101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Nikon Super CoolScan 4000 ED

  • Кирилл Прохоцкий
  • 24 октября 2001 г.
  • 23322

Лозунг «Лучше чуть позже, но лучше!» — вполне мог бы служить девизом фирмы Nikon. Слайд-сканеры с оптическим разрешением 4000 dpi больше года представлены на рынке, но новый аппарат от Nikon — Super CoolScan 4000 ED — естественно привлекает к себе пристальное внимание. Основательность подхода в сочетании с новейшими технологиями всегда отличала продукцию Nikon. За представившуюся возможность проверить новинку в работе я ухватился обеими руками.

Благодаря небольшим размерам сканера место для него найдется на любом рабочем столе. Радует удобная особенность — сканер работает как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. На мой взгляд, последнее предпочтительней — на пленку и на оптическую систему, которые в этом случае располагаются вертикально, будет меньше оседать пыль.

Подключение к компьютеру осуществляется по интерфейсу IEEE-1394 (контроллер и соединительный кабель входят в комплект). Установка платы контроллера и драйвера сканера проблем не вызывают — достаточно следовать подробной инструкции. Неприятным моментом является то, что загрузка Twain-драйвера сканера в Photoshop занимает ровно 45 секунд. Ни одна другая программа на моем компьютере (Pentium-III 500, память 384 Мбайт, жесткий диск SCSI от IBM на 7200 об./мин, Windows 98 SE) не загружается столько времени. Пару раз эта длительная загрузка плавно переходила в зависание, из которого можно выйти только нажатием кнопки Reset.

По словам представителей Nikon, драйвер может работать и как отдельное приложение – при этом скорость значительно увеличивается, а система работает стабильнее.

В комплекте со сканером поставляются два адаптера: для слайдов в рамках и для пленки в отрезках от 2 до 6 кадров. Отрезки пленки заправляются прямо в пленочный адаптер и протягиваются через него с помощью встроенного подающего механизма. Если пленка сильно коробленая, то ее необходимо заложить в специальный держатель и сканировать по одному кадру через адаптер для слайдов в рамках. Адаптеры нельзя заменять в сканере, когда в них находится сканируемый оригинал. Слайд в рамке удаляется нажатием кнопки на адаптере, но полоску пленки можно вытащить, только щелкнув по «иконке» в драйвере.

Возможности Nikon Super CoolScan 4000 ED значительно расширятся, если приобрести дополнительные адаптеры. Существуют адаптеры для сканирования пленок формата APS, неразрезанного рулона пленки длиной до 40 кадров и для автоматического сканирования 50 слайдов в рамках.

Сканер комплектуется драйвером Nikon Scan версии 3.1. Судя по всему, выхода следующих версий следует ожидать в самое ближайшее время. Слишком много разных мелких недоработок в драйвере. Про длительную загрузку я уже говорил. Очень неудобно, что не сохраняются автоматически параметры и результаты предварительного просмотра последнего сканируемого изображения при использовании пленочного адаптера. В некоторых надписях такой мелкий шрифт, что его почти невозможно разобрать. Не сразу «цепляются» мышкой ползунки при настройке уровней и кривых. Нажатие на кнопку Stop в окне «Прогресс индикатора» не останавливает сканирование, а закрывает весь драйвер. Глубина цвета все время сбивается на стоящие по умолчанию 8 разрядов.

На рисунках представлены (сверху вниз): выцветший оригинал, моя реставрация цвета, какой я ее помню, и то, что выдал Digital ROC. Из-за сдвига тонового диапазона манипуляцию уровнями лучше производить после задания значения Digital ROC (диапазон — от 0 до 10).

Доработать драйвер просто необходимо, т. к. исходно он предоставляет широкие возможности по оптимизации изображения перед сканированием. Очень удобно в одном окошке Curves регулируются уровни и кривые, а LCH Editor (Lightness, Chroma, Hue) позволяет гибко настраивать цвет в изображении. С помощью опции Analog Gain аппаратно меняется чувствительность по отдельным цветовым каналам. Ну и конечно, в драйвере присутствуют стандартные настройки типа Unsharp Mask и Color Balance. В окне Scanner Extras задаются отступы при сканировании отрезков пленки, число проходов сканирования (от 1 до 16 на кадр) и глубина цвета (8 или 14 разрядов), вручную фокусируется изображение.

Очень удачно и просто, на мой взгляд, решена задача управления цветом в драйвере. Во-первых, систему управления цветом можно отключить полностью. При этом становится доступен ползунок установки коэффициента контраста (гаммы) изображения, но не работают опции Unsharp Mask и, главное, LCH Editor. При включении системы управления цветом вы можете задать профиль монитора и выбрать одно из нескольких цветовых пространств. Их список разделен чертой на две неравные части. В верхней находятся ориентированные на гамму 2,2, а в нижней — на гамму 1,8. В каждой из частей самое верхнее пространство имеет самый малый цветовой охват, а самое нижнее — наибольший. Все очень логично и удобно.

Плюс ко всему, если вы не хотите использовать систему управления цветом и встраивать профиль в ваш файл, но желаете реализовать потенциал LCH Editor и Unsharp Mask, в качестве номинального цветового пространства задается Scanner RGB, которое не делает ничего. В файл не будет встроен никакой профиль, и не будет производиться никакое цветовое преобразование. Именно такая настройка дала на моем компьютере наилучшее совпадение цвета изображения в окне драйвера и в Photoshop. Профиль сканера здесь, скорее всего, задействован, но исключительно для внутреннего преобразования информации, снятой с матрицы ПЗС, в готовый файл.

Несколько странно решен в драйвере вопрос с разрядностью получаемого изображения. Такое впечатление, что переход с 14 бит на 8 не только меняет разрядность получаемого на выходе файла, но и уменьшает разрядность считывания изображения. Гистограмма файла, отсканированного с разрядностью 8, имеет заметную зубчатость. Но когда тот же слайд был отсканирован с установкой 14 разрядов, получен в Photoshop в виде файла с 16 разрядами на цвет и преобразован в файл с 8 разрядами на цвет, гистограмма оказалась гладкая и плавная. Отсюда прямая рекомендация: сканировать только в режиме 14 разрядов, а окончательно оптимизировать изображение и переводить в 8-разрядный цвет в Photoshop.

Изменения в качестве получаемого изображения при сканировании на несколько проходов неоднозначны. Разницы между сканированием на 1 и на 4 прохода практически не видно. При сканировании на 8 и 16 проходов изображение выглядит глаже, но менее резким. Кажется, что просто нет стопроцентного геометрического совпадения сканирования по каждому проходу. По части улучшения проработки темных мест ничего сказать не могу — не заметил. Зато существенно меняется время сканирования. На 4000 dpi за 16 проходов с включенной системой удаления дефектов — двенадцать с половиной минут. Так что в практической работе оптимальней пользоваться обычным однопроходным сканированием.

В драйвере сканера есть возможность применять три различных технологии улучшения качества изображения. Digital ICE — аппаратно-программный метод удаления дефектов изображения, Digital ROC — программный метод восстановления цвета выцветших оригиналов и Digital GEM — программный метод уменьшения зернистости изображения. К сожалению, все три технологии работают только с цветными оригиналами.

Digital ICE на сканере Nikon Super CoolScan 4000 ED работает на порядок лучше, чем на CoolScan 2000. На предыдущей модели использование Digital ICE приводило к некоторому смягчению изображения. На 4000-м резкость не только не ухудшается, но даже как будто становится лучше. Качество удаления дефектов просто отличное. Время сканирования слайда или негатива с включенной системой Digital ICE составляет от 2,5 до 4 минут (интервал зависит от процессорной мощности — загрузка процессора во время операции стопроцентная), против 45 секунд без нее при сканировании на 4000 dpi. А сэкономить можно часы, которые пришлось бы потратить на ретушь. У Digital ICE есть два режима работы. Все, что написано выше, относится к режиму Normal. Есть еще режим Fine, пользоваться которым я не советую. Время сканирования удлиняется в два раза, резкость ухудшается, а дефекты убираются так же, как и в режиме Normal.

Digital ROC, технологию восстановления цвета, лучше использовать не просто на изменивших свой цвет от времени, а именно на выцветших, блеклых оригиналах. Если оригинал потерял цвет, но остался темным, то самые темные детали могут провалиться в сплошную черноту. При некоторых навыках обработки изображений работу Digital ROC легко сделать самому.

В отличие от ROC, работу Digital GEM выполнить самому будет затруднительно. Гранулярность полученного с ее помощью изображения понижается очень существенно и без особого влияния на резкость.

Все три технологии цифровой обработки изображения одинаково работают как со слайдами, так и с негативами. Качество их сканирования практически не отличается. Может быть, на негативах надо чуть-чуть больше поработать с кривыми, чтобы добиться правильного цвета. Негатив всегда был более трудным объектом для сканирования, чем слайд, но Nikon Super CoolScan 4000 ED с обоими справляется просто великолепно. Черно-белые негативы также сканируются отлично. Резкость полученного изображения высокая, гранулярность низкая, тоновый диапазон передается очень хорошо.

В своей оптико-механической части Nikon Super CoolScan 4000 ED позволяет полностью решить все задачи по сканированию узкопленочных оригиналов. Качество удовлетворит самого требовательного пользователя. Система устранения дефектов Digital ICE существенно сокращает время подготовки файлов. После доработки драйвера Nikon Super CoolScan 4000 ED можно смело рекомендовать всем, кто хочет качественно, быстро и за приемлемую цену сканировать 35-мм пленки.

Об авторе: Кирилл Прохоцкий (prokirill@chat.ru) — независимый автор.


Super CoolScan 4000 ED

Рейтинг: ****1/2
Заключение: компактный слайд-сканер с отличным качеством сканирования всех типов 35-мм фотопленки. Существенно сокращает время, затрачиваемое на техническую обработку файла. В комплекте поставляется контроллер IEEE 1394. Дополнительно доступны адаптеры для пакетного сканирования неразрезанной пленки в рулонах и слайдов в рамках.
Производитель: Nikon.
Розничная цена: около 2000 долл.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
ARK-JET SOL 1804

Сочетание качества печати, эргономичности и надёжности делает этот принтер хорошим выбором при изготовлении вывесок, рекламных конструкций, POS-материалов, фотообоев, интерьерной продукции и т. д.

ARK-JET UV 2942

Компактный настольный УФ-принтер малого формата с высоким качеством печати.

GongZheng Apsaras G4-H

Принтер для печати сублимационными чернилами является хорошим выбором для предприятий среднего размера, которые желают расширить свои возможности и масштабы производства.

ARK-JET UV6090 G5i

Надёжный УФ-принтер «сувенирного» формата с высоким качеством печати.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30