2004.05.05, Автор: Александр Баулин2934 прочтений

ЧЕРНИЛЬНЫЕ ТОЧКИ над i в струйной фотопечати

Теги: Форум Publish

В прошлом номере Publish (с. 58) мы рассказывали о тенденциях развития фотопринтеров.

В прошлом номере Publish мы рассказывали о тенденциях развития фотопринтеров. В рамках выставки «Фотофорум-2004» тема получила интересное продолжение: компания MIDexpo и журнал Publish организовали беспрецедентный круглый стол «Струйная фотопечать: мифы и реальность», за которым собрались представители трёх ведущих производителей струйных принтеров — Canon, Epson и HP.

Цена искусства

Себестоимость отпечатка. Сравнение с ценой в мини-лабе. Вопрос актуален как никогда. Субботин отметил: «Цена отпечатка в мини-лабе — психологический момент. Когда пользователь понимает, что она несколько ниже, чем на домашнем фотопринтере, возникает психологический барьер при покупке фотопринтера». Неудивительно, что производители дружно заявили о стремлении снизить цену отпечатка, чтобы оказать серьёзную конкуренцию мини-лабам. Немалые усилия затрачиваются на объяснение потенциальным покупателям удобств печати на струйнике. Ведь не всегда пойдёшь в мини-лаб (например, в плохую погоду), да и заказчик там не может контролировать качество отпечатка или будет вынужден доплачивать деньги за редактирование снимка.

Компанию Canon представляли Брайн Уорлей, (сидит второй слева) менеджер по продукции европейского региона (Англия, Лондон), и Иннокентий Пан, главный специалист по профессиональной продукции, фото и видео; от Epson присутствовали менеджеры по продуктам Андрей Лыгун и Ольга Подколзина; НР представлял Максим Субботин, технический консультант по розничной продукции. Вёл круглый стол Игорь Терентьев, главный редактор журнала Publish

У компании НР доступно 7 сортов бумаги; её пользователям снимок 10х15 см обходится в 40–60 центов. При этом разгорелась небольшая, но яростная дискуссия — увеличивает или уменьшает расход чернил технология PhotoRET: Субботин убеждал присутствующих, что уменьшает за счёт вариабельности количества капель на листе.

Предрекая в ближайшие годы сужение области применения мини-лабов, их вытеснение струйными принтерами, представители Epson сообщили о результатах исследования себестоимости: затраты составляют около 40 центов за отпечаток на струйном принтере или 30 центов при использовании портативного Epson PictureMate и глянцевой фотобумаги. Общее мнение-рекомендация: стремление выжать максимум из принтера повышает себестоимость отпечатка — приходится выбирать дорогую бумагу. Самый доступный по цене струйный отпечаток — всегда компромисс с точки зрения качества.

Самый экономичный принтер. Участники мероприятия сошлись во мнении, что для современных принтеров не наблюдается значительного различия в себестоимости отпечатков дорогих моделей и начального уровня. По мнению Пана, такое различие есть только между принтерами с едиными картриджами и раздельными — последние используют все чернила до капли. Есть у Canon и принтер, значительно выигрывающий в цене отпечатка, — i865. В нём применяются чёрные чернила двух типов (пигментные, как во всех моделях Canon, кроме специализированных фотопринтеров, и водорастворимые), что снижает стоимость печати на 15-20%. Подколзина рассказала, что стоимость печати на флагмане Epson, Stylus Photo R800, всего на 1 цент дороже, чем на R200. Проще всего подсчитать себестоимость, по её мнению, для новинки от Epson — портативного PictureMate, т. к. расходные материалы продаются комплектом (100 листов фотобумаги и картридж, рассчитанный на 100 фотографий), который стоит примерно 30 долл., или 9 рублей за отпечаток 10х15 см

Ситуацию с продукцией НР Субботин прокомментировал так: «Самая продвинутая технология PhotoRET Pro используется в фотопринтере HP PhotoSmart 7960, при этом себестоимость получается выше, чем в других принтерах, на 10-15%. Далее по снижению себестоимости идёт технология PhotoRET IV, применяемая в основной линейке фотопринтеров. Дешевле всего отпечаток в 4-цветных моделях PhotoSmart 145 и 245 с технологией PhotoRET III».

Стоимость струйного отпечатка — хитрый вопрос, т. к. существенно зависит от применяемой фотобумаги, объясняет Пан: «Стоимость отпечатка 10х15 см на принтере Canon самого высокого качества и на лучшей фирменной бумаге — около 40 центов. А на более доступной, менее стойкой к факторам старения, но дающей то же качество, — 30 центов»

Совместимые расходные материалы. Отвечая на вопрос об отношении к совместимым расходникам, обычно сопровождаемым обвинениями в стремлении «заработать все деньги», производители оказались на удивление единодушны. Качество и работоспособность устройства гарантируется только при использовании всех трёх фирменных компонентов: принтера, чернил и фотобумаги. В остальных случаях результат непредсказуем. На вопрос о целесообразности введения программы сертификации продуктов сторонних производителей, Лыгун категорично заявил: «Чтобы работать вместе, нужно быть полностью уверенным в технологической линии другого изготовителя. Необходимо полностью контролировать качество и его стабильность. Производители разливных чернил часто не выдерживают качество по стандартам, оно может меняться от поставки к поставке. Такие чернила приводят к поломке принтера, ответственность за которую несёт производитель». Лыгун сомневается, что сторонние фирмы обеспечат такие условия производства, как чистые комнаты и заводы, выполняющие весь комплекс операций. Пан напомнил: «Разработка новой печатающей головки компании Canon стоила 300 млн долл. Диаметр дюзы составляет 10 мкм, размеры частицы красящего вещества — нанометры. Могут такое качество дать сторонние производители?»

Производители не имеют права запретить использование сторонних материалов, но предупреждают: если принтер выйдет из строя, ремонт придётся делать за свой счёт.

Но ситуация неоднозначна: по словам одного из слушателей, при печати части фотографий на новые паспорта использовались принтеры Epson, а бумага — Lomond. Главная претензия к бумаге Epson — даже при плотности 250 г/см2 её толщина меньше, чем у обычной фотобумаги. В результате фирменная для струйной печати неустойчива к смятию. Часто сторонние производители расходных материалов стараются закрыть именно специфические рыночные ниши, где фирменные материалы есть не всегда. Подколзина объяснила, что в этом случае Epson не может нести ответственность за качество изображений.

Подделки. В отличие от материалов сторонних производителей, подделки всегда вне закона. Например, компания Epson для подтверждения подлинности картриджей наносит на них голограммы, меняющие цвет при различных углах падения света, причём дизайн регулярно обновляется. Голограммами пользуется и Canon. К сожалению, по внешним признакам поддельный картридж иногда может идентифицировать «только профессионал, рассматривая его под лупой». Совет Лыгуна — покупать картриджи исключительно у сертифицированных дистрибьюторов. Возникает вопрос: не проще ли дойти до мини-лаба, чем до магазина сертифицированного поставщика расходных материалов? На это представители Epson ответили, что картриджи фактически закупаются впрок (одного комплекта хватает на 50 и более фото формата А4), к тому же сеть авторизованных дилеров достаточно широка — 200-300 компаний с несколькими розничными магазинами каждая, половина из которых работает в Москве.

Велики ли затраты на чистку? Предыдущая тема подвигла слушателей перейти к более конкретным технологическим вопросам. Сколько чернил расходуется на прочистку сопел, особенно при включении принтера? Не могут ли засориться головки при длительном простое?

Принтеры Epson следует держать подключенными к сети, тогда при необходимости (например, если на принтере в течение нескольких месяцев не осуществлялась печать) ёмкость с чернилами будет «встряхиваться» — подача импульса на печатающую головку для небольшой протяжки чернил минимизирует вероятность засорения головки.

В принтерах Canon 8–10 подрежимов прочистки, в зависимости от времени простоя, количества напечатанных страниц после последней очистки и других факторов. Самый большой расход чернил будет при специальном режиме очистки, выполняемом автоматически после неправильного отключения принтера от сети (до окончания процесса парковки головки). Если картриджи Epson вставлены в принтер, рекомендуется печатать ими хотя бы раз в полгода, для Canon — раз в год.

Точные цифры представители Epson и Canon привести затруднились, но заверили, что расходы на поддержание картриджа в «боевом состоянии» составляют менее 1%, а на прочистку сопел тратится около 5% чернил от объёма картриджа в течение всего периода его эксплуатации.

Долговечность отпечатков. После того как пользователей убедили применять фирменные расходные материалы и подсказали, как прочистить головки принтеров, ведущий перешёл к вопросу о долговечности отпечатков. Все производители определяют время сохранения цветопередачи отпечатков с помощью методик «ускоренного» старения: на образец воздействуют светом высокой интенсивности или высокими концентрациями озона (основные повреждающие факторы). Зная реальную концентрацию озона и света, можно прогнозировать время жизни отпечатков.

Субботин: благодаря картриджу, объединённому с головкой, в принтерах НР прочистка сопел не требуется

Пан утверждает: «На специальных материалах (например, Photo Paper Pro) устойчивость к влаге — абсолютная, вы не смоете их даже щёткой в горячей воде. В силу особенностей процесса — чернила Canon вступают с фирменной бумагой в химическую реакцию — снимки хранятся в стандартных условиях (под рамкой, непрямые солнечные лучи) до 25 лет на лучших носителях без изменения цветопередачи. Технологии производства бумаг Canon постоянно совершенствуются; в ближайшее время мы доведём показатель до 100 лет».

Чернила Epson эволюционировали: «Когда-то они боялись воды. Потом появились стойкие к холодной (горячей их ещё можно было смыть). Скачок наметился, когда мы перешли на пигментные чернила — они не смываются даже с обычной бумаги, которая размокает быстрее, чем изображение. Фотобумага Epson устойчивее к воде, при печати на ней даже водорастворимыми чернилами отпечатки абсолютно влагостойки, а на виниловой бумаге не смазываются даже в стиральной машине». Сложнее вопрос с воздействием света. Единых стандартов нет, но по данным независимых компаний, матовая бумага Epson позволяет хранить отпечатки пигментными чернилами на матовой бумаге в первозданном виде до 100 лет при стандартных условиях, если же применяются водорастворимые краски — 25. На самой светостойкой бумаге HP (PremiumPlus), благодаря её семислойной губкообразной структуре, отпечатки сохраняются до 73 лет и более. Чернила в процессе печати проникают через верхние слои, которые защищают изображение от воздействия озона и ультрафиолета.

Улучшение качества чёрно-белых и цветных фотографий. Лыгун пояснил суть проблемы: «Есть определённые допуски по параметрам в производстве принтеров. При печати цветных фотографий отклонения незаметны. Что касается ч/б фотографий — глаз хорошо различает отклонения в нейтральных тонах. Чтобы решить эту проблему, в принтере Epson Stylus Photo 2100 используют серый картридж». Подколзина отметила, что в следующем модельном ряду планируется добавить серый картридж и для аппарата формата А4.

Пан напомнил: «Для преодоления проблемы совместимости фотокамер и принтеров разных производителей при печати напрямую без ПК, Canon совместно с Epson и HP разработали открытый индустриальный стандарт PictBridge. Он специально предназначен для прямой печати картинок с камеры на принтер. На физическом уровне — это USB, на уровне протокола — PTP». Он напомнил и о существовании Exif 2.21 — формата записи информации о настройках камеры в момент съёмки в файл изображения наряду с ним самим. Разнообразные записи об условиях съёмки, параметрах вспышки и т. п. служат для автоматической коррекции цветопередачи. «При использовании принтеров и фотоаппаратов Canon, которые также оптимизируют цветопередачу, получаются фотографии ничуть не хуже, чем в фотолабораториях без всякой дополнительной обработки», — утверждал Пан.

Субботин заявил: «Что касается качественной ч/б печати, то компанией HP этот вопрос решён полгода назад. Мы выпустили серый фотокартридж HP ? 59, совместимый практически со всей линейкой, включая мобильный фотопринтер формата 10х15 см. Дополнительные светло-серые, тёмно-серые и водорастворимые чёрные чернила позволяет добиться профессионального качества ч/б фотографий. В модели HP Photosmart 7960 одновременно используются сразу три картриджа: цветной, фото и фотосерый (светло-серый, тёмно-серый и водорастворимый фоточёрный). А 8-цветная система печати обеспечивает высокую скорость и точную цветопередачу».

Что касается дополнительных картриджей, Canon представила два новых фотопринтера с принципиально новой цветовой палитрой. Обычно современные принтеры, струйные и лазерные, используют субтрактивную цветовую модель CMYK (цвета вычитаются из белого цвета бумаги), а устройства отображения (например, мониторы) — аддитивную модель RGB (цвета добавляются к чёрному цвету). В этом году выпущен принтер Canon i990 с дополнительной красной чернильницей и i9950 с красной и зелёной. Это даёт лучшую передачу красного и зелёного, т. е. расширяет цветовой охват, приближающийся к профессиональному позитивному слайду.

Снижение цены фотокартриджей. Подколзина объявила: «У нас этот процесс уже идёт. Благодаря переходу на раздельные картриджи и маркетинговой политике, высококачественная печать становится всё доступнее». Снижение стоимости касается не только картриджей, но и фотобумаги — EPSON начинает поставки фотобумаги 10х15 см по 100 и 500 листов в пачке, что значительно снижает стоимость одного листа. Представитель НР уточнил, что важно обращать внимание не на стоимость картриджа, а на себестоимость отпечатка: «У нас гибкая политика относительно стоимости картриджей: есть дорогие с большим наполнением и дёшевые — с меньшим. И идёт постоянное удешевление отпечатка: сейчас одного картриджа хватает на 150 шт. 10х15 см. Несколько лет назад это было невозможно, хотя картридж стоил столько же». По словам Пана, стоимость картриджей Canon также постепенно уменьшается.

«В принтере EPSON Stylus Photo R800 к палитре CMYK добавлены красный и синий цвета, что позволило воспроизводить цветовые оттенки, не передаваемые другими системами печати, и значительно превысить цветовой охват аналоговой печати», — объяснила Подколзина

Увеличение ёмкости картриджей. Слушателям очень хотелось услышать, будет ли повышаться ёмкость картриджей и, соответственно, падать их удельная цена. Но Пан ответил, что картриджи большой ёмкости (у Canon — до 330 мл) получатся тяжёлые, их будет трудно перемещать (общий вес каретки составит 3 кг!), нужна другая система — с трубопроводами. Субботин добавил: «При производстве картриджей проводятся большие исследования рынка, изучаются потребности человека в печати, учитывается, сколько в месяц печатается фотографий. Поэтому объём картриджа на данный момент оптимален для среднего потребителя. Максимальная ёмкость при использовании системы PhotoRET IV — 17–20 мл». На предложение выпускать «топовые» фотопринтеры с двумя вариантами подачи (обычной и через трубопровод) Пан возразил: «Оборудование, о котором идёт речь, позиционируется как бытовое, а не для печати тиражей — для этого существуют минилабы. У Canon есть специальное струйное решение с неподвижной головкой шириной в лист А5, с огромной скоростью печати и большой ёмкостью чернильниц. Бытовые принтеры по качеству не уступают, но они не предназначены для крупнотиражной печати».

Разрешение и размеры. Традиционный вопрос: какое разрешение должно иметь изображение, подготовленное для струйной печати, и какое выбирать в драйвере принтера? Однозначного ответа нет, все зависит от поставленных целей. Пан как специалист и по цифровым камерам посоветовал применять 2-3-мегапиксельные камеры для картинок 10х15 см, 3-4-мегаписельные для листов 13х17 см и 4-5-мегапиксельные для формата А4.

Для большинства фотоизображений вполне достаточно разрешения 300 dpi (и лишь при высокой детализации следует выбирать 350-400 dpi), а выбор разрешения и режима печати в драйвере влияет на качество и скорость вывода — самой лучшей картинки можно и подождать.

Струйники против экранов?

С развитием цифровых технологий стало возможным, не получая твёрдую копию, посмотреть картинку на телевизоре или цифровых рамках. Не забудут ли пользователи про струйную печать? Пан считает, что всё равно люди хотят распечатать хотя бы часть того, что увидели на экране, а количество отснятого на цифровую камеру материала в несколько раз превышает отснятое на плёнку (ведь это ничего не стоит). Субботин пофилософствовал: «Есть две тенденции: доля печатаемых фотографий уменьшается, но их общее количество увеличивается. Посмотрим, какая тенденция победит».

А Подколзина смело смотрит в будущее: «У нас уже есть устройство для просмотра фотографий на ЖК-экране или отображения на ТВ», демонстрируя переносной цифровой фотоальбом Epson Photo PC Р-1000. Картинки можно не только посмотреть, но и распечатать, подключив его к принтеру. Компанией недавно выпущен телевизор со встроенным принтером. Лыгун считает, что просмотр изображения на экранах ещё больше усиливает желание пользователей получать отпечатки на бумаге.

Пути развития. Представитель HP отметил перспективы беспроводной печати — в её линейке печатающих устройств уже есть принтеры со встроенными беспроводными адаптерами (HP Deskjet 5850 с технологией Wi-Fi). Компания уделяет большое внимание беспроводным технологиям, и Субботин намекнул, что в ходе летнего обновления модельного ряда появятся несколько беспроводных устройств.

Главная цель Epson — превратить принтер в бытовой прибор, т. е. упростить его использование. В частности, обеспечить печать без ПК: принтеры снабжаются экранами для просмотра и редактирования фотографий. Очевиден потенциал беспроводной печати — уже сейчас Epson выпускает фотопринтеры, осуществляющие беспроводную печать с мобильных телефонов с фотокамерой, КПК и ноутбуков. Не забыты и профессионалы — компания работает над расширением свободы творчества и снижением себестоимость печати. Слова Пана следовали общему контексту высказываний: «Компания Canon осуществила печать с видеосигнала ещё в линейке термосублимационных принтеров CD. Абсолютно ко всем принтерам Canon как опция предлагается беспроводный Print Server стандарта 802.11b (Wi-Fi) (в Японии есть модели с разъёмом PCMCIA под этот модуль), некоторые модели имеют встроенный интерфейс Bluetooth».

Взгляд со стороны

Круглый стол удался: хотя бы потому, что представители производителей не отвечали на все вопросы маркетинговыми штампами и получили пищу для размышлений по поводу совершенствования будущих моделей — ведь в зале присутствовали и задавали вопросы многочисленные пользователи фотопринтеров. И теперь понятно, почему лидеры рынка проявляют упрямство в некоторых аспектах, касающихся конструкции фотопринтеров, политики в области совместимых расходников. Стало ясно, чего нам от них ждать в будущем.

Об авторе: Александр Баулин (baulin@pcworld.ru), научный редактор журнала «Мир ПК».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Два мира — одни «Терра Системы»

    Компания «Терра Системы», до лета 2018 г. предлагавшая полиграфистам печатные решения только на основе офсетных машин RMGT и светодиодных сушек AMS, теперь, совместно с Ricoh Rus, начала активную работу по внедрению «цифры». Партнёры уверены, что могут предложить офсетчикам лучшее из двух миров — аналоговой и цифровой печати.

     

  • Контроль капель и коммуникаций

    Конференция Xerox INKjet-Setters Summit 2018 стала отличной демонстрацией возможностей современной промышленной струйной печати для типографий, стремящихся развивать свой бизнес с учётом требований заказчиков.

     

  • 20 наивных вопросов про цифровую этикетку или Зачем нам этикеточный принтер?

    Часто слышу про цифровую этикетку и короткие тиражи. Кому они вообще нужны?

    Растущий интерес к цифровым решениям — это не просто тенденция, это — наша жизнь. И руководители типографий обращают всё большее внимание на возможности  цифровой техники по персонализации, оперативному выпуску коротких, подчас уникальных тиражей. Печать малых высококачественных тиражей и сейчас проблема для потребителя этикетки, а постоянно растущая потребность в использовании переменных данных окончательно снимает вопрос с загрузкой цифровой техники. Но требуемые тиражи всё короче, а получить их хотят всё быстрее. Что сейчас творится на этом рынке, мы расскажем вместе с компанией Epson, которая создала настольный промышленный принтер для печати цветных этикеток.

     

  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     


comments powered by Disqus