2004.06.142827 прочтений

Лицензия на карьеру

Теги: Publish

Сделать карьеру в полиграфической отрасли непросто, но вполне возможно, тем более что спрос на многие специальности пока превышает предложение. Базовое профобразование, закреплённое на производстве, - залог успеха молодого специалиста.

Сделать карьеру в полиграфической отрасли непросто, но вполне возможно, тем более что спрос на многие специальности пока превышает предложение. Базовое профобразование, закреплённое на производстве, — залог успеха молодого специалиста.

Сезон вступительных экзаменов — самое время поговорить о профессиональном образовании. Внимание к полиграфическому образованию неслучайно: прогрессивная отрасль, где уровень зарплат выше среднего, развивается (появляются новые типографии, издательские дома, дизайн-студии) и создаёт дополнительные рабочие места, на которые, зачастую, сложно подобрать сотрудников: не все «корифеи» способны работать на современном оборудовании, а молодёжи обычно не хватает опыта… Да, полиграфия страдает без профессионалов, но так ли уж необходимо специальное высшее (среднее профессиональное) образование сотрудникам, обслуживающим производственный процесс? Является ли документ о специальном образовании своеобразной лицензией на карьеру?

Ученье — свет?

Мы провели мини-опрос среди отраслевых компаний. Вывод прост: образование, безусловно, необходимо, и диплом полиграфического вуза или колледжа — несомненный плюс в глазах работодателя. Очевидно, что теоретическая база потенциального сотрудника, пусть даже едва оперившегося, в силу свежести полученных знаний (что очень важно) может быть надёжней, чем у специалистов с многолетним стажем. Но основным критерием при приёме на работу в полиграфии всегда был и остаётся опыт работы, без которого теория попросту неэффективна. Никто не доверит дорогостоящее оборудование вчерашнему выпускнику, знакомому с машинами лишь понаслышке: чтобы из стен университета действительно вышел специалист-инженер, студент ещё во время учёбы должен на практике узнать если не все, то хотя бы основные специфические производственные процессы. Не последнюю роль играет и оборудование, на котором проходила практика, — технологии развиваются, процессы совершенствуются, некоторые отмирают. Кому сейчас нужен наборщик высокой печати?

Отраслевые учебные заведения стараются составлять учебный план так, чтобы ребята познакомились с игроками рынка и прошли стажировку на предприятиях ещё до завершения образования. Там, где относительно стабильное финансирование и тесное сотрудничество с отраслью уже налажено (Московский государственный университет печати, Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Фёдорова и др.), как правило, есть собственный парк современного оборудования, на котором студенты получают первый опыт работы. Но, как водится, образование образованию рознь: наличие диплома не гарантирует знаний…

А что думают по этому поводу представители российских полиграфических компаний?

Отраслевые компании поддерживают МГУП — многие аудитории университета оснащены современным оборудованием, которое производители предоставляют безвозмездно. Только учитесь!

Татьяна Усачёва, начальник отдела по подбору кадров полиграфического комплекса «Пушкинская площадь», считает, что опыт работы, наложенный на мощную теоретическую базу, плюс стремление к профессиональному росту — идеальное сочетание для соискателя должности. Руководителям высшего и среднего звена, занятым на производстве, хотя бы среднеспециальное образование действительно необходимо. Парк оборудования в «Пушкинской площади» — новый, современный и дорогой, поэтому знание производственных процессов обязательно. Доверить машину новичку — по меньшей мере, опрометчиво. «Мы охотно сотрудничаем с образовательными полиграфическими учреждениями, даём студентам возможность учиться на предприятии: у некоторых технологов защита диплома в МГУП только летом, но они уже приобрели некий опыт за время учёбы и сейчас являются хорошими специалистами и полноправными сотрудниками нашей типографии», — рассказывает Татьяна.

Виктория Ясенская, генеральный директор «Проф-Медиа Принт», сообщила, что активная работа молодой типографии началась лишь в феврале текущего года. Штат уже был полностью укомплектован (на что ушёл почти год), все сотрудники - с опытом работы: сложно запустить успешное производство с недостаточно квалифицированным персоналом.

«Как мне показалось, на рынке ощущается нехватка печатников, электронщиков (проблемы часто возникают именно с электроникой) и, в меньшей степени, механиков, - делится опытом Ясенская. - Студентов-практикантов у нас пока нет, но надеемся, как только прочно встанем на ноги, наладить контакты с МГУП и колледжами: за специалистами не придётся далеко ходить. Думаю, что диплом полиграфиста необходим не только начальникам цехов, смен и т. д., но и сотрудникам отдела маркетинга. Ведь они должны хорошо знать рынок полиграфических услуг и считаться с требованиями и мнением заказчика».

Вузы

Высшие учебные заведения, где готовят специалистов для полиграфической отрасли, можно пересчитать по пальцам. Профильные технические факультеты есть в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ), Южно-Российском техническом университете (Новочеркасск) и в ближнем зарубежье: Национальном техническом университете Украины (Киев), Украинской академии печати (Львов), Ташкентском институте текстильной и лёгкой промышленности.

Преподаватели и студенты кафедры коммуникативного дизайна МГХПУ им. Строганова разрабатывают оригинальные полиграфические изделия: открытки, календари, годовые отчёты, рекламные буклеты. Пример сотрудничества вуза с заказчиками — совместные проекты студентов с компанией «Берег», которая проводит конкурсы среди учащихся и живо интересуется дипломными работами молодых дизайнеров. На фото — творения пятикурсников для конкурса открыток на дизайнерской бумаге от «Берег»

С гуманитарными специальностями, ориентированными на препресс (дизайн, макетирование, вёрстку), подготовку материалов для газет и журналов, несколько проще. Не перечисляя все вузы с аналогичными специальностями, назовём лишь пару громких имён — МГУ (журфак), МГХПУ им. Строганова (факультет коммуникативного дизайна).

А вот узкоспециализированных полиграфических вузов, где каждая специальность связана с печатными процессами (допечатной подготовкой, редакционно-издательским делом, технологией печатных и послепечатных процессов и т. п.), в России всего два: в Москве и Санкт-Петербурге. Основным отраслевым по праву считается МГУП, за ним следует Северо-Западный институт печати Санкт-петербургского государственного университета технологии и дизайна.

Московский государственный университет печати

МГУП образован в 1930 г. на базе московского и ленинградского Высших художественно-технических институтов (ВХУТЕИН); изначально назывался «Московский полиграфический институт». В 1993 г. был переименован в Московскую государственную академию печати, современное название утвердилось в 1997 г.

Во МГУП студенты и сотрудники библиотек избавлены от нудного поиска книг по картотеке. Электронный каталог экономит массу времени и занимает минимум места

Преподавательский состав — около 400 человек, 38 кафедр, 5 факультетов (см. табл. 1). В 2004 г. проводится набор по 15-ти специальностям (их количество увеличивается в соответствии с требованиями рынка — в юбилейном 2000 г. имелось 29 кафедр и 11 специальностей). Абитуриентов-2003 ожидали две новые специальности — «Информационные системы и технологии» и «Автоматизация технологических процессов и производств (полиграфия)» с квалификацией инженера. В этом году к ним прибавились ещё три — «Управление качеством», «Материаловедение и технология новых материалов» и «Информационные технологии в медиа-индустрии».

По словам Татьяны Печёнкиной, начальника учебно-методического управления МГУП, в полной мере судить об эффективности новых специальностей пока рано: ещё нет ни одного выпуска, а первые два образовательных курса практически схожи во всех технических специальностях вуза (преподаются дисциплины гуманитарно-экономические и, естественно, технические, без которых невозможно изучение специальных предметов). Несмотря на новизну, специальности пользовались у абитуриентов не меньшей популярностью, чем все остальные; средний конкурс по университету составил 10 человек на место.

В МГУП воспользовались ещё и тем, что обучение на первых двух курсах мало отличается не только между группами одного вуза, но и между вузами одного направления. Три года назад была организована работа представительства МГУП в Рыбинске (Ярославская обл.), ведь там расположен крупный отраслевой колледж — Рыбинский полиграфический колледж (РПК), из выпускников которого и работников завода «Полиграфмаш» сформировалась группа студентов, обучающихся по заочной форме. Два курса ребята учились в Рыбинске, где с ними работали преподаватели Рыбинской государственной авиационной технологической академии, а продолжили дальнейшее обучение уже в МГУП.

Татьяна уверяет, что у рыбинских «новобранцев» (как и у остальных иногородних студентов и абитуриентов) проблем с жильём нет — у МГУП два общежития. Одно (новое квартирного типа улучшенной планировки) построено в 1993 г., второе старше, но должным образом отремонтировано и находится рядом с основными корпусами университета. Во что же выльется студентам удовольствие занимать апартаменты в общежитиях МГУП?

«Ежемесячная плата за проживание — около 5% от государственной стипендии, — рассказывает Печёнкина, — а её размер — 400-600 руб. в месяц в зависимости от успеваемости. Вот и считайте». Кстати, троечникам она не полагается (учись, студент, усердно!), а особенно деятельной молодёжи дают стипендии и гранты предприятия отрасли, с которыми МГУП уже много лет поддерживает тесные контакты.

Мал золотник, да дорог

Не секрет, что полиграфические компании охотно берут на практику и работу выпускников МГУП. Поэтому производители стараются поддерживать потенциальных сотрудников.

В конце апреля компания Heidelberg и типография «Линия График» вручили студентам гранты за оригинальные дипломные проекты и курсовые работы. «Пронто-принт» выплачивает ежемесячные бонусы приглянувшимся студентам. Действительно, сотрудничество университета с фирмами и предприятиями отрасли — во многом залог успеха и вуза, и выпускников, и самих предприятий-партнёров. Производственники присматриваются к студентам с первых лет обучения.

«Мы только приветствуем, когда преподаватели приводят ребят на экскурсию к нам в типографию — оценить масштаб реального производства, — рассказывает главный технолог «Линия График» Дмитрий Череповский. — Одни студенты (как правило, технологического факультета) проходят практику в нашем производственном отделе, другие — стажировку. Третьи, не без помощи наших специалистов, прорабатывают дипломы и курсовые работы. Если ребята толковые (что выясняется достаточно быстро), почему бы не взять их в штат после защиты?»

Возвращаясь к сотрудничеству университета с отраслевыми фирмами, отметим, что трудоустройство — далеко не единственная форма взаимодействия: представители компаний DuPont, Heidelberg, Xerox, ЗАО Издательство «ОЛМА-ПРЕСС» и др. проводят во МГУП семинары и факультативные курсы, основываясь на опыте своих предприятий. Программа курса, организованного Xerox, включает уроки цифровой печати, составление бизнес-плана, изучение рынка и принципов работы компании, её историю. Heidelberg обучает работе на своей современной технике. Чеховский полиграфический комбинат, наоборот, отправляет своих молодых специалистов получать высшее образование в стенах МГУП по специально разработанной программе, предусматривая проведение практических занятий непосредственно на комбинате.

В распоряжении МГУП находится безвозмездно предоставляемое современное полиграфическое оборудование ведущих мировых производителей (Heidelberg, КВА, Xerox, DuPont, Gallus, GretagMacbeth и др.), общей стоимостью 8 млн долл. При университете действуют производственные структуры полиграфического профиля — «Пронто-Принт», Академический печатный дом, компания «Альфа-дизайн» и др.

Учебный процесс включает и активный обмен опытом подготовки специалистов с зарубежными вузами, особенно тесные контакты установлены с Германией — Техническим университетом (Дармштадт), Бергским университетом (Вупперталь), Высшей школой печати (Штутгарт) и др.

Налажены контакты с именитыми вузами и организациями США (Рочестерский технологический институт), Англии, Китая, Южной Кореи и др.

На недавней выставке Drupa-2004 не обошлось без московских студентов. Силами МГУП и Высшей школы техники, экономики и культуры (Лейпциг) была организована поездка 13 человек в Германию. Ребята не только познакомились с выставкой современного оборудования, но и прослушали лекции ведущих преподавателей.

Северо-Западный институт печати Санкт-петербургского государственного университета технологии и дизайна

Размах СЗИП (ранее филиала МГУП) меньше, что не умаляет его значения: полиграфическое образование здесь достаточно высокого уровня. Обособленное структурное подразделение СПГУТД готовит и повышает квалификацию специалистов для полиграфии, издательского дела и книжной торговли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.

Обучение проводится кафедрами трёх факультетов: полиграфических технологий и оборудования (технического), издательского дела, рекламы и книжной торговли (гуманитарного) и дополнительных видов образования (довузовские подготовительные курсы и послевузовская подготовка/переподготовка — повышение квалификации, дополнительное профобразование). Филиалы кафедр расположены на ведущих отраслевых предприятиях Санкт-Петербурга (автоматизированного полиграфического оборудования — АО «ЛенПолиграфМаш», технологии полиграфического производства — ГОИ им. Вавилова, гуманитарных и социально-экономических дисциплин — БАН РФ).

Среднее профессиональное образование

Полиграфические средне-профессиональные учебные заведения можно разделить на две категории. Первая — колледжи, со сложившимися отраслевыми связями (поддержка МГУП, взаимодействие с полиграфическими компаниями), серьёзным конкурсным отбором, различными формами обучения: Московский издательско-полиграфический колледж им. Ив. Фёдорова, ГОУ СПО «Московский колледж книжного бизнеса и информационных технологий», Рыбинский полиграфический колледж, ГОУ профессиональный полиграфический лицей ? 314.

Для второй группы характерен стабильный, в общем, интерес со стороны учащихся, но конкурсной основы, как таковой, нет. В зависимости от специальности здесь принимаются либо все желающие, либо отбираются более способные. 11-классников набирают не на все специальности, а кое-где работают только с выпускниками 9-х классов (Профучилище ? 25). Профучилище ? 144 для обучения специальности «брошюровщик» принимает выпускников коррекционных школ. Дело в том, что ориентированы училища на начальное профобразование и с этим уровнем справляются, несмотря на острую нехватку мастеров. Поскольку речь о продолжении образования заходит редко, выпускники сразу стремятся найти работу, и, надо отметить, большинство трудоустраивается.

Контакты с предприятиями отрасли (правда, в разной степени) налажены во всех учебных заведениях. Такие типографии и издательства, как ФГУПП «Детская книга», ГУП «ППП «Типография «Наука»» АИЦ «Наука» РАН, ОАО ПФ «Красный Пролетарий», ГУП ИПК «Московская правда», ОАО «Молодая гвардия» и др., сотрудничают с профучилищами и колледжами: они не только принимают выпускников на работу, но предоставляют необходимые для обучения материалы и оборудование.

Интересно, что государство планирует в июне этого года объединить отраслевые средне-профессиональные учебные заведения в единый полиграфический колледж, причём администрация училищ не знает, что ожидать от нововведения: вполне вероятно, улучшится финансирование, но также очевидно, что в определённой степени потеряется самостоятельность. Единственное, что пока точно известно, — условия приёма в 2004 г. остаются прежними: для каждого учебного заведения индивидуальными.

Отрасли нужны профессиональные кадры

Полиграфическое образование в России имеет две составляющие: МГУП (ведущий вуз России по подготовке специалистов в области полиграфии, издательского дела и книговедения) и профессиональные училища и лицеи, существующие, главным образом, за счёт энтузиазма преподавателей. Предсказать эффект, который произведёт государственное вмешательство (объединение полиграфических средне-профессиональных учебных заведений), сложно.

Развитие системы профобразования — залог эффективного рынка труда. Только тогда работодатели смогут подбирать действительно стоящие кадры печатников, брошюровщиков, переплётчиков и т. п., а не просто искать баланс между опытом и молодостью. Пока же наиболее востребованных специалистов не хватает, и типографии продолжают переманивать их друг у друга.


История полиграфического факультета ОмГТУ

Он появился на второй год Великой Отечественной войны под названием «Омский машиностроительный институт», готовил инженерные кадры для машиностроительных заводов Сибири и ни в коей мере не ориентировался на полиграфическую отрасль. Только в начале 60-х, наряду с другими актуальными на тот момент специальностями (электроснабжение промпредприятий, холодильные машины и установки, криогенная техника и др.), начали готовить инженеров по специальности «полиграфические машины и технология полиграфического производства». Сегодня в ОмГТУ семь факультетов, один из них полиграфический.


История СЗИП

Местоположение СЗИП неразрывно связано с историей полиграфии в Санкт-Петербурге. Ещё в начале ХХ в. в переулке Джамбула (до 1952 г. — Лештуков переулок, где по сей день находится университет) обосновались несколько петербургских издательств и полиграфпредприятий. С 1830 г. здание, в котором располагалась самая крупная тогда типография — Яблонского, многократно перестраивалось и меняло владельцев: после революции здесь разместилось ленинградское отделение издательства «Молодая гвардия», а в 1946-1947 гг. после капремонта — цеха типографии им. Володарского. Позднее, в связи с появлением в Ленинграде крупного полиграфического производства, небольшие типографии закрыли, и в 1966 г. здание получило новое назначение — учебно-консультационный пункт Московского полиграфического института. В середине 70-х, после перепланировки внутренних помещений, дом был окончательно приспособлен под учебные цели, а учебно-консультационный пункт преобразован в филиал МПИ.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus