101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Психология восприятия шрифтов социальный и эмоциональный контекст

  • Доктор Арик Сигман
  • 9 января 2002 г.
  • 20381
Исследование, проведенное по инициативе компании Lexmark International психологом доктором Ариком Сигманом (Aric Sigman), называется «Психология шрифтов». В нем объясняется, как выбор того или иного компьютерного шрифта может обнаружить тайные стороны вашей индивидуальности и значительным образом повлиять на то, что думает о вас читатель. Поэтому будьте внимательны, прежде чем автоматически использовать заданный по умолчанию шрифт, — ваши слова могут быть неверно истолкованы.

Введение

В условиях сокращения объема рукописных документов люди вынуждены искать новые подходы для передачи своих мыслей с использованием электронных средств печати. Компьютерная техника дает почти неограниченные возможности самовыражения. Подчас важно обратить на себя внимание за счет употребления необычного шрифта, а иногда следует придерживаться существующих норм и правил.

Мы только начинаем осмысливать психологическое воздействие шрифта. Постепенно осознаем, что как приветственное сообщение автоответчика или мелодия вызова мобильного телефона характеризуют систему ценностей их владельца, так и выбор шрифта в различных контекстах сам по себе приводит к передаче некоей самостоятельной информации. Шрифт служит формой социального кодирования, обнаруживая принадлежность человека к тем или иным классам и группам («показной и напыщенный» или «уравновешенный и изящный»).

Для анализа воздействия шрифтов применимы некоторые графологические принципы, но такой подход будет не совсем корректным. Почерк принадлежит конкретной личности, а шрифты производятся и распространяются третьими лицами.

Для оценки критериев, влияющих на выбор шрифтов для достижения различных психологических эффектов, было проведено специальное исследование. Опрошены разработчики шрифтов, консультанты по созданию графических символов, книгоиздатели и пользователи текстовых процессоров. Цель — выявление традиций, принципов и тенденций предпочтения шрифтов; помощь в выборе типов шрифтов, наилучшим образом отвечающих конкретным задачам; выяснение эмоциональных или психологических ассоциаций, вызываемых шрифтовыми наборами.

Психологические ассоциации, вызываемые шрифтовыми наборами

Графологи и разработчики соглашаются, что выбор стиля шрифта сопровождается передачей некоего собственного значения, независимо от того, используется эффект намеренно или нет. Считается, что эффект применения конкретного шрифта в известном смысле зависит от контекста, а также от характеристик воспринимающей личности. Это влияние подсознательно. В идеале печатный текст и само сообщение должны дополнять друг друга, иначе получается несоответствие — человек говорит одно, а выражение лица или тон его голоса обнаруживают противоположное. Многие люди используют конкретный шрифт, потому что он им нравится, или просто потому, что он установлен в их текстовом редакторе, не представляя себе получателя сообщения — человека, который прочтет созданный ими текст.

Считается, что некоторые типы шрифтов передают специфические качества и характеристики.

Общие моменты Размер шрифта. Размер используемого шрифта играет очень важную роль в создании эффекта. Часто относительно мелкий шрифт (например 11 пунктов) создает ощущение большей доверительности и важности информации. Подразумевается, что автор текста настолько значителен, что ему нет нужды заниматься украшательством своего сообщения, скорее это обязанность читателя — склониться и прочитать столь важное послание. По мнению одного разработчика, «люди считают, что простор страницы обязательно должен быть заполнен множеством букв огромного размера, не понимая, что более сильное воздействие достигается как раз при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста».

Мужские шрифты против женских. По устоявшемуся мнению многих экспертов, строгие прямолинейные и шрифты, обладающие «машинными», «техническими» качествами, привлекательнее для мужчин, а у женщин фаворитами являются более округлые и пышные шрифты с выраженными «хвостиками». Антиквенные шрифты типа Times, Times New Roman и Palatino менее сексуально определены, поскольку сочетают мужскую авторитарность с органичным, гуманистическим стилем, более притягательным для женщин.

Гарнитуры Шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно, потому, что их начертание подражает образу человеческого лица.

Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жесткостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. В терминах психоанализа их определяют такие выражения, как «эмоционально зажатый» или «крепкий задним умом».

Шрифты типа Courier являются устаревшими и связываются с написанием простых писем и «компьютерными распечатками» — они весьма безлики и в некоторых случаях рассматриваются как подставленные «по умолчанию». Иногда эти шрифты используют старшие администраторы и секретари, испытывающие скрытую ностальгию по ушедшей эре пишущих машинок и копирки, или журналисты старой школы, ассоциирующиеся с виски, сигаретами и лампами «гусиная шейка», горящими далеко за полночь. Эти шрифты вызывают образы старых машинописных писем, которые обычно приходили из госучреждений в 70-х годах.

Антиквенные шрифты (с засечками) типа Times, Times New Roman и Palatino — это компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на неоклассическую традицию и преемственность. Они вызывают чувство доверия, поэтому являются фаворитами у адвокатов и уважаемых представителей традиционного бизнеса.

Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало и являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен самовыражением посредством шрифтового оформления. Arial наиболее часто выбирается для личной переписки.

Шрифты рукописного стиля — это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персональной подписи». Используя рукописные стили, крупные корпорации ставят задачу казаться более дружелюбными, «близкими к народу», скрывая холодное безличие и реакционность. Им следует пользоваться такими шрифтами с осторожностью, чтобы у читателя не возник вопрос: «Откуда такие приязнь и фамильярность?».

Cоответствие гарнитуры смыслу сообщения

Автобиографии и заявления о приеме на работу. Здесь все зависит от характера профессии и предполагаемого числа претендентов. Неправильно выбранный шрифт может подорвать доверие к претенденту, поэтому простота восприятия и читабельность имеют первостепенное значение. Шрифты Times, Times New Roman, Palatino пригодны для претендентов на более консервативные или традиционные должности, а Helvetica, Verdana, Arial, Modern, Univers — при обращении в молодые фирмы, если автору желательно создать ощущение современности.

Courier следует избегать — это выглядит, как появление на интервью в старых изношенных ботинках. Такой претендент может быть воспринят как «деревенщина» или «не от мира сего». Есть специфические обстоятельства, когда конкуренция настолько жестка, что выгоднее нарушить традиции и выделиться намеренно, однако следует непременно позаботиться о том, чтобы выбранный шрифт не выставил претендента в ложном свете — как безвкусного человека, старающегося привлечь к себе внимание.

ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО
Хотите достучаться до сердца любого человека – выберите Coronet. Более «очеловеченные» шрифты с круглыми «О» и «хвостиками» придадут вашему письму нежность и эмоциональность: вы как бы наклоняетесь, чтобы поговорить с объектом вашего чувства лично. Использование таких шрифтов может служить хорошим подспорьем в романтических отношениях!

Любовное письмо. Более «очеловеченные» шрифты с круглыми «О» и «хвостиками» кажутся дружественными и нежными. Шрифт Mayday — «красиво округленный, мягкий и привлекательный» — характеризуется как очень «влекущий». Курсивные шрифты, вызывающие ассоциации со старым каллиграфическим стилем, по-видимому, обладают качеством эмоционального смягчения — автор как бы наклоняется, чтобы поговорить с читателем лично. Шрифт ITC Humana Serif Light обладает многими из упомянутых качеств. Использование таких шрифтов может служить подспорьем в романтических отношениях.

Однако, набрав письмо шрифтом Courier New, вы можете не добиться желаемого…

Письмо о прекращении взаимоотношений. Здесь уместен шрифт Times — для выражения недвусмысленности без излишней резкости. Подойдет и мягкий курсив, но у адресата может непреднамеренно возникнуть ложная надежда. При неоправданном использовании курсива или рукописных шрифтов читатель может почувствовать покровительственный тон или намерение им манипулировать. Шрифты Verdana или Hoefler Text вызывают легкое ощущение оптимизма без утраты чувства уважения. Для письма тем, кто не хочет поверить в отказ, подойдут Courier или более жесткие «технические» шрифты, не оставляющие места для неверного истолкования или отступления — «бизнес есть бизнес».

ПИСЬМО О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Если вы прощаетесь с кем-то, и это к лучшему, не забудьте выбрать строгий, «технический» шрифт. Попробуйте Impact – ваше решение не будет истолковано двояко и оно окончательное. Но, если вы хотите сделать это мягко, то можно предпочесть курсивные шрифты типа Coronet, хотя есть опасность, что получатель может усмотреть в этом ложную надежду на продолжение отношений.

Требование. Например при требовании возврата долга. Это прозрачный намек на потаенную мощь — тем, у кого есть большая дубина, нет нужды о ней кричать. Здесь уместен шрифт малого или среднего размера. Даже мелкий Courier справится с задачей, поскольку указывает на четко выраженное намерение и возможности автора пренебречь вопросами элегантности шрифта и подразумевает также, что «настоящее сообщение не требует ответа …прислушайтесь, иначе …да, кстати, — ваши соображения или отношение к данному письму не имеют никакого значения и т. п.».

ТРЕБОВАНИЕ Это прозрачный намек на потаенную мощь — тем, у кого есть большая дубина, нет нужды о ней кричать. Здесь уместен шрифт малого или среднего размера. Даже мелкий Courier справится с задачей, поскольку указывает на четко выраженное намерение и возможности автора пренебречь вопросами элегантности шрифта.

Благодарственное письмо. Здесь используются прямые, ровные и живые шрифты — например Geneva. Простой мелкий шрифт затрудняет восприятие, поскольку читатель должен сконцентрироваться для его осмысления, подсознательно предполагая, что вы так высоко цените свою благодарность, что выдаете ее малыми порциями.

ПИСЬМО ОБ УХОДЕ В ОТСТАВКУ
Если работа была сущим адом, то для выражения нечеловеческой холодности обязательно выберите Courier New…

Письмо об уходе в отставку. Если работа вам нравилась, подойдет профессиональный и при этом привлекательный шрифт, такой как New York или Verdana. Если же работа была сущим адом, то для спокойного ухода подойдет стандартный Times New Roman или Arial, а для выражения нечеловеческой холодности выбирайте Courier New.

Если же работа наоборот вам нравилась, подойдет профессиональный и при этом привлекательный шрифт, такой как Verdana.

Tенденции

В то время как разработчики постоянно пытались «освоить новые территории», создавая такие неуравновешенные шрифты, как Bliss или Hushka, доходчивость вновь вышла на повестку дня с появлением таких классических гарнитур, как Helvetica, Frutiger. За последние годы возросла популярность подстраиваемых шрифтовых наборов, поскольку рекламодатели стали осознавать, что тип выбранного шрифта имеет самое непосредственное отношение к восприятию информации. Рекламное агентство Mailshot сообщало о внимании клиентов к соответствию шрифта духу рекламной кампании. Интересно отметить, что книгоиздательская промышленность не сумела применить эти идеи для печати романов разных жанров. В одном еще не опубликованном исследовании изучались шрифты, применяемые в пользующейся спросом популярной литературе, и исследователи пришли к заключению: «Издатели дешевой романтической литературы почти повсеместно игнорируют основные принципы создания книги. Классические шрифты, такие как Bembo, Baskerville и Palatino, выбираются без какого бы то ни было учета содержания книги.

Заключение

Сегодня технологии, предоставляющие простор «шрифтовому» самовыражению, хорошо проработаны и доступны. И все же создается впечатление, что люди еще не в полной мере используют таящиеся в них возможности. Указатель на путях развития событий — рост влияния расширенных и улучшенных систем «Webmail», обеспечивающих широкий выбор шрифтов и графики для электронной почты. «Придавая повышенную эмоциональность электронным сообщениям, пользователи смогут в большей мере проявить собственную индивидуальность». Как и со всеми новыми технологиями, дело начинается с решения практических задач. Лишь позже выясняются возможности для самовыражения и предъявляются требования индивидуального стиля.

Редакция Publish благодарит представительство Lexmark за помощь в подготовке публикации.


KОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

Шрифты на все случаи жизни

Во времена пишущих машинок высоким качеством документа считалось отсутствие помарок, ровные строчки и то, что буквы отпечатаны на бумаге с одинаковой силой. Теперь об этом заботится компьютер, а пользователю пришла пора приобщиться к типографике.

При редактировании экранных текстов профессионалы всегда используют один и тот же шрифт, лучше всего воспринимаемый ими с экрана. Но было бы ошибкой не позаботиться о внешнем виде документа перед выводом его на печать и, в частности, не назначить шрифт, приличествующий случаю.

Имея возможность держать на рабочем месте QuarkXpress, я сделала своей стандартной практикой распечатывать важные бумаги только с помощью этой программы. Освоить базовый ресурс Quark оказалось не так уж сложно. Зато я убедилась, насколько солидным становится документ, если в распечатке напоминает страницу хорошей книги. Длинные тире, кавычки-«елочки», аккуратно сделанные «шапки» и заголовки, правильно выбранный кегль шрифта, удачно подобранное соотношение текста и «воздуха» — все вместе производит даже более сильное впечатление, чем можно было ожидать.

Остановимся подробнее на кириллических версиях шрифтов, о которых идет речь в данной статье.

Ариал, Курьер и Таймс — набор, имеющийся на каждом компьютере. Выбор шрифта для работы на экране определяется, как известно, не столько художественными достоинствами, сколько качеством хинтования — и здесь у Ариала, пожалуй, до сих пор нет конкурентов. Год назад можно было думать, что Ариал потеснит Вердана — но, увы, я назначила Вердану, и вот сейчас передо мной на экране буква «с» слипается с буквой «о»... Ариал, сколько б его ни ругали, такого себе не позволяет. Но все-таки — экран экраном, а от распечатывания документов Ариалом хотелось бы предостеречь. Качество его кириллической версии оставляет желать лучшего, и документ может показаться небрежным — будто вам вообще безразлично, как он в итоге будет выглядеть. Если вы и впрямь не желаете тратить ни секунды своего времени на переназначение шрифтов — тогда, наверное, стоит все же сделать рабочим шрифтом Вердану. Она почти не уступает Ариалу на экране, но при этом хорошо выглядит и на бумаге.

Вердана менее экономична, чем Ариал, у нее расширенные пропорции, и в результате при переписке по e-mail она придает письму основательный вид. Веское слово — только и скажешь при виде письма, набранного Верданой.

Я не уверена, что шрифт Курьер так уж недопустим в документах. В нашей стране он ассоциируется скорее с профессиональным программированием и, следовательно, вызывает уважение. А если уж имитировать пишущую машинку, лучше взять шрифты Оптимус, Ятрань, Секретарь (кириллический вариант гарнитуры ITC Америкен Тайпрайтер) или даже Трикси. Вы вовсе не прослывете «деревенщиной», а, скорее, модным эстетом с высоким уровнем самооценки.

Добавим, что у Таймс несколько кириллических версий: Ньютон, Темза, Тевтоника, Латинский. Стандартный Таймс Нью Роман (довольно сильно отличающийся от исторического Times) будет самым скромным вариантом, не выделяющим вас «из толпы»; выбор же, например, Ньютона ненавязчиво сообщит о вашей грамотности и о специально уделенном внимании внешнему виду документа.

То же можно сказать о Баскервиле (есть хорошая кириллическая версия под именем ITC Нью Баскервиль), Палатино (имеются несколько кириллических версий). Шрифт Георгиа, охарактеризованный в статье как «живой и непосредственный», создан Мэтью Картером по заказу Microsoft, как и Вердана, и также доступен в авторском кириллическом варианте.

Фрутигеру в кириллице соответствует шрифт ФриСет. Для двух других гротесков, названных в статье классическими, — Гельветики и Универса — наборы кириллических символов разработаны фирмой «Линотайп». Близки к Гельветике по рисунку широко используемые у нас Прагматика и Гелиос.

Статью характеризует явственный шрифтовой «американский акцент»: многие названные шрифты созданы небольшими студиями в США и слабо распространены даже в Европе, не говоря уже о России. К сожалению, сейчас не существует кириллических версий шрифта Bembo, и я бы не решилась советовать чем-то его заменить. Это невозможно — Bembo есть Bembo... Нет кириллических вариантов шрифтов Modern, Mayday, ITC Humana Serif Light, Hoefler Text и Bliss (кстати, я бы не назвала его таким уж «неуравновешенным»). А шрифтов Geneva, Hushka и Comic Sans мне не удалось увидеть даже в богатой коллекции каталогов, которой располагают ведущие московские дизайнеры шрифта.

Анна Шмелева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23