2004.02.04, Автор: Сергей Марченко4807 прочтений

Kodak DCS Pro 14n

Теги: Publish

Появление на рынке цифровых зеркальных камер сверхвысокого разрешения, похоже, ставит точку в затянувшемся споре о том, что лучше - "цифра" или 35-мм плёнка. Лучше "цифра".

Появление на рынке цифровых зеркальных камер сверхвысокого разрешения, похоже, ставит точку в затянувшемся споре о том, что лучше — «цифра» или 35-мм плёнка. Лучше «цифра». Речь идёт именно о качестве готового отпечатка. В создании, хранении, редактировании изображений преимущества цифровиков очевидны давно. Да, они по-прежнему дороги, но уже доступны для большинства крупных полиграфических изданий и многих рекламных фотографов. Особенно, если учесть, что набор сменной оптики всё равно заметно дороже корпуса. Да и сам он дешевеет в среднем на 20% в год. Из цифровой элиты аппарат Kodak DCS Pro 14n выделяется разрешением — почти 14 млн пикселей. Рекорд налицо, ведь на обычном 35-мм слайде точек изображения не намного больше — 15-18 млн.

Матрица

КМОП-датчик камеры (24х36 мм) содержит 13,89 млн светочувствительных элементов; в формировании изображения принимают участие 13,5 млн, остальные используются в технических целях. Максимальное разрешение — 4500х3000 точек. Диапазон чувствительности — 80–800 ISO. Сколько-нибудь заметный шум ощущается при ISO 400 и выше. Для КМОП-матриц без микролинз это тоже достижение, т. к. транзисторный светочувствительный элемент приводит к более высокому уровню теплового шума, по сравнению с конденсаторным ПЗС-датчиком. Характерно, что высокотехнологичные программы шумоподавления автоматически подключаются на стадии обработки сигнала DSP (Digital Signal Processor) и записи его в буфер.

Оптика

Полноразмерная матрица позволяет использовать с камерой практически любой объектив, имеющий байонет Nikon F, без пересчёта его фокусного расстояния в 35-мм эквивалент. В формировании изображения участвует всё поле зрения объектива. Так как матрица чувствительнее плёнки, эффект хроматических аберраций может быть выражен сильнее. Разработчики это учли — электроника Pro 14n распознаёт тип объектива, и при формировании изображения процессор вносит соответствующие аберрационные поправки.

Форматы

Органы управления расположены очень удобно — до большинства можно дотянуться большими пальцами обеих рук

Основной формат, с которым работает камера, — RAW. При этом (впервые!) фотограф способен менять разрешение RAW-файла (13,5, 6,0 и 3,4 млн пикселей) следовательно, и его объём. Максимальная скорость съёмки в буфер — 1,7 кадр./с (серия до 8). Работа с JPEG-файлами (13,5, 6,0, 3,4 и 0,8 млн пикселей) скорость не увеличивает — при сохранении изображения в формате JPEG, сначала всё равно создаётся RAW-файл, использующий все 13,5 млн исходных пикселей, а уж потом выполняется сжатие. При конвертации RAW-файлов процессор также задействует буфер, и количество JPEG-снимков в скоростной серии может уменьшиться. Преобразование RAW-файлов в TIFF-формат осуществляется только на компьютере с помощью фирменного ПО. Процесс конвертации занимает 0,5–2 минуты, в зависимости от команд-меток, определённых фотографом перед съёмкой или на стадии создания RAW-файла (изменение баланса белого, повышение резкости, фильтрация и пр.). Окончательный объём TIFF-файла оказывается приблизительно в 2,5 раза больше своего RAW-образа.

Кроме стандартного JPEG-формата присутствует эксклюзивный кодаковский ERI-формат (Extended Range Images). Сжатие ERI-данных не приводит к столь сильной потере информации, как в случае JPEG-данных, — большая часть восстанавливается с помощью специального ПО. Можно сказать, что ERI — это, своего рода, JPEG с элементами RAW.

Карты памяти и интерфейс

DCS Pro 14n раздельно работает с двумя классами карт памяти — традиционными CF Type I/II (включая IBM Microdrive) и набирающими популярность SD/MMC. Допустим, на одну сохраняется изображение в фор-мате RAW, а на другую — в JPEG. Лучше всего камера взаимодействует с картами CF — на запись RAW-файла максимального разрешения уходит не более 5 с. Можно переписывать информацию с одной карты на другую или, используя скоростной интерфейс FireWire (IEEE 1394), сразу сохранять изображения на компьютер.

Импульсное освещение

Накамерная вспышка (или инфракрасный поджигатель студийных вспышек) крепится через стандартный синхроконтакт (hot-shoe). Есть гнездо и для проводного подключения. Время синхронизации — 1/125 с. Электроника камеры поддерживает режимы A-TTL и AE-TTL, но лучше работает в режиме D-TTL (Digital-TTL). Наличие встроенной вспышки (кстати, очень неплохой) у профессиональной зеркальной камеры поначалу озадачивает. Разгадка проста — верхняя часть корпуса заимствована у популярной плёночной модели Nikon F80, имеющей встроенную вспышку.

Управление

Идеология Kodak — весь путь сигнала от светочувствительных элементов матрицы до создания файла изображения должен быть программируем. Это позволяет постоянно подпитывать камеру новыми усовершенствованными версиями электронной «прошивки» firmware, структура которой основана, по-видимому, на программируемых логических матрицах. Сейчас в DCS Pro 14n используется версия 4.3.4, в ближайшее время ожидается 4.4. В комплект камеры входят программы Camera-Manager и PhotoDesk. Они осуществляют все необходимые преобразования файлов изображения, включая предпросмотр и редактирование, и даже позволяют управлять камерой с клавиатуры компьютера.

Эргономика камеры тщательно продумана — нужные кнопки всегда оказываются под рукой, дополненные хорошо организованным меню. Предустановленные режимы «баланса белого» содержат несколько подрежимов: «облачно» — различные типы облачности, «искусственное освещение» — всевозможные типы ламп и т. д. Ручной режим состоит в указании фотографом «точки серого» с помощью электронной указки-пипетки. Главная джойстик-кнопка имеет блокировку и расположена отдельно от кнопки подтверждения выбора OК — нет необходимости усложнять меню для предотвращения ошибочного нажатия.

Кроме основного 2-дюймового ЖК-монитора, есть два вспомогательных. Первый расположен под главным монитором и призван разъяснять суть той или иной опции, активизированной на главном меню. Когда камера находится в режиме ожидания, он показывает статус основных её элементов — матрицы, карт памяти, аккумуляторов и пр. Второй дисплей, расположенный на верхней панели камеры, несёт информацию об экспозиционных параметрах съёмки — выдержке, диафрагме, экспокоррекции и т. д.

Итоги

Недостатков у камеры немного. Литий-ионный аккумулятор, хоть и обладает большой ёмкостью, при частом использовании встроенной вспышки быстро садится. Выступ в нижней части корпуса не даёт задействовать некоторые объективы и экстендеры — они просто не дотягиваются до байонета. И конечно, невысокая скорость серийной съёмки. Впрочем, последнее — минус лишь для тех, кто занимается оперативной съёмкой, например, фотографирует спорт.

Редакция благодарит компанию «АнСистем» и лично Николая Чернышёва за предоставленную на тестирование камеру и консультации.


DCS Pro 14n

Производитель: Kodak
Рейтинг: *****
Заключение:
профессиональная цифровая зеркалка, превосходящая по возможностям узкоформатные плёночные аналоги. Из-за недостаточной "скорострельности" камера не подходит для оперативной репортёрской съёмки, но в каталожной и студийной будет незаменима.
Цена: 6000 долл.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus