2002.08.19, Автор: Кирилл Прохоцкий4036 прочтений

Nikon COOLPIX 5000

Теги: Publish

Как вы думаете, кто такой полупрофессионал? Этот вопрос возник потому, что любят у нас называть дорогие, но не профессиональные аппараты полупрофессиональными.

Как вы думаете, кто такой полупрофессионал? Этот вопрос возник потому, что любят у нас называть дорогие, но не профессиональные аппараты полупрофессиональными. По-моему, это унизительно и для фотоаппарата, и для фотографа — пыжился, пыжился, но профессионалом так и не стал. На мой взгляд, определение «любительский аппарат высокого класса» честнее и лучше. Nikon COOLPIX 5000 как раз такой.

Основные технические характеристики приведены во врезке, полный список параметров легко найти в Интернете. Но по цифрам трудно представить, как будет выглядеть реальный снимок и насколько удобен сам процесс фотосъемки. О тонкостях, определяющих область применения и приемы работы с этим цифровым аппаратом, мы и поговорим.

Главное достоинство COOLPIX 5000, определяющее универсальность его использования, — диапазон фокусных расстояний объектива. 28 мм — это уже приличный широкоугольный объектив, которым удобно снимать пейзажи и фотографировать в помещении. С другой стороны, 85 мм — хороший портретный размер. 90% съемочных задач решаются таким объективом. Из моих трех обычных — не цифровых — «мыльниц» (Canon с зумом 38–115, Olympus с зумом 35–80 и Samsung с зумом 28–90) я чаще всего пользуюсь последней. Подчеркиваю, что говорю об универсальности, а не о специальных видах съемки, и с этой точки зрения объектив с зумом 28–85 мм однозначно выигрывает у объектива с зумом 35–150 мм, поскольку объектив с фокусом 35 мм скорее нормальный, чем широкоугольный.

Макроснимок сделан с использованием режима Best Shot Selector. При нажатой спусковой кнопке аппарат снимает непрерывно до 10 кадров и записывает на карту памяти самый резкий. Эквивалентная величина фокусного расстояния составляла 85 мм, а выдержка — 1/9 с.
Плюсом объектива является минимальная дисторсия, незаметная даже при 28 мм. Минус тоже есть: в углах кадра присутствует легко различимая хроматическая аберрация. Хорошо видно, что темные элементы на светлом фоне окрашиваются с одной стороны на 2-3 пикселя в зеленый, а с другой — в пурпурный цвет. Правда, здесь может быть виновата и матрица, если идущие под углом лучи света на краю кадра попадают на цветочувствительные элементы, относящиеся к разным пикселям. В большей или меньшей степени такая хроматическая аберрация присуща всем «цифровикам».

Компактность аппарата — также его несомненное достоинство, но если вы готовы поступиться размерами ради проведения каких-то специфичных съемок, то можно дополнительно приобрести оптические насадки: fish-eye (0,21х), широкоугольную (0,68х) и две теленасадки (2х и 3х). Из дополнительных приспособлений отмечу адаптер для копирования слайдов, проводной пульт дистанционного управления, бленду, козырек на монитор и батарейный отсек под батарейки или аккумуляторы типа АА, одновременно являющийся удобной ручкой для съемки вертикальных кадров.

Откидывающийся и поворачивающийся ЖК-монитор обеспечивает при съемке дополнительный комфорт. Вам удастся снять автопортрет, наблюдая себя на мониторе. Можно держать аппарат боком, внизу, вверху и при этом удобно кадрировать изображение. Визуальной предварительной оценке снятого кадра помогает то, что монитор можно настроить по яркости и цветовому сдвигу «теплый-холодный».

Если не взять фотоаппарат в руки и не сделать несколько кадров, ни за что не догадаться, какое главное условие получения нормально экспонированных кадров. Вроде бы — конструкторская ошибка, но про данную особенность аппарата написано в руководстве пользователя, правда, в одном месте и совсем мало. Я думаю, что эргономику COOLPIX 5000 разрабатывали те, кто занимался профессиональными зеркальными аппаратами, а инструкцию написали в расчете на любителя.

Итак, самое главное: Nikon COOLPIX 5000 надо держать так, как правильно держат зеркальный фотоаппарат. Он должен лежать на левой руке, большой и указательный пальцы держат оправу объектива, а правая рука легко придерживает аппарат за ручку. При этом указательный палец правой руки должен находиться не выше верхнего края серой вставки на внутренней стороне рукоятки (рис. 1). Почему именно так? Тому есть масса причин. Начну в порядке возрастания важности.

Для получения нормально экспонированных снимков Nikon COOLPIX 5000 надо держать только так

Это стандартная профессиональная постановка рук, позволяющая стабильно удерживать аппарат во время съемки. В таком положении указательный палец на левой руке может удобно нажимать на кнопку блокировки фокуса и экспозиции AF-L AE-L, как это сделано у обычных зеркальных фотоаппаратов. Кнопка управления зумом имеет малое усилие срабатывания, находится под большим пальцем правой руки и легко случайно нажимается, если держать аппарат правой рукой. Вообще, все управление аппаратом сделано под правую руку, но чтобы ею было удобно управлять, она должна быть свободна.

Но основная причина удержания COOLPIX 5000 в таком положении состоит в том, что датчик экспозиции, находящийся между вспышкой и кнопкой спуска затвора, имеет широкий угол зрения. При использовании вспышки свет, отраженный от пальцев, попадает в датчик и приводит к сильной недодержке снимка. При неправильной постановке рук так происходит всегда. В правильном положении никаких проблем с точностью замера экспозиции и управлением не возникает.

Сверху на фотоаппарате расположен разъем синхроконтакта под внешнюю вспышку. Она может срабатывать одна, либо одновременно со встроенной, но надо учитывать, что встроенная в любом случае выдает предвспышку, по которой оценивается экспозиция. Из-за этого не получится использовать студийные вспышки со светосинхронизаторами, и надо задействовать систему запуска студийных вспышек на ИК-лучах. При работе в студии полезен режим сохранения постоянного значения диафрагмы независимо от изменения фокусного расстояния объектива. Жаль только, что диапазон диафрагмирования невелик: минимальное значение диафрагмы при 85 мм — 7,6.

Использование внешней вспышки, несомненно, улучшает качество снимков. К сожалению, при работе даже с рекомендованными «родными» вспышками не работает моторное зуммирование отражателя, и угол излучения надо вручную устанавливать соответствующим фокусному расстоянию 28 мм. Хотя режим замера на внешней вспышке задается как TTL, но осуществляется замер через тот же самый внешний фотодатчик встроенной вспышки. ИК-подсветка автофокуса на внешней вспышке также не работает. С учетом того, что в аппарате подсветки тоже нет, а автофокус пассивный, существуют определенные проблемы с фокусировкой аппарата в условиях низкой освещенности.

Выбор подходящего режима баланса белого позволил на этом, практически, монохромном кадре сохранить правильные цвета и верно передать нюансы вечернего освещения.
Такая модель цифрового фотоаппарата ни морально, ни физически за 2-3 года не устареет, поэтому рекомендую потратить пару часов на изучение инструкции. Интуитивно освоить COOLPIX 5000 не получится. Но в целом управлять аппаратом достаточно легко. Съемочное меню и меню просмотра разделены. Последнее сделано исключительно грамотно, да и сам просмотр очень удобен. По каждому снятому кадру можно вывести пять экранов с различной информацией. Особенно полезен экран с гистограммой и маленьким изображением кадра, на котором мигают области пересветки изображения. Можно оставить режим вывода гистограммы на экране и менять анализируемые кадры.

В съемочном меню можно установить различные параметры для каждого из трех пользовательских режимов. Есть и автоматический режим, снимать в котором я не рекомендую. Но об этом позже. Помимо меню, переключение между режимами осуществляется через программируемую кнопку FUNC — на нее я советую вывести баланс белого для его оперативного изменения.

Необходимость быстрого подбора баланса белого вызвана тем, что автоматический баланс работает средне. При смешанном освещении, в котором присутствует излучение ламп дневного света, лица получаются пурпурными. Фиксированные настройки цвета дают лучший результат, особенно с учетом возможности их тонкой подстройки. Адекватную цветопередачу обеспечивает ручной режим с настройкой по белому листу.

Очень полезной является функция Focus Confirmation. Она подчеркивает контуры объекта, который оказался в фокусе, и позволяет легко контролировать фокусировку. Особой разницы в скорости наводки на резкость между режимом непрерывного следящего фокуса (когда аппарат постоянно делает фокусировку) и обычным автофокусом (включается при нажатии на спусковую кнопку до половины) я не заметил. Вообще, по скоростным параметрам Nikon COOLPIX 5000 достаточно хорош, но за одним исключением: учтите, что после включения аппарат готов снимать лишь через 7 с.

Снимки, полученные в автоматическом режиме (включен по умолчанию), имеют две негативные особенности: высокий уровень шума (в основном по красному и синему каналам) при возрастании чувствительности выше 200 единиц и ограниченный динамический диапазон, часто приводящий к полному выбеливанию светлых участков снимка. При этом наблюдается общая тенденция к переэкспонированию кадра. В этой связи очень удобно, что в COOLPIX 5000 есть три пользовательских режима, которые можно настроить для получения качественного результата.

С шумом бороться легко — надо лишь включить опцию Noise Reduction. При выдержках длиннее 1/15 с она активируется автоматически и эффективно подавляет шум. В этом случае время записи кадра в память возрастает примерно в два раза. В Nikon COOLPIX 5000 есть еще один режим подавления шума — Clear Image Mode, но из-за существенных ограничений съемочных возможностей при его использовании ценность этого режима весьма сомнительна.

«Автопортрет» глаза фотографа. На оправу объектива был надет тубус из зеркальной пленки. Без поворачивающегося откидного дисплея сделать такой кадр было бы крайне затруднительно.
Ограниченный диапазон воспроизведения яркостей на снимке может определяться как особенностями используемой светочувствительной матрицы и алгоритмами обсчета изображения, так и тем, что в качестве рабочего цветового пространства выбрано sRGB, известное своим узким цветовым охватом. Но и здесь можно добиться лучшего результата, чем предлагает автоматический режим. Я получал вполне приличные снимки, выставив опцию Image Adjustment в положение Less Contrast и установив мощность вспышки Variable Power в пункте меню Speedlight Options на уровне -0,7. Дополнительно можно попробовать «поиграться» и общей экспокоррекцией, изменяя ее в плюс или минус на 0,3–0,7. Если предполагается дальнейшая обработка снимков на компьютере, желательно также установить опцию поднятия резкости в положение Low Sharpness.

Известно, что можно установить операционную систему на компьютер и сразу начать работать, а можно потратить некоторое время на настройку, после чего и дело пойдет быстрее, и удовольствие от работы появится. Также и с цифровым фотоаппаратом. Разберитесь со всеми настройками, задайте необходимые параметры, настройте фотоаппарат «под себя», и удовольствие от съемки и полученного результата будет гораздо больше, чем при тупом использовании автоматического режима. Это относится не только к Nikon COOLPIX 5000, но и к любому цифровику. У каждого аппарата есть свои особенности, которые надо учитывать. Удачных вам снимков!

Об авторе: Кирилл Прохоцкий (kirill-pro@mail.ru) — независимый автор


Nikon COOLPIX 5000

Производитель: Nikon
Рейтинг: **** 1/2
Заключение: любительский аппарат высокого класса. Выставить высшую оценку помешали повышенная сложность и неинтуитивность освоения. Компактен, удобен в использовании. Практически универсален, но больше подходит для съемки пейзажей, чем спортивных соревнований. Большой ассортимент оптических насадок и различных аксессуаров. Чем дольше им снимаешь, тем больше он нравится.
Ориентировочная цена в Москве: 1150 долл.


Nikon COOLPIX 5000

Тип: цифровой фотоаппарат со встроенным объективом оптическим видоискателем и ЖК-монитором
Матрица ПЗС: 2/3 дюйма, эффективное разрешение 2560x1920 пикселей
ЖК-монитор: 1,8 дюйма, 110 000 пикселей, настраиваемые яркость и цветовой сдвиг "теплый-холодный"
Объектив: Zoom Nikkor 7,1-21,4 мм (эквивалентно 28-85 мм для 35-миллиметровой пленки); относительное отверстие 2,8-4,8; максимальное значение диафрагмы 8-7,6
Цифровой зум: 4,0 х
Выходное разрешение: 2560x1920, 2560x1710, 1600x1200, 1280x960, 1024x768, 640x480
Форматы файлов: RGB-TIFF - без сжатия 8 бит на цвет, JPEG-EXIF 2.1 с тремя степенями сжатия
Цветовое пространство: sRGB
Диапазон выдержек: 8-1/4000 сек и B (до 5 минут)
Экспозамер: 256-сегментный матричный, с приоритетом к центру, точечный, точечный по центру активной фокусировочной зоны
Режимы экспозиции: P, A, S, M (в ручном режиме значения выдержки задаются в аппарате с шагом 1 EV, а диафрагмы - 1/3 EV)
Установка чувствительности: 100, 200, 400, 800 единиц ISO и Auto
Режимы фокусировки: S, C, M; автофокусировка по одной из пяти зон - выбор зоны вручную или автоматически (по ближайшему объекту)
Диапазон фокусировки: 50 см-o, в макрорежиме 2 см-o
Режимы баланса белого: Авто, 5 предустановленных с возможностью тонкой настройки (Ясно, Облачно, Лампы накаливания, Лампы флуоресцентные, Вспышка), Ручной
Носитель информации: CompactFlash (тип I/II) и Microdrive
Интерфейс: USB 1.1
Входы-выходы: вход питания, аудиовидеовыход (PAL, NTSC), цифровой выход
Размеры: 101,5x81,5x67,5 мм
Вес в рабочем состоянии: 0,42 кг

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Считаете ли вы перспективной нишу печати защищённой продукции?

    Евгений Тимощенко, директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог» (Москва):

    Нашим клиентам доступны множество различных технологий. Мы используем цифровую печать (в том числе с переменными данными) и цифровые способы отделки. Повторить некоторые из наших технологий очень сложно и дорого. Поэтому, с теоретической точки зрения, наши клиенты могут не только выделить свой товар на фоне конкурирующих, но и защитить его от подделки. Однако в такой плоскости наши клиенты вопрос не ставят.

     

  • Вид с вершины айсберга профобразования

    Развитие международной системы WorldSkills и активное участие в ней России даёт надежду на прогресс в деле профессионального образования.

     

  • Цифровое развитие для флексотипографий — какой путь выбрать?

    Цифровая трансформация во флексографской типографии как осознанная необходимость.

     

  • Календарный сезон 2020, или Готовь сани осенью

    Мы решили начать подготовку к новому году чуть раньше, хотя это не свойственно большинству заказчиков типографий. Считаем квартальные календари с 3 пружинами. Шапка — 297х210 мм, блоки — 297х200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка, 300 г/м2 или картон.

     

  • Размышления о производительности резки

    Меня всегда интриговали зазывающие описания производителей и поставщиков о производительности их раскройного оборудования. Печально, что слишком часто вопросы к написанному элементарно возникают даже с точки зрения русского языка. Я, например, не понимаю, что может означать «производительность резки» или «скорость работы плоттера». Но и с технической стороны вопросов и подмены понятий также больше, чем хотелось бы. Вот некоторые популярные уловки.

     

  • Точки контакта: реальные истории (часть 12)

    Я пишу о точках контакта типографий с клиентами уже третий год*. Теории достаточно. Хочу сегодня рассказать реальные истории — о реальные заказах и типографиях. Увы, критики будет больше, чем позитива. Но ведь лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

     


comments powered by Disqus