тем равномернее накладываются чернила, меньше заметна полосатость, характерная для струйной печати. Скорость перемещения стола, приводимого в движение линейным двигателем, изменяется плавно от 0 до 1500 мм/с и влияет на детализацию: чем скорость ниже, тем капли меньше «размазываются», превращаясь из точек в штрихи. Это приводит к небольшому «завалу» в тенях: точки начинают сливаться на 90% плашках. В светах ситуация лучше: размер капли 28 пкл обеспечивает точки диаметром менее 0,1 мм, поэтому уверенно воспроизводятся полутона от 3–5%. Хорошо проработаны шрифты 5 кегля, на выворотках — 7. Плотные заливки всех тонов выглядят очень сочно, несмотря на неровную поверхность материала. 4-цветная система печати имеет несколько суженный охват, что проявляется в области красного цвета. Тона кожи на портрете вполне правдоподобны, хотя имеют небольшой розоватый оттенок. Учитывая, что файл печатался без подготовки, коррекции и проб, результат отличный.

При движении стола вперёд происходит печать, УФ-лампа работает не на полную мощность, окончательная сушка — при возврате. Такая схема делает изображение более равномерным, исключает появление полос из-за несимметричной формы застывших капель краски.

Зона печати всех принтеров Inca закрыта непрозрачными кожухами, поэтому специальное неактиничное освещение в цеху не нужно. Единственная особенность — контролируемая рабочая зона вокруг аппарата, если во время работы датчики фиксируют движение, печать останавливается.

Одно из важнейших достоинств, помимо высокой производительности и разрешения 1200 dpi, — точное позиционирование изображения до 0,1 мм, что позволяет, в частности, печатать прямо по микролинзовому пластику, получая стерео- и вариоизображения без прикатки. Такие изделия можно использовать в световых коробах, что значительно повышает эффективность рекламы, притягивает взгляд и экономит площадь — на одном щите разместятся несколько изображений, меняющихся в зависимости от угла зрения. Жёсткая фиксация объекта на столе позволяет печатать в несколько проходов, постепенно достигая нужной плотности, что удобно при изготовлении беклитов.

Чернила УФ-отверждения имеют хорошую кроющую способность, поэтому цвет изображения мало зависит от материала подложки, что позволяет печатать на различных интерьерных материалах, от кафеля до дерева, с хорошим совпадением цветов.

Немалая часть заказов — печать репродукций и портретов с фотографий на холсте. В отличие от водных и сольвентных принтеров, УФ-чернила хорошо ложатся на самый обычный холст, который дешевле специального холста для струйной печати, и обеспечивают фотографическое качество. Материал натягивают на раму и фиксируют на столе принтера с помощью специального приспособления.

Хотя УФ-принтеры печатают практически на любых материалах, есть и ограничения. Некоторые сорта пластика плохо переносят мощное УФ-излучение и желтеют.

Рабочее время печатной машины в We R.Signs расходуется рационально. Подготовка и растрирование файлов на RIP Wasatch идёт в отделе допечатной подготовки, файлы в специальном внутреннем формате поступают на жёсткий диск машины. Печатник видит на встроенном мониторе значки готовых заданий, выбирает нужное, устанавливает материал и запускает печать. Головки не «печатают» вхолостую, пропуская пустые поля изображения, мощная лампа (5 кВт), оборудованная водяным охлаждением, мгновенно выходит на рабочий режим, поэтому печать начинается практически сразу после нажатия кнопки «Старт».

Zund UVjet 215С

Самый популярный планшетный принтер в мире (к августу 2003 г. было установлено более 200 УФ-машин этой швейцарской марки) относится к средней ценовой категории (179 тыс. евро), построен на базе режущего плоттера и легко переналаживается из плоскопечатного варианта на работу с рулонными материалами. Не имеет подвижного стола, жёсткий запечатываемый материал протягивается с помощью сетчатой конвейерной ленты, заряжаемой в рулонную подачу. После печати лента перематывается обратно на подающий вал.

Вакуум в зоне печати прижимает материал к ленте и предотвращает нежелательные смещения. Ширина запечатки — 215 см, толщина материала до 40 мм. Носители длиной до 1 м умещаются на «конвейере», а для больших форматов используются передний и задний роликовые столы. Адресуемое разрешение печати 360 dpi, видимое — 720 dpi. Заявленная производительность от 7 м2/ч в 4-проходном режиме до 38 м2/ч в однопроходном. Как и у других, однопроходный режим практически не используется из-за возможности появления полос, повторяющих путь печатных головок. Изделия, не содержащие сложной графики, печатаются на скорости около 15 м2/ч.

Главным преимуществом специалисты компании BestExpo считают быстрый переход с плоской печати на рулонную и обратно — до 40% заказов печатаются на виниле и подобных материалах. Хотя печать на гибких материалах имеет ограничения (на «тяжёлых» заливках при сгибе краска может просто осыпаться), клиентов привлекает высокое разрешение и цветопередача, недоступная традиционным сольвентным плоттерам, механическая стойкость и долговечность изображения. Отсутствие ограничений на длину печати — ещё одна особенность конструкции. Теоретически, длина материала может быть любой, хватило бы помещения и вычислительных возможностей рабочей станции.

Конструкция Zund UVjet максимально упрощена. Высота головки над материалом регулируется вручную, а две УФ-лампы по бокам от головок не имеют принудительного охлаждения, поэтому мощность их невелика. Наличие двух ламп позволяет печатать непрерывно, при движении каретки в обе стороны.

Перед каждым циклом печати лампы разогреваются до рабочего режима в течение 40–60 с, в зависимости от износа. Ресурс лампы 500–1000 ч, стоимость 300 долл., включая отражатели. Принтер имеет 4 головки Xaar Jet 500, по одной на каждый цвет палитры CMYK. Недостаток — большой объём капли (40 пкл) и низкая частота головки (8 кГц), ограничивающие разрешение печати. Несмотря на это принтеру неплохо удаются фотоизображения и плавные градиенты. С мелкими деталями на выворотках чуть хуже — текст 7 кегля практически не читаем. На границах «тяжёлых» плашек появляется «тень» — вероятно, причина в неправильной настройке высоты головок над материалом. Изображение хорошо смотрится с расстояния вытянутой руки, что отвечает требованиям большинства задач.

Полезная возможность — печать «в край», исключающая обрезку полей и потери материала. Чернила, попадающие на конвейерную ленту, твердеют, делая её менее эластичной. После полного загрязнения ленту необходимо менять.

Зона печати открыта, поэтому помещение, в котором работает принтер, нужно защитить от ультрафиолета, иначе есть риск застывания чернил в соплах, что неизбежно повлечёт замену головки. Способов «растворить» полимеризованные УФ-чернила, не повредив головку, пока не придумано.

В BestExpo уделяют внимание климату в помещении: влажность воздуха влияет не только на статику и пыль, садящуюся на пластик, но и на адгезию чернил.

TampoPrint DMD U 1500

Сей представитель плоскопечатных устройств разрабатывался для нанесения изображений на готовую продукцию, в частности, на мебельных производствах. Высота печатной головки устанавливается автоматически — от 0 до 100 мм (опционально до 200), что позволяет работать с глубоко профилированными объектами. Принтер печатает специальными сольвентными чернилами, закрепляющимися практически на любом материале, вплоть до керамики и стекла. Производитель гарантирует стойкость пигмента до 3 лет при наружном использовании. Головки Xaar Jet 128, позволяющие использовать агрессивные чернила, обеспечивают физическое разрешение 309 dpi (видимое — 600) и скорость печати до 16 м2/ч. По словам специалиста компании «ТрансПринт-Каппадона» Юрия Илюшкина, при печати на стекле и керамике в несколько проходов производительность значительно ниже, иначе чернила не успевают высыхать, и качество снижается. Опционально устанавливается 6-цветная система печати, расширяющая цветовой охват в красной и голубой областях. Принтер имеет массивный подвижный стол 1600Ё2500 мм, выдерживающий нагрузку до 150 кг. Скорость его перемещения невелика. В стандартной комплектации вакуумного прижима нет. По желанию заказчика, оснащается полноценным вакуумным столом.

При подготовке изображения надо учитывать увеличение видимого размера точек из-за растекания чернил на невпитывающих поверхностях. Это приводит к некоторой потере резкости, поэтому следует избегать мелких деталей и фотоизображений, которые предполагается рассматривать вблизи. При правильном подборе сюжета и подготовке файла к печати принтер подходит для интерьерных работ.

При печати тестовой полосы на глянцевом ПВХ возникли проблемы с закреплением чернил, вызванные, вероятно, понижением влажности и высоким уровнем статического электричества. По словам специалистов компании, до наступления в Москве холодов проблем не возникало, поэтому климат-контроля в цеху нет.

TampoPrint DMD EP 1600

Новая модель немецкой компании более производительна. Печатные головки EPSON обеспечивают скорость до 28 м2/ч, разрешение — до 1440 dpi. На принтере можно оформлять готовую мебель — каретка с головками поднимается на высоту до 50 см, а массивный подвижный стол выдерживает объекты весом 150 кг. Вакуумный стол — опция (около 20 000 евро). Сушка изображения — лампой, находящейся рядом с печатающей головкой, и воздушной сушкой, расположенной сразу за зоной печати. Заправка чернил — без остановки печати, а при высокой загрузке возможна установка 1-литровых ёмкостей, взамен стандартных 200 мл. Гарантия на выцветание пигмента — 2 года.

В момент тестирования на выставке «ПолиграфИнтер» принтер находился в стадии настройки, поэтому приемлемого качества печати достичь не удалось.

Oce Arizona T220

Один из первых планшетных принтеров. Его производство компанией Arizona начато ещё до эпохи УФ-отверждаемых материалов, когда единственной альтернативой водорастворимым чернилам были сольвентные. Компания «Искусство линий» эксплуатирует машину около года, выполняя разные по сложности заказы: от простых плашечных работ до сложной рекламной графики, в частности — световых коробов.

Основной сложностью считается относительно долгое закрепление чернил на невпитывающих материалах, с которыми в основном и приходится иметь дело. Все работы на пластике печатаются в два прохода, благо неподвижный вакуумный стол позволяет очень точно повторить нанесение — никакого сдвига не замечено. В первый проход наносится не более 50% от нужной плотности. Чернила быстро закрепляются на поверхности, не растекаясь. Второй слой печатается незамедлительно, с перерывом лишь на прочистку головок (1-2 мин), и плотность доводится до желаемой. Это может быть 50, 100 или даже 200%, в зависимости от запечатываемого материала и насыщенности. Небольшая потеря времени происходит, если изображение имеет белые поля. Каретка добросовестно проходит всю площадь, независимо от наличия изображения. Эту особенность растрового процессора PosterShop надо учитывать при подготовке макета.

В «Искусстве линий» печатают на различных типах пластика и ПВХ с матовой или глянцевой поверхностью. Единственное требование — достаточная температурная стойкость, т. к. встроенная ИК-сушка нагревает носитель.

Главное преимущество, остающееся за сольвентными принтерами после появления современных пигментных УФ-отверждаемых чернил, — формовка изделий. В «Искусстве линий» имеют положительный опыт, но заказов на такую продукцию немного.

Выводы

Это наш первый опыт практического тестирования столь сложной и дорогостоящей техники, и мы считаем его успешным. Оценка соотношения цена/качество практически невозможна для оборудования, ориентированного на разные задачи, но несколько тезисов мы все же сформулируем.

Лучший результат по качеству и скорости печати показал принтер Inca Eagle, сочетающий перспективную УФ-технологию с высокой скоростью и разрешением печати. Учитывая его полную автоматизацию и минимальные потери времени на подготовку к печати, можно констатировать: устройство отлично подходит для промышленной загрузки, на которую ориентировано как на единичных, так и на длинных тиражах.

Универсальный Zund UVJet показал очень хорошую скорость печати, учитывая относительно невысокую цену. Качество несколько ниже, чем у Eagle, что проявилось на мелких деталях и тёмных заливках. Нельзя печатать последовательными прогонами, взамен — печать на рулонных материалах и компактность: на площади, занимаемой Eagle, можно разместить два Zund.

Сольвентные машины несколько уступают УФ- по качеству и скорости. Положить в один проход хороший слой чернил, обеспечивающий приемлемую насыщенность изображения, — сложно. Печатать в два прохода могут машины с жёстким креплением материала на столе, но это снижает производительность. Недаром большинство фирм, предлагающих сольвентные планшетники, выпустили модификации на УФ-чернилах. Летом 2004 Oce объявила о выпуске Arizona T220 UV. По словам менеджера компании ЛРТ Евгения Кузнецова, новая машина унаследовала все преимущества прототипа: точное позиционирование, позволяющее накладывать чернила в несколько проходов без смещения, компактность и расширенный цветовой охват.

Но свои позиции сольвент без боя не сдаст: Arizona T220 демонстрирует хорошее качество печати, вполне пригодное для интерьерных изделий. Для тех, кто не доверяет новомодным технологиям и предпочитает проверенные временем, — вполне приемлемый вариант.

Главное, что продемонстрировали участники: технология работает, а производство отлажено и способно давать продукцию желаемого качества. Чего и вам желаем!

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus