
Появление на рынке цифровых зеркальных камер сверхвысокого разрешения, похоже, ставит точку в затянувшемся споре о том, что лучше — «цифра» или 35-мм плёнка. Лучше «цифра». Речь идёт именно о качестве готового отпечатка. В создании, хранении, редактировании изображений преимущества цифровиков очевидны давно. Да, они по-прежнему дороги, но уже доступны для большинства крупных полиграфических изданий и многих рекламных фотографов. Особенно, если учесть, что набор сменной оптики всё равно заметно дороже корпуса. Да и сам он дешевеет в среднем на 20% в год. Из цифровой элиты аппарат Kodak DCS Pro 14n выделяется разрешением — почти 14 млн пикселей. Рекорд налицо, ведь на обычном 35-мм слайде точек изображения не намного больше — 15-18 млн.
Матрица
КМОП-датчик камеры (24х36 мм) содержит 13,89 млн светочувствительных элементов; в формировании изображения принимают участие 13,5 млн, остальные используются в технических целях. Максимальное разрешение — 4500х3000 точек. Диапазон чувствительности — 80–800 ISO. Сколько-нибудь заметный шум ощущается при ISO 400 и выше. Для КМОП-матриц без микролинз это тоже достижение, т. к. транзисторный светочувствительный элемент приводит к более высокому уровню теплового шума, по сравнению с конденсаторным ПЗС-датчиком. Характерно, что высокотехнологичные программы шумоподавления автоматически подключаются на стадии обработки сигнала DSP (Digital Signal Processor) и записи его в буфер.
Оптика
Полноразмерная матрица позволяет использовать с камерой практически любой объектив, имеющий байонет Nikon F, без пересчёта его фокусного расстояния в 35-мм эквивалент. В формировании изображения участвует всё поле зрения объектива. Так как матрица чувствительнее плёнки, эффект хроматических аберраций может быть выражен сильнее. Разработчики это учли — электроника Pro 14n распознаёт тип объектива, и при формировании изображения процессор вносит соответствующие аберрационные поправки.
Форматы
![]() |
Органы управления расположены очень удобно — до большинства можно дотянуться большими пальцами обеих рук |
Основной формат, с которым работает камера, — RAW. При этом (впервые!) фотограф способен менять разрешение RAW-файла (13,5, 6,0 и 3,4 млн пикселей) следовательно, и его объём. Максимальная скорость съёмки в буфер — 1,7 кадр./с (серия до 8). Работа с JPEG-файлами (13,5, 6,0, 3,4 и 0,8 млн пикселей) скорость не увеличивает — при сохранении изображения в формате JPEG, сначала всё равно создаётся RAW-файл, использующий все 13,5 млн исходных пикселей, а уж потом выполняется сжатие. При конвертации RAW-файлов процессор также задействует буфер, и количество JPEG-снимков в скоростной серии может уменьшиться. Преобразование RAW-файлов в TIFF-формат осуществляется только на компьютере с помощью фирменного ПО. Процесс конвертации занимает 0,5–2 минуты, в зависимости от команд-меток, определённых фотографом перед съёмкой или на стадии создания RAW-файла (изменение баланса белого, повышение резкости, фильтрация и пр.). Окончательный объём TIFF-файла оказывается приблизительно в 2,5 раза больше своего RAW-образа.
Кроме стандартного JPEG-формата присутствует эксклюзивный кодаковский ERI-формат (Extended Range Images). Сжатие ERI-данных не приводит к столь сильной потере информации, как в случае JPEG-данных, — большая часть восстанавливается с помощью специального ПО. Можно сказать, что ERI — это, своего рода, JPEG с элементами RAW.
Карты памяти и интерфейс
DCS Pro 14n раздельно работает с двумя классами карт памяти — традиционными CF Type I/II (включая IBM Microdrive) и набирающими популярность SD/MMC. Допустим, на одну сохраняется изображение в фор-мате RAW, а на другую — в JPEG. Лучше всего камера взаимодействует с картами CF — на запись RAW-файла максимального разрешения уходит не более 5 с. Можно переписывать информацию с одной карты на другую или, используя скоростной интерфейс FireWire (IEEE 1394), сразу сохранять изображения на компьютер.
Импульсное освещение
Накамерная вспышка (или инфракрасный поджигатель студийных вспышек) крепится через стандартный синхроконтакт (hot-shoe). Есть гнездо и для проводного подключения. Время синхронизации — 1/125 с. Электроника камеры поддерживает режимы A-TTL и AE-TTL, но лучше работает в режиме D-TTL (Digital-TTL). Наличие встроенной вспышки (кстати, очень неплохой) у профессиональной зеркальной камеры поначалу озадачивает. Разгадка проста — верхняя часть корпуса заимствована у популярной плёночной модели Nikon F80, имеющей встроенную вспышку.
Управление
Идеология Kodak — весь путь сигнала от светочувствительных элементов матрицы до создания файла изображения должен быть программируем. Это позволяет постоянно подпитывать камеру новыми усовершенствованными версиями электронной «прошивки» firmware, структура которой основана, по-видимому, на программируемых логических матрицах. Сейчас в DCS Pro 14n используется версия 4.3.4, в ближайшее время ожидается 4.4. В комплект камеры входят программы Camera-Manager и PhotoDesk. Они осуществляют все необходимые преобразования файлов изображения, включая предпросмотр и редактирование, и даже позволяют управлять камерой с клавиатуры компьютера.
Эргономика камеры тщательно продумана — нужные кнопки всегда оказываются под рукой, дополненные хорошо организованным меню. Предустановленные режимы «баланса белого» содержат несколько подрежимов: «облачно» — различные типы облачности, «искусственное освещение» — всевозможные типы ламп и т. д. Ручной режим состоит в указании фотографом «точки серого» с помощью электронной указки-пипетки. Главная джойстик-кнопка имеет блокировку и расположена отдельно от кнопки подтверждения выбора OК — нет необходимости усложнять меню для предотвращения ошибочного нажатия.
Кроме основного 2-дюймового ЖК-монитора, есть два вспомогательных. Первый расположен под главным монитором и призван разъяснять суть той или иной опции, активизированной на главном меню. Когда камера находится в режиме ожидания, он показывает статус основных её элементов — матрицы, карт памяти, аккумуляторов и пр. Второй дисплей, расположенный на верхней панели камеры, несёт информацию об экспозиционных параметрах съёмки — выдержке, диафрагме, экспокоррекции и т. д.
Итоги
Недостатков у камеры немного. Литий-ионный аккумулятор, хоть и обладает большой ёмкостью, при частом использовании встроенной вспышки быстро садится. Выступ в нижней части корпуса не даёт задействовать некоторые объективы и экстендеры — они просто не дотягиваются до байонета. И конечно, невысокая скорость серийной съёмки. Впрочем, последнее — минус лишь для тех, кто занимается оперативной съёмкой, например, фотографирует спорт.
Редакция благодарит компанию «АнСистем» и лично Николая Чернышёва за предоставленную на тестирование камеру и консультации.
DCS Pro 14n
Производитель: Kodak
Рейтинг: *****
Заключение: профессиональная цифровая зеркалка, превосходящая по возможностям узкоформатные плёночные аналоги. Из-за недостаточной "скорострельности" камера не подходит для оперативной репортёрской съёмки, но в каталожной и студийной будет незаменима.
Цена: 6000 долл.