2003.04.073978 прочтений

Macromedia FreeHand MX

Теги: Publish

FreeHand MX - прорыв в будущее...

FreeHand MX — прорыв в будущее

Руководству Macromedia можно только поаплодировать. Вовремя почувствовав ветер перемен, оно бросило все силы на развитие технологии Flash, просто не дав конкурентам времени выпустить аналогичный продукт. Укрепление позиций Flash как эталона для создания интерактивной графики происходило параллельно с активным продвижением FireWorks в качестве решения, альтернативного другим близким по назначению продуктам. Затем последовали покупка HomeSite у Allaire, что сделало компанию обладателем технологии ColdFusion, и выпуск DreamWeaver MX. Вес Macromedia возрастает пропорционально закреплению в сознании пользователей образа разработчика, предоставляющего целую линейку решений для веб-дизайна. Укрепление финансового положения и продуманная политика позволили перебросить силы на другие направления, в частности, на приостановивший развитие векторный редактор.

В самом деле, поскольку в основе FreeHand и Flash лежит векторная технология, логичным было бы одновременное продвижение обоих редакторов. Но руководство поступило мудро: несмотря на очевидное влияние со стороны CorelDRAW, оно все-таки решило отказаться от тактики выпуска каждый год очередной версии ПО. Продолжительный тайм-аут позволил сконцентрироваться, и результат не заставил себя ждать. Новая версия FreeHand заметно прибавила в весе, обогатившись множеством полезных функций, скопированных как у Illustrator 10, так и у DRAW, что укрепило ее статус «золотой середины».

Чем же решили разработчики удивить порядком избалованную всевозможными изысками дизайнерскую публику?

Интерфейс Он изменился — отвоевав в судебном порядке у Adobe право использовать свои оригинальные панели инструментов, компания унифицировала вслед за другими продуктами и интерфейс FreeHand MX.

Как и следовало ожидать, разработчики не обошли вниманием пользователей, предпочитающих альтернативные пакеты. Это касается наборов клавиатурных эквивалентов и способов организации панелей интерфейса, максимально приближенных к Adobe Illustrator 10, CorelDRAW 10 и даже QuarkXPress 5. Разумеется, предусмотрена перенастройка клавиш под предпочтения каждого пользователя.

Инструменты для эффективной работы Проанализировав истоки популярности конкурентов, разработчики FreeHand MX, похоже, решили подражать продукции Adobe. Вместе со способом подачи информации в панелях они переняли отображение всех свойств объекта в одной универсальной панели (Object Panel). Ее появление — важнейший момент новой версии. Как у Illustrator, в ней отображаются все параметры объекта и примененные к нему эффекты, что позволяет точно определить его статус в документе. Изменить их можно в любой момент двойным щелчком в той же панели — отпадает необходимость рыскать среди массы панелей.

От CorelDRAW, взяты на вооружение возможности расширенного редактирования базовых свойств графических элементов. Теперь можно одним движением мышки скруглить края прямоугольника

(в отличие от CorelDRAW, операция лишена ограничений: радиус скругления достигает половины большей стороны фигуры), причем скругление может быть вогнутым и выгнутым. Так же просто меняется угол раскрыва сектора, а многоугольник превращается в звезду с заданным числом лучей — рутинных операций при работе с новой версией должно стать заметно меньше.

Появление инструмента Connector Lines — скорее, дань моде. Он связывает объекты соединительными линиями, используя в качестве точек привязки характерные точки объектов. Регулируются тип и толщина штриховки, форма наконечников, величина отдаления от объекта, имеется даже специальный редактор их формы — все сделано для комфортной работы с технической информацией, блок-схемами и различными способами их предоставления. Есть и некоторые ограничения: если объект повернуть, точка привязки не передвигается вместе с ним.

Инструменты для творчества То, что разработчики не сидели два года сложа рука, очевидно с первого взгляда. «Равнение на Illustrator!» — так кратко характеризуются нововведения во FreeHand MX.

Первым по важности идет «наслоение» нескольких однотипных параметров объекта, причем их количество ограничено только здравым смыслом. Теперь можно создать объект, который имеет, например, две окантовки: толстую и тонкую другого цвета. То же относится и к остальным параметрам объекта. Единственное, что разработчики не реализовали в нынешней версии (наверняка, по мотивам сомнительной резонности), — наложение в различных режимах (Multiply, Darken и т. п.).

Следующее по значимости — интерактивные эффекты. В самом деле, их отсутствие автоматически снижает уровень редактора до второсортного ПО. Причем в редакторе появились векторные эффекты (Bend, Duet, Expand Path, Sketch и Transform) и растровые (Bevel and Emboss (фаски), Blur (размытие), Shadow and Glow (тень и свечение), Sharpen (четкость) и градиентная прозрачность). Каков простор дизайнерам для выражения своих идей!

С помощью Object Panel меняется порядок наложения эффектов, что позволяет экспериментировать с различными комбинациями.

Duet просто создает зеркально отраженную копию объекта, Bend аналогичен interactive distortion (режим push and pull) в CorelDRAW, а Ragged — режиму zipper distortion. Интересен эффект Sketch — он делает фигуры, имитирующие работу кистью. Эффект Expand Path аналогичен Offset Path в Illustrator, только

по периметру объекта создается новый, с заданной толщиной стенок (он также имеет свое заполнение и окантовку).

Растровые эффекты по количеству и широте возможностей даже превосходят средства Illustrator. Удобно организован доступ к настройкам эффектов: все расположены сразу под иерархическим деревом параметров.

Эффект Blend, известный по прошлым версиям, стал удобнее, поскольку достаточно просто связать соответствующим инструментом объекты; перемещение любого исходного автоматически приводит к пересчету промежуточных стадий.

Интерактивными в нынешней версии стали не только эффекты — градиентные заливки на экране теперь отображаются в виде векторов, воздействуя на начальную и конечную точки которых, можно придать объекту желаемую заливку. К сожалению, регулировать положение и цвет контрольных точек растяжки на самом объекте до сих пор невозможно — только через стандартную панель свойств объекта. Говоря о градиентах, отметим появление дополнительных типов этой заливки (прямоугольной и конусной) и новых способов их наложения (Repeat и Reflect). Для последних указывается число повторений — соответственно для последовательных и зеркально отображенных.

Небольшому, но полезному изменению подвергся инструмент Eraser: он удаляет части векторной фигуры, как ластик в растровых редакторах.

Удивительна осведомленность разработчиков FreeHand MX о сильных сторонах конкурентов: что-то «творчески переработано» из Illustrator, иное — из CorelDRAW. Просто какая-то лаборатория по трансплантации! В состав пакета включены даже редко используемые функции. Возьмем, к примеру, инструмент Extrude из CorelDRAW — популярность его невысока, так нет же: Extrude Tool теперь в списке нововведений FreeHand. К чести разработчиков, кроме простого копирования возможностей CorelDRAW, они привнесли в MX несколько довольно интересных своих: имитацию кручения объекта вокруг своей оси и угла отклонения сечения от первоначального положения. Да и форма направляющей теперь может быть любой, что, по идее, поможет создавать интересные псевдообъемные объекты. Звучит заманчиво, вот только использовать эти «навороты» (с моей точки зрения) вряд ли возможно, поскольку затруднительно получить нужный эффект.

Получили развитие в новой версии и Symbols. Обычный объект можно заменить на ранее уже определенный мастер-объект или один мастер – другим из библиотеки, что очень удобно при составлении карт или блок-схем.

Для совместной работы с Flash появилась поддержка Actions (базовых функций), которые можно назначать объектам для придания документу интерактивности.

Работа с прозрачностью Безусловно, работа с полупрозрачными объектами, равно как и растровыми эффектами, является непременным атрибутом векторного пакета, претендующего на звание профессионального. Во FreeHand MX дело хоть и сдвинулось с места, но до совершенства пока далеко.

Появившиеся интерактивные растровые эффекты, использующие прозрачность, поддерживают три ее типа — basic (однородная), feather (распушивание краев) и gradient (плавная), но действуют по всей площади объекта, не позволяя маскировать определенную его часть.

Редактор без проблем работает с изображениями, имеющими альфа-канал (форматы BMP, PNG, Targa и TIFF). Чтобы сохранить информацию о форме векторной фигуры при экспорте в растровый формат, нужно явно указать это через пункт Setup окна диалога (Include Alpha Channel).

Поддержка альфа-каналов позволила предложить метод наложения векторным объектам масок прозрачности — правда, он применим только к объектам, которые планируется экспортировать. Суть в том, что на специальном слое (background) создается черно-белый объект, который будет играть роль маски прозрачности для основной фигуры, а при их совместном экспорте включается опция Alpha includes background. Таким образом, здесь FreeHand MX также вплотную приблизился к Illustrator.

Экспорт векторных объектов с прозрачностью в растровые форматы происходит без проблем, поскольку форма объекта передается с помощью альфа-канала. Но для растровых изображений, к которым были применены появившиеся в программе эффекты, существует ограничение: форма изображения при экспорте теряется. Выход — в создании сведенной версии (без прозрачности).

Несмотря на тотальную переориентацию Macromedia на Интернет, FreeHand MX остается отличным инструментом для полиграфии. Хорошо продуманы установки разрешения для растровых эффектов: глобальные настройки хранятся в File, Document Settings, Raster Effects Settings, но их можно переопределить для каждого отдельного объекта, выбрав в панели Objects пиктограмму Options и в ней — Raster Effect Settings. Такая гибкость дает на экране максимальное представление об оформлении макета, но не особо нагружает даже относительно слабую машину.

Импорт/экспорт Естественно, все МХ-продукты Macromedia совместимы: Fireworks полностью поддерживает документы FreeHand, сохраняя редактируемыми текст и векторные объекты; FreeHand импортирует заготовки из Fireworks в виде файлов PNG, сохраняя все их возможности. Flash в прозрачном режиме работает с FreeHand, а размещенные во FreeHand ролики SWF напрямую редактируются из Flash. Более того: все изменения, внесенные во FLA и импортированные в виде SWF, во FreeHand MX обновляются автоматически. Разработки компании образуют своеобразную «линейку» MX для создания мультимедийно-насыщенной продукции, а каждый пакет по отдельности — инструмент отличного качества для редактирования векторной или растровой графики.

Для взаимодействия с конкурирующими форматами оставлен необходимый минимум: PSD — только в виде иллюстрации со сведенными слоями (хотя продолжать редактировать файл можно через функцию Edit in External Editor), CDR — несжатые версии 7 и 8, AI — только если в файле присутствует его PDF-версия. Стандартные форматы поддерживаются в полном объеме: PDF, EPS, DSC 1 и 2. Открывается без проблем TIFF с альфа-каналами, но не забудьте выбрать правильные установки в Preferences, Export, Bitmap Export.

Для вывода на печать определенной области либо для экспорта ее в файл предназначен новый инструмент Output Area. Распечатать нужный фрагмент документа — значит, сэкономить на расходных материалах. При сохранении документа информация об Output Area не теряется.

Особых слов заслуживает скорость работы новой версии. Как и раньше, FreeHand достаточно резв даже на относительно слабых машинах, а размер дистрибутива по нынешним меркам вообще смешон — чуть больше 20 Мбайт!

Выводы FreeHand MX стал достойным членом семьи Macromedia. Он предоставляет широкие возможности как веб-дизайнерам для подготовки материала с интерактивными элементами (в компании не скрывают приоритета этого направления), так и для дальнейшего его использования в издательском процессе. Если год назад пакет виделся завершенным проектом, то выход новой версии восстановил его status quo среди векторных редакторов.

Об авторе: Михаил Борисов (mborisovv@yahoo.com), пишет для Publish обзоры программного обеспечения и полезные советы по допечатной подготовке и веб-дизайну.


FreeHand MX
Производитель: Macromedia
Рейтинг: *****
Системные требования: Windows 98 и более поздние (Pentium, 64 Мбайт оперативной памяти, 70 Мбайт на жестком диске); Mac OS 9.1 и X (PowerPC, 32 Мбайт, 70 Мбайт).
Заключение: если бы не интерфейс, отличить FreeHand MX от Illustrator 10 было бы трудно, настолько оба пакета сблизились по возможностям. А по некоторым параметрам MX опережает традиционно «набитый под завязку» CorelDRAW.
Цена: 399 долл.; обновление — 99 долл.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Зарабатываем на «металлах»

    Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

     

  • География экспансии Ricoh: продолжение

    Мы продолжаем рассказ о развитии направления промышленной печати  Ricoh в странах СНГ. На очереди — Армения и Узбекистан.

     

  • Печать по тканям: «цифра» решает

    Всё, что вы хотели узнать про цифровую печать по тканям, — от основ до практики и перспектив.

    Сегодня объём мирового рынка цифровой печати по текстилю, по разным оценкам, значительно превышает 2 млрд долл. А в натуральном выражении суммарный объём печати — примерно 1 млрд м2. Ежегодный рост рынка составляет примерно 12%. В России уровень проникновения цифровых технологий в этот сегмент существенно ниже, чем в странах Западной Европы, США и Китае, поэтому потенциал развития намного больше. 26 сентября 2018 г. в рамках выставки «Реклама 2018» Publish совместно с «ЭкспоЦентром» провели конференцию «День цифровой печати по тканям».

     

  • FSC: бумажная этика будущего

    Что такое FSC-сертификация бумаги и в чем она может быть полезна типографиям.

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • Два мира — одни «Терра Системы»

    Компания «Терра Системы», до лета 2018 г. предлагавшая полиграфистам печатные решения только на основе офсетных машин RMGT и светодиодных сушек AMS, теперь, совместно с Ricoh Rus, начала активную работу по внедрению «цифры». Партнёры уверены, что могут предложить офсетчикам лучшее из двух миров — аналоговой и цифровой печати.

     


comments powered by Disqus