2003.03.06, Автор: Алексей Грачев3467 прочтений

ВЫБОР ПРОФЕСCИОНАЛА

Теги: Сервис-центр Publish

На первый взгляд, эра ЭЛТ-мониторов подходит к концу, ЖК-технологии выходят на передовые позиции. И тем не менее правильный выбор и грамотная эксплуатация ЭЛТ-дисплея - по-прежнему актуальные проблемы.

На первый взгляд, эра ЭЛТ-мониторов подходит к концу, ЖК-технологии выходят на передовые позиции. И тем не менее правильный выбор и грамотная эксплуатация ЭЛТ-дисплея — по-прежнему актуальные проблемы.

Мы живем в интересное время, когда увядает казавшийся незыблемым монополизм привычных ЭЛТ-дисплеев — их место занимают ЖК- и плазменные технологии. Смена поколений даже навязывается производителями — чего стоит недавнее заявление Sony о полном прекращении производства кинескопов Trinitron размером менее 21 дюйма с апреля 2003 года! А ведь их используют многочисленные OEM-производители в собственных разработках и клонах продукции Sony.

Такие гранды, как Hitachi и Panasonic, вышли из ЭЛТ-бизнеса еще раньше. И это при том, что продажи ЖК-дисплеев в мире составляют менее 15%, а в России существенно ниже — стоимость зачастую играет решающую роль. Ведь по цене 15-дюймовый ЖК-монитор неизвестного китайского производителя (около 350 долл.) равен полноценному 19-дюймовому ЭЛТ-дисплею. Но даже если соотношение цен будет прямо противоположным (гипотетически), все равно останется немало желающих приобрести именно ЭЛТ-аппарат.

Этому есть масса причин, связанных с многочисленными ограничениями и оговорками ЖК-технологии, что порой выражается в неестественной цветовой гамме, дефектных пикселях, невозможности получить полноценный черный цвет и нормально использовать любые разрешения, отличные от физического, а также в других проблемах, устранить которые пока не удается.

Наибольшие нарекания вызывают ЖК-мониторы у профессионалов (дизайнеров, полиграфистов, фотографов), пока еще «обреченных» на работу с громоздкими ЭЛТ-дисплеями. Да и у простых пользователей нет энтузиазма менять «ящик» на ЖК-монитор, как из-за технологических недостатков, так и вследствие чисто субъективных ощущений. Так или иначе, но спрос на качественные ЭЛТ-дисплеи пока есть. А вот есть ли они, эти самые качественные дисплеи?

Формализм или качество?

Работая в одном из крупнейших авторизованных сервисных центров (АСЦ) Москвы и занимаясь исключительно вопросами сервиса мониторов, не понаслышке знаешь, какие требования предъявляют покупатели к современным компьютерным дисплеям. Можно проследить интересную тенденцию за последние 3-5 лет: на фоне стремительного падения цен на ЭЛТ-мониторы и, между прочим, их качества, требования покупательской аудитории только растут. Увеличивается процент пользователей, неудовлетворенных качеством предлагаемых профессиональных мониторов, причем независимо от производителя.

Им необходимы мониторы больших диагоналей (21 дюйм и выше) с минимальными дефектами и искажениями изображения, но выбрать подходящий экземпляр удается очень редко. При этом абсолютное большинство продаваемых мониторов полностью соответствуют допускам и спецификациям производителей, т. е. формально (с точки зрения производителя) они совершенно исправны и пригодны для работы.

Плоский — не всегда лучший

Рассмотрим основные проблемы с качеством изображения в ЭЛТ-мониторах и точку зрения на них авторизованного сервиса. Оговорюсь, что вопросы тестирования мониторов и выявления дефектов широко освещались в компьютерной литературе и в Интернете (например, http://www.3dnews.ru/reviews/ multimedia/test-monitor/), поэтому я их опускаю. Помимо различных статей, несомненный интерес для неискушенного читателя вызовет детальное иллюстрированное описание программы Nokia Monitor Test v1.0 (встроенный в программу Help), переведенное на русский язык (http://www.noo.com.by/ ruhelp/index.html). Программа и ее вторая версия рекомендуются для полной проверки качества изображения мониторов, хотя это уже дело вкуса, т. к. существует много аналогичных утилит.

Наибольшие нарекания вызывают проблемы, по своей природе связанные либо с аналоговой природой схемотехники ЭЛТ-монитора (особенно если учесть, что кинескоп — всего лишь большая электронная лампа), либо с качеством намотки отклоняющей системы (далее — ОС) на горловине кинескопа, которая представляет из себя 2 катушки (горизонтального и вертикального отклонения луча) из массы специальным образом расположенных витков проволоки на ферромагнитном сердечнике.(См. врезки)

ОС — уникальное изделие, добиться в котором при массовом производстве такой повторяемости параметров, чтобы их разброс не оказывал заметного влияния на изображение, невозможно. Одновременно, ОС — основной элемент конструкции монитора, определяющий качество сведения, правильность геометрических параметров изображения и чистоту цвета.

Будучи на втором месте после кинескопа по трудо- и капиталоемкости производства, ОС разделила общую судьбу удешевления и упрощения конструкции, что немедленно сказалось на качестве изображения. Кстати, изготовление ОС для модных кинескопов с плоским экраном более трудоемко, чем для обычных «шариков», что обуславливает массу нареканий именно на плоские экраны.

Отклонение — в допуске

Подчеркну, что процесс установки ОС на кинескоп с соответствующей настройкой сведения/геометрии/чистоты цвета — исключительно ручная работа, не поддающаяся автоматизации и требующая квалифицированных специалистов. Немудрено, что сложность этой процедуры является причиной ряда проблем при сборке.

Несведение — одна из главных проблем ЭЛТ-мониторов. Замечу, что допуски у производителей всегда были большими, обычно 0,3 мм в центральной части изображения и 0,4 мм — в углах (работать за таким монитором очень тяжело). Измеряется специальным прибором, например, Klein Convergence Gauge CM7AG (http://www.kleininc.com/convergence.html), который, кстати, есть далеко не во всех сервисных центрах.

Раньше (более двух лет назад), даже если монитор поступал в продажу с явно заметным несведением (те же 0,3 мм), находясь формально в допуске, это не было большой проблемой, т. к. регулировка в «ноль» или около того обычно не представляла сложностей — просто при сборке на заводе монитор был неудачно отрегулирован. Теперь нередки ситуации, когда неудачный монитор «вытянуть» просто невозможно — не лучшим образом намотана ОС. И если несведение не превышает допуска ни в одной точке изображения, АСЦ не имеет права произвести гарантийную замену ОС (или кинескопа в сборе). Пользователю остается только смириться.

Геометрические искажения — отклонение внешнего контура изображения от идеального прямоугольника («подушка», трапеция, параллелограмм), искривление прямых в центральной части изображения, нелинейность по вертикали и/или горизонтали. Первый параметр основной, допуск (1–4 мм) зависит от размера диагонали и производителя кинескопа. Распространены искажения типа «подушка» и трапеция (непараллельность) горизонтальных верхней и нижней сторон картинки, уход ее внутрь или наружу в углах. Обусловлены они неудачной намоткой ОС или ее неправильной посадкой на кинескопе.

К сожалению, в последнем случае неверная фиксация ОС может быть следствием компромисса между приемлемым сведением, геометрией и чистотой цвета, поэтому ее перестановка может и улучшить геометрию, но ухудшит сведение и/или чистоту цвета. Выход — дополнительные корректирующие постоянные магниты, нередко подклеиваемые на ОС или колбу кинескопа изготовителем.

Устранить же искривления прямых линий в средней части картинки, как правило, невозможно — дело в конструкции самой ОС. Неидеальность ОС — одна из причин нелинейности изображения. Вторая — погрешность работы строчной и кадровой развертки монитора, обычно заданная конструктивно (современный монитор — по сути, комплекс компромиссов между качеством работы и ценой), т. е. не являющаяся неисправностью. Допуск на нелинейность различен в зависимости от производителя и класса монитора (10–20%).

«Синяк» на кинескопе

Не меньше проблем связано с отклонениями конструктивных параметров кинескопов.

Неравномерность яркости по полю — ее причиной чаще всего является неравномерность наложения люминофора. Плюс эффект от люминофора, нанесенного с переменным шагом (технология применяется многими производителями), и его загрязнение. В абсолютных числах регламентируется допуском на разброс яркости между самыми светлым и темным участками изображения (20-25 Кандел/м2).

Измерения проводятся на тестовой картинке «белое поле», после прогрева не менее 30 минут (для профессиональных моделей — 2 часа) и выставления регулировками яркости/контраста уровня яркости белого поля в центре 70-100 Кандел/м2 (зависит от производителя). Для измерений обычно используется профессиональный цветоанализатор типа Minolta CA-100 (http://www.minoltaeurope.com/ii/ gb/dm/display_measurement.html) или аналогичный. Если монитор не укладывается в допуск, кинескоп подлежит гарантийной замене.

Цветные пятна на изображении — следствие падения или иного удара по монитору при транспортировке и эксплуатации; очень редко — некорректно установленной ОС, неточности изготовления теневой маски (апертурной решетки), ее неравномерного нагрева при работе или плохо отрегулированной чистоты цвета.

Обычно специалисту не сложно различить эти причины при одном взгляде на изображение, т. к. характер пятен заметно отличается. Если к дефекту привел удар, кинескоп с деформированной маской (апертурной решеткой) не подлежит гарантийной замене и клиенту бесполезно ссылаться на отсутствие видимых механических повреждений. Чтобы сломать ударопрочный пластик или металлическое шасси монитора, нужно существенно большее усилие.

Проблемы с антибликовым покрытием в 95% случаев вызваны самим пользователем. Официально лишь два производителя подтверждали наличие сложностей с антибликом из-за дефекта изготовления, и только для некоторых моделей. В остальном это следствие неграмотного ухода за поверхностью кинескопа.

Мало кто знает (предостережение есть в инструкции на каждый монитор!), но любой кинескоп можно совершенно безболезненно протирать чистым спиртом и прочими растворителями, но только до тех пор, пока антибликовое покрытие цело и не имеет механических дефектов. В противном случае незаметная царапина или микроскопический скол могут превратиться в безобразное пятно удаленного покрытия. К механическому повреждению покрытия может привести всего лишь неудачный выбор чистящей салфетки…

Ухудшение фокусировки/яркости/контраста/баланса — следствие работы любого ЭЛТ-монитора на протяжении года и более. Это нормальный процесс старения. В основном при постоянной эксплуатации он протекает плавно и ухудшение параметров незаметно, но очевидно при сравнении с новым экземпляром. Если фокусировка не нормируется производителями и с ее ухудшением приходится мириться, то, при выходе прочих параметров за допустимые пределы и невозможности настройки, кинескоп может быть заменен по гарантии с оговоркой на количество наработанных часов (монитор бытового применения не рассчитан на круглосуточную работу).

Так как многие мониторы имеют скрытый от пользователя счетчик часов наработки, производитель на основании его показаний и даты покупки может отказать в гарантийной замене исчерпавшего ресурс кинескопа.

Работа по правилам

Понимание физических эффектов, свойственных ЭЛТ-монитору как аналоговому устройству, поможет исключить большинство проблем при его эксплуатации.

Муар — отнюдь не дефект (вопреки распространенному ошибочному мнению) и не какая-либо неисправность монитора. Обусловлен эффектом периодического изменения яркости, когда размеры элементов (пикселей) изображения, генерируемого видеокартой, приближаются к размерам пикселей люминофора и теневой маски (апертурной решетки).

Сильный муар косвенно свидетельствует о хорошей фокусировке конкретного монитора. Искусственные способы подавления муара, часто присутствующие в меню, лишь вносят небольшую помеху, размывающую изображение. Так как эффект проявляется по-разному на различных разрешениях/частотах, лучше подобрать разрешение, при котором муар будет минимален, чем задействовать функции его искусственного подавления.

Мерцание и смазывание — часто результат некорректного выбора частоты обновления экрана (кадровой частоты). Обычно достаточно установить 85 Гц на любом разрешении, чтобы не замечать мерцания. Иногда утверждают, что этого мало, т. к. мерцание все еще заметно. Не буду спорить, но считаю нужным предостеречь от установки слишком высокой частоты (100 или 120 Гц), что возможно, если монитор имеет достаточный запас по частоте разверток в выбранном разрешении. Дело в том, что с ростом частоты развертки возрастают требования к полосе пропускания видеоусилителей монитора и даже кабеля от системного блока к монитору. В итоге, можно избавиться от мерцания, но получить смазанную картинку. Это особенно актуально для современных аппаратов с упрощенными схемами видеоусилителей и все более дешевыми видеокабелями (даже хороший кабель D-SUB ограничен полосой пропускания в 150 МГц, что соответствует видеорежиму 1280x1024x85 Гц).

Кстати, все меньше моделей подключаются по кабелю BNC. Не говоря уже о том, что найти высококачественный BNC в продаже (распространенный Defender часто дает худший результат, чем хороший D-SUB) очень трудно. А ведь такой популярный видеорежим, как 1600x1200x85 Гц, требует полосы пропускания кабеля и видеоусилителей уже в 230 МГц!

Дрожание и помехи на изображении — как правило, следствие помех электромагнитного характера. Основные источники — мощные трансформаторы, силовые линии питания, ИБП (Источник бесперебойного питания), сотовые телефоны, сеть переменного тока 220 В. Остановимся на последнем. Распространено характерное дрожание изображения на 1-2 мм, причем частота и амплитуда зависят от установленной кадровой частоты (чем меньше частота кадров, тем больше амплитуда дрожания и меньше частота, а при установке частоты кадров ровно в 100 Гц дрожание полностью пропадает, но появляется неприятная наводка на изображении). И дело, как правило, не в мониторе, а в мощной низкочастотной помехе в питающей сети, от которой не спасут никакие сетевые фильтры (они тут просто бессильны). Помочь может только дорогостоящий ИБП, предназначенный для непрерывной работы в режиме «on-line», или поиск источника помехи (например, мощной холодильной установки).

К сожалению, объяснить пользователю, что проблема не в мониторе, а в наводках по месту его эксплуатации, бывает очень непросто.

Уход настроек с прогревом — несовпадение настроек (обычно геометрии, иногда баланса цветов и яркости/контраста) сразу после включения монитора и прогрева в 30-60 минут. Настройки геометрии какого-либо видеорежима, сделанные сразу после включения, требуют иногда существенной коррекции после прогрева, и наоборот. Подобные явления вызваны тем, что ЭЛТ-монитор как аналоговое устройство с электронной лампой (кинескопом) требует определенного времени после включения для стабилизации рабочего режима и электронных цепей. Многие профессиональные аппараты имеют сложные схемы термостабилизации, что позволяет избежать проблем с уходом геометрии, но все равно требуют прогрева для стабилизации параметров с целью достижения ранее откалиброванных значений цветовой температуры и яркости.

Время прогрева, в течение которого никакие параметры не регламентируются изготовителем, указывается в спецификации (не менее 30 минут для бытовых и 1-2 часа для профессиональных мониторов).

Резюме

Перед покупкой нового ЭЛТ-монитора прежде всего определитесь, с какими проблемами изображения вы согласны мириться, а с какими нет. Затем найдите продавца, готового предоставить возможность длительного тестирования аппарата (спокойное место; компьютер лучше принести свой, с высококачественной видеокартой, например, Matrox) и выбор из нескольких экземпляров. Еще лучше сразу договориться о «money back» или просто замене через несколько дней, ведь при отсутствии навыков тестирования далеко не всегда удается выявить все дефекты при первичном тестировании. Учитывая упомянутые проблемы с качеством современных мониторов, многие неисправности нельзя будет устранить в сервис-центре даже за плату, поэтому тестирование играет решающую роль.

Алексей Грачев (info@cpstc.com) — технический директор департамента ремонта мониторов компании CPS-Technical Centre.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Запускаем сольвентный принтер
    Будучи техническим экспертом, я занимаюсь не только запуском в эксплуатацию оборудования для широкоформатной печати, но и его ремонтом.
  • ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ владельцам полиграфического оборудования
    Обычное для последних лет событие: типография приобретает крупное оборудование. Как его правильно разместить, подключить и обслуживать с минимумом проблем?
  • Пыльные бури "первопечатников"
    Вы купили цифровой дупликатор? Поздравляю. Уже научились на нем работать - дело несложное, - и карман немного оттопыривается от заработанных денег.
  • Зарабатываем на «металлах»

    Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

     

  • География экспансии Ricoh: продолжение

    Мы продолжаем рассказ о развитии направления промышленной печати  Ricoh в странах СНГ. На очереди — Армения и Узбекистан.

     

  • Печать по тканям: «цифра» решает

    Всё, что вы хотели узнать про цифровую печать по тканям, — от основ до практики и перспектив.

    Сегодня объём мирового рынка цифровой печати по текстилю, по разным оценкам, значительно превышает 2 млрд долл. А в натуральном выражении суммарный объём печати — примерно 1 млрд м2. Ежегодный рост рынка составляет примерно 12%. В России уровень проникновения цифровых технологий в этот сегмент существенно ниже, чем в странах Западной Европы, США и Китае, поэтому потенциал развития намного больше. 26 сентября 2018 г. в рамках выставки «Реклама 2018» Publish совместно с «ЭкспоЦентром» провели конференцию «День цифровой печати по тканям».

     

  • FSC: бумажная этика будущего

    Что такое FSC-сертификация бумаги и в чем она может быть полезна типографиям.

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • Два мира — одни «Терра Системы»

    Компания «Терра Системы», до лета 2018 г. предлагавшая полиграфистам печатные решения только на основе офсетных машин RMGT и светодиодных сушек AMS, теперь, совместно с Ricoh Rus, начала активную работу по внедрению «цифры». Партнёры уверены, что могут предложить офсетчикам лучшее из двух миров — аналоговой и цифровой печати.

     


comments powered by Disqus