101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Будущее в упаковке

  • Елена Демьянова
  • 5 июня 2003 г.
  • 4502
Прошли времена, когда проблем с упаковкой не было (что может быть проще, чем завернуть предмет в газетку?). Прошли и те, когда вопрос упирался в деньги (импорт готовой упаковки требовал немалых затрат). Теперь трудностей у отечественной упаковочной промышленности много. Просто потому, что наконец-то она существует! Какой путь выбирает быстро развивающаяся индустрия? Ответ — в статье о тенденциях и инновациях в сфере упаковки.

Когда-то импортный продукт узнавали по яркой красивой упаковке. Прошла отечественная упаковочная индустрия и этап слепой погони за дешевизною (читай — плохим качеством). Теперь все стремятся делать высококачественную продукцию. Тенденция подтверждается открытием новых специальностей в профильных учебных заведениях — Московском государственном университете печати и Московском полиграфическом колледже им. И. Фёдорова.

Сразу оговорюсь: несмотря на бурный рост в России количества типографий, печатающих упаковку, и производителей упаковочных материалов, не всё так гладко, как кажется. Специалисты отмечают: желания большинства заказчиков ограничены малыми бюджетами. Ситуация, когда стоимость упаковки — 30% от цены продукта, ненормальна. Поэтому, несмотря на полное осознание заказчиками важной роли упаковки в росте объёмов продаж, многие по-прежнему вынуждены довольствоваться проверенными недорогими решениями. Ни о каких инновациях, новых материалах или технологиях речь не идёт.

Не меняется и положение с таможенными пошлинами на импортные расходные материалы — российские типографии поставлены в заведомо проигрышные по сравнению с конкурентами из-за границы условия. Декларированная цель принятия и сохранения высоких ввозных пошлин на «расходники» (поддержка отечественного производителя…) результатов не даёт: массового производства высококачественного картона и других полиграфических материалов в России как не было, так и нет.

Но не всё так печально! Новые ростки пробиваются сквозь асфальтовый покров рынка. Впереди, конечно, российские компании с западными инвестициями, коих в России уже немало: они уверенно пускают значительные суммы на внедрение новой упаковочной технологии. Не чужды инноваций и производители товаров высокого класса. Парфюмерия, качественный алкоголь, кофе, чай сбываются по цене, позволяющей изготавливать для них дорогостоящую упаковку.

Однако при упомянутой малобюджетности заказчики упаковки повышают требования к качеству печати. «Таких претензий к техническому исполнению и качественной стороне печати упаковки, как у нас, нет даже в Европе, — рассказывает Сергей Рыжков, заместитель генерального директора компании «Паккетти». — Ситуация парадоксальна: подчас заказы клиентов просто технически невыполнимы!» А рынок требует от предпринимателя (опять, несмотря на ограниченные финансы) выделять свой товар за счёт оригинальной, сложной упаковки. Отсюда — разнообразные призмы, сундучки из картона, тиснение, матирование, вырубка…

Какие же тенденции прослеживаются в области упаковки, и что нового предлагают нам производители оборудования и материалов?

Оборудование

«У клиентов сейчас уменьшился свободный капитал, — рассказывает Даниил Прохоров, технический эксперт компании Apostrof Print. — Это заставляет их искать компромиссные решения, универсальное печатное оборудование». По его мнению, средний класс клиентов заинтересован не в высокоскоростном специализированном оборудовании, а в универсальном. На таких машинах флексографской печати можно запечатывать упаковку на картоне и полимерных плёнках, на самоклеящихся материалах и фольге. Типография оказывается способна на комплексное обслуживание, производя самую различную упаковку: от колбасных оболочек и коробок для пельменей до этикеток и фармацевтических упаковок.

Популярность флексографской печати растёт, причём не только для гибких материалов. Специалисты отмечают её значительный рост в печати по картону за счёт уменьшения доли офсета. Ведь интегрированное с финишным флексографское оборудование — прямая экономия на персонале: не надо перевозить тираж с офсетной печатной машины на резку, высечку и т. д. «Цикл производства картонной упаковки на флексографской машине проще, короче, а зачастую и дешевле, чем на традиционном офсетном оборудовании», — считает Дмитрий Платонов, вице-президент компании Aqualon.

По словам Д. Прохорова, среди флексографских машин ведущие позиции заняла бесшестерёнчатая конструкция печатных машин планетарного и секционного построения. Поскольку печатные цилиндры управляются не шестерёнчатыми передачами от одного двигателя, а несколькими индивидуальными приводами, качество печати выше. (Шестерни вследствие образования люфтов приводят к биению, в результате — головная боль печатника — поперечное полошение с шагом зуба на оттиске.)

Актуальная проблема для флексографской печати — повышение качества: сложно добиться воспроизведения насыщенных, ярких или фирменных цветов. Конструкторская мысль работает в этом направлении: перспективен компьютерный вывод форм по технологии CtP. В России популярны системы LaserGraver от компании «Альфа». Доступны и другие решения: с помощью CtP Spark XT от Esko-Graphics (используется технология Cyrel Digital Imager) флексография способна достичь линиатуры 60 л/см (против 42 л/см, использующихся обычно). Растровая точка становится чётче.

Некоторые производители предлагают поставить на флексомашину секцию глубокой печати. Стоит она недёшево (порядка 200 тыс. долл.), но качество — бесценно…

Оборудование для производства упаковки офсетным способом постепенно приспосабливается для печати по толстым материалам. Потери механической прочности гофрокартона при запечатывании можно избежать благодаря новым разработкам в конструкции печатных машин. Серия Roland 500 рассчитана на картон толщиной до 1 мм, а Roland 900 — до 1,5 мм или микрогофрокартон марок E, F, G толщиной до 1,6 мм. Цилиндры больших размеров не повреждают структуру картона, плюс специальное офсетное полотно и особые низковязкие краски от Gebьrder Schmidt. При таком сочетании краска переходит на картон уже при малом давлении.

Картон

С традиционным материалом особых изменений не происходит. Повышаются барьерные свойства упаковочных картонов: всё шире используются ламинированные сорта с жиростойким слоем. А некоторые дорогие материалы (алюминиевая фольга) заменяются на металлизированные картоны — внешний эффект тот же.

Одна из наболевших проблем российского рынка — отсутствие качественного целлюлозного картона с нужной жёсткостью и другими характеристиками. Наши производители предлагают лишь картон макулатурный, опыта же изготовления полностью целлюлозного картона попросту нет. «Для развития упаковочной отрасли хороший целлюлозный картон нужно выпускать в России, — считает Мадина Клюквина, менеджер компании «Паккетти». — Пока же в 80% случаев приходится закупать дорогой импортный».

Гибкие полимерные материалы

Улучшаются характеристики широко используемых в упаковке полимеров (ПЭНД, ПЭВД, ПЭТ, ПВХ и др.). «Если раньше плёнка часто не обеспечивала необходимую прочность (особенно в группе бакалейных товаров — рис, гречка, крупа), то сейчас упаковка делается прочнее и тоньше», — рассказывает Сергей Рыжков. Последнее относится ко всем полимерным упаковочным материалам. Производители стремятся сохранить прочность, барьерные свойства, водо- и газонепроницаемость. Тонкие материалы сокращают расходы на упаковку за счёт снижения её массы. В ходу полиэтиленовые (ПЭ) однослойные плёнки толщиной 45-55 мкм; полипропиленовые (ПП) — прочнее, поэтому тоньше (25-35 мкм). Если упаковка ламинированная, отдельные материалы в её составе ещё тоньше (фольга — от 7 мкм, ПЭТ — от 12 мкм, ПП — от 15 мкм и т. д.). Лет 5-7 назад для упаковки 1 кг крупы нужна была плёнка толщиной 55-60 мкм, а сейчас 50-микронная плёнка гарантирует необходимую прочность. Некоторые плёнки толщиной 45 и даже 40 мкм сходны по качеству. Себестоимость упаковки снижается. Но есть и предел: чем тоньше плёнка, тем выше хрупкость.

Простая однослойная плёнка не всегда отвечает требованиям к упаковке. Тогда используются ламинация и соэкструзия (получение многослойной пленки). Последняя популярна на Западе, а теперь и в России во многих отраслях промышленности (например, для молочных продуктов), ведь каждый слой несёт особые свойства.

Ламинация — это соединение двух или трёх материалов (бумаги, пленки, фольги, картона) с помощью клея. Д. Платонов отмечает: «Универсален способ бессольвентной ламинации (с помощью клея, не содержащего растворителей) — не требуется сушка, не выделяются остаточные растворители, а оборудование дешевле и позволяет работать с большой скоростью».

Тенденция замены дорогих материалов (фольги, металлизированной плёнки) наблюдается и здесь. Рождаются новые полимерные материалы с дополнительными барьерными свойствами. Популярный раньше полиэтилен замещается полипропиленом. Он прозрачнее, что важно, например, при затягивании окошек в картонной упаковке.

Краски и лаки

Проблема высыхания оттисков осложняла жизнь печатников всегда, особенно при печати по маловпитывающим и невпитывающим материалам. Хорошо помогают в борьбе с медленным высыханием и отмарыванием УФ-отверждаемые краски, присутствующие в ассортименте всех ведущих поставщиков.

Современные технологии упрощают и работы по выборочному лакированию. Если раньше нужно было изготавливать специальную лаковую фотополимерную форму, то сейчас легко обойтись без дорогостоящего этапа. На специальный матовый масляный лак от Wegra (поставщик в России — HGS Group) не ложится глянцевый УФ-лак. На участки изображения, которые должны остаться нелакированными, с помощью обычной печатной формы наносится спецлак. А УФ-лак закрепляется лишь на непокрытых спецлаком участках.

Заказчики упаковки стремятся привлечь внимание покупателя яркими рисунками и тонами, поэтому краски для печати упаковки становятся более насыщенными за счёт пигментированности. Высокопигментированные краски предлагаются ТЗПК, Sun Chemical, Heidelberg, KBA и другими поставщиками.

Упаковка должна быть не только красивой, но и безопасной. Очередная тенденция — уменьшение содержания растворителей (спирта, ацетатов и т. п.). При сушке растворитель улетучивается, но при нарушении технологии значительная часть остаётся в плёнке, а при фасовке вредные вещества могут проникнуть в сам продукт. Следствия: плохой запах или вред для здоровья. Стандарты предписывают, что общий суммарный остаток растворителя в красочной плёнке упаковки не должен превышать 15 мг/м2. Для некоторых растворителей это достаточно много. Чтобы уложиться в норматив, печатники увеличивают интенсивность и продолжительность сушки. Но это не всегда помогает, поэтому производители предлагают краски с улучшенными характеристиками: безопасные и быстросохнущие.

На Западе при производстве упаковки набирает вес шестицветная печать Hexachrome (точно воспроизводит значительно больше цветов шкалы Pantone, чем триадные краски). Плюс экономия на красках и формных процессах при печати сложной упаковки, когда пришлось бы использовать семь и более заказных красок.

Через несколько лет упаковка, возможно, станет не только красивой, но и «умной». Компания Flint Inks ведёт разработки специальных электропроводящих печатных красок (smart inks), которые заменят микрочипы и микросхемы. Они называются RFID-краски (Radio Frequency Identification — радиочастотная идентификация). Представьте: стоит напечатать такими красками определённый «рисунок», соединить его с находящейся внутри или снаружи упаковки микроантенной, и упаковка станет носителем множества полезных (при перевозках, логистике, продаже) данных. Пройдёт 10 лет, и RFID-краски полностью заменят микрочипы, а пока проводится тестирование «умной» упаковки, оснащённой электросхемами из краски.

Виды и конструкции упаковки

рис. 1. Такая упаковка экономичнее, чем bag-in-box

Лучшие умы трудятся над минимизацией связанных с упаковкой издержек, повышением качества хранения упакованных продуктов, усилением свойств, защищающих от подделок.

Пример экономичного решения — упаковка типа Expresso от AR Carton (рис. 1) — картонный параллелепипед для хранения чая, соли, сахара, других сыпучих и даже замороженных продуктов. Обычно внутри ещё пакет из бумаги или фольги, но этой упаковке он не нужен: снизу и сверху, под клапанами, коробка заклеивается двумя мембранами из специальной бумаги. И они, и коробка могут ламинироваться для усиления барьерных свойств упаковки. Производство идёт на специализированном полуавтоматическом или автоматическом оборудовании.

рис. 2. Внутренний пакет этой упаковки прочно приклеен к картонной коробке

Другой вариант (рис. 2) таких же коробок под чай, мюсли и проч. — с вклеенным пакетом (упаковка типа Hermeted). Проклеенный по периметру пакет, вставленный в картонную коробку, — дополнительная защита от подделки. Макет может изготавливаться по различным спецификациям (например, для усиления барьерных свойтсв) — нужна только одна упаковочная машина, а не несколько, как в случае bag-in-box.

Новые материалы служат и для сохранения упакованных продуктов. Особенно дорогих, например, кофе. При хранении он выделяет углекислый газ, который нужно удалять из упаковки. Обычно эту проблему (как и для других продуктов) решает небольшое отверстие на одном из швов, но проникающий извне воздух негативно сказывается на качестве кофе. В последнее время упаковка дорогих марок снабжается специальной мембраной (дегазирующим клапаном одностороннего действия, обычно в форме круга), встраиваемой в гибкую упаковку и пропускающей лишь газ из неё, но препятствующей проникновению воздуха. Уже сейчас такая упаковка есть в продаже, но пока что производится только за рубежом (рис. 3). Её можно заказать в компаниях «Паккетти», AR Carton и др.

рис. 3. Так выглядит клапан, работающий «в одну сторону»
рис. 4. Такая упаковка удобна как магазинам, так и покупателям

С умножением в России супермаркетов и гипермаркетов растёт популярность картонной и групповой упаковки. Пиво, газированные напитки в банках и бутылках начинают упаковываться по несколько штук сразу. Multipack (от AR Carton) исполняется как в «открытом» варианте, дополненном ручкой, так и в «потаённом» виде, когда продукт полностью запакован в картон (рис. 4).

Такова человеческая натура: мы хотим иметь больше при меньших усилиях. То же и в сфере упаковки. Интересные предложения и новые разработки компаний призваны помочь создать качественную и привлекательную упаковку при минимальных трудовых и финансовых затратах. Дело за нами!

рис. 5. Вариант мульти-упаковки для бытовой химии, изготовленный из гибких материалов от итальянского производителя Goglio Group рис. 6. Картонные полоски связывают пластиковые бутылки за горлышко

Автор благодарит за помощь сотрудников компаний Apostrof Print, Aqualon, AR Carton, HGS Group, Sicpa-Inks, «Александр Браун», «Паккетти».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105