2004.11.03, Автор: Максим Добровенский4578 прочтений

Ricoh Priport JP4500

Теги: Publish

Производители цифровых дупликаторов, делая их дешевле, проще в эксплуатации и надёжнее, продолжают продвигать свои продукты в сектора, традиционно не относящиеся к профессиональной полиграфии -- учебные заведения и малые офисы.

Производители цифровых дупликаторов, делая их дешевле, проще в эксплуатации и надёжнее, продолжают продвигать свои продукты в сектора, традиционно не относящиеся к профессиональной полиграфии -- учебные заведения и малые офисы. Появление летом нынешнего года новой модели в линейке Ricoh — цифрового дупликатора формата А3 Priport JP4500 -- вполне соответствует этой концепции.

Конфигурация. Благодаря содействию представительства «Мицуи-Рико СНГ» редакции Publish был предоставлен дупликатор, оборудованный встроенным интерфейсом RPC-40. Этот GDI-контроллер, наряду с параллельным интерфейсом, включает сетевую карту, позволяющую использовать дупликатор как полноценное сетевое устройство, с возможностью удалённого контроля состояния через встроенную веб-страницу или программу SmartDeviceMonitor, отслеживающую работу всех сетевых принтеров.

Характеристики вполне типичны для устройств этого класса: производительность -- до 120 отт./мин (А3), разрешение печати -- 400 dpi, встроенный планшетный сканер 400 х 600 ppi, прямая печать с компьютера при подключении интерфейс, и, конечно, сменные барабаны для многоцветной печати. Ставший уже привычным набор функций коррекции сканируемого изображения: масштабирование и поворот оригинала, насыщенность, режимы текст/фото/текст+фото, и продольное смещение изображения (+/- 15 мм). Поперечное позиционирование — за счёт сдвига лотка подачи. Среди «фирменных» штучек Ricoh — повторная подача при сбое (от 1 до 9 попыток), функция «старт с подсохшим мастером», опциональные барабаны А4, при использовании которых из обычного рулона мастер-плёнки получается не 200 форм, а 315 формата А4, а также ленточный разделитель тиражей.

Установка. Установка контроллера в сети прошла гладко, три светодиода на корпусе подтвердили, что устройство корректно опознано. Всё, что потребовалось — задать свободный IP адрес с панели дупликатора и указать его в программе установки.

Приятная мелочь — работающий сайт поддержки, где мы нашли драйвер контроллера, но не документацию к нему или самому дупликатору (инсталляционного диска не было).

При «установке» же JP4500 выяснилось, что для работы обязательна специальная подставка, иначе невозможно привести в рабочее положение приёмный лоток. Проблема нетривиальна из-за немалого веса устройства — более 80 кг.

Качество. Функции подкачки краски и «качественного старта» отлично справляются со своими задачами -- уже второй отпечаток обладает нормальной насыщенностью. Отличный показатель, который особенно оценят пользователи-непрофессионалы.

Воспроизведение текста и векторных элементов вполне соответствует физическим 400 dpi -- без скидки на трафаретную технологию и жидкую краску -- позволяя читать рубленый шрифт, набранный 3 пунктом, на тонких декоративных шрифтах проявляется пилообразность, но и они вполне читаемы уже с 5 пункта. Тонкие линии и штриховые рисунки отлично воспринимаются при рассматривании со среднего расстояния. Вблизи, как и на мелких шрифтах, видны «ступеньки», что, повторимся, вполне нормально для 400 dpi.

Возможности драйвера RPC-40 по управлению печатью не поразили разнообразием: настройка качества печати (хорошее/среднее/черновое), ориентация (портрет/ландшафт), поворот на 180o и способ растрирования полутонов. Есть функция автоматического уменьшения и компоновки на одном листе от 2 до 16 страниц оригинала, но работает она только с многостраничными документами, то есть размножить билет или объявление не удаётся, иначе как совместив несколько копий в одном макете. В автономном режиме аппарат умеет совмещать на одном оттиске два последовательно отсканированных оригинала.

Управление растрированием — хороший инструмент для настройки воспроизведения полутонов, так как разрешения 400 dpi маловато для полноценной фотопечати. В зависимости от характера изображения можно подобрать подходящую линиатуру. Для документов подходит режим «Dithering 6 х 6», обеспечивающий линиатуру около 100 lpi, для афиш, объявлений и другой продукции, читаемой обычно с расстояния не менее метра — «Dithering 16 x 16» с линиатурой 40. Во всех промежуточных режимах градиент в интервале от 5 до 90% воспроизводится довольно гладко, хотя на самой высокой линиатуре слилась граница между заливками 5 и 10%.

Традиционное решение для печати полутонов при невысоком физическом разрешении — стохастический растр. Режим растрирования «Суперячейка» (SuperCell), отлично подходит для фотоизображений, обеспечивая более плавные переходы в диапазонах 0–10% и 90–100%, где все регулярные растры пасуют. Единственный недостаток — различимые глазом точки в светах.

И в регулярных растрах из-за довольно крупной элементарной точки драйверу приходится выбрасывать «лишние» элементы на участках 0–10% — даже при высоких линиатурах на них хорошо видны отдельные элементы.

Когда мастер-трафарет изготовлен, корректируется лишь насыщенность изображения. Среди привычных для всех подобных аппаратов регулировок подачи краски и давления прижимного ролика — функция пропуска листа (Skip Feed). По информации специалистов, пропущенный цикл даёт краске на предыдущем оттиске подсохнуть, чтобы избежать отмарывания. Подсыхает краска и на трафарете.

В целом, в Priport JP4500 реализован адекватный набор функций управления, обеспечивающий хорошее качество печати для цифровых дупликаторов такого класса.

Бумага. Уже упомянутая функция повторной подачи значительно упрощает работу с проблемной бумагой. В случае сбоя (который удалось спровоцировать, лишь придержав верхний лист), дупликатор не останавливается, а повторяет попытку от 1 до 9 раз, в зависимости от настройки меню. В совокупности с заявленным диапазоном плотностей от 47 до 209 г/м2, это серьёзное «оружие» против низкокачественной бумаги, на которой зачастую приходится печатать дупликатору. Стоит лишь помнить, что для таких устройств не подходит бумага с покрытием (краска не высыхает), а дешёвая часто бывает пыльной, и аппарат придётся часто пылесосить и чистить внутри.

Скорость. Скорость печати JP4500 типична для устройств данного класса и имеет 5 дискретных значений -- от 60 до 120 отт./мин. По умолчанию устанавливается среднее значение 90 отт./мин -- пользователь имеет дополнительный механизм регулировки насыщенности: для уменьшения скорость нужно повысить, для увеличения — понизить.

Так как в один прогон дупликатор печатает лишь одним цветом, производительности контроллера, оснащённого процессором 250 МГц и 32 Мбайт памяти без возможности расширения, вполне достаточно для заданий любой разумной сложности.

Себестоимость. Цифровые дупликаторы традиционно распространены в экономичном секторе оперативной полиграфии, где дешевизна — главный аргумент. В этой связи, особенно полезна разработанная Ricoh методика расчёта расхода краски на каждый мастер-трафарет и оттиск, в зависимости от температуры, влажности, скорости печати и процента заполнения. В качестве примера приведём несколько значений. На каждой мастер-форме А3 (независимо от отпечатанного тиража) остаётся 4,8 г чернил, 0,015 г чернил уходит на оттиск формата А4 при 6% заполнении. При среднем тираже 30 оттисков/форму 600-граммового картриджа хватит на печать 3429 копий (1,45 цента за оттиск). А при «удлинении» среднего тиража до 200, ресурс картриджа вырастет до 15 385! Себестоимость по расходным материалам составит примерно 0,17 цента. Принимая во внимание всю приблизительность таких оценок, нельзя не согласиться, что они дают куда более достоверную информацию, чем усреднённые значения, которыми приходилось пользоваться раньше. Оценят новацию и полиграфисты, рассчитывающие себестоимость печати, и офис-менеджеры, планирующие закупку расходных материалов для собственных нужд предприятий: ведь если при тиражах свыше 100 оттисков, более 95% себестоимости ложится на мастер-плёнку, то при тиражах 30–50 (наиболее популярных для дупликаторов в США и Японии), на краску приходится уже около 25% расходов.

Все остальные ресурсные части рассчитаны на 1,2 млн оттисков и не вносят существенного вклада в себестоимость.

Практика. Новый аппарат находится в одной ценовой категории с другой «400-точечной» моделью Ricoh — Priport JP5500. Главное отличие новой модели, заявленное производителем — трёхслойная мастер-плёнка, имеющая большую тиражестойкость (до 4000 отт. без ухудшения) и повышающая качество печати. Ноу-хау — специальный микропористый материал, располагающийся между привычными слоями полимерной плёнки и целлюлозы. Он дозирует подачу краски. По задумке разработчиков, волокнистый верхний слой трафаретной плёнки, пропитываемый при печати краской, имеет неоднородную структуру, из-за чего краска распределяется неравномерно, а размер и форма точек на отпечатке «плавают». Таким образом, новый трёхслойный мастер не только равномерно распределяет краску, но и снижает расходы. В виду отсутствия единых стандартов, оценить тиражестойкость мастера сложно -- ведь критерии приемлемого качества у школьного учителя и технолога типографии разные. Независимое тестирование показало, что первые признаки износа формы — «марашки» появляются на плашках после печати 3,5 тыс. оттисков, а текстовые участки удовлетворительно выдержали тираж 8 тыс. экз.

Механическая часть также претерпела изменения: конструкция «с печатным цилиндром большого диаметра», известная по аппарату JP 5500, не нашла применения в модели JP 4500. Очевидно, что преимущества — проводка листа с захватом за передний край, увеличенная площадь контакта бумаги с трафаретом — не стоили усложнения и удорожания конструкции. Качество печати дупликаторов ограничено свойствами мастер-трафарета -- фотографии и полноцвет остаются недоступными этой технике. Взамен возросла максимальная рекомендованная месячная нагрузка: со 100 у JP 5500 до 170 тыс. оттисков, что гораздо важнее для потенциальных пользователей.

Бросается в глаза отсутствие доступа к тракту прохождения бумаги. У JP 5500 для выемки налипшего на барабан листа предусмотрено «окно» сбоку, у некоторых моделей конкурентов — со стороны приёмного лотка. Особенность не влияет на качество печати, но, вынимая барабан с налипшим листом (такое случается с тонкой бумагой или при принудительной подкачке краски), можно повредить трафарет.

Другая интересная новация — система контроля температуры и влажности окружающей среды, изменяющая давление прижима печатного вала. Ручная регулировка прижима применяется на подобных устройствах давно, конструкторы Ricoh решили упростить задачу людям, не углубляющимся в такие понятия, как вязкость краски и влияние влажности на адгезию. Датчики определяют внешние параметры, процессор даёт команду исполнительному механизму, учитывая установленную скорость печати.

Серьёзных недостатков не замечено, среди мелких — погрешность продольного смещения изображения: минимальный сдвиг на 0,5 мм либо никак не отражается на оттиске, либо смещает сразу на 1–1,5 мм. Максимальный сдвиг на 10 мм сместил оттиск на 11,5 мм.

Выводы. ЦПМ, лазерный и струйные принтеры вытесняет цифровые дупликаторы из их привычных ниш, заставляя разработчиков активнее продвигать свои продукты на тех рынках, где их позиции всё ещё сильны. Основные требования предприятий, заинтересованных в этих неприхотливых устройствах -- простота управления (желательно одной кнопкой), обслуживания, дешевизна продукции, надёжность и высокий ресурс. Новые модели появляются с завидным постоянством, каждая имеет свою изюминку, а значит, свои позиции старые добрые дупликаторы сдадут не скоро.

Priport JP4500 + RCP-40

Производитель: Ricoh
Модель: Priport JP4500 + RCP-40
Рейтинг: ****1/2
Заключение: упрощённая конструкция и повышенная надёжность — отличные аргументы для любого потенциального рынка. Качество печати и контроля над воспроизведением полутоновых изображений хорошее (с учётом позиционирования продукта). Сетевой интерфейс отлично вписывает устройство в «интерьер» современного офиса.
Цена: 5763 долл. (без RCP-40)
RCP-40: 1750 долл.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus