2004.03.15, Автор: Михаил Иванюшин6473 прочтений

Шрифты Berthold в России

Теги: Типографика Publish

История шрифтов - часть истории типографского дела. Об одном из предприятий, создающем прекрасные полиграфические шрифты, этот очерк.

История шрифтов - часть истории типографского дела. Об одном из предприятий, создающем прекрасные полиграфические шрифты, этот очерк.

Вдореволюционной России полиграфическое дело развивалось успешно: в конце XIX в. мы занимали третье место в мире по производству книг и к 1913 г. вышли на второе (первое осталось за Германией). И были в нашей стране предприятия, занимавшиеся разработкой и изготовлением шрифтов для типографий. В изданиях того времени указывалось имя производителя — Шрифтолитейное« заведение Бертгольда», Словолитня« О. И. Лемана».

Наш рассказ — о немецкой фирме H. Berthold AG, основанной в Берлине в 1858 г. Опыт Германии в полиграфическом производстве был очень богатым, и потребности других стран, в частности России, в освоении передовых достижений обусловили появление в стране немецких акционерных обществ, вкладывавших средства в развитие полиграфического производства.

В 1894 г. фирма Berthold открыла в Санкт-Петербурге филиал под названием Словолитня«, фабрика медных линеек и гальванопластическое заведение Г. Бертгольда»?.

Один из её производственных корпусов размещался на 5-й линии Васильевского острова в доме ? 54. Со временем российский« Бертгольд» получил финансовую самостоятельность и стал крупнейшей словолитней в России. Шрифтов и типографских линеек отливалось много, репутация фирмы была высока, не случайно именно в этом шрифтолитейном предприятии по заказу Академии наук создавалась всем известная Академическая гарнитура — синтез малоконтрастного латинского шрифта Сорбонна и рисунков русских шрифтов XVIII в. из типографии Санкт-петербургской Академии наук. Эта гарнитура появилась в 1910 г., её предположительный автор — главный художник петербургского издательства Голике« и Вильборг» Александр Лео.

Бертгольд выпустил и другие известные шрифты для ручного набора — Коринна, Латинская, Герольд, Акциденц-Гротеск, Рояль-Гротеск и др., — повлиявшие на облик дореволюционных российских изданий. Достаточно упомянуть, что за двадцать лет российская фирма Бертгольда издала три объемистых каталога собственных шрифтов.

Но события 1917 г. заставили свернуть производство. Остались отлитые шрифты и идеи: на основе разработанного в 1901 г. Латинского шрифта в 30-х годах в СССР создали гарнитуру Литературная, в настоящее время в коллекции ParaType есть несколько гарнитур, восходящих к бертольдовским шрифтам начала XX века: Academy, Bloc, Herold.

Back in USSR

После второй мировой войны берлинская фирма Berthold возродилась и начала выпускать фотонаборное оборудование, на котором устанавливались ее шрифты в новой редакции. В 1970-е фотонаборные аппараты Staromat, Diatype и др. появились в СССР.

Дальнейшее развитие фирмы связано с созданием издательских систем. Она покупала лучшие в мире сканеры, мониторы, компьютеры, устройства хранения данных, фотоавтоматы. Программы сканирования, обработки изображений и вёрстки текста фирма делала сама или покупала. На продажу выставлялась не только техника, но и передовая технология выпуска публикаций — позже такой подход назовут системной интеграцией. В мире было установлено множество комплексов с логотипом Berthold. Во второй половине ХХ в. Berthold имела в разных странах свыше 20 филиалов.

В конце 80-х годов ХХ в. в нескольких московских издательствах и типографиях были развёрнуты издательские системы фирмы Berthold. Когда на столах у многих стояли компьютеры с процессором 80286, а самыми распространенными программами были Norton Commander и Лексикон, графические рабочие станции на базе машин Sun имели такие же возможности обработки изображений, какие сейчас есть у программы Adobe Photoshop! Централизованное хранение данных, обработка иллюстраций на мощных компьютерах, доступ по сети Ethernet к архивам, запись работ на внешние носители, использование одного растрового процессора для вывода вёрстки на бумагу и фотоавтомат — большинство современных идей организации рабочего процесса реализовались на этом оборудовании. И были русские шрифты — Акцидентный Гротеск, Баскервиль, Бодони Антиква, Конкорд, Таймс — и программа вёрстки с переносами.

Но совершенствование компьютеров и появление специальных издательских программ привели к тому, что организовать рабочее место для вёрстки и работы с изображениями на основе компьютеров IBM PC или Макинтоша«» стало на порядок дешевле, нежели купить бертольдовскую технику. В 1990 г. фирма разорилась, но осталась одна из лучших в мире шрифтовых библиотек. После нескольких переуступок прав на библиотеку шрифтов (одно время эти шрифты были лицензированы фирмам Abobe и Linotype и выпускались ими в формате PostScript) в США, в городе Чикаго открылась новая фирма под названием Berthold Types. Эта компания теперь владеет правами на всю библиотеку шрифтов Бертольда и выпускает эти шрифты в цифровом виде.

Таблица рекомендуемых соотношений шрифта и интерлиньяжа:
А — размер буквы в пунктах Дидо;
Б — высота прописной буквы в миллиметрах;
В — обычные выносные элементы;
Г — увеличенные выносные элементы;
Д — минимальное расстояние между строками символов без диакритических знаков над прописными буквами;
Е — минимальное расстояние между строками символов с диакритическими знаками над прописными буквами.

Концепция работы со шрифтами

Необычен был сам подход специалистов фирмы к метрике шрифта. Кроме указания привычного для горячего набора кегля — размера буквы c учётом выносных элементов и верхних и нижних заплечиков, в справочной таблице Berthold в качестве размера шрифта указывалась в миллиметрах высота прописной буквы. Там же — рекомендации, каким должен быть минимальный, обычный и максимальный интерлиньяж для каждого кегля. Фирма Berthold провела со своими шрифтами, предназначенными для фотонабора, уникальную операцию — унифицировала размеры прописных букв во всех гарнитурах, чтобы достичь неподражаемого качества.

Ни одна фирма, выпускающая фотонаборные шрифты, не смогла себе такого позволить, ведь для этого потребовалось перерисовать все шрифты в одном масштабе. Это дало возможность измерять кегль шрифта по отпечатку на оттиске, так как высота прописных букв одного кегля для всех гарнитур была одинаковой. На рисунке приведена таблица соответствия высоты букв в миллиметрах и кегля шрифта. У других фирм до сих пор все шрифты разные по масштабу, с крупным и мелким очком, поэтому их отпечатки нельзя сравнивать по размеру.

Интересно, что во времена фотонабора фирма разработала свою типометрическую единицу — пункт Бертольда (0,375 мм), применявшийся вместо пункта Дидо (0,376 мм). Специалисты Berthold считали, что единица измерения, оканчивающаяся на 5, упрощает расчёты. И последние цифры всех чисел в колонках В«» и Г«», которые использовались при оценке количества строк на полосе, — 0 или 5.

Любопытно вспомнить еще один подход фирмы Berthold к организации работы со шрифтами при вёрстке — разработка специальных заголовочных вариантов шрифтов (HeadLines). Была целая библиотека шрифтов, использовавшихся только для заголовков. Теперь такие шрифты в цифровом формате тоже существуют как отдельные шрифты или дополнительные начертания в составе гарнитуры. Но теперь нет явного разграничения шрифтов на заголовочные и текстовые, верстальщик выбирает из общего списка шрифты и для заголовков, и для текстов.

Страница каталога со шрифтом Конкорд

Вспоминая Berthold

Добросовестность работы фирмы H. Berthold AG обусловила появление в лексиконе полиграфистов понятия «бертольдовское качество» (Berthold Quality, или BQ). «Точно, как бертольдовская латунь», — эта фраза у печатников появилась в 1868 г., когда фирма Berthold первой стала изготовлять из латуни пунктовые линейки, до этого они делались из олова и цинка. Неизменно высокое качество проработки рисунка шрифтов, большое количество предлагаемых гарнитур — вот, наверное, причина того, что уже без малого 150 лет фирма пользуется огромным уважением в издательском и полиграфическом мире.

Просматривая каталог русских шрифтов, я встретил имя Гюнтер Герхард Ланге. Один из лучших современных шрифтовиков является автором гарнитуры Конкорд, её латинской, греческой и кириллической версий. Более 20 лет он был главным художником фирмы Berthold. Ланге создал для фотонабора специальные варианты всех великих шрифтов металлического набора (Акциденц-Гротеск, Баскервиль, Бодони, Гарамон, Кэзлон, Вальбаум и др.), и сделал много замечательных оригинальных шрифтов: Arena New, Boulevard, Champion, Concorde, Con-corde Nova, El Greco, Imago. Заставка сайта www.bertholdtypes.com — портреты двух главных людей в истории фирмы: основателя фирмы Германа Бертольда и её многолетнего главного художника Гюнтера Ланге. Сегодня Berthold не делает кириллических шрифтов. Одна из лучших мировых компаний, производящих шрифты, в нашу сторону сейчас не смотрит.

Но в России по-прежнему существует школа шрифтового дизайна, у истоков которой стояла петербургская фирма Бертгольда. И у нас разработано много современных шрифтов, а вот с историческим рисунком — пока недостаточно. Поэтому когда надо сделать издание, посвященное событиям прошлого, и хочется использовать шрифт того времени, подобрать гарнитуру — большая проблема. Когда-то на основе почерка «Остромирова Евангелия» была сделана гарнитура Устав ТМ. Так может, имеет смысл найти в библиотеках оттиски дореволюционных изданий со шрифтами Бертольда, Лемана, других словолитен и оцифровать их? Думаю, такая коллекция исторических шрифтов была бы востребована.

Об авторе: Михаил Иванюшин (ivanyushin@yandex.ru), независимый автор.

Автор благодарит Владимира Ефимова за замечания и дополнения, высказанные во время подготовки статьи к печати.


? — Именно так «Бертгольд», с буквой г, произносилась в начале ХХ века эта фамилия. К середине прошлого века норма языка изменилась, и теперь это слово пишется и произносится «Бертольд», «бертольдовский».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus