101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Управление цветом*

  • Хэл Хиндерлитер
  • 6 марта 2003 г.
  • 5100
После многих лет отрицания печатники осознали, что управление цветом уже работает, а внедрять его нужно было еще вчера. В новейших версиях RIP для струйников есть все, кроме поддержки классических кривых вывода, их заменили ICC-профили — при открытии каждого изображения в Photoshop требуется определить цветовое пространство, а увеличение спектра устройств вывода в традиционных офсетных типографиях означает, что избежать самостоятельного создания профилей управления цветом уже не удастся.

В теории все выглядит великолепно, но реальность всегда сложнее. В последние пять лет большинство типографий, внедрявших технологические процессы на основе ICC-профилей, вынуждены были нанимать экспертов в области управления цветом. Но если такой переход станет массовым, где взять столько опытных специалистов? Сумеют ли создатели профилирующего программного обеспечения и измерительных устройств сделать свои руководства понятными для полиграфистов, а продукты — доступными? Войдет ли средняя типография в ColorSync-сообщество или ей уготована доля утопающего, который, как известно, должен спасаться сам?

Почему так сложно?

Реализовывать управление цветом на том или ином уровне придется каждой типографии. На снимке – Николь Андерсон, работник отдела допечатной подготовки компании Japs-Olson (Сант-Луис Парк, США)

Должен признать, я был в ярости! Недавний опыт управления цветом заставил меня сильно усомниться в собственных способностях. Но не думаю, что это только моя вина.

А дело было так. Руководство одной из лос-анджелесских типографий в процессе инсталляции устройства CtP пришло к выводу, что их струйная цветопробная система нуждается в более точной настройке. Типография располагала высококлассной производственной базой: от широкоформатного принтера с высоким разрешением до поддерживающего функции управления цветом RIP известного производителя, сложного автоматического спектрофотометра и программного обеспечения для профилирования. У этих ребят были все необходимые для создания и реализации собственного ICC-совместимого технологического процесса «игрушки».

Когда я к ним приехал, все было настроено и работало. Рекомендованный разработчиком RIP сертифицированный консультант уже установил программное обеспечение и с помощью спектрофотометра создал пользовательский цветопробный профиль (по крайней мере, так выходило с его слов). Но обнаружилось, что принтер был не откалиброван, эталонного профиля для печатной машины не оказалось, а в качестве профиля цветопробы использовался стандартный, переписанный с инсталляционного CD производителя RIP.

Тем не менее задача показалась мне несложной. Все, что требовалось типографии, — реализовать три различных выходных очереди для тестовых форм GATF, с которых недавно были отпечатаны оттиски. Нет проблем! В полиграфии я еще со времен, когда никакой цифровой допечатной подготовки не было в помине, а с тех пор изучил и установил сотни издательских программ. Оборудование и программы самые современные, все руководства под рукой. Что же сложного?

Тут-то и началось… Мне не удавалось заставить RIP завершить процесс линеаризации принтера, а попытки получить техническую поддержку из-за океана с помощью Internet оказались безуспешными. К тому же программа-профилировщик не позволяла изменить имитацию белизны бумаги. Почти для каждого устройства и программы существовало множество опций, оказывающих влияние на выбор важных элементов технологического процесса, — но без каких-либо подсказок, указывающих на типичные или предпочтительные варианты.

Спустя несколько дней, после десятков звонков и писем я, наконец, посчитал все проблемы решенными, но тут же обнаружил, что один из оттенков бледно-голубого не воспроизводится на цветопробах. Держа в руках бесполезные отпечатки, я обратил взор к небесам и взмолился: «Господи, неужели все это должно быть так сложно?»

Становится ли легче?

«Должны ли пользователи, потратившие мешки денег на инструменты для управления цветом, получать еще и докторские степени по теории цвета?», — вопрошал я известных консультантов и поставщиков. Ответы одновременно удивили и ободрили.

Дон Хатчесон, глава Hutcheson Consulting, заверил меня, что прогресс налицо. «С момента выхода в январе 1995 г. ColorSync 2 управление цветом, без сомнений, стало легче. Но цена вхождения по-прежнему высока. Да и внедрение оказывается не таким легким, как думают многие». Он особо выделил легкость использования программы MonacoPROFILER 4.5 от Monaco Systems. «Пакет устанавливает стандарт интуитивно понятной функциональности, облегчая создание и редактирование профилей».

PROFILER — самое передовое из ряда решений Monaco. Его можно приобрести непосредственно у разработчиков или в комплекте со спектрофотометром — X-RiteColor Ensemble. Тогда пакет MonacoPROFILER, обладающий пошаговым интерфейсом, направляющим действия пользователя, сочетается с инструментами для измерения цвета от X-Rite.

Менеджер по международному маркетингу продуктов для цифровой обработки изображений (включая фотографию и медицину) компании X-Rite Билл Оуэн отмечает, что некоторые покупатели X-RiteColor Ensemble были приятно удивлены: «Один из наших клиентов недавно сообщил, что программы Monaco поразительно легки в использовании, особенно для того уровня качества, который они обеспечивают. Он ожидал, что создание профилей ICC окажется сложным процессом с большим количеством шагов».

Хатчесон с сочувствием выслушал мой рассказ о сложностях настройки программ и оборудования в процессе внедрения технологического процесса управления цветом.

«Людям свойственно недооценивать всю амбициозность внедрения управления цветом. Мы пытаемся заставить программы сделать невозможное — а если вы просите невозможного, получить устраивающий всех результат нельзя».

Hi-end против plug-and-play

По словам вице-президента компании Chromaticity Майка ДиКосолы, справочный web-сайт Chroma-Tech утолит информационный голод по вопросам управления цветом. «Наши консультанты в области управления цветом всегда на передовой — и мы сталкиваемся с теми же проблемами, которые мучают других. Если у меня возникает вопрос, я рассылаю его сразу всем консультантам Chromaticity. Мы пришли к осознанию того, что подобный внутренний сервис должен стать достоянием широкой публики».

В Сети можно найти множество источников полезной информации об управлении цветом. Например, chromaticity.com

По мнению ДиКосолы, заметна разница на рынке между пользователями, ориентирующимися на hi-end, готовыми приобретать самые сложные и дорогие решения, сулящие успех, и небольшими компаниями, исповедующими подход plug-and-play (включай и работай). «Сама природа полиграфической отрасли такова, что здесь мирно сосуществуют компании, нацеленные на разные уровни качества конечной продукции. Есть люди, которые могут потратить очень значительные суммы, лишь бы удержаться в высшем эшелоне качества. Но существует и тенденция к использованию готовых сертифицированных профилей, которые можно было бы приобретать и с их помощью быстро получать предсказуемые результаты».

С мнением ДиКосолы солидарен и менеджер по продуктам компании Fujifilm Graphic Systems Эрик Луис Нойманн. «Мы ориентируемся на обе группы пользователей. Поэтому компания предлагает инструменты и необходимые исходные данные для тех, кто исповедует принцип «сделай сам», а также обеспечивает услуги и поддержку пользователям, не заинтересованным в тотальном контроле и стремящимся лишь получать предсказуемые цвета на основе готовых решений от производителя оборудования».

Усилия компании Agfa в этом направлении выражаются в создании Quality Management System (QMS, система контроля качества). «Она включена в комплект каждой системы контрактной цветопробы Sherpa и гарантирует повторяемость всех оттисков с одного принтера и между различными экземплярами одной модели».

Не приемлющие компромиссов обязательно оценят кладезь полезных знаний и бесплатных программ на сайте brucelindbloom.com. Веб-мастер Брюс Линдблум говорит, что этот некоммерческий сайт просто хобби. «Я не консультант. Начиная работу над сайтом в октябре 2001 г., я задумал его как способ бесплатного распространения полезной и образовательной информации, касающейся науки о цвете и обработке графики». По мнению Линдблума, учитывая постоянные изменения в компонентах технологического процесса, даже само функционирование процесса управления цветом (не говоря о его длительной устойчивой работе) представляется удивительным фактом. «Но все работающие в этой области хотя бы несколько лет отмечают упрощение организации и повышение устойчивости. Мы еще далеки от заветного «нажми на кнопку — получишь результат», но двигаемся в верном направлении».

Безопасный дележ

В Сети можно найти множество источников полезной информации об управлении цветом. Например, chromix.com

Еще один полезный сайт — ColorSmarts компании Chromix. Недавно эта фирма, занимающаяся консалтингом и продажей инструментов для управления цветом, обновила свое недорогое приложение ColorThink. Версия 2.0 определяет, как пиксели изображения преобразуются в выбранное цветовое пространство, как изменяются значения цветов при переводе из одного пространства в другое, и контролирует целостность профилей управления цветом.

По словам президента Chromix Стива Аптона, компания помогает заказчикам правильно использовать профили. «Печатники вполне обоснованно не стремятся делиться своими профилями с клиентами: а если отданный профиль будет изменен? Где гарантия, что клиенты не будут вносить несанкционированные изменения, влекущие неверные результаты?» Сервис ProfileCentral от Chromix призван решить эти проблемы с помощью тэгов аутентификации и шифрования. «Когда компания регистрирует и выгружает профиль на ProfileCentral, сервер встраивает в профиль тэги, а также информацию о версии, которую можно прочитать с помощью бесплатной утилиты».

Управление цветом — недорого

Целевая группа для продукта CromaNet от DuPont Imaging Technologies — заказчики, которым нужно недорогое, но эффективное решение для перехода на цифровую цветопробу. «Пакет CromaNet был создан на основе программного обеспечения для нашего устройства класса hi-end Digital Waterproof, но работает он с более доступным по цене струйным принтером Cromalin Desktop, — отмечает Боб Шерман, менеджер по маркетингу продуктов. — С помощью этого пакета мы можем построить профиль примерно за 35 минут. В комплект входит RIP и программа-профилировщик, поэтому общая стоимость решения оказывается ниже, чем у большинства конкурирующих продуктов. Но легкость использования не принесена в жертву цене. Оператору не придется принимать субъективные решения — все вычисления делаются программой».

Распространение технологических процессов на основе профилей ICC — приоритетное направление и для GretagMacBeth. «Наша цель — упростить управление цветом и автоматизировать его до уровня «однокнопочной» технологии, — рассказывает Лиз Куинлиск, директор по маркетингу направления цифровой обработки изображений. — Наша технология Eye-One — результат эволюции продуктов SpectroScan, ориентированных на рабочие среды класса high-end. Но пошаговый интерфейс ее программного обеспечения позволяет создавать профили мониторов, сканеров и печатающих устройств, направляя действия пользователя. Eye-One прост в подключении, т. к. поддерживает USB; на каждом шаге можно получить электронную подсказку. Продукт предназначен для рекламных агентств, но пользуется огромной популярностью и в студиях допечатной подготовки».

Куинлиск признал, что дружественный интерфейс не обязательно дает все ответы. Желающим компания предлагает пройти обучение на курсах, где преподают известные в отрасли консультанты.

По мнению Оуэна из X-Rite, инструменты компании в сочетании с программами от Monaco достаточно интуитивны, чтобы снять вопрос о массовом обучении. Но тем клиентам, кому требуются индивидуальные консультации, X-Rite предлагает обучение на месте работы.

Именно программа обучения на месте стала залогом успеха продвижения систем управления цветом и цифровой цветопробы компании Heidelberg, считает ее менеджер по продуктам для допечатной подготовки Денис Райан. Начиная с января 2001 г. Heidelberg продал более 400 цветопробных решений, основанных на широкоформатном принтере Hewlett-Packard 5000/5500. Около 80% покупателей приобрели один или более дней обучения.

«Не все осознают, что Heidelberg — основной игрок в поставке цветопробных решений для полиграфической отрасли, — подчеркивает Райан. — Наши программы стали основой для технологии Apple ColorSync. Heidelberg продолжает продвигать цифровую цветопробу как часть законченной системы: мы сочетаем печатающий механизм DesgnJet с программным обеспечением для профилирования PrintOpen/ViewOpen и собственной цветопробной бумагой от Heidelberg, обеспечивая интерфейс между этим набором и всеми нашими RIP класса high-end или самостоятельными RIP-станциями».

В 2002 г. Kodak Polychrome Graphics (KPG) обнародовала программу Champions — ряд новых сервисов для клиентов, включая Press Aim Analysis для идентификации и анализа источников проблем, связанных с репродуцированием цветов. Специальный эталон выводится на ФНА, CtP или цветопробе, затем результаты измеряются с помощью спектрофотометра, а полученные данные обрабатываются. По итогам генерируются отчеты, характеризующие систему.

Простота воплощения

Как сообщил Нойманн, решения для управления цветом от Fujifilm теперь предлагаются под общим названием ColorPath. «ColorPath — семейство продуктов, сервисов и услуг по поддержке, помогающих измерять, контролировать и управлять качеством воспроизведения цвета, — объясняет Нойманн. — В рамках программы ColorPath мы планируем создать дополнительные курсы по обучению управлению цветом для наших дилеров и конечных пользователей, налаживаем партнерские отношения с независимыми консультантами. Это все, что нужно для внедрения законченного решения по управлению цветом».

Недавно был выпущен ColourKit 3.0, работающий под Mac OS X. По заявлению разработчиков, это первое приложение для управления цветом, поддерживающее спецификацию профилей ICC 4. ColourKit по-прежнему может управлять планшетными сканерами Fujifilm, функционируя и как самостоятельное приложение для автоматизированной пакетной обработки. В течение года, как сообщил Нойманн, планируется выпустить версию ColourKit для Windows XP, реализовать более гибкий модульный подход, добавить в программу опцию профилирования для цифровых камер.

В Сети можно найти множество источников полезной информации об управлении цветом. Например, hutchcolor.com

А еще компания представила сервис Match Certified, сочетающий накопленный разработчиками Fuji опыт с возможностями специализированного программного обеспечения, эталонов и спектрофотометров. Информация используется для генерации пользовательских таблиц LUT (профилей device link), обеспечивающих визуальное и колорометрическое соответствие уникальных печатных машин пользователя и цифровых цветопробных систем Fujifilm FinalProof или PictoProof. «Match Certified дает нашим клиентам возможность настраивать цветопередачу цифровых цветопробных систем без внедрения полного технологического процесса на основе ICC-профилей», — говорит Нойманн.

Новейшие цветопробные продукты от Agfa также отличаются дружественным интерфейсом. «В цветопробный комплект Sherpa входит все необходимое для изготовления контрактных проб, — объясняет Хатчесон. — Это пользовательские профили, обучение и поддержка плюс полнофункциональное профессиональное программное обеспечение для управления цветом ColorTune 4.0. Программа отличается интуитивно понятным и дружественным интерфейсом с удобными меню и пошаговыми функциями, облегчающими оператору процесс характеризации и создания заказных профилей для любого устройства. Мы также предлагаем полный набор курсов обучения, начиная от организации управления цветом в рамках полного технологического процесса и заканчивая производством или редактированием выходных профилей; оказываем услуги по созданию профилей на заказ».

О важности RIP

В Сети можно найти множество источников полезной информации об управлении цветом. Например, brucelindbloom.com

Создание качественных профилей — только одна часть уравнения, которое печатники должны решить, внедряя управления цветом на основе ICC; не менее важно иметь качественный RIP, преобразующий цвета в точные цветопробные оттиски.

По мнению Марка Дживса, исполнительного директора Bestcolor USA, по мере увеличения популярности пакета ColorProof RIP на рынке расширяется и сфера применения цветопробных решений на основе струйных принтеров. «Еще два года назад нам приходилось объяснять, что такое ICC и каково назначение профилей, но сегодня люди понимают: при правильном использовании профилей можно добиться отличных результатов. По мере того, как основные игроки полиграфического рынка переходят в лагерь ICC, степень доверия к технологии растет — и мы выигрываем, совершенствуя средства преобразования цветов на основе профилей. Когда управление цветом приходит в печатный цех, уже можно говорить об огромном потенциале струйных цветопробных решений для повышения эффективности производства».

Другой поставщик RIP — CGS Publishing Technologies — также придерживается мнения, что для реализации успешной цветопробной системы одних лишь средств создания профилей недостаточно. «ICC-профилирование — отличная начальная точка, но, учитывая неточности процесса преобразования, мы предоставляем пользователям и необходимые средства для исправления ошибок с помощью нашего пакета ColorTuner», — объясняет исполнительный директор Тревор Хаворт.

Новейший пакет ORIS RIP от CGS автоматизирует процесс доводки. «Automatic Color Calibration — это интерактивный процесс, в ходе которого за два-три повторения можно добиться сокращения различий между цветопробой и эталоном. Всего три итерации — и система автоматически сокращает разницу до 1.0 ДЕ, — утверждает Хаворт. — Автоматическая калибровка становится еще более востребованной при внедрении удаленной цветопробы, когда отпечаток утверждается в агентстве или заказчиком, не имеющим никакого опыта в области управления цветов».

Не сдавайтесь!

В Сети можно найти множество источников полезной информации об управлении цветом. Например, pilotmarketing.com.

Хотя неадекватная документация и слабая техническая поддержка сделали мой экскурс в управление цветом похожим на скалолазанье без страховки, я не сдался — и вы не сдавайтесь! Управление цветом пока не вышло на стадию plag-and-play, но процесс становится все более прозрачным для пользователей.

«Внедрение полного технологического процесса на базе ICC-профилей может оказаться сложным и дорогостоящим мероприятием, но и выгоды неоспоримы, — добавляет Нойманн из Fuji. — Каждый пользователь может выбрать уровень управления цветом: весь технологический процесс, просто настройку цветопередачи для этапов вывода цветопробы и сканирования либо калибровку мониторов. Пройдя первый шаг, вы осознаете преимущества и захотите распространить управление цветом на другие производственные этапы».

Об авторе: Хэл Хиндерлитер (hal@halhinderliter.com) — президент компании Hal Hinderliter Consulting Services.

* Журнал «Американский печатник», январь, 2003 (с) 2003, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.


Полезная информация об управлении цветом
  • Курсы по управлению цветом
    Конференция GATF Color Management 2002 г. прошла в декабре в г. Скоттсдейл (шт. Аризона, США). В дополнение к разнообразным семинарам для новичков и опытных специалистов, участники встречались с представителями почти всех поставщиков решений по управлению цветом и консультационных фирм в этой области. Руководил конференцией Дэвид Хантер, основатель компании Pilot Marketing Group — он также проводит регулярные занятия по управлению цветом на производственной базе GATF.
    Подробности — www.gatf.org.
  • Начните с основ
    Открытый доклад по управлению цветом от Kodak Polychrome Graphics содержит обзор переменных и ключевых аспектов в области управления цветом; здесь рассматриваются вопросы ICC-профилирования, сохранения черного канала, эталонных условий печати, повторяемости результатов в различных типографиях и описываются реальные преимущества внедрения управления цветом. См. Digital Library (Цифровая библиотека) на сайте http://www.gatf.org.
  • Программа согласования цветов
    Комитет организации BRIDG недавно объявил о запуске программы Quality Color Compliance. Эта добровольная программа подразумевает помощь по принципу «шаг за шагом» и советы по выбору лучших методов контролирования процесса репродуцирования цветов. Подробнее — www.bridgs.com.
  • Real-world color management (управление цветом в реальной жизни)
    Брюс Фрейзер, Фред Бантинг и Крис Мерфи раскрывают завесу тайны над управлением цветом. Читатели найдут в книге советы экспертов по созданию и настройке цветовых профилей для устройств ввода/вывода (цифровых камер, сканеров, мониторов, принтеров и др.), по выбору наиболее подходящего технологического процесса управления цветом и настройке параметров для основных издательских приложений. Стоимость — 49,99 долл. Заказы — www.peachpit.com.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30