2005.02.04, Автор: Мария Коробцова3094 прочтений

ДИЗАЙН за идею

Теги: Publish

Достойные некоммерческие проекты в области графического дизайна невозможны без кооперации: они появляются лишь благодаря совместным усилиям организаторов, дизайнеров и заинтересованных организаций, работающих за идею, а не за деньги.

Достойные некоммерческие проекты в области графического дизайна невозможны без кооперации: они появляются лишь благодаря совместным усилиям организаторов, дизайнеров и заинтересованных организаций, работающих за идею, а не за деньги.

Сегодня развитие профессионального графического дизайна в России возложено на плечи добровольцев. Визуальная культура, формируясь в повседневной работе, становится доступной по особым случаям — на дизайнерских выставках, конкурсах, совместных спецпроектах. А такие мероприятия редко спон сируются и поддерживаются власть имущими. Каждая акция — результат труда, зачастую безвозмездного, многих волонтёров. Среди активи стов — частные лица и крупные компании: от дизайнеров и художников, бесплатно предоставляющих свои работы, дизайн-студий, добровольно формирующих общий бюджет, до сторонних организаций, не имеющих непосредст венного отношения к дизайну как таковому, — типографий, поставщиков бумаги, выставочных центров.

12 в одном

Календарь «Союза дизайнеров России» — один из спецпроектов, в создании которого приняли участие 12 известных российских дизайнеров, увидит свет в ноябре-декабре этого года.

Идея принадлежит дизайнеру студии Airdesign Виталию Ставицкому и президенту «Союза дизайнеров России» (СДР) Юрию Назарову. По их словам, форма проекта — календарь и созвездие авторов (12 месяцев — 12 авто ров) — отличный способ продемонстрировать тенденции современного отечественного графического дизайна. Календари, разработанные одним мастером, появлялись и ранее, но коллек тивный проект пока не имеет прецедентов.

Январь - Сергей Жегло Февраль - Андрей Логвин Апрель - Стас Ищенко

Проект поддерживается СДР (почти все авторы его члены), и это лишняя возможность рассказать создателям о себе. Укрепить имидж, безусловно, одна из целей: их имена и творчество достигнут общественности (правда, планируе мый тираж невелик — 300 экз.). Но и авторы поддерживают СДР. Получается симбиоз: творческое объединение продвигает своих дизайнеров, а они — объединение. Важность по добных мероприятий осознают обе стороны. Уместна аналогия с ежегодной выставкой «Ди зайн», которую также устраивает СДР. Над стилем каждой выставки работает один из признанных мастеров; многие разработчики календаря когда-то её оформляли.

Все дизайнеры, задействованные в проек те, — товарищи по цеху, творчество друг друга им хорошо знакомо. Оказаться в числе именитых графиков хотели все авторы; они с эн тузиазмом восприняли новую идею и нашли время среди заказов, командировок и чтения лекций разработать (заметим, безвозмездно) макет календарного месяца.

«Попытку отказаться от участия предпринял лишь один автор, сославшись на заня тость, — вспоминает Ставицкий. — Но, узнав, кто ещё этим займётся, подумал и согласился».

Месяцы распределялись по жребию: Сергей Жегло (Zheglo) вынул «из шляпы» январь, Андрей Логвин (Logvin Design) — февраль, далее в хронологическом порядке — Игорь Гурович (Ostengruppe), Стас Ищенко («Линия График»), Владимир Юданов («Ёпрограмма»), Владимир Чайка, Василий Копейко (TipoGraphic Design), Сергей Кужавский (Open Design), Пётр Банков (Design Depo), Виталий Ставицкий, Юрий Гулитов и Эркен Кагаров (IMA Design).

Май - Владимир Юданов Июль - Василий Копейко Август - Сергей Кужавский

Дизайнерам предоставили полную свободу действий — никаких требований к макетам, кроме технических, не выдвигалось. Авторитет раз работчиков настолько высок, что размышлений на тему «нравится/не нравится» не было: дизай ны принимались безоговорочно. Собирая работы по одной в календарь, организаторы порадовались, что не стали приобщать к проекту худож ников из регионов (изначально предполагалось выделить под их творчество хотя бы три поло сы). Основная причина — сложности при обмене информацией. Даже с москвичей собрать работы совсем непросто: у всех текучка, постоянные ко мандировки, они долго раскачиваются… Работы сдавались в последний момент, и вместо мая (со став авторов определился в апреле) календарь был скомпонован лишь в сентябре.

Сейчас, когда первый календарь СДР ещё не отпечатан, говорить о регулярности проекта преждевременно: ему помогают много организаций и частных лиц. Именно от них зависит будущее календаря. Если найдутся организаторы, авторы и спонсоры, вполне вероят но — проект будет возрождаться каждый год. Время покажет.

Снова в полёте

Биеннале «Золотая пчела» собирает в Центральном доме художника работы известных графи ческих дизайнеров из разных стран: на I — из 17, на II — 34, на III — 37, на IV — 40, на V — 42, на VI — 53.

Изначально «Золотая пчела» была посвя щена плакатам. С 1996 г. стали появляться новые номинации: на III — «Шрифты» и «Логотипы», на IV — «Визитные карточки» и «Журналы», на V — «Тишот-дизайн», «Брошюры и буклеты», на VI — «Типографика», «Студенческий дизайн» и «Антитеррор».

Октябрь - Виталий Ставицкий Декабрь - Эркен Кагаров

«Золотая пчела-VI» взлетела в начале сентября благодаря инициативе Василия Бычкова, генерального директора компании «Экспо Парк Выставочные проекты». Он нашёл 10 московских дизайн-студий и компаний, ре шившихся спонсировать «Золотую пчелу». Потом, правда, от первоначальной десятки попечителей откололись «Директ Дизайн», «Ё программа» и «Фабрика легенд». Airdesign, наоборот, присоединился. Окончательный со став попечителей: «Агей Томеш», Airdesign, «Дизайн Депо», «ИМА-дизайн», «Линия Гра фик», «НТВ Дизайн», «ТАБУ», «Типо Грэфик Дизайн». Они и сформировали основной бюджет биеннале, которого хватило даже на издание каталога выставки, о чём раньше не при ходилось и мечтать.

«Средства хоть и появились, — говорит пре зидент биеннале Сергей Иванович Серов, — но, к сожалению, далеко не достаточные. Да же сейчас, когда выставка уже состоялась, я не могу утверждать, что «Золотая пчела» возродилась. Просто в этом году удалось найти деньги, которые пошли на латание дыр: издание каталога, приём жюри, внеконкурсную программу — на обеспечение необходимых атрибутов цивилизованной дея тельности, без которых сложно говорить о мировом статусе дизайнерского турнира. Пафос мероприятия повысился, а силы оста лись прежними. Организация биеннале так и держится на студентах, на энтузиазме бескорыстных добровольцев. Вот если бы её опе кали не 8 студий, а 28…»

Помощь в приёме жюри оказали посольства и культурные центры стран, чьи дизай неры приехали на судейство биеннале, — США, Швейцарии и Германии. Для персональных выставок членов жюри (тоже прошли впервые) залы предоставил Центр со временного искусства «М’АРС». Выставка в ЦДХ на этот раз собрала и молодых авторов, и топ-дизайнеров прошлых лет — японцев Сигео Фукуду, Казумаса Нагаи, Кейзо Мицуи, швейцарцев Карла Гейсбюллера, Ник лауса Трокслера, Розмари Тисси, немцев Леха Древински, Гюнтера Рамбова, Германа Цапфа, поляков Петра Млодоженца, Тадеу ша Пехуру, Владислава Плуту, французов Пьера Бернара, Жарара Пари-Клавеля, Алана Ле Кернека, американцев Ивана Чер маева, Сеймура Хваста, Майкла Биерута и многих других.

Собственный каталог — показатель высокого уровня биеннале — был свёрстан и под готовлен к печати за считанные дни. Юрий Гулитов взял на себя разработку дизайна, «Регент Арт» предоставила качественную бумагу («Гарда Арт», 170 г/м2), «Линия Гра фик» превосходно его отпечатала тиражом 1000 экз.

Но одного каталога для поддержания класса выставки мало. Все работы должны быть достойно оформлены: под стеклом или пластиком, с качественным крепежом и т. п. К сожалению, на оформление в подобном ключе основной части «Золотой пчелы» в залах ЦДХ средств не хватило. Только проект «Московский концептуальный плакат 1990-х годов», вывешенный в Государст венной Третьяковской галерее на Крымском валу, был оформлен на самом высоком экспо зиционном уровне.

Концептуальный плакат в Третьяковке

Сергей Иванович Серов, президент «Золотой пчелы», прижимает к сердцу каталог биеннале, первый за всё время существования выставки. Дизайн каталога — Юрий Гулитов

Выставка прошла 2–12 сентября. Это самый интересный и необычный пример коопера ции в дизайнерской среде. Деятельное участие сотрудников музея и сторонних компаний помогло организаторам собрать коллекцию плакатов и достойно её представить. По договорённости музей оста вит лучшие работы в своих фондах (с 1946 г. его коллекция вообще не пополнялась плака тами). Компания «Лион Арт Сервис» помогла достичь музейного уровня оформления: пла каты висели в стеклопакетах на современных подвесных системах.

Вернисаж провели заместитель директо ра ГТГ Александр Морозов, с самого начала поддержавший идею выставки, и Наталья Адаскина, заведующая отделом графики ГТГ.

«Подобная экспозиция для нас в новинку, — рассказывает Нина Дивова, заведую щая выставочным отделом, — плакаты для ГТГ нехарактерны. Тем не менее, жанр весь ма занимательный. Неискушённый зритель с трудом разберёт, что перед глазами: действительно качественная работа или неслож ный набросок; всерьёз автор общается со зрителем или это тонкая пародия».

«Стоит ли говорить, что о залах ГТГ организаторам биеннале приходилось только меч тать? — комментирует Елена Рымшина, один из кураторов выставки. — Наши дизайнеры заслужили признание, и теперь их имена ос танутся в истории отечественного искусства».

На выставке были представлены работы мастеров старшего поколения: Валерия Акопова, Боксера, Евгения Добровинского, Бориса Трофимова, Владимира Чайки, Алек сандра Чанцева. А также дебютантов 90-х: Эрика Белоусова, Юрия Гулитова, Игоря Гу ровича, Эркена Кагарова, Елены Китаевой, Андрея Логвина, Анны Наумовой, Юрия Суркова. Чем не пример патриотизма и про фессиональной поддержки?

Дизайн есть?

Масштабная работа профессиональных дизайнеров-энтузиастов по развитию качествен ного российского дизайна налицо. Ожидай они поддержку сверху, как в 60–80-х, или действуй порознь, пытаясь в одиночку что-то доказать, мы бы остались без качественного дизайна вовсе. Без добровольной помощи массы заинтересованных людей не состоялось бы ни одно событие в сфере графического дизайна. Надеемся, что энтузиазма у заинтересованных лиц не убавится, их число возрастёт, и дизайн в России станет не просто популярным словом, а самостоятельным направле нием в искусстве.


Взлеты и падение «Золотой пчелы»

Впервые Московская междуна родная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» состо ялась в 1992 г. На протяжении 90-х выставка проводилась раз в два года, но в 2000 г. проект был объявлен закрытым. Одна ко в 2004 г. по инициативе компании «Экспо-Парк Выставочные проекты» и при под держке попечителей (восьми московских дизайн-студий и фирм) «Золотая пчела» возоб новила полёт.


В поисках «русского» дизайна

Графический дизайн как профессия появился у нас в 60-х под советскими псевдонимами типа «художественное конструирование», «техническая эстетика», «прикладная гра фика» и т. п. Заказчики — безличные государственные предприятия и организации, вынужденные выделять бюджетные средства на дизайн под бременем административ но-командного принуждения, «для галочки». Им почти не было дела до креативных решений дизайнеров, что, как ни странно, позволяло мастерам самосовершенствоваться и накапливать профессионализм. Так сформировался почти неизвестный в стране, но зато знакомый миру «советский графический дизайн». Дизайна как такового не было, а та лантливые дизайнеры (среди них звёзды международного класса) — были. В 90-х это превратилось в модную и престижную профессию. Загадочное слово «дизайн» стало по нятным и распространённым.

«Слово-то есть, а самого дизайна как не было, так и нет, — считает Серов. — В России развитие профессии держится на энтузиазме двух-трёх десятков мастеров. Их работы можно назвать дизайном «от кутюр», но базового уровня «прет-а-порте» — массового, тиражного дизайна, не претендующего на большие победы, но обладающего достаточным профессиональным качеством и культурой, — по-прежнему нет. К сожалению, разрыв между работа ми немногих профессионалов и повседневной уличной продукцией слишком велик».

Назаров придерживается принципиально иной точ ки зрения: отечественный дизайн, безусловно, есть. Хотя бы потому, что Россия — огромная страна с собственной многовековой культурой и менталитетом: «чей-то» ди зайн у нас попросту бы не прижился.

Логвин уверяет: российские дизайнеры постепенно (медленно, но верно) вырабатывают нечто, подходящее под определение «российский дизайн». Его поддерживает Стас Ищенко, зам. директора по связям с общественностью типографии «Линия График» (и дизайнер, принимающий участие в проекте «Календарь СДР»). Ставицкий также отмечает определённые схожие черты в работах отече ственных мастеров, которые и отличают «наших».

Мнения расходятся, и однозначно отвечать на вопрос «существует ли отечественный дизайн?» пока преждевременно. Верим, что со временем двоякость сужде ний исчезнет.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus