101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Adobe Illustrator 10

  • Николай Гладышев
  • 5 февраля 2002 г.
  • 6164

Наконец-то наступил момент, когда профессиональные дизайнеры могут отпраздновать десятый, юбилейный номер версии популярной программы Adobe Illustrator. К этому времени основные конкуренты Adobe на рынке редакторов векторной графики, компании Corel и Macromedia, уже успели выпустить десятые версии DRAW и Freehand. Встает вопрос: на чем же остановить сегодня выбор дизайнеру, желающему расширить комплект рабочих инструментов приложением для редактирования векторной графики? Мой ответ — на Illustrator 10. Конечно, когда Corel и Macromedia выпустят следующие версии своих редакторов, все может измениться, но сегодня Illustrator 10 обгоняет конкурентов и по многим аспектам функциональности, и по уровню интеграции с другими графическими пакетами Adobe.

Давайте посмотрим, что кардинально нового предложено нам в десятой версии Illustrator. Во-первых — косметические изменения. В очередной раз дизайнерами Adobe перерисована Венера великого Боттичелли, встречающая пользователя на заставке программы. Надо сказать, теперь рисунок удачнее, нежели «разноглазая» версия из Illustrator 9. Следующее — обновленный внешний вид палитры Tools (Инструменты). Все «иконки» инструментов нарисованы заново, им присвоен эффект ролловера, т. е. при наведении курсора вариант, выполненный в градациях серого, заменяется на цветной. Отметим, что в этот раз компания Adobe поступила «по-честному» в смысле масштаба нововведений, прежде, бывало, «тянувшего» лишь на прибавление к номеру версии цифры после десятичной запятой. Теперь все по-другому — число новых качественных инcтрументов и функций значительно превышает изменения, внесенные при переходе от восьмой версии к девятой. В чем Illustrator не изменил себе, так это в высокой требовательности к ресурсам системы. В пресс-релизах, посвященных выходу десятой версии, заострено внимание на совместимости программы с последними версиями операционных систем Windows XP и Mac OS X, что только подтверждает этот факт. Программа стала запускаться медленнее на целых 10 с (тестирование проводилось на машине с процессором Pentium III на 667 MГц с 512 Мбайт оперативной памяти под Windows 2000), а при редактировании объемных векторных файлов ни разу не показала результатов лучше, чем Illustrator 9. Дизайнерам, сетующим в интернет-конференциях на «неповоротливость» Illustrator, остается посоветовать не экономить на своевременной модернизации компьютера, дабы не отставать от прогресса. А теперь приступим к обзору новых возможностей Adobe Illustrator 10.

Главное нововведение — палитра Symbols (Символы). Сразу оговорюсь, что идеология, лежащая в основе работы с объектами типа «символ», отнюдь не революционна, ведь она уже давно успешно внедрена в программных продуктах от компании Macromedia — вначале во Flash, а потом в Fireworks и Freehand.

Инcтрументы из группы Symbolism будут очень кстати, когда перед дизайнером встает задача создания набора идентичных объектов с отличными друг от друга параметрами, например, при изображении группы деревьев.
Итак, что же такое символ? Любой графический элемент, который вы предполагаете использовать в документе более одного раза, имеет смысл превратить в символ, просто поместив его в соответствующую палитру. Теперь, чтобы создать нужное количество его копий, вы создаете образцы (instances) находящегося в палитре символа. При этом копии не наращивают размер AI-файла. Может быть, это не так важно при подготовке документов для печати, однако крайне существенно при выводе из Illustrator интернет-ориентированных SVG- и SWF-документов. Символ создается из любого объекта, как-то: обычный контур, составной, текст (перевод в кривые не требуется), растровое изображение, градиентная сетка и группа объектов. Он может содержать элементы, обведенные кистью, обработанные эффектами, а также бленды и даже образцы других символов. Нельзя создавать символ лишь из помещенной в документ методом Place графики и из некоторых видов групп (например, группа диаграмм). После создания символа его образцы редактируются прямо на рабочем столе программы. Хотите переопределить исходный символ, внеся в него нужные изменения? Пожалуйста! Поскольку каждый образец связан с соответствующим ему символом из палитры, для начала надо разорвать эту связь, выбрав из контекстного меню образца пункт Break Link to Symbol (Разорвать связь с символом). Теперь после редактирования объекта вы легко замените им существующий в палитре Symbol (просто перетащив объект прямо на него, удерживая клавишу [Windows] или [Macintosh]), либо создадите из него новый символ. В первом случае внесенные изменения распространятся на все образцы отредактированного символа, что, несомненно, ускорит работу, избавив от необходимости вносить изменения в каждую копию по отдельности. Дизайнерам, ежедневно сталкивающимся с большими объемами рутинной работы, палитра Symbols должна прийтись по вкусу как за избавление от утомительных операций редактирования повторяющихся элементов, так и за применение ее в качестве базы данных для часто используемых графических объектов. Сохранение содержимого палитры как библиотеки объектов Symbol значительно облегчит взаимодействие коллектива дизайнеров при работе над совместным проектом.И это далеко не весь потенциал Symbol, ведь есть еще одно важное нововведение, расширяющее диапазон применения этой технологии. Речь идет о новой группе инструментов под названием Symbolism (Символизм). Инструменты этого набора позволяют создавать и редактировать образцы и наборы образцов символов (Symbol Set). Наборы создаются при помощи инструмента Symbol sprayer. Для этого достаточно выбрать нужный символ в палитре, активизировать инструмент Symbol sprayer, а затем щелкнуть и провести курсором по рабочему столу программы. Что характерно, в наборы можно помещать образцы как одного, так и нескольких символов. Чтобы дополнить выделенный набор образцами другого символа, достаточно выбрать его в палитре и затем повторить вышеописанную операцию. Чтобы удалить образец из набора, достаточно щелкнуть по нему «спреером», удерживая клавишу [Windows] или [Macintosh]. На составляющие наборы образцов разбиваются командой Object (Объект), Expand (Разбить).Рассмотрим в общих чертах остальные инструменты из группы Symbolism.
Квадрат, после применения деформирующих инструментов группы Liquify.

Инструмент Symbol shifter служит для перемещения образцов относительно центра набора и изменения относительного порядка раскраски образцов в наборе. Symbol scruncher способен перемещать образцы, присутствующие в наборе, изменяя при этом плотность их размещения как в сторону увеличения, так и уменьшения. Инструмент Symbol sizer масштабирует, а Symbol spinner вращает образцы в наборе (при этом образцы, находящиеся рядом с курсором, поворачиваются в направлении его движения). Оставшиеся три инструмента группы Symbolism влияют на оформление образцов следующим образом: Symbol stainer изменяет цвета образцов внутри набора, Symbol screener — их прозрачность, а Symbol styler используется для присвоения образцам стиля, предварительно выбранного в палитре Styles. Каждый из инструментов имеет множество настроек, удобно организованных в общем диалоговом окне Symbolism Tools Options.

Обратимся теперь к давно не обновлявшемуся набору инструментов для рисования. В Illustrator 10 появился новый изобразительный инструмент Flare, предназначенный для создания эффекта свечения, аналогичного «фотошоповскому» фильтру Lens Flare, с тем лишь отличием, что результат его действия — набор векторных объектов. Появление Flare в Illustrator у кого-то вызовет недоумение, однако, полагаю, этот инструмент пригодится motion-дизайнерам при анимации свечения во Flash или в After Effects. Продолжая тему, упомянем такие инструменты, как: Line (Линия), Arc (Дуга), Grid (Прямоугольная сетка) и Polar grid (Радиальная сетка), о назначении которых можно судить по названиям. Конечно, любой искушенный дизайнер создаст такие несложные объекты при помощи Pen, но эти средства намного убыстряют процесс и доступны даже новичку.

Широкую панораму открывает перед нами новая инструментальная группа Liquify. Группа «сжижающих инструментов» содержит семь разновидностей, призванных вносить живописные искажения разного рода в векторные контуры посредством интерактивного изменения их формы. Warp позволяет изменять векторный объект так, будто вы формуете кусок глины; Twirl закручивает вихреобразные формы; Pucker и Bloat сжимают и упрощают форму, наподобие старого доброго фильтра Punk & Bloat (в десятой версии переименован в Pucker & Bloat); Scallop усложняет контуры объекта множеством криволинейных деталей; Crystallize также призван усложнять контуры деталями, только не криволинейными, а остроугольными; Wrinkle позволяет присваивать контурам детали в форме сглаженных зазубрин. Все инструменты группы Liquify имеют массу настроечных параметров. Не подвергаются их воздействию только символы, текстовые объекты и диаграммы.

В Illustrator 10 разработчики Adobe реализовали ряд возможностей, предназначенных для Web-дизайнеров. На этот раз в редактор добавлена первоначально созданная для Image Ready и поддержанная затем в последней версии Photoshop функция Slice, позволяющая быстро нарезать готовый макет (с помощью диалога Save for web) на отдельные изображения с целью дальнейшей сборки Web-страниц при помощи HTML-кода. Описывать принцип действия Slice, полагаю, не стоит, ибо функция хорошо известна Web-дизайнерам по упомянутым выше пакетам, добавлю только, что она представлена двумя стандартными инструментами Slice и Slice selection. Также в меню Object добавлено подменю Slice, содержащее полезные функции для создания Slice из выделенных объектов и исходя из расположения направляющих. В нем содержатся все команды, необходимые для редактирования и настройки созданных Slice. Кстати, теперь в диалоговом окне Save for web для отдельных Slice задаются в качестве выходного формата, кроме растровых GIF, JPEG, PNG, еще и векторные SVG и SWF.

Последний новый инструмент, о котором осталось рассказать, хорошо знакомом по Photoshop – это Magic Wand (Волшебная палочка), позволяющий выделять объекты со сходными или отличающимися цветами заливки и обводки, толщиной обводки, прозрачностью и режимом наложения. В нем есть возможность настройки допуска по разбросу всех вышеописанных параметров объектов, кроме, разумеется, режима наложения. Поскольку речь зашла о приемах выделения объектов, заметим, что в Illustrator 10 все пункты меню Edit, отвечавшие за операции, связанные с выделением, перебрались в отдельное меню Select — еще один правильный шаг в сторону унификации интерфейса графических редакторов компании Adobe. Кроме функций выделения, знакомых по предыдущим версиям Illustrator, появился еще ряд новых и полезных: показ одновременно всех Direction Handles (манипуляторов, редактирующих кривые Безье); команда выделения всех текстовых объектов, содержащихся в документе. Также появилась возможность, связанная с описанной ранее идеологией символов, позволяющая при одном выделенном образце выделять все остальные, принадлежащие тому же символу. Также мне очень понравилось новая возможность меню Select, которую по достоинству оценят дизайнеры, успешно пользующиеся схожей функцией в 3D MAX. Она сохраняет именованный набор выделенных объектов, с целью последующего возврата к нему после снятия выделения, что бывает очень удобно.

Вот и все нововведения, связанные с операциями выделения в Illustrator, теперь перейдем к функциям деформации. Новое подменю Live distortion (Живая деформация), добавленное в меню Effects, включает 15 разновидностей настраиваемых эффектов деформации, таких как дугообразные и волновые искажения, выпуклости, сжатия и пр. Их главное преимущество, скрывающееcя в слове Live, — редактирование всех настроек эффектов и удаление их без обращения к командам Undo/Redo. Достаточно обратиться к соответствующему пункту в палитре Appearance. Более того, текст не требует перевода в кривые для применения к нему Live distortion и остается после этого редактируемым. «Живая деформация», несомненно, полезна, ибо открывает простор для смелых экспериментов с графическими и шрифтовыми формами без боязни потерять достигнутый результат. Все функции Live distortion имеют интерактивный предпросмотр и сохраняются как часть стиля. Еще одна мощная функция искажений называется Envelope Distort и находится она в меню Object. Теперь, создав контур любой сложности, вы можете использовать его в качестве формы для деформации других объектов, в том числе и текстовых. Что характерно, применив таким образом контур к объекту, вы редактируете его с одновременным автоматическим внесением изменений в объект воздействия. Также функция Envelope Distort предоставляет возможность применить к любому объекту полигональную сетку (как в случае Gradient mesh), после чего, передвигая узловые точки сетки, вы деформируете объект воздействия. Подменю Envelope distort включает 15 настраиваемых стандартных типов деформаций, аналогичных описанным выше видам Live Distortion.

Объекту, содержащему Ф.И.О., с помощью палитры Variables присваивается текстовая переменная.

Еще одно важнейшее новшество, связанное с редактированием геометрических форм, коснулось основного орудия каждого дизайнера, имеющего дело с Illustrator. Речь идет о палитре Pathfinder. Теперь все объекты, полученные в результате операций Add, Subtract, Intersect и Exclude, остаются доступными для дальнейшего редактирования. Говоря проще, применив вычитание к двум квадратам, вы можете выделять их по отдельности с помощью Direct selection и применять к ним любые трансформации, что, естественно, будет сказываться на образуемой ими форме. Кстати, такие формы названы Compound shapes (не путать с Compound Path). По достижении нужного результата можно либо превратить комбинацию форм в единый объект (нажатием кнопки Expand в палитре Pathfinder), либо разделить ее на исходные объекты (Release compound shape в меню палитры).

Пожалуй, самым новаторским средством стало отделение содержимого от оформления — возможность, развязывающая руки дизайнерам при разработке дизайна по шаблонам (например, при создании визитных карточек или набора типовых рекламных баннеров).

На примере изготовления визитной карточки рассмотрим, как работает эта схема. Текстовому объекту, содержащему Ф.И.О., с помощью палитры Variables присваивается переменная, которой затем задается нужное количество значений.

Полученная библиотека переменных с присвоенными им значениями сохраняется в формате XML, и затем в режиме пакетной обработки палитры Actions изготавливается необходимое количество файлов-визиток. В программе предусмотрено четыре вида переменных: диаграмм, файла со ссылкой, текстовой и переменной видимостей, которую можно присваивать (в отличие от остальных) любому объекту на рабочем столе. Набор переменных можно пополнять значениями и редактировать не только визуальным методом в Illustrator, но и напрямую, внося правки в XML-код, либо еще более продвинутым методом, при котором необходимо вмешательство программиста, способного написать скрипт для автоматизации процесса правки. Набор переменных не только обрабатывается с помощью Actions, как описывалось выше, но и используется для генерации изображений с помощью программы имидж-сервера Adobe AlterCast. Например, вы создаете файл, содержащий некую диаграмму, генерируете набор переменных, а затем программист «прикручивает» все это к имидж-серверу, и пользователь получает на Web-странице автоматически генерируемую сервером диаграмму с автоматическим обновлением данных. В итоге вы избавлены от скучной работы по перерисовыванию одной и той же картинки в разных комбинациях.

Вот мы и рассмотрели все глобальные улучшения десятой версии Illustrator. Напоследок позволю себе обратить внимание на разные небольшие, но приятные мелочи. Например, пункт Lock из меню Object расширен дополнительными пунктами All Artwoks Above (блокировка всех вышележащих объектов, относительно выделенного) и Other Layers (блокирует все слои, кроме текущего). Упорядочено меню Window — оно стало более ясным за счет того, что из него были убраны лишние разделители, вносившие неразбериху. В него же помещены ранее явно находившиеся не на месте палитра Document Info и все палитры для работы с текстом (Character, Paragraph, MM Design, Tab Ruler). Меню Effect, Rasterise дополнено настройками сглаживания, применяемого к шрифтам при выводе из Illustrator файлов JPEG, GIF и PNG. В программе исправлены некоторые досадные ошибки, такие как невозможность открытия Color picker двойным щелчком пера Intuos по палитре Tools и ошибка, не позволяющая повторную запись файлов в папках с русскими именами (исправлена только под Windows 2000). Правда, уже замечена, по меньшей мере, одна новая — программа иногда зависает при выходе…

Итак, подведем итоги. Значительная часть новых возможностей Adobe Illustrator по-настоящему ценна, ведь они позволяют переложить рутинную работу на плечи компьютера и посвятить освободившееся время творческому процессу. Возможно, стратегия Adobe по превращению специализированных программ в универсальные приложения не столь позитивна, но что поделаешь — ведь рядовой пользователь хочет получать максимум за свои деньги. Очередной крен программы в сторону Web-дизайна, вероятно, не будет оценен по достоинству дизайнерами, привыкшими полагаться на завершающих стадиях разработки на Photoshop и ImageReady и продолжающими применять Illustrator только как инструмент для создания иллюстраций и логотипов. Неизвестно, изменится ли в будущем ситуация в пользу упорно продвигаемого компанией Adobe SVG-формата, ведь сегодня Web-разработчики предпочитают делать ставку на SWF. Впрочем, Illustrator 10 достаточно хорошо поддерживает оба формата. В целом же новый релиз от Adobe заслуживает своей части дискового пространства на компьютере профессионального дизайнера, не перестающего стремиться к высотам творчества.

Николай «Корней» Гладышев (korney@undo.ru) — фриланс-дизайнер, www.undo.ru.


Illustrator 10

Рейтинг: **** 1/2
Платформы: PC, Macintosh
Системные требования: PC — Pentium II, III, 4; 128 Мбайт оперативной памяти; 180 Мбайт дискового пространства; Windows 98/ME/2000/XP Macintosh — PowerPC, G3, G4; 128 Мбайт оперативной памяти; 180 Мбайт дискового пространства; Mac OS 9.1/9.2/X/10.1
Заключение: десятая версия пакета подтверждает лидирующее положение Illustrator на рынке векторных пакетов. Наряду с новыми возможностями, призванными сделать работу дизайнера более эффективной, программа приобрела целый ряд оригинальных инструментов.
Производитель: Adobe Systems
Рекомендованная розничная цена в Москве: 526 долл.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
ARK-JET SOL 1804

Сочетание качества печати, эргономичности и надёжности делает этот принтер хорошим выбором при изготовлении вывесок, рекламных конструкций, POS-материалов, фотообоев, интерьерной продукции и т. д.

ARK-JET UV 2942

Компактный настольный УФ-принтер малого формата с высоким качеством печати.

GongZheng Apsaras G4-H

Принтер для печати сублимационными чернилами является хорошим выбором для предприятий среднего размера, которые желают расширить свои возможности и масштабы производства.

ARK-JET UV6090 G5i

Надёжный УФ-принтер «сувенирного» формата с высоким качеством печати.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29