2004.03.15, Автор: Игорь Терентьев4193 прочтений

Программные RIP для HP DesignJet 120

Теги: Publish

В прошлом номере Publish был опубликован обзор широкоформатного струйного принтера HP DesignJet 120nr. К сожалению, на тот момент мы не располагали распространяемыми в качестве опции для этого интересного устройства программными RIP.

В прошлом номере Publish был опубликован обзор широкоформатного струйного принтера HP DesignJet 120nr. К сожалению, на тот момент мы не располагали распространяемыми в качестве опции для этого интересного устройства программными RIP. Хотя решение со стандартным драйвером ещё может как-то устроить фотографов, оно никак не соответствует требованиям специалистов в области допечатной подготовки, для которых поддержка PostScript — жизненная необходимость. Благодаря содействию российского предста-вительства HP, нам удалось познакомиться с двумя специальными вер-сиями программных RIP для DesignJet 120: Software RIP 3.2 от HP (350 долл.) и Best Designer Edition XL 2.5 for HP (810 долл.).

Нужно отдать должное программистам HP — установка версий их пакета прошла безупречно на обеих платформах: Windows 2000 и Mac OS X. Главное, чего ожидают от RIP, — расширенное управление цветом.

Идеология программы HP (хотя в окошке About вы найдёте также вселяющие уверенность копирайты Adobe Systems, Apache Software Foundation и Scanvec Amiable) строго соответствует единственному из ныне существующих открытых стандартов — на основе профилей ICC. В полезнейшем англоязычном документе «Замечания по работе с цветом в приложениях…» (Color application notes…), имеющемся на диске с RIP, подробно и доходчиво описана методология настройки цветопередачи — отдельно для техпроцессов, ориентированных на фотографов и специалистов в области допечатной подготовки. Даже если вы пока ещё «плаваете» в таких базовых понятиях, как входной и выходной профиль, механизм управления цветом (CMM) и назначение преобразований (rendering intent), не только разберётесь в вопросе за короткое время, но и поймёте, как настраивать соответствующие параметры в основных издательских приложениях (включая Photoshop 7 и InDesign 2.0) для последующей печати на DesignJet 120.

Встроенная в принтер функция автоматической линеаризации обеспечивает максимальную прозрачность и стандартизацию всей цепочки преобразований цветов — от исходного изображения до отпечатка. Вначале вы калибруете один из имеющихся в списке материалов HP или, что особенно ценно, любой другой — с такой же лёгкостью: автоматический вывод и сканирование эталона занимает около 8 минут. Для каждого из четырёх режимов печати калибровка выполняется отдельно.

После этого RIP уже точно знает, сколько чернил необходимо положить на указанную бумагу для определённой плотности каждого цвета. Далее всё просто: нужно вывести цветопробу подготовленного для листовой офсетной печати PS-файла? Помещаем задание в очередь печати, в закладке Print выбираем входной профиль EURO.ICC (или подготовленный профиль печатной машины, если вы счастливый обладатель такового), в поле Rendering Intent — Relative Colorimetric (при необходимости учесть оттенок белизны бумаги — Absolute Colorimetric), а всё остальное — подбор выходного профиля и учёт особенностей материала — за вас сделает RIP.

Следует отметить, что списки поддерживаемых материалов в драйвере принтера, RIP и на сайте HP разные, причём в каждом есть «уникальные» позиции. Например, кроме RIP, вы нигде не найдёте бумаги серии Premium, предназначенной для печати с максимальным разрешением. А используемая нами для тестов Semi-Gloss Photo осталась только в драйвере. В подобных ситуациях приходится выбирать подходящую из списка (мы вместо Semi-Gloss Photo указали HP Proofing Semi-Gloss) и линеаризовать её. Для ряда материалов третьих производителей имеются профили на сайте HP.

Совет: после выгрузки соответствующего упакованного файла не раскрывайте его, а просто замените расширение ZIP на HPM и выполните команду File Add new media в меню Software RIP.

Программой поддерживается прямая печать композитных файлов PostScript, RGB, TIFF, EPS и PDF, т. е. файл можно перетащить в окно RIP, где он либо сразу начнёт обрабатываться, либо будет задержан, пока вы не настроите параметры печати и не дадите команду на обработку (настоятельно рекомендуем последний способ, чтобы лишний раз убедиться в правильности текущих установок и не тратить зря расходников).

При необходимости RIP можно использовать как виртуальный принтер, но мы столкнулись с проблемой, аналогичной существующей в драйвере: приложение и ПО принтера частенько не умеют «договариваться» о том, в каком положении находится изображение относительно бумаги. Предлагаем обходной вариант: документ всегда отправлять на печать в портретной ориентации, причём его ширина должна быть меньше высоты. При необходимости напечатать широкую картинку с небольшой высотой всё равно в параметрах документа высоту задайте большей, чем ширину, а в RIP отметьте галочкой ячейку Inked Area — в процессе печати принтер сам определит место окончания запечатанной области и отрежет бумагу, оставив белое поле около 5 мм. Также не забывайте непосредственно перед отправкой задания на печать просмотреть сводку параметров в окне Print приложения (в Photoshop CS это последняя вкладка Summary) — параметры драйвера PostScript, переправляющего задание на RIP, имеют приоритет над аналогичными установками растрового процессора (это касается и опций управления цветом). Ещё один совет: время от времени попытка прямой печати через очередь RIP заканчивается ошибкой генерации PostScript (у нас это случилось с TIFF-файлом в режиме RGB). Помогает освобождение оперативной памяти, а также печать не через очередь, а из приложения.

Software RIP прошёл сертификацию Pantone, поэтому с его помощью можно выводить пробные отпечатки документов, содержащих смесевые цвета. Для этого достаточно, чтобы перед выводом на печать в ячейке Automatic Pantone calibration стояла галочка. В одном из руководств даже приводятся данные о широте охвата палитры Pantone принтеров HP DesignJet 120: на бумаге HP Proofing Matte воспроизводится 84% красок, на HP Proofing Semi-Gloss — 85%. Разработчики рекомендуют для точного воспроизведения цветов Pantone пользоваться профилем High End SWOP, поскольку библиотека формировалась в расчёте именно на этот процесс.

Дополнительная настройка цветов ограничивается линейными движками «Ярче/Темнее» в закладке Color. Интересно, что в RIP шаг регулировки составляет 1%, а минимальное приращение в PostScript-драйве-ре — 5%. Тем же, кто хочет поиграть кривыми, рекомендуем средства коррекции входных профилей Photoshop. Или присмотритесь к другому фигуранту обзора.

Best Ink Assistant незаменим для самой тонкой работы по настройке цветов (но только CMYK — о «лёгких» речь не идёт), если вас не устраивает базовая линеаризация встроенными средствами принтера

Как и положено более дорогому продукту, Best Designer Edition XL 2.5 for HP мощнее, чем стандартный Software RIP (за небольшими исключениями — об этом ниже). Фактически это урезанная версия линии продуктов Best, в которую входят пакеты Colorproof, Screenproof, Remoteproof. Не так давно компания Best была приобретена крупнейшим производителем RIP — фирмой EFI, как следствие (вопреки надписи на коробке) нынешнее официальное название пакета — EFI Designer Edition XL 2.5 for HP. Профессиональная ориентация программы подчёркивается тем, что поддерживается только платформа Mac OS X, а в комплект входит набор из более чем двух десятков профилей для офсетной печати: для разных линиатур, стандартов, типов бумаги, оттенков белизны и даже способов формирования — с подложенным под отпечаток чёрным или стопкой чистых листов такой же бумаги.

Хотя установка программы прошла гладко, выяснилось, что при подключении DesignJet 120 по интерфейсу USB печать из приложений невозможна — виртуальный принтер корректно создаётся лишь при подключении через сеть. По сравнению с Software RIP, документация к продукту Best скудна, к тому же создатели время от времени путаются в назначении собственных утилит Best Color Editor и Best Ink Assistant.

Главное отличие Designer Edition XL от Software RIP — вкладка Separation. Программа поддерживает вывод не только композитных, но и цветоделённых файлов

Первая — для загрузки и редактирования смесевых цветов. Увы, единственная таблица, которую вы получаете в комплекте — встроенная в пакет и совершенно бесполезная в России HKS. Что касается библиотеки цветов Pantone, то пользователь либо может создать её самостоятельно *, подставив в текстовый файл нужные имена и значения, либо приобрести в цифровом виде у производителя и загрузить с помощью Best Color Editor (в отличие от Software RIP, не имеющего средств загрузки цветовых библиотек). К тому же в Designer Edition смесевые цвета редактируются.

Оба программных RIP устанавливаются как сервер и клиент; помимо ручной загрузки заданий в основное окно и печати через виртуальный принтер, поддерживают горячие папки, но очередь на печать только одна, поэтому вывести подряд на непрерывной бумаге несколько заданий с разными наборами цветовых настроек не получится. Пакет от HP работает примерно в 2-3 раза быстрее продукта Best. Пример: на формирование задания на печать плаката 60x100 см (TIFF, 30,7 Мбайт) Software RIP потребовалось 1 мин 45 с, а Designer Edition делал это 5 мин 20 с. Мы не смогли отдать кому-либо предпочтение по качеству печати — пакеты очень близки, хотя большее количество профилей для разных условий офсетной печати говорит в пользу продукта Best.

Для задания, которое находится в режи-ме Hold, с помощью окна Layout preview можно гарантировать, что изображение будет оптимально расположено на бумаге

Любопытно, что в исходном списке носителей Software RIP от HP содержится примерно в три раза больше видов бумаги, чем у Best (видимо, последняя стремится продвигать собственную обширную серию цветопробных носителей). На практике текущий ассортимент рулонных материалов для HP DesignJet 120 у российских дилеров пока ограничен в лучшем случае тремя-четырьмя наименованиями, примерно столько же видов предлагают поставщики бумаги Best.

Как объяснил Александр Винокуров (направление расходных материалов для широкоформатной печати HP), из предлагаемых 11-ти носителей для этой модели цветопробных только три: HP Proofing Semi Gloss, HP Proofing Gloss, HP Proofing Matte. Их можно купить в России в формате А3+, на который есть небольшой, но устойчиво растущий спрос. Рулонные цветопробные материалы пока непопулярны. Вместо них для получения цвето-пробных широкоформатных отпечатков используют материалы Photo-серии. HP Semi-Gloss Photo Paper, HP High-Gloss Photo Paper примерно в два раза дешевле, чем рулонные цветопробные материалы HP, и всегда наличествуют у официальных дистрибьюторов широко-форматных носителей. Остальные 6 видов ориентированы на сектора САПР и ГИС.

Хотя, по меркам более мощных продуктов для широкоформатной печати, функционал обоих рассматриваемых RIP аскетичен, обратите внимания на цены — стоимость универсальных программных RIP обычно выражается четырёхзначными числами.

Автор благодарит за полезные замечания в ходе подготовки обзора Алексея Грибунина (UNIT Color Technologies) и Андрея Голуенко.


* Некоторые программные средства, содержащие библиотеки Pantone, позволяют их экспортировать. Полученный текстовый файл можно загрузить в RIP.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus