2003.10.021900 прочтений

QuarkXPress 6

Теги: Publish

Праздник ожидания праздника всегда приятен. Появление долгожданного QuarkXPress 6 прервало затянувшееся "веселье" (главным образом пользователей Macintosh) - наступили будни. Насколько они будут для них суровыми или же, наоборот, жизнерадостными?

Праздник ожидания праздника всегда приятен. Появление долгожданного QuarkXPress 6 прервало затянувшееся «веселье» (главным образом пользователей Macintosh) — наступили будни. Насколько они будут для них суровыми или же, наоборот, жизнерадостными? Способен ли новый XPress упростить работу его приверженцев?

К началу года на издательском рынке сложилась уникальная ситуация: пользователи платформы Mac OS, традиционно считающейся оптимальной для полиграфии, оказались на распутье. С одной стороны, Apple, подстёгивая переход на новую ОС, ещё год назад заявила, что новые Macintosh не будут поддерживать «старушку» Mac OS 9, а лишь новую OS X, обеспечивающую вытесняющую многозадачность. Но для миграции на кардинально новую операционку нужно соответствующее ПО. А с этим как раз и возникла заминка… Quark, производитель популярнейшего верстального редактора (его колоссальное влияние на продажи компьютеров Macintosh в Apple не скрывают), не смог более чем за год переставить XPress на новые рельсы. В результате, любители «яблок» вынуждены были либо продолжать работать на OS 9, либо запускать XPress на новой системе в режиме Classic, что чревато неустойчивой работой и проблемами при перерисовке экрана.

PR-отдел Quark, стремясь скрасить затянувшееся молчание своих разработчиков, время от времени дразнил страждущих, постепенно приоткрывая завесу таинственности над «шестёркой». Что же касается Apple, то подтвердилась её финансовая зависимость от настроений пользователей XPress. Шутка ли, из-за срывов сроков его поставки Apple пришлось продлить сроки выпуска Macintosh со старой ОС и взять на себя связанные с этим издержки! Но время шло, работа продвигалась, и, наконец, 10 июня XPress 6 увидел свет. К этому сроку все продукты конкурентов уже поддерживали Mac OS X — «экспресс» явно запаздывал.

Стоит ли говорить, что именно в поддержке новой версии Mac OS руководство Quark видело основную задачу «шестёрки»? Но, согласитесь, просто за поддержку новой ОС платить 300 долл. — это слишком (не секрет, что на Quark 5 перешло очень мало пользователей, а за переход с «четвёрки» придётся выложить указанную сумму). Чтобы как-то подсластить пилюлю, в Quark 6 был добавлен ряд нововведений, которые, по мнению руководства, будут способствовать аппетиту пользователей.

Поддержка OS X

Главный козырь XPress 6. Причём «шестёрка» работает исключительно на этой ОС (для альтернативной платформы — Windows 2000 или XP), более не поддерживая старые. Соответственно, пользователи получают все выгоды новой системы — улучшенную работу с памятью, быстрое переключение между приложениями, а «зависание» программы теперь не приводит к блокировке всей системы. Верстальщики могут обновить парк компьютеров, приобретая более совершенные модели. При открытии документа — на экране теперь привычный Aqua-интерфейс, а связанные с ним изменения в расположении меню и диалоговых окон минимальны, что обрадует давних поклонников XPress.

Интерфейс XPress 6: кроме стиля Aqua, радикальных изменений нет

Безусловно, работа по портированию редактора на новую ОС достаточно трудоёмка. Но насколько оправдаются ожидания людей, пока не собирающихся приобретать новую технику? В конечном счёте, именно список собственных возможностей программы определяет её статус относительно конкурентов. Ведь пока Quark решал проблемы системного уровня, разработчики из Adobe шагали вперёд, и очередная версия «убийцы Кварка» должна вскоре выйти в свет. В общем-то, этой осенью станет ясно — сможет ли XPress и дальше достойно соперничать с InDesign или ему уготована участь PageMаker.

Проекты и пространства макета

В отличие от 5-й версии, в которой был сделан первый шаг по реализации концепции «created once, published everywhere», в 6-й это направление получило логическое продолжение. Результатом стал отказ от документов в том виде, в котором мы привыкли их понимать: отныне они являются составной частью более общей структуры — проекта (Project). Внутри одного проекта может быть несколько вариантов представления документа — т. н. Layouts (макетных пространств), различных, например, по типам — для печати либо для размещения в Web.

Один проект содержит до 25 связанных макетных пространств, и каждое может иметь собственные размер, ориентацию бумаги, настройки границ полей, мастер-страницы, слои и т. п. Доступ к настройкам макета — через меню Layouts (вместо Document Setup, теперь Layout properties).

Общие параметры для всех макетных пространств в пределах одного проекта — стили, цвета, типы контурных линий, списки и гиперссылки, а для Интернета — метатэги, подстановочные шрифты. При изменении цветового оформления шапки статьи в одном варианте оно автоматически меняется в остальных, а другие настройки жёстко привязаны к каждому конкретному макету.

При открытии нового проекта задаётся его тип

Тип макета теперь меняется на лету: документ, предназначенный для печати, можно конвертировать в html-форму и наоборот. Редактор автоматически переформатирует документ, чтобы он соответствовал формату, принятому в Интернете, при этом все рисунки будут заменены на GIF или JPEG.

При работе с Layouts есть ограничения: нельзя одновременно просматривать несколько пространств (например, для сравнения), а в текущем — использовать «не свои» мастер-страницы и направляющие линейки. При работе с книгами (book) мультимакетные проекты вообще не создаются. Не поддерживается и механизм перетаскивания объектов из одного пространства в другое — только Copy-Paste.

Зато для эффективной работы с проектом, имеющим несколько версий, XPress 6 позволяет синхронизировать текст между ними: при этом обновляется весь связанный текст в остальных макетных пространствах. Разумеется, форматирование текста в контейнере сохраняется.

PDF без Distiller

Значительной победой XРress 6 стало создание PDF без помощи Distiller — ответ на способность InDesign создавать PDF без приобретения Acrobat. Технология JAWS RIP, лицензированная Quark у компании Global Graphics, позволяет создавать PDF практически того же размера, что и PDF, прошедшие через Distiller.

Как известно, для создания PDF средствами ОС Apple отказалась от разработки Adobe в пользу собственного механизма Quartz. Но не секрет, что файлы PDF, создаваемые OS X, на самом деле — обычные «непричёсанные» PostScript-файлы (следовательно, их размер далёк от оптимального). По всей видимости, это и послужило поиску руководством Quark адекватной альтернативы. Теперь, чтобы из XPress 6 создать PDF, достаточно выбрать команды File, Export as PDF.

Это настоящее благо для пользователей XPress, но, чтобы оценить её реальную пользу, нужно прояснить несколько вопросов: гарантию корректности, скорость работы и удобство настроек. К сожалению, по каждому пункту имеются недочёты.

Мой пока небольшой опыт работы с «шестёркой» показал, что относительно простая публикация без проблем конвертируется в PDF. Однако JAWS RIP поддерживает только возможности Acrobat 4 — следовательно, все современные тенденции, вроде активного использования прозрачности в векторной графике, оказываются за бортом. Вопрос номер два — производительность. Сравнение скорости перевода в PDF Distiller и JAWS RIP явно не в пользу последнего. А удобство работы? Настройки конвертации аналогичны имеющимся в Distiller, но сохранение их в виде стиля (как в Distiller) не предусмотрено. И ни о какой поддержке PDF/X, появившейся в Acrobat 6 Professional, речь также не идёт.

Многошаговая отмена

Бесспорно, одно из ярчайших нововведений. Собственно, патриарху настольного издательства уже давно пора было этим обзавестись. Хорошо, что мечты сбылись… на тринадцатом году существования пакета.

Кроме простого пошагового отката, можно вернуться сразу на несколько операций назад (через всплывающее меню Undo), но краткость их обозначений приводит к путанице. Максимальное количество шагов назад в XPress ограничено тридцатью. Cписок отменяемых команд пополнили импорт текста или иллюстраций, но, увы, не такие глобальные, как смена параметров страниц. Странно, но после блокировки или разблокировки слоя XPress стирает всю предыдущую историю команд…

Работа с таблицами

Незначительно улучшилась работа с таблицами: фон у ячеек может быть прозрачным; связываются между собой как отдельные ячейки, так и текст из текстового контейнера с ними. Насколько эти функции будут востребованы — сказать сложно. Коренные же и наиболее ожидаемые изменения остались за бортом — импорт напрямую файлов Word и Excel, вставка таблицы в текст с её перетеканием между связанными контейнерами, разбиение строки на несколько.

К сожалению, оформительские возможности таблиц — на прежнем уровне. В целом, бледная копия InDesign

Слои

Слои, дебютировавшие в прошлой версии, позволяют, например, хранить в одном документе две различные языковые версии публикации. Теперь параметры индивидуальной блокировки каждого элемента публикации сохраняются и после разблокировки слоя. Кроме того, элементы заблокированного слоя теперь не выделишь иначе, чем его разблокировкой, что также более логично.

Опции печати

Теперь диалоговое окно печати пополнила закладка, в которой перечислены все слои в публикации.

Тут же указывается, какой слой распечатывать, а какой — нет.

К списку допустимых опций управления цветом при печати добавились AS IS и Device N. Первая оставляет цветовые пространства, назначенные элементам публикации, без изменений. Вторая позволяет сохранять настройки двухцветных полутоновых изображений и имеющих градиенты смесевыми цветами для цветоделения средствами RIP (in-RIP separations).

Активация

В чём руководство Quark проявило недюжинную сообразительность, так это в вопросе защиты авторских прав: оно решило последовать примеру Microsoft, введя в свой редактор механизм активации, жёстко привязывающий продукт к конкретному компьютеру. В результате, легально купленную версию нельзя использовать на работе и дома, как это разрешено большинством разработчиков ПО.

На такой шаг компанию, по-видимому, подтолкнули пошатнувшиеся финансовые дела (косвенное свидетельство — подавляющее большинство программистов XPress 6 из Индии).

Высококачественный экранный предпросмотр

После регистрации XPress 6 можно дополнительно получить полезное расширение для просмотра на экране иллюстрации в максимальном качестве. Вообще-то, урезанная версия этого расширения (просмотр одновременно на листе только одной картинки, чего обычно вполне достаточно) и так предоставляется бесплатно (www.koyosha.com/xt/demo/index.html), но оно пригодится для точного позиционирования элементов на странице с привязкой к содержимому иллюстрации.

Совместимость

Поскольку, по разным причинам, большинство верстальщиков не делали обновления до XPress 5, при переходе с «четвёрки» они будут обрадованы суммарным количеством нововведений. Но тут их подстерегает немалая ложка дёгтя: руководство Quark расставило рогатки везде, где только можно. XPress 6 не сохраняет публикации в формате XPress 4 — лишь в 5-й версии. При таком раскладе для совместного использования новой версии верстальщикам придётся либо всем переходить на «шестёрку» и OS X, либо оставаться на OS 9, но всё равно переходить — но только на XPress 5. Другого не дано — если, конечно, не рассматривать супервариант: продолжать использовать старый добрый XPress 4.

Все дополнительные модули под более ранние версии редактора также не будут работать в «шестёрке» (новые имеют расширение qrc). Соответственно, необходимо убедиться, что разработчик используемого расширения планирует выпустить его обновление под XPress 6. Что касается известных разработчиков (A Lowly Apprentice Production, Badia Software, Em Software, Gluon и Extensis), все они планируют завершить выпуск обновлений своих популярных расширений к осени. И опять — готовьте денежки.

Заключение

Бесспорно, основная причина выпуска «шестёрки» — обеспечение работы на Mac OS X. Именно этим критерием и определяется степень его пользы для двух разных платформ — Mac OS и Windows. Для пользователей первой переход на новую версию более-менее предсказуем и связан исключительно с желанием работать на новой OC. Что же касается почитателей Windows, то, по-моему, какого-либо смысла в переходе на XPress 6 нет. Обратите внимание на оценку, данную новой версии авторитетнейшим журналом MacWorld: всего четыре «мышки» — и то, наверное, с естественной в таких случаях натяжкой. Мы будем объективнее.

Об авторе: Михаил Борисов (mborisovv@yahoo.com), пишет для Publish обзоры программного обеспечения и полезные советы по допечатной подготовке и веб-дизайну.


Главные новшества:

поддержка Мас OS X;
многоуровневый откат;
макетные пространства (несколько вариантов макета в пределах одной публикации);
просмотр изображений в полном разрешении;
вывод в PDF без Distiller.


XPress 6

Разработчик: Quark
Рейтинг: ***?
Заключение:
степень полезности нововведений зависит от платформы и особенностей выполняемых работ. Увы, не реализованы самые долгожданные функции, а высокая цена обновления заставит потенциальных покупателей крепко призадуматься.
Демоверсия: www.quark.com/service/desktop/downloads.
Платформы: Windows XP и 2000, Mac OS X.
Системные требования: 128 Мбайт памяти, 190 (Windows) или 30 (Mac OS) Мбайт на жёстком диске, выход в Интернет (для активации).
Цена: 1045 долл.; обновление с предыдущих версий - от 200 до 500 долл.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus