2002.06.10, Автор: Михаил Шубин8164 прочтений

Дизайн упаковки: искусство или технология?

Теги: Publish

Специалисты, владеющие современными инструментами для дизайна упаковки, могут существенно повысить эффективность труда и сосредоточиться на творческом процессе, оставив рутинные операции и второстепенные детали на долю техники.

Специалисты, владеющие современными инструментами для дизайна упаковки, могут существенно повысить эффективность труда и сосредоточиться на творческом процессе, оставив рутинные операции и второстепенные детали на долю техники.

Прибыли компаний, занимающихся производством упаковки, позволяют смело заявить, что сегодня только ленивый не печатает упаковку. Количество игроков на рынке постоянно растет, что усиливает конкуренцию в отрасли и способствует повышению требований к качеству продукции. Какие параметры определяют качество упаковки? Один из основных — внешний вид, дизайн. Создание дизайна — это искусство, но реализация — это технология. Какой инструмент выбрать? Что он должен уметь? В статье сделана попытка дать читателю отправную информацию для ответа на эти вопросы.

Популярные дизайнерские программы Photoshop, Illustrator, QuarkXPress, FreeHand, CorelDraw и т. д. широко известны, но не имеют специализации для дизайна упаковки. Общие достоинства этих универсальных приложений — удобный интерфейс и богатейший инструментарий, позволяющий создать на экране монитора почти любой дизайн (идеально сочетается с тезисом «не ради денег, а ради искусства»). Общий недостаток таких систем в упаковочном производстве — низкая технологичность, т. е. отсутствие функций, учитывающих специфику производства. Объединить эти приложения в технологическую линию тоже непросто, т. к. каждое «отвечает» за свой участок, имея свои особенности приема и передачи данных. Постоянная смена версий приводит к тому, что с трудом отстроенный технологический процесс дает сбои. Можно, конечно, не использовать новые версии, но тогда придется постоянно терпеть старые мозоли, да и конкуренты не дадут расслабиться.

Специализированные программы для дизайна упаковки («полноприводные» и самодостаточные системы)

На мировом рынке есть две основные компании, производящие допечатное программное обеспечение для упаковочной промышленности, — BARCO и ArtWork Systems. Обе предлагают программы дизайна упаковки и систему управления технологическим процессом (workflow), которая включает в себя специализированный RIP (PackEdge/ FlexRip и ArtPro/Nexus, соответственно). Программы дизайна PackEdge и ArtPro имеют инструменты для работы с векторной и растровой графикой, инструменты верстки, набор специализированных функций для учета технологических особенностей изготовления упаковки, дополнительные модули, расширяющие их потенциал. Предполагается их использование при окончательной верстке дизайна — сборке векторных, растровых, текстовых элементов и выполнении технологических операций (треппинг, мультиплицирование, внесение компенсирующих искажений и т. д.). Последнее замечание не носит ограничительный характер: программы самодостаточны, т. е. обладают необходимым инструментарием для создания всех элементов дизайна, но, по мнению автора, уступают в удобстве интерфейса распространенным универсальным приложениям. Обе обладают тождественной функциональностью, поэтому автор считает целесообразным на примере ArtPro рассмотреть особенности, отличающие эти специализированные системы от распространенных универсальных приложений.

Геометрические форматы дизайна

При создании нового документа (дизайна), как правило, задаются его геометрические размеры — формат. В отличие от «классической» книжно-журнальной верстки указание только обрезного формата и границ области печати для дизайна упаковки недостаточно. В программе ArtPro существует пять независимых способов задания формата:

  • размер печатной формы (crop box);
  • формат запечатываемого материала (media box);
  • "запас" на обрез (bleed box; если какие-либо элементы дизайна соприкасаются с обрезным контуром - расположены "навылет", то при неточном обрезе могут образоваться пустые зазоры по краю, поэтому такие объекты выносят за край обреза на некоторую величину - bleed);
  • обрезной формат (trim box);
  • формат самого дизайна (art box; если между обрезным форматом и печатными элементами дизайна существуют пустые поля).
В одном файле можно указать до 64 сепараций

У любого документа (файла) ArtPro можно задать все пять форматов (по умолчанию они совпадают и равны формату, выбранному при создании нового документа). Функциональное предназначение можно изменить в зависимости от технологических особенностей конкретного производства. Использование различных форматов у единичного дизайна существенно упрощает автоматизацию подготовки спускового макета, выполнение операций мультиплицирования и позволяет гибко подстраиваться под технологические особенности продукции.

Своеобразие дизайна упаковки — работа с большим, чем стандартный CMYK, набором сепараций (красок, используемых для печати продукции). Обычно это набор CMYK, несколько цветов Pantone, краска подложки для прозрачных материалов, металлизированные цвета, лаковые покрытия. Для каждой сепарации существуют свои особенности растрирования и печати, что должно иметь отражение в программе дизайна. Выбор необходимых сепараций происходит из библиотек (Ink Book), в стандартную поставку входят следующие библиотеки Pantone:

  • Coated;
  • Uncoated;
  • Hexahrome;
  • Solid to process.
Настройки параметров растрирования

Порядок сепараций в окне определяется последовательностью их наложения при печати, он используется для формирования реалистичных изображений для предпросмотра на экране монитора и расчета элементов треппинга (процесс внесения в дизайн дополнительных элементов, визуально компенсирующих неточность совмещения различных сепараций на готовой продукции). У каждой сепарации есть флаг — «кроющая или полупрозрачная», также определяющий вид на экране. Например, при наложении объекта, залитого голубым, на растровую картинку на экране монитора можно увидеть не просто залитый объект, а просматриваемое сквозь него растровое изображение с соответствующим цветовым сдвигом — эмуляция того, что будет напечатано. Флаг учитывается и при автоматическом треппинге, и при формировании композитного файла PostScript для печати цифровой цветопробы (будут удалены краски, лежащие под кроющим цветом).

Для каждой сепарации можно указать свои параметры растрирования и задать свою кривую компенсации растискивания (она учитывается при окончательном выводе и при отображении дизайна на экране монитора). Параметры растрирования задаются для стандартного PostScript RIP и могут быть расширены при использовании специализированного Nexus RIP. В первом случае можно указать: величину и угол поворота линиатуры, форму растровой точки, в т. ч. и код растровой точки для фирменных библиотек (например, AGFA Balance screening). Во втором добавлен выбор параметров: анилоксового вала (параметры Plate Cell), Hybrid-растрирования (размер стохастической растровой точки и процент растра — точку перехода от стохастического к амплитудному растрированию). Дополнительно для каждой сепарации можно указать:

  • значения CMYK, которые будут присвоены этому цвету при формировании композитного файла PostScript для печати цифровой цветопробы (удобно, когда RIP цветопробы не имеет настраиваемых таблиц для цветов Pantone; в противном случае можно формировать сепарированный файл PostScript);
  • значение RGB или LCH для более правдоподобного отображения цвета сепарации на экране монитора; использовать систему управления цветом ColorSync, задавая ICC-профайл для каждой библиотеки цветов (Ink Book).
Окно Paint Style

Программа позволяет формировать заливки, содержащие произвольное процентное соотношение произвольных сепараций. Например, легко задать градиент от Cyan 15% + Pantone-«золото» 29% до Magenta 56% + Pantone 297 33%, причем линия фронта нарастания градиента может быть задана произвольной векторной кривой. В качестве заливки используется любой растровый рисунок или его отдельные каналы. При печати упаковки часто необходимо различные объекты дизайна в одной сепарации печатать с разными параметрами растрирования. Выполнить такую операцию в классических программах дизайна обычно затруднительно. Программа ArtPro позволяет задать произвольные параметры растрирования для любой заливки, в т. ч. заливки растровым рисунком (параметры растрирования задаются для каждой используемой в заливке сепарации).

Проверка на дорогах

Быстрее или качественнее? Для упаковки такого вопроса не существует — надо и то и другое. Инструменты, разрешающие дилемму, — Cruise Controls и ArtLink. Многие элементы этих механизмов присутствуют и в стандартных программах, но не все одновременно и их не всегда достаточно.

Расчет необходимого количества краски

Cruise Controls — инструмент проверки импортируемых материалов (файлы PostScript и PDF). Контролируются минимальная толщина векторных линий и размер кегля, разрешение и цветовая модель растровой графики и т. д. Позволяет обнаружить ошибку на самом раннем этапе работы, что существенно экономит время в дальнейшем.

При импорте в ArtPro файлов PostScript или PDF происходит объектное распознавание, позволяющее определить градиентную заливку, атрибуты текста (текст будет редактируемый, а не «в кривых») и т. д. Распознаны будут только объекты, соответствующие стандарту PostScript и имеющие инструментальную поддержку в ArtPro. Бывает и иначе: автор был свидетелем ситуации, когда при импорте простого градиента из CorelDraw 7.0 в ArtPro получались несколько тысяч прямоугольников с простой заливкой, плавно изменявшейся от первого прямоугольника к последнему (это не «проблема» ArtPro, но результат впечатляет). Импорт программы очень гибок, имеет много настроек и позволяет распознавать связанную и встроенную графику (в т. ч. OPI), «собирать» сепарированные данные (в т. ч. цвета Pantone), распознавать параметры растрирования, оверпринта, управлять подменой импортируемых сепараций на используемые в документе ArtPro. Программа распознает операторы PostScript Level 2 и PostScript 3.

Настройки инструмента ArtLink

При создании упаковки бывает необходимо выполнить серию дизайнов, имеющих общую идеологию построения и отличающихся отдельными элементами (например, этикетки для йогуртов: вишня, клубника…). Чем больше разновидностей одного дизайна требуется выполнить, тем больше вероятность ошибки, а значит — потери времени и средств. Упростить исполнение однотипных дизайнов поможет технология ArtLink. Смысл в том, что задается шаблон дизайна, где определяются «переменные» элементы или параметры элементов, например, цвет заливки. Создается база данных элементов и их параметров, в упрощенном варианте — текст, разделенный табуляторами. В шаблоне сопоставляются соответствующие элементы с полями базы данных. После этого новая модификация базового шаблона может быть получена автоматически. Отличие ArtLink от «классической» технологии печати переменных данных в том, что меняются не только сами элементы дизайна, но и их параметры. Это позволяет не только автоматизировать создание модификаций базового дизайна, но и контролировать соответствие вариантов-модификаций требованиям заказчиков. Второе применение ArtLink будет весьма полезно, когда в изготовлении дизайна и переговорах с заказчиками участвуют разные исполнители, причем параллельно.

Отметим несколько рядовых функций системы, востребованных при дизайне упаковки:

  • векторизация изображений - создание из растровой картинки ее векторного аналога;
  • создание штрих-кодовой маркировки;
  • определение еще на стадии разработки дизайна количества краски, которое потребуется для печати, например, для вычисления себестоимости упаковки и согласования с заказчиком. В ArtPro есть инструмент, вычисляющий занимаемую площадь и процентное соотношение используемых красок. Учитываются многослойность сепараций (составные цвета, оверпринт, треппинг и т. д.) и растровые изображения. Программа позволяет экспортировать данные о количестве используемой краски в формате CIP3 для электронной настройки красочных ножей при печати упаковки (зонная регулировка количества подаваемой краски в зависимости от ее использования в дизайне).
Точный подбор настроек печати обеспечит экономию времени и оптимальное качество вывода

Дизайн на экране монитора не является готовой продукцией, его надо еще напечатать. Настройки печати в ArtPro существенно шире, чем в универсальных дизайнерских программах, что может оказать существенное влияние на скорость и качество растрирования итогового PostScript-файла. Его в ArtPro можно оптимизировать под любой растровый процессор от любого производителя. Для сокращения времени растрирования и предотвращения «полошения» градиентных заливок предусмотрена технология пересчета всех векторных объектов с цветовыми переходами в растровые элементы с задаваемым значением разрешения и автоматическим добавлением цифрового шума. Точность вывода полностью соответствует внутренней точности программы и составляет 12 000 dpi. При таком значении воспроизводится микротекст с кеглем четыре десятых пункта (при разрешении экспонирования 3600 dpi)! А ряд других настроек печати будут «спасением» для любого упаковочного производства:

  • внесение поправок, компенсирующих дисторсию флексоформы при печати (задаются в процентах по длине и ширине формы);
  • управление печатью различных сепараций (сведение нескольких сепараций в одну или замена одной на другую);
  • задание любых меток и технологических шкал (выбор из готовых или создание своих);
  • использование настраиваемых кривых для компенсации растискивания отдельно для каждой сепарации.

Дополнительно программа ArtPro может комплектоваться различными модулями экспорта для работы с «экзотическими» технологиями по изготовлению форм:

  • Chromacom;
  • TIFF Gravure;
  • Scitex Handshake CT/LW;
  • Scitex PCF;
  • TIFF/IT;
  • Mount-O-Matic (AV Flexologic);
  • Macroflex (Dupont).
Все способы мультиплицирования основываются на выбираемом из пяти возможных форматов единичном дизайне, что позволяет гибко подстраиваться под особенности послепечатной обработки упаковки (например, вырубки).

Все вышеописанные функции (за исключением дополнительных форматов экспорта) входят в базовый комплект программы ArtPro. Он может быть существенно расширен дополнительными модулями. Такое построение системы позволяет сосредоточиться только на необходимом инструментарии и свести к минимуму затраты на лишние функции.

Модуль PowerTrapper. Одно из отличий дизайна упаковки — повышенные требования к качеству треппинга. Это связано с большей концентрацией элементов дизайна на единицу площади, претензиями к качеству печати и более высокими значениями несовмещения цветов при печати (технологические особенности). В ArtPro существует два способа выполнения треппинга: интерактивный (входит в базовый комплект поставки) и автоматический (является дополнительным модулем). Настройки и возможности интерактивного треппинга мало чем отличаются от аналогичных функций в популярных программах. Отметим, что элементы треппинга создаются не по контуру объектов, а по всей площади с небольшим нахлестом, при этом используется возможность программы создавать заливки, прозрачные только в определенных сепарациях.

Автоматический треппинг полностью контролируется. Для выбранных объектов дизайна вычисляется матрица перекрытия, где можно редактировать цвет элементов треппинга. Этот модуль позволяет выполнять треппинг плашечных цветов, градиентов, растровых изображений в любом сочетании и с любым количеством используемых сепараций. Все элементы треппинга — векторные объекты и могут быть отредактированы. При создании используется интеллектуальный алгоритм выбора оптимальной формы их углов.

Модули PowerLayout и PowerStepper — самый богатый, на взгляд автора, набор инструментов по мультиплицированию (step&repeat — «шаг и повтор») единичного дизайна или нескольких дизайнов по печатному формату (а-ля «спуск-монтаж»). Все операции размножения — объектные, т. е. не приводят к увеличению файла с ростом количества повторов, запоминается лишь алгоритм расположения. В программе существует шесть различных технологий мультиплицирования — Step&Repeat:

  • Interactive - спуск из одного файла или его сепараций (последнее актуально при изготовлении флексоформ, когда на одном формате выводятся несколько форм для различных красочных секций узкорулонной печатной машины). Модуль позволяет управлять наложением/ обрезанием припускных полей (bleed), располагать дизайны со сдвигом "строк" или "столбцов" для оптимизации занимаемой площади.
  • Tabular - способен выполнить размножение до 200 различных файлов на одном формате. Для каждого задаются свои: начальная позиция, количество повторов и их шаг по вертикали и горизонтали.
  • Nested - задается в CAD/CAM-системах при проектировании и оптимизации вырубных спусковых макетов. Данные о вырубном макете импортируются в формате CFF2 или DDES, единичный дизайн будет автоматически размножен по заданной схеме с учетом наложения/обрезания припускных полей (bleed).
  • Seamless - создает "самозацикленные" спусковые макеты для печати бесшовными формами рулонной продукции (обои или упаковка для конфет). Корректность при замыкании сложных, вложенных контуров и сохранение их заливок (весьма актуально, т. к. часто одиночный дизайн "режется" краем формата).
  • Grid - автоматизирует процесс мультиплицирования разных файлов, имеющих одинаковый размер. Задается шаблон расположения одиночных дизайнов, и по мере накопления файлов указывается папка для их размещения, в которой будет происходить автоматическое мультиплицирование.
  • Automatic - рассчитывает оптимальное расположение разных дизайнов на заданном формате. Исходные данные - тиражи разных дизайнов.

Отметим и 3D-моделирование любого «плоского» дизайна. Параметры, используемые для моделирования, задаются в виде выкройки коробки, или это могут быть данные из модуля PowerWrap.

Модуль ArtColor включает в себя набор стандартных функций по редактированию растровой графики. Например, палитра ColorRemix дает возможность управлять информацией различных цветовых каналов в изображении. Нужно «перекинуть» канал Cyan в один из цветов Pantone или быстро сделать ч/б изображение из цветного, использовав 60%С, 30%M, 15%Y и 100%K? Не проблема!

Одна из особенностей ArtPro — использование оригинального внутреннего формата для хранения растровой графики, при этом достигаются высочайшие точность позиционирования и скорость обработки изображений.

Модуль PowerWrap. При изготовлении объемной упаковки (наклейки на бутылки, йогурты, предметы со сложной формой) происходит визуальное геометрическое искажение. Например, круг, напечатанный на этикетке бутылки, будет визуально казаться овалом. Для компенсации этого эффекта обычно вносят искажения с обратным знаком. Модуль позволяет задать любую форму объекта и выполнить компенсирующее искажение как для векторных, так и для растровых элементов дизайна.

Модуль PowerLock поможет защитить упаковку от подделки. Изменяя параметры растрирования (сдвиг на не целый шаг линиатуры, смена параметров растровой розетки) определенных объектов и используя микротекст (0,4 pt), можно выполнить «невоспроизводимый» в других программах дизайн. Технология поддерживается всеми PostScript-совместимыми RIP.

Отличия ArtPro и PackEdge

Учет геометрических искажений объемной упаковки

Программы ArtPro и PackEdge имеют сходные, но не полностью идентичные функциональные возможности. PackEdge изначально была рассчитана на Unix-платформу. В прошлом году была выпущена первая версия для Windows, при этом полностью переписано ядро системы под новый набор команд процессора. Такой шаг дал существенные преимущества системе (самая популярная платформа), но портирование пока не лучшим образом сказалось на ее надежности. ArtPro ориентирована на Mac OS, а с выходом версии Mac OS X станет приложением Mac-Unix (начиная с версии ArtPro 7.0, которая станет доступна осенью 2002 г.). Огромное количество функциональных возможностей и «однооконность» (различные палитры нельзя объединить в одну с различными закладками) привели к тому, что интерфейс ArtPro удобным не назовешь: для нормальной работы желательно использовать два монитора — для палитр с инструментами и для предпросмотра дизайна (ArtWork Systems обещает «исправиться» в новой версии ArtPro 7.0). Интерфейс PackEdge более дружелюбен. Небольшое число модулей PackEdge (всего три — QuickStep, PrintRuleChecker, SecuPack) дают меньше вариантов выбора оптимальной (минимальное соотношение цена/качество) конфигурации системы. При продаже системы компания Barco настоятельно рекомендует приобрести и «фирменное» компьютерное обеспечение. При сравнении аналогичных инструментов в разных программах выделяются более продвинутые возможности у модулей мультиплицирования и треппинга в ArtPro и работы с растровой графикой в PackEdge (сам собой напрашивается вопрос об акцентах — искусство или технология).

CAD/CAM в производстве упаковки: SCORE!

Попробуйте воспроизвести такую звездочку…

С апреля текущего года ArtWork Systems включила в свой ассортимент систему SCORE! Это система автоматизированного проектирования (CAD — Computer Aided Design System) и управления производством (CAM — Computer Aided Manufacturing Systems) сложной вырубной продукции. Программа позволяет выполнить проект-чертеж развертки коробки с учетом всех технологических особенностей вырубки, сгиба и склейки. Существуют библиотеки стандартных элементов, клапанов и т. д. В программе можно выполнить трехмерное моделирование будущей упаковки. Особенность SCORE! — программное мультиплицирование выкроек по листу с заданными размерами, при этом выбирается вариант размещения с максимально малой неиспользуемой площадью материала.

Существует масса цифрового оборудования для изготовления вырубных клише и для выполнения «вырез-пробы». Управлением и подготовкой данных для него занимаются программы CAM. Cистема SCORE! имеет модули для управления таким оборудованием.

Неполные функциональные пакеты

«Этюд в багровых тонах»: BARCO PackEdge 2.0 работает только на платформах Windows NT/ 2000.

На рынке программного обеспечения для упаковочной промышленности есть огромное количество программ и утилит, помогающих в производстве упаковки. Вот две из них.

При выполнении дизайна коробок или другой сложной вырубной продукции часто нужно представить, а лучше посмотреть, как соотносится содержимое разных граней будущей упаковки. Здесь поможет расширение Wrapture для QuarkXPress от Quark. Дизайн создается QuarkXPress, а специальные функции позволяют на раскройке будущей упаковки обозначить линии вырубки и сгиба. Позже по ним будет собираться «виртуальная» упаковка. Ее можно вращать в трехмерном пространстве, разбирать и собирать, открывать и закрывать клапаны. Завершающее действие — создание презентационного ролика в формате QuickTime, в котором заказчику будут продемонстрированы все преимущества созданной тары.

Для офсетных типографий, не занимающихся разработкой дизайна, а использующих готовые файлы заказчика, полезна программа SignaPack от компании Heidelberg. Она представляет собой элемент технологического процесса для допечатной подготовки вырубной продукции. Входными для нее являются данные от CAD-системы и другого элемента workflow — Prinergy Powerpack (нормализация файлов PDF/PS, программный треппинг, управление цветом). SignaPack позволяет выполнить операции мультиплицирования на печатный формат с автоматическим добавлением контрольных плашек. Выходные данные будут использованы не только для изготовления печатной формы, но и для выполнения вырубных клише.

Одним искусством сыт не будешь

Придумать хороший дизайн трудно, зато нет больших затрат на оборудование (кисть, холст и краски). Для реализации хорошо придуманного дизайна нужен инструмент, от выбора которого зависит, насколько будет смотреться хороший дизайн. Как всегда, скупой платит… В любом случае, выбор программного обеспечения для производства упаковки — непростая задача, требующая тщательного анализа и расчета.

Об авторе: Михаил Шубин (shubin@terem.ru), работает в компании «Терем».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus