101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Внедорожники" для струйной печати

  • Максим Добровенский
  • 11 декабря 2003 г.
  • 4708
Практически во всех областях печати развитие технологий приводит к упрощению производственных циклов. Вслед за дигитализацией процессов мы получаем планшетные принтеры, печатающие по жёстким носителям, — самые универсальные устройства широкоформатной печати.

Появление в конце 90-х широкоформатных принтеров с возможностью печати на жёстких носителях стало ответом на запросы рынка наружной рекламы и P.O.S.-материалов. При стабильном росте эти секторы демонстрируют тенденцию к снижению тиражей, повышению требований к качеству и срочности исполнения заказов. Сама по себе печать на негнущихся материалах давно знакома рекламщикам и маркетологам — мастерские трафаретной печати предоставляют подобные услуги уже много лет. Традиционная технология создаёт сложности для полноцветных изображений, а на изготовление формы уходит масса времени и средств. По аналогии с офсетной печатью это снижает рентабельность коротких тиражей и увеличивает минимальный срок выполнения заказа. Даже при самой эффективной организации производства заказы на 10-20 экземпляров зачастую остаются нерентабельными. Существенный недостаток трафаретной технологии — краска на основе растворителя, требующая масштабных мер по охране здоровья персонала.

Появление цифровой струйной печати стало настоящим прорывом не только в приложениях, использующих гибкие носители (бумагу, винил и холст), по некоторым данным, от 30 до 40% широкоформатных работ, печатаемых на рулонных материалах, монтируются на твёрдую основу при производстве выставочных стендов и оформлении мест продаж. Ещё одним шагом по снижению затрат стало появление устройств, запечатывающих негнущиеся, тяжёлые и толстые носители напрямую. Исключение из производственного цикла операций монтажа, ламинирования или прикатки сокращает время выполнения заказа и штат персонала.

По оценкам специалистов, в 2005 г. объём продаж планшетных струйных принтеров средней и высшей производительности достигнет 1500 единиц. Для устройств по цене 100–750 тыс. долл. это впечатляющая цифра. Теперь они появляются и в России.

Первые планшетные плоттеры образца 2000 г. использовали привычные сольвентные чернила, хорошо зарекомендовавшие себя для наружной рекламы и печати на невпитывающих материалах. Они характерны широким цветовым охватом по сравнению с традиционными УФ-отверждаемыми, совместимы практически с любыми материалами и не требуют индивидуального подбора, смываются растворителем и обеспечивают гибкость изделия без растрескивания и осыпания. Среди недостатков — серьёзная проблема засорения сопел. В последнее время всё большую популярность среди разработчиков планшетных плоттеров приобретают материалы УФ-отверждения — чернила, содержащие полимер, кристаллизующийся под действием ультрафиолета. Во-первых, полностью снимается проблема высыхания краски в соплах, что продлевает срок жизни головок и исключает частые промывки (надо лишь защитить резервуары с краской, головки и парковочные станции от дневного освещения и действия ламп УФ-сушки). Во-вторых, мгновенно высыхая под действием ультрафиолета, краска не успевает растечься и впитаться в поверхность носителя, благодаря чему цветопередача мало зависит от запечатываемого материала. Последнее даёт ряд побочных эффектов: при больших скоростях капли застывают в конической форме с наклоном в направлении движения головки, что при двунаправленной печати приводит к образованию видимых полос на тёмных участках. Кристаллизуясь, красочный слой становится хрупким, что затрудняет или делает невозможной последующую формовку изделия. При печати на гибких материалах на местах заломов краска может растрескиваться и осыпаться. До недавнего времени обстоятельством, тормозящим внедрение УФ-чернил, была их недостаточная универсальность. С появлением специально разработанных сортов проблема была снята (как и узкий цветовой охват). Немалая заслуга в этом совместной разработки компаний Inca Digital и Sericol. Представленная в начале 2003 г. серия чернил Uvijet совместима с любыми материалами, от бумаги до стекла, и обеспечивает воспроизведение широкой гаммы оттенков и мгновенное высыхание. Не последний фактор — экологическая безвредность УФ-чернил.

Все последние модели печати на жёстких материалах используют технологию УФ-отверждения.

Точная подача — залог успеха

Развитие технологий печати на плоских носителях исторически шло путями, различными по способу подачи материала. Схемы построения имеют достоинства и недостатки. Конструкторы принимают во внимание: точность позиционирования и предотвращение диагонального смещения материала, разнообразнейшие типы и форматы носителей, площадь рабочей зоны, а главное — производительность и качество печати. Самые доступные по цене решения создаются на базе рулонных устройств. Изменения касаются в основном тракта подачи носителя, т. к. необходимо обеспечить регулировку высоты каретки с печатающими головками для работы с материалами различной толщины. Типичный пример — 8-цветный Encad NovaJet 880, печатающий на носителях толщиной до 12,7 мм (масса листа не должна превышать 5 кг). Несмотря на ограничения, спектр его применений значительно шире, чем у плоттеров, работающих только с гибкими материалами: печать по листовому пенопласту, толстому гофрокартону, оргалиту и другим материалам, применяемым при оформлении мест продаж и выставочных стендов. Учитывая относительно невысокую производительность (3,8 м?/ч в режиме максимального качества), разработчики не стали усложнять конструкцию — опционально предлагаются регулируемые по высоте столы для загрузки и выгрузки материала, но на этом удобства ограничиваются. Для такой конструкции характерны проблемы из-за нежелательных диагонального и продольного смещений материала. Естественно, не обеспечивается совмещение при повторных прогонах и двухсторонней запечатке изделий, предназначенных для просмотра на просвет.

По тому же принципу построен 4-цветный плоттер Zund Uvjet 215 С — трансформация в «планшетный» режим, как заявлено в спецификациях, требует минимум времени и усилий.

Zund UVJet 215

Компания Publishment Review 8 лет работает на московском рынке широкоформатной печати и использует парк сольвентных и пигментных принтеров для производства наружной рекламы, выставочных стендов и интерьерной графики. В середине 2003 г. перед руководством встала задача расширения производственной базы, и было решено приобрести принтер для печати по жёстким носителям. «Около 40% заказов на широкоформатную печать монтировалось на основу, и это не считая печати по самоклейке», — комментирует технический директор Дмитрий Пригожин. После рассмотрения ряда вариантов компания стала первым в Москве обладателем принтера Zund UVJet 215, печатающего на листовых и рулонных материалах. При работе с жёсткими носителями в рулонную подачу заряжается специальная транспортная лента, операция занимает около 10 минут. Для удобства обработки среднеформатных носителей (до 1 м длиной) на входе предусмотрен раздвижной стол с пассивным роликовым транспортёром, а для более длинных — приставные столы на подаче и приёмке. Транспортная лента — это воздухопроницаемая синтетическая ткань или сетка, она позволяет печатать без полей и не препятствует вакуумному прижиму материала. По словам Пригожина, запечатка листового пластика формата 2х3 м не вызвала проблем — диагональное смещение не превышало точности размеров материала. При этом реальная производительность в режиме высокого качества — около 7 м?/ч, изображения с невысокими требованиями к качеству печатаются на скорости до 15 м?/ч.

Основные меры, предпринятые перед запуском, — защита помещения от солнечного света и установка жёлтых ламп освещения. Среди особенностей швейцарской машины — минимальная автоматизация и простота конструкции, вероятно, связанная с желанием разработчиков снизить стоимость аппарата. Зато ряд решений повышает удобство и гибкость например, печать на малоформатных носителях. На приёмном столе в фиксированных пазах устанавливаются направляющие, каждая служит боковым упором для заготовки и одновременно нулевой точкой для механизма позиционирования каретки. Это позволяет запечатывать одновременно несколько узких заготовок, исключая погрешность позиционирования и набегающую ошибку привода каретки.

На момент нашей беседы компания эксплуатировала плоттер около двух недель и ещё не накопила большого опыта. На вопрос о предполагаемой структуре заказов, Пригожин ответил: «Многие наши клиенты пробуют перенести на новую машину работы, обычно включавшие монтаж или прикатку, но есть и такие, кого привлекает УФ-печать плакатов и баннеров из-за более высокого качества по сравнению с сольвентными принтерами при отличной стойкости в условиях наружного использования. Цены в настоящее время определяются конъюнктурой рынка». Одной из главных проблем УФ-печати наш собеседник назвал полошение на тёмных участках изображения, а также ограниченные возможности формовки и печати на баннерах, связанные с хрупкостью застывшей краски.

Publishment Review делает ставку на высококачественную печать на материалах заказчика; по прогнозам, основная работа, ожидающая новый плоттер, — производство рекламы и P.O.S.-материалов.

Пожалуйте к столу
Экспозиция в цехе компании We R.Signs: керамика, пластик, дерево

Высокие объёмы производства требуют большей производительности, но работа на высоких скоростях приводит к неточности позиционирования, особенно, когда речь идёт о запечатке тяжёлых носителей — дерева, металла или стекла. Это заставляет разработчиков создавать более сложные и выносливые системы подачи. Универсальное решение — полноформатный стол с вакуумным прижимом для жёсткой фиксации носителя, но и здесь у разных подходов, по словам разработчиков, свои преимущества. Общим же является следующий набор свойств: высокая производительность — на порядок выше, чем у машин с конвейерным построением; точность позиционирования, позволяющая печатать в несколько приёмов для достижения желаемой плотности покрытия; высокая степень автоматизации. Наряду с этим следует отметить более высокую стоимость, повышенные требования к рабочему помещению и ограничение формата печати размерами стола подачи.

Eagle во время работы

Компания We R.Signs давно известна на рынке наружной рекламы. Летом 2003 г. она установила у себя первый в России планшетный плоттер Eagle для печати УФ-отверждаемыми чернилами, производства компании Inca Digital. Имея большой опыт трафаретной печати и отлаженное производство, компания видит перспективы внедрения цифровых технологий, в первую очередь, в интерьерной печати. Обусловлено это тем, что заказы на печать наружной рекламы по тиражности и запросам к разрешению соответствуют технологическому и экономическому потенциалу шелкотрафарета, а интерьерная графика почти всегда требует высокого разрешения и печатается небольшими сериями. Значительное сокращение затрат за счёт исключения монтажа и ламинирования делает выгодным изготовление привычных для нас щитов наглядной агитации и табличек-указателей для учреждений. Ещё одно достоинство технологии, с точки зрения интерьерной графики: чернила застывают, не впитываясь и не взаимодействуя с поверхностью носителя, благодаря чему тон изображения почти не изменяется, будь оно напечатано на пенопласте, ткани или дереве.

Директор по маркетингу компании We R.Signs Сергей Окованцев отметил, что потенциальных сфер применения планшетных принтеров множество, и пока трудно сказать, какие станут популярными в нашей стране.

Изделия, подвергнутые формовке, после печати сольвентными чернилами на Arizona T220

Конструкция, реализованная в устройствах Inca, весьма оригинальна. Каретка с печатающими головками совершает дискретные перемещения поперек печатного поля с небольшим шагом, величина которого зависит от режима печати, а вакуумный стол с закреплённым носителем с большой скоростью движется в продольном направлении. При движении стола «вглубь» машины происходит печать, лампы УФ-сушки работают не на полную мощность, а при возвратном движении производится окончательная сушка. Машина запечатывает до 87 м?/ч с разрешением 1200 dpi. Учитывая массивную конструкцию стола (масса запечатываемого материала до 40 кг), процесс производит сильное впечатление, недаром специальные датчики следят, чтобы во время печати в рабочей зоне плоттера не находились люди. Вероятно, такое решение обусловлено отрицательным воздействием перегрузок при ускорении и замедлении каретки на точность работы головок.

За время эксплуатации плоттера в We R.Signs было опробовано много вариантов печати, вплоть до репродуцирования на холсте. Материалы, которые не удерживаются вакуумом, крепятся на столе специальными приспособлениями, позволяющими обрабатывать самые необычные предметы. Опыты по формовке запечатанного на Eagle пластика показывают, что при соблюдении ограничений краска нормально удерживается на поверхности, но серийного производства таких изделий пока нет.

В процессе инсталляции Arizona T220 наносит изображение сетки на столе подачи, в дальнейшем она используется для позиционирования материала

На прошедшей в ноябре 2003 г. выставке «Реклама» было представлено два планшетных устройства, и скоро оба начнут выполнять заказы в Москве. 8-цветный плоттер с УФ-отверждением NUR Tempo, приобретенный компанией Farbis, в первую очередь интересен рулонной подачей наряду с подвижным вакуумным столом — переналадка занимает не более пяти минут. Другая особенность — печать в 4 или 8 красок. Выбор зависит от требований к скорости и качеству. Похоже, что Tempo — самый крупный представитель семейства (558х528х204 см), но не требует большой рабочей зоны вокруг себя. Характерно, что каретка движется вдоль длинной стороны стола подачи; напрашивается аналогия с крупноформатными офсетными прессами.

Под массивным столом NUR Tempo скрывает шпиндель рулонной подачи

По словам регионального директора по продажам NUR Сильвии Мур, с момента запуска в производство в сентябре 2003 г. продано 16 машин, а в планах на следующий год компания ориентируется на 30 инсталляций. Более половины потребителей в Европе — производители P.O.S.-материалов.

Каретка с блоком печатных головок и двумя лампами УФ-сушки
Печать на зеркале в три прохода на NUR Tempo — некоторым нравится поярче

Другой член семейства, экспонировавшийся на «Рекламе», — сольвентный плоттер Oce Arizona T220, выпускающийся с 2002 г. В модели реализована концепция полностью неподвижного стола и каретки, перемещающейся в двух направлениях. Разработчики исходили из идеи наилучшей фиксации носителя и решили сделать стол с вакуумным прижимом максимально стабильным. Сольвентные чернила открывают простор для печати на баннерах и других гибких материалах, а также вакуумной формовки запечатанных заготовок. Представленная машина приобретена мастерской «Искусство Линий». По словам её представителя Олега Ястребова, компания до этого не занималась широкоформатной печатью, но уверена, что способности машины привлекут клиентуру из различных секторов рынка.

Радужные перспективы

Исследование рынка плоскопечатных струйных принтеров, проведённое компанией I.T. Strategies в конце 2002 г., показало, что объёмы выпуска продукции и продажи оборудования в этом секторе растут по экспоненте, несмотря на общий спад мировой экономики, а к 2005 г. доля планшетных принтеров в общем объёме цифровой широкоформатной печати возрастёт в 7 раз и составит 1,5%. Замечательно, что постоянное появление новых сфер сбыта делает это оборудование привлекательным с точки зрения быстроты окупаемости: даже в Европе этот показатель составляет от полугода до полутора лет.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи компании ExpoGraphica, NUR Europe, Publishment Review, We R.Signs, «Искусство Линий», «ЛРТ».


Каталонские встречи

В условиях специального калиброванного освещения специалисты лаборатории HP производят сравнительный анализ качества отпечатков своей техники

Организованный компанией Hewlett-Packard визит журналистов в Сан-Цугат, что в окрестностях Барселоны, был кратким, но полезным. В течение дня ведущие специалисты HP прочитали несколько докладов, в т. ч. посвящённых вопросам управления цветом и теории струйной печати. Гвоздём программы стало посещение закрытой рабочей зоны, где тестируются и анализируются технические характеристики широкоформатных принтеров.

Доклад Джона Мейера, директора лаборатории HP Hardcopy Technologies, был посвящён проблемам адекватности цветопередачи и путям их решения. Одна из последних разработок лаборатории — скорректированная модель преобразования цветов печатаемого изображения, внедрённая в новую, 4-ю версию формата цветовых ICC-профилей. До сих пор проблема неоднозначности пересчёта цветовых координат исходного оттенка (в модели perceptual intent) приводила к заметным отклонениям при воспроизведении на разных принтерах из-за вынужденного «дрейфа» координат базовых точек чёрного и белого цветов.

Отвечая на вопрос, какую задачу он считает для своего подразделения наиболее важной, Мейер ответил: «Добиться максимально близкого по восприятию (что, однако, не означает абсолютного совпадения цветовых координат оттенков) воспроизведения цветов на лазерных и струйных принтерах компании». Один из основных путей её решения — активное внедрение усовершенствованного сотрудниками лаборатории формата sRGB. Хотя, как подтвердил Мейер, формат не может отвечать требованиям профессиональной полиграфии, он обеспечивает стабильность цветопередачи в рамках интенсивного информационного обмена между компаниями, клиентами и заказчиками.

Большое внимание было уделено расходным материалам для широкоформатной печати, среди которых появилось две новинки: запечатываемые носители HP Durable Scrim и HP Opaque Scrim. Первый предназначен для печати интерьерной или наружной рекламы, это тяжёлый (550 г/м?) виниловый материал, стойкий к влаге, выцветанию, атмосферным воздействиям. Аналогичный по свойствам HP Opaque Scrim (496 г/м?) может покрываться жидким ламинатом и полностью (на 99%) прозрачен благодаря специально изготовленной основе «blockout». Оба могут запечатываться как пигментными (UV-inks, по терминологии Hewlett-Packard), так и чернилами на базе водорастворимых красителей. Стойкость нанесённых UV-чернилами изображений (без ламинирования) — 3 месяца для наружного и 24 месяца для внутреннего применений. Согласно исследованиям Wilhelm Imaging Research, стойкость изображений, напечатанных на принтерах HP Designjet 5000 и HP Designjet 5500 УФ-чернилами на ряде специальных носителей, превышает 200 лет. Тесты Display Permanence Ratings проводились в условиях освещения стеклянными флуоресцентными лампами яркостью 35 кЛюкс при постоянных температуре 24 °С и относительной влажности 60%.

Материал с изолирующим покрытием
Материал с пористым покрытием

Мэйт Корбинос, менеджер HP по расходным материалам для широкоформатной печати в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка), подробно рассказала о трёх основных видах запечатываемых носителей HP. Первый — недавно разработанные материалы с полужёстким пористым покрытием, капилляры которого «всасывают» частички чернильных красителей (размером около 2 нм). Покрытие способствует моментальному высыханию чернил, но требует ламинирования для защиты красочного слоя от атмосферных воздействий (HP Heavyweight Coated, HP Productivity Photo Paper, HP Durable Image Gloss). Второй — материалы с изолирующим покрытием из синтетических или натуральных полимеров, разбухающих при контакте с водой или чернилами. После высыхания краситель инкапсулируется внутри покрытия, надёжно защищающего от внешних воздействий. Материалы этого типа рекомендуются для использования в наружной рекламе, особенно в паре с пигментными чернилами. Третий тип — носители с гибридным покрытием (HP Photo Imaging Gloss, HP Photo Imaging Satin), сочетающим преимущества первых двух.

Завершая программу, руководство HP ознакомило с работой нескольких исследовательских лабораторий. Характер их исследований подтвердил предположения о предстоящем выпуске на рынок кардинально новых для HP продуктов в области широкоформатной печати.— И.К.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105