2003.09.04, Автор: Константин Яковлев2769 прочтений

Волшебный холст

Теги: Специальный обзор Publish

Графические планшеты уверенно вписались в интерьер дизайнерских студий, рекламных агентств, репроцентров и прочих творческих коллективов, в чьи каждодневные задачи входит полноценная работа с графикой, включая 3D-моделирование и анимацию.

Графические планшеты уверенно вписались в интерьер дизайнерских студий, рекламных агентств, репроцентров и прочих творческих коллективов, в чьи каждодневные задачи входит полноценная работа с графикой, включая 3D-моделирование и анимацию. Наряду со сканером, цифровой камерой и фотопринтером, планшет стал непременным атрибутом художника-дизайнера, помогая творить на компьютере в привычном стиле — как карандашом или кистью.

Свою историю планшеты ведут от дигитайзеров, которые по сей день широко применяются при разработке или оцифровке разнообразной конструкторской документации. Задачи графических планшетов несколько иные. Им нет нужды без устали оцифровывать кипы чертежей, схем или выкроек, нередко занимающих значительную площадь ватманского листа формата А1 или даже А0. От них ждут ни много, ни мало — обыкновенного чуда. Имя ему — рисунок, послушно выводимый на экран дисплея умной начинкой, составляющей основу этой вполне компактной техники. С помощью профессиональных моделей создаются настоящие шедевры живописи и графики, совмещающие различные стили и приёмы, — благодаря симбиозу уникального набора инструментов и специализированных графических пакетов. Приобретая бюджетный планшет, клиент вправе рассчитывать на усердного помощника по части рисования и ретуширования. Модели вполне готовы заменить и наскучившую мышь во время работы в Сети. А самый скромный представитель семейства графических планшетов — электронная доска — пригодится для цифровой подписи, большего от неё и не требуется.

Электронная альтернатива графическим планшетам существовала всегда, лишь только персональные компьютеры, будь то Mac или PC, стали всерьёз рассматриваться в качестве инструмента творчества. Робкие попытки порисовать в Paintbrush, уверенная работа ретушёра в Photoshop, полёт дизайнерской фантазии в Illustrator или взмах кисти в Painter — всё это, в принципе, можно делать и мышью. Но, право, зачем так напрягаться, когда под рукой планшет?

Гармония во всем

Когда в 1984 г. молодая компания WACOM представила первый коммерческий продукт — графический планшет с беспроводным пером, — вряд ли кто мог предположить уровень задач, которые окажутся по силам этим устройствам в ближайшем будущем. Сегодня WACOM — безусловный лидер и законодатель моды в своём сегменте и располагает внушительной линейкой, удовлетворяющей запросы самых взыскательных клиентов.

Набор «кистей» от Wacom

Обновлённая серия Graphire2 задумывалась как универсальный инструмент, раскрывающий перспективы электронного холста новичкам в компьютерной графике. Стильные компактные и доступные по цене планшеты Graphire2 пользуются спросом как среди студентов художественных ВУЗов, так и у повзрослевшей аудитории специалистов, чей повседневный труд неразрывно связан с компьютером. Они одинаково хорошо подойдут для воплощения смелых замыслов при создании анимационного ролика или web-страниц, ретуширования фотоизображений, создания эскизов или ввода рукописных данных. В комплект входят перо, мышь и ПО от Corel, позволяющее приступить к работе сразу после инсталляции аппаратной части и программной оболочки планшета.

Большая «семья» Wacom Intous2
Художникам-профессионалам нет нужды представлять серию Intuos. Первые образцы этих планшетов, появившиеся в 1998 г., сразу завоевали признание гуру от дизайна и графики на ПК. Комплект современных Intuos2 представлен, пожалуй, самым развитым инструментарием электронных перьев, распылителей, карандашей и новых 4D-мышей, обеспечивающих максимальную функциональность и комфорт. Новые запатентованные устройства ввода позволяют владельцам Intuos2 работать в спецприложениях (CAD/CAM, 3D-графика, технологии анимации), моделируя и редактируя объекты, благодаря колесу прокрутки с функцией самоцентрирования и высокоточному позиционированию по осям X и Y. Так, операция масштабирования в графических пакетах доступна отныне «в одно касание» колеса мыши, не составляет большого труда выделить и отредактировать кривые Безье, а пять программируемых кнопок служат для оперативного вызова часто используемых функции пера. Стоит отметить и повышенную защищённость новых Intuos2 от помех сторонних электроприборов.

Семейство Cintiq олицетворяет собой концепцию графических планшетов будущего
Уникальные Cintiq изменяют привычные представления о планшетах. Принцип пантографа, требующий согласованных действий руки и глаза оператора, предполагающий постоянный визуальный контроль-коррекцию, уходит в прошлое. Экономия времени при работе с Cintiq колоссальна. Рисуя на экране планшета, вы тут же видите результат, не отрывая взгляда от дисплея, который в данном случае успешно заменяет традиционный лист бумаги. Планшеты этой серии достаточно дороги и не позиционируются как рядовое устройство ввода. Тем не менее, их растущая популярность среди специализированных творческих коллективов свидетельствует о признании и востребованности продукта.

Чего не доставало в послужном списке WACOM, так это «народного» графического планшета способного в случае необходимости (а то и навсегда) заменить мышь. С выходом в начале 2003 г. компактного и элегантного Volito (обзор см. в Publish ? 5, 2003) удалось решить и эту задачу. По оценкам компании потребность в таких устройствах в ближайшие год-два составит до 9 млн экземпляров, а значит, игра стоит свеч. Молодежь до 27 лет, детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, художественные школы и определённый контингент офисных работников — вот потенциальные клиенты WACOM в случае с Volito. Так ли это — покажет будущее.

Название компании образованное из двух частей (WA — от японского «гармония» и COM — от сокращённого английского «компьютер») вполне оправдывает стиль и функциональность продуктов под маркой WACOM. Плоды напряжённой работы этого коллектива с двадцатилетней историей у многих сегодня под рукой.

Электронная калька

Один из старожилов ИТ-индустрии — компания CalComp — по праву считается первопроходцем в области оцифровки изображений.

Разработчики ожидают, что Volito станет самым продаваемым планшетом в мире
С 1999 г., в результате образования холдинга, её продукты поставляются на рынок под торговой маркой GTCO-CalComp, а графические планшеты заполняют сегмент моделей, ориентированных на системы проектирования и разработки конструкторской документации широкого профиля (пакеты САПР, ГИС и 3D). Но в ряде случаев они с успехом берут на себя функции типового планшета. Все устройства отличает высокая точность оцифровки, продуманная комплектация и исключительная совместимость с основными пакетами специализированного ПО. Программируемые кнопки планшетного меню разгружают интерфейс ПО, убирая с экрана дисплея панели инструментов. Хорошо известная серия DrawingBoard III этой зимой получила достойное подкрепление в лице нового поколения планшетов DrawingBoard IV, которые в скором времени заменят предшественника. Повышенная точность обработки вводимой информации, встроенный USB-концентратор и новый формат A2+ (модель 2024) несомненно будут замечены постоянными клиентами CalComp.

Всё гениальное просто

Старшая модель от KYE Systems Genius NewSketch 1812 HRI с активной областью 457x305 мм обойдётся всего в 240 долл.
Торговая марка Genius хорошо известна в России. На заре тотальной компьютеризации отечественный рынок с готовностью потреблял в больших количествах клавиатуры и мыши Genius. Благодаря конкурентоспособным ценам и широким функциональным возможностям, продукция Genius и сегодня пользуется устойчивым спросом среди наших покупателей. Несколько лет назад тайваньский производитель KYE Systems (именно ему принадлежат все права на Genius) решил выйти на рынок недорогих графических планшетов основных потребительских форматов. Накопленный опыт проектирования устройств ввода позволил в короткие сроки создать привлекательные по характеристикам и цене модели. Регулярные поставки, широкая сеть партнёров и налаженные каналы сбыта позволяют говорить о серьёзных намерениях компании наращивать присутствие на рынке планшетов бюджетной серии. На наш взгляд, EasyPen, MousePen и WizardPen вполне достойны стать первыми планшетами в семье, приобретаемыми в дополнение к ПК. Они укомплектованы всем, что может пригодиться в процессе познания основ компьютерной графики. А драйверы и ряд фирменных утилит помогут организовать совместную работу мыши и электронного пера в интернет-приложениях, наделив устройства дополнительными функциями.

Серия NetSketch адресована пользователям AutoCAD (включая DOS-версию пакета) и ряда других популярных продуктов САПР. Для 4-кнопочного пульта оцифровки предусмотрена поддержка основных форматов Summagraphics и Wintab, а дополняет картину многофункциональный стилус-карандаш и традиционная для Genius невысокая цена этих профессионально выполненных планшетов.

Амбициозный новичок

Обозревая рынок основных поставщиков графических планшетов, мы отметили новое имя — компанию Aiptek, также представляющую Южно-Азиатский регион. Внимательнее присмотревшись к её моделям, нетрудно сделать вывод, что перспективы закрепиться на нашем рынке у Aiptek отнюдь не призрачны. Современный привлекательный дизайн, скоростной интерфейс обмена данными и неплохая разрешающая способность — актив новичка. Кому-то покажется недостаточной «аккуратность» позиционирования пера, но этот незначительный минус с лихвой компенсируют цена изделия, вышеназванные плюсы, весьма представительный набор ПО, коим укомплектована каждая модель, и солидный перечень программных продуктов, устойчивая работа в которых сертифицирована и подтверждена изготовителем.

Принято считать, что графические планшеты — роскошь, не нужная никому, кроме художников, рисующих на компьютере, и инженеров, оцифровывающих чертежи. Однако поставщики с этим не согласны. Вполне допускаем, что они правы…

Об авторе: Константин Яковлев (yak@pcworld.ru) тестовая лаборатория журнала «Мир ПК».


Что написано пером?

Люди творческих профессий вовсе не обязаны разбираться в премудростях взаимоотношений связки перо-планшет-компьютер. Подчиняясь воле художника или дизайнера, стилус работает подобно перу или кисти, но не содержит никаких батарей или магнитов. Как же так?

Объясню на примере настройки струнных музыкальных инструментов с помощью камертона. Правильно настроенная струна «чувствует» камертон на расстоянии. В этом случае они звучат в унисон. Расположенный в непосредственной близости от вибрирующей струны камертон (той же тональности) начинает резонировать, передавая генерируемый тон через хвостовик к вилке. Почти так же перо взаимодействует с планшетом, когда расположено близко от его поверхности. Резонируя, перо генерирует собственную частоту. Настроенный на неё планшет улавливает сигналы пера и фиксирует его текущие координаты с абсолютной точностью. Далее обработанная информация передаётся на компьютер, извлекающий данные из сигнала (включая распознавание характера контакта — было ли применено перо или стирающее устройство/ластик) и формирующий изображение на мониторе.

Во время работы планшет использует принцип электромагнитного резонанса. Как видно из рисунка, в корпусе стилуса расположены собственно перо, контактирующее с планшетом, индуктивно-ёмкостной резонансный контур, модулятор, микрочип и программируемые кнопки-переключатели. В полном согласии с теорией, каждые 20 мкс особая координатная сетка, расположенная под экраном планшета, формирует электромагнитный импульс заданной частоты. Пакеты этих импульсов инициируют колебания в резонансном контуре стилуса — наконечнике пера, который, являясь приёмопередатчиком, возвращает модулятору информацию о собственных текущих координатах. От модулятора сигнал поступает на специализированный набор микросхем (ASIC-чип), анализирующий информацию от чувствительного элемента пера и бокового переключателя (координаты, усилие прижима, наклон пера и пр.), после чего она через модулятор отсылается на резонансный контур. В результате, обработанный сигнал вновь попадает на планшет, который через связующий его с компьютером интерфейс формирует соответствующее графическое изображение на экране монитора и готовит данные для следующего цикла приёма-передачи. Мощности резонансного контура вполне достаточно, чтобы без потерь передавать сигнал от координатной сетки планшета к перу и обратно, а потому нет необходимости использовать сторонний источник питания *. Одно из неоспоримых достоинств — возможность проектировать эргономичный и независимый от проводов инструментарий. Не стоит забывать и о размещении на существенно облегчённом корпусе стилуса дополнительных программируемых кнопок (например, с функцией «ластик»). Всем этим не преминули воспользоваться ведущие производители графических планшетов, предложив поистине уникальные электронные кисти.

* В бюджетных моделях планшетов применяется альтернативная схема передачи сигнала. Активация резонансных цепей происходит за счёт встраиваемого в корпус стилуса элемента питания или подачи напряжения через соединительный кабель (COM- или USB-порт). — Прим. автора.


Выбирай, но осторожно!

Выбор подходящего планшета — задача не из лёгких. Мы дадим несколько рекомендаций, которые помогут подыскать оптимальный вариант при покупке (в основу списка включены наиболее важные, с точки зрения опрошенных нами специалистов, параметры). Итак, среди десятка анкетируемых дизайнеров, художников, web-мастеров и менеджеров по соответствующей продукции максимум баллов набрали:

  • Чувствительность к нажатию. Настоятельно рекомендуем определять чувствительность, работая в пакете Painter. Этот уникальный продукт позволит выявить малейшие нюансы в работе доступных планшету инструментов. В зависимости от прилагаемого усилия мазки кисти могут быть шире или насыщеннее. Нажатием контролируется также размер кисти, текстура, цвет и непрозрачность краски. Следует иметь в виду, что далеко не все модели планшетов чувствительны к усилию нажатия на перо.
  • Уровни давления. Большинству планшетов доступно 512 уровней давления (нажатия) на инструмент. Практика подсказывает, что основной части пользователей вполне достаточно 200–250 уровней. Профессионал способен задействовать гораздо больше, вплотную приближаясь к предельному значению. Но, справедливости ради, отметим, что единого мнения нет.
  • Размер планшета. Как правило, владелец планшета полностью использует активную поверхность. Планшеты с большей диагональю предлагают больше пространства для рисования на единицу полезной площади экрана. На практике же размер рабочей области для одних пользователей гарантирует более высокую степень детализации, комфортность, контроль собственных действий и свободу движений, а для других — быструю усталость руки от постоянных перемещений на значительные расстояния. Выбирая формат, советуем учитывать не только доступное пространство на рабочем столе, но и индивидуальную манеру рисования и письма. В большинстве случаев планшеты с активной областью 6x9 дюймов позволяют достичь желанного компромисса.
  • Электронное перо (стилус). Убедитесь, что его функциональность будет востребована в полной мере. Обратите внимание на расположение и форму программируемых кнопок, а также требуемое усилие нажима. Эргономика и вес пера и, особенно, распылителя порой играют решающую роль в выборе модели.
  • Отслеживающие экраны. Некоторые модели планшетов имеют пластиковые покрытия, дающие возможность работать с изображением в режиме «электронной кальки». Допускаем, что это не самая необходимая вещь, но по мере знакомства с планшетом вы можете с удивлением обнаружить, насколько она полезна.
  • Программируемые кнопки на планшете. Группа кнопок на специальной панели в верхней части планшета здорово пригодится для создания настраиваемых макросов (для пакета Painter это могут быть распространённые команды Open Paper Palette, Undo и др.).
  • Варианты (интерфейсы) подключений. По мере роста популярности шины USB производители всё чаще оснащают изделия этим интерфейсом. Но значительная часть техники продолжает поступать в продажу в комбинированном варианте COM/USB. Перед покупкой определитесь в предпочтениях, ещё раз проверив порты, доступные для подключения планшета.
  • Программное обеспечение планшета. Отрадно отметить, что ведущие производители неустанно шлифуют драйверы устройств, проверяя изделия на совместимость с популярными графическими приложениями. Постарайтесь определить для себя наиболее ценные пользовательские настройки, которые доведут выполнение некоторых операций до автоматизма и обеспечат дополнительный комфорт. Изолируя часть активного пространства планшета, можно сузить рабочую область и перемещаться по экрану, прилагая минимум усилий. Или изменить масштаб с целью отследить изображения в другом размере. Не ленитесь периодически заглядывать на сайт производителя и загружать свежие версии драйвера и ПО.
  • Наклон и точка опоры. Поддержка планшетом этих функций открывает дополнительные возможности, которые «понимают» ряд профессиональных пакетов графики. Наклон (угол между пером и поверхностью планшета) определяет индивидуальную манеру письма художника, а направление (вектор в системе координат планшета, на который развернут стилус) указывает точку опоры. В качестве примера сошлёмся на Painter, в котором задаются собственные размеры кисти, цвет, зернистость и другие значения наклона и точки опоры.
  • Цена. Цель оправдывает средства. Ещё раз определите набор характеристик, необходимых для работы. Оцените комплектацию, прилагаемое ПО, сервис и поддержку. В идеале, можно попросить торгующую организацию продемонстрировать работу планшета перед покупкой. Усаживайтесь поудобнее и вперёд, к заветной цели!

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Зарабатываем на «металлах»

    Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Карточные «игры» для полиграфистов

    Решения для производства пластиковых карт малыми и средними тиражами.

    Со стороны может показаться, что выпуск пластиковых карт — не такое уж мудрёное дело и изготовить их можно чуть ли не подручными средствами. На самом деле в этой нише полиграфистам приходится выполнять весьма специфические операции, для которых требуется специальное оборудование.

     

  • «Малышки» на все руки

    Выбираем универсальное устройство для послепечатной обработки: резки, биговки, перфорации, фальцовки.

    Разумеется, высокоспециализированное и производительное послепечатное оборудование — это хорошо. Но, чтобы оно окупалось, необходимы соответствующие объёмы. А как быть малым типографиям и начинающим предприятиям? Для них имеет смысл рассмотреть вариант универсальных машин, способных выполнять несколько операций.

     

  • Лак лично в руки
    Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.
  • Опасные «игрушки»
    Пока полиграфисты жалуются на кризис, всё большая доля корпоративной печати выполняется их клиентами (в т. ч. бывшими) самостоятельно: эксплуатация цветных МФУ формата А3 становится проще и дешевле. Нередко их выбирают и начинающие полиграфисты — в условиях небольшой загрузки на старте бизнеса более доступные МФУ бывают предпочтительнее ЦПМ. Не лишние они и для уже устоявшего полиграфического бизнеса — не всякими работами есть смысл загружать «тяжёлую» технику.

comments powered by Disqus