2001.11.13, Автор: Кирилл Прохоцкий6553 прочтений

Что мы разрешим принтеру,и что он нам выдаст

Теги: Допечатные процессы Publish

Выбрать правильные параметры для подготовки цифрового изображения к печати на струйном принтере не так просто, как это может показаться.

Выбрать правильные параметры для подготовки цифрового изображения к печати на струйном принтере не так просто, как это может показаться.

Цветной струйный принтер с печатью фотографического качества прочно занял свою экологическую нишу на рабочем столе фотолюбителя, рядом с компьютером. Отсканированные или отснятые цифровыми фотоаппаратами изображения хочется иногда распечатать. Монитор со своей фотографией любимой девушке дарить не будешь — в сумочку не влезет, да и мониторов на всех не напасешься.

Параметров, которые необходимо учесть при подготовке файла к печати, довольно много. Не все они однозначно описываются числовыми значениями. Изменяя контраст/цветовой баланс, можно добиваться различного восприятия одного и того же кадра. Формализовать получение необходимого эффекта практически невозможно. Главное тут — знание, опыт и художественный вкус.

На этапе освоения фотопечати с помощью принтера и компьютера такие творческие вопросы, как правило, не возникают. Возникают те, что попроще. Например такой: «А с каким разрешением надо готовить файл для моего струйника?». На разных компьютерных выставках, где мне приходилось работать, его задавали чаще всего. Так и хотелось ответить коротко и ясно — 300 dpi, особенно к концу дня, когда язык уставал. И, в общем, не соврал бы, но полуправда опасна тем, что в новой нестандартной ситуации информации для принятия правильного решения может не хватить. Так что попробуем разобраться в этом вопросе более основательно.

Несколько слов по поводу линиатуры. Печать на струйных принтерах в режиме максимального качества осуществляется с использованием метода частотно-модулированного или, иначе, стохастического растрирования. То есть на отпечатке нет регулярной растровой структуры. Следовательно, понятие линиатура (частота растра) теряет смысл при описании переноса файла на бумагу, и оперировать надо непосредственно с разрешением файла. Про линиатуру все.

Разрешение печати, линиатура, чернила

Максимальное физическое разрешение печати на современных цветных струйных принтерах достигает величины 2400x1200 точек на дюйм (пример — Canon S800Photo). Когда мы говорим про физическое разрешение печати принтера, речь идет не о полутоновых точках, а о точках, созданных капельками краски, которые принтер «выплевывает» на бумагу. Цвет этих точек определяется цветом чернил, образующих капли. Таких цветов всего четыре — голубой, пурпурный, желтый и черный (последний, в общем, не цвет, а ахроматический тон). Разрешение файла тоже описывается числом точек на дюйм, но точки эти, в случае полноцветного изображения, уже полутоновые, то есть несущие всю информацию о цвете. Задача печати состоит в том, чтобы передать точками фиксированного цвета все многообразие цветов исходного изображения.

Чтобы наглядно представить как это происходит, обычно рисуют матрицу размером 16x16 ячеек (16x16=256 градаций по каждому цвету). Если все ячейки у матрицы пустые, то это соответствует нулевой плотности тона. В каждую ячейку попала капля краски — получили максимальную плотность. Промежуточные полутона определяются количеством занятых ячеек матрицы. Фактически, такая матрица является эквивалентом полутоновой точки файла, так как ее ячейки можно заполнять каплями разных цветов. Способ заполнения определяется алгоритмом растрирования драйвера принтера. Раз принтер может уложить 1200 точек на дюйм, то матриц (полутоновых точек) он уложит 1200:16=75. То есть, в первом приближении, разрешение файла, отправляемого на печать, должно быть равным 75 dpi.

Многим такие рассуждения покажутся слишком упрощенными, и правильно. Действительно, мы не учли очень много факторов. Во-первых, растрирование-то стохастическое, и регулярной структуры нет. Разрешение файла должно учитывать не просто арифметическое количество матриц 16x16 на дюйм, а их суперпозицию, то есть влияние друг на друга. Матрица при стохастическом растрировании не имеет четких границ и размеров.

Во-вторых, в современных принтерах с возможностью фотопечати, как правило, используются дополнительные бледные чернила голубого и пурпурного цвета. У того же Canon S800Photo, бледные чернила на 75% светлее обычных. Это сделано для уменьшения заметности точечной структуры на более светлых местах отпечатка, к тому же класть эти светлые чернила можно в четыре раза чаще, чем обычные при той же плотности тона. Однако, это лишь два цвета из четырех, и, фактически, отсюда следует, что при равной плотности, но при разном цвете частота расположения точек будет меняться.

В-третьих, размер точки печати варьируется в зависимости от плотности тона на отпечатке. При печати больших темных областей размер точки увеличивается. На темной области крупная точка все равно незаметна, а скорость печати возрастает. Сами понимаете, на разрешение печати размер точки тоже влияет. Но что же, оно разное в темных и светлых местах изображения?

В-четвертых, неизвестен алгоритм растрирования в драйвере конкретного принтера. На сколько полутонов фактически делится каждый цвет (я очень сомневаюсь, что на 256), с какого общего уровня плотности изображения и в каком количестве начинает прибавляться черная краска, как распределяются точки, где порог изменения их размера. Да, не забудьте, что разрешение по одной оси в два раза больше, чем по другой.

Ну что, кто-нибудь хочет защитить докторскую? А если серьезно, определить и учесть все эти факторы просто невозможно. Как минимум, разрешение в 75 dpi надо увеличить в два раза, а может и в три. Но давайте зайдем с другого конца, вернее с двух концов. Попробуем определить пределы разрешения файла при печати на принтере.

Сверху и снизу

Критерием нижней границы разрешения файла следует принять тот предел, когда на отпечатке исчезает пикселизация исходного изображения. Речь идет именно о пикселах исходного файла, а не о точках на бумаге. Соответственно, этот параметр зависит от расстояния просмотра изображения, и, по моим оценкам, лежит в пределах 150–200 dpi. Чем меньше изображение и ближе расстояние просмотра, тем больше должно быть разрешение. Не забудьте, это относится к нижнему пределу необходимого разрешения.

Верхний предел разрешения определим для файла, содержащего только черные и белые пиксели. Если отправить на печать не полутоновое, а черно-белое изображение, то принтер может поставить в соответствие каждому черному пикселю каплю черной краски. То есть, он может распечатать черно-белое изображение с разрешением 1200 dpi. Это и будет верхним пределом разрешения файла для печати на принтере.

Итак, полутоновое разрешение — 150–200 dpi, черно-белое — 1200 dpi. Поднимите руку, кто догадался, что делать дальше. Молодцы, так я и думал, ведь дальнейшее очевидно. Просто надо представлять (в воображении) любое изображение, которое вы собираетесь напечатать, в виде двух слоев: одного полутонового, а второго — черно-белого. Если мелкие темные детали отсутствуют вовсе, то при печати такого файла достаточно разрешения в 200 dpi. Если мелких деталей много, и они действительно мелкие, то подготовка файла на высоком разрешении улучшит их проработку. Причем, чем выше разрешение, тем лучше будет проработка мелких деталей. Ограничение по разрешению — 1200 dpi.

Повторю еще раз. Если при полиграфической печати с использованием регулярного растра разрешение файла превышает линиатуру печати более чем в два раза (вношу свою лепту в вопрос о коэффициенте качества: 1,4 или 2), то дальнейшее улучшение качества не наблюдается. В отличие от этого при стохастическом растрировании, чем выше разрешение исходного файла, тем выше качество получаемого отпечатка, но только там, где мы можем это заметить. Передача плавных полутонов при печати с разрешением 200 dpi и 1200 dpi будет одинакова. Передача мелких деталей на 1200 dpi будет явно лучше.

Что делать?

Какие практические выводы следуют из всего вышесказанного? Первое и самое главное: не надо задавать определенное значение разрешения файла перед отправкой его на печать. В большинстве случаев достаточно, если оно будет лежать в диапазоне от 300 до 400 dpi (картинки, записанные на CD-ROM, идущий в комплекте с принтерами Epson, сделаны на 360 dpi). Обычно я сканирую изображение с пленки с максимальным оптическим разрешением сканера, а потом, перед печатью, просто задаю нужные размеры, без изменения количества пикселей в изображении.

Если кадр размером 24 на 36 мм отсканировать на 2700 dpi, то при печати на формат 10x15 см его разрешение будет около 650 dpi, а при печати полного листа А4 — чуть больше, чем 300 dpi. Обычные фотографии сканировать с разрешением более, чем 600 dpi не имеет смысла. Если разрешение исходного файла меньше, чем 150–200 dpi на размер печати, то лучше сделать интерполяцию до 200–300 dpi. Деталей не прибавится, но возможной пикселизации мы избежим.

Сделай сам

Нижнюю границу разрешения файла, отправляемого на печать, очень легко определить самостоятельно. Надо взять какой-нибудь хорошо подготовленный файл, можно без мелких деталей, но желательно с резкими контурами. Его разрешение должно быть 300–350 dpi. Не изменяя размеров, меняйте разрешение файла в сторону уменьшения через равный интервал, и сразу, не сохраняя, отправляйте на печать. Как только контуры станут зубчатыми — все, предел достигнут.

При современных ценах на память и жесткие диски, сканирование на максимальное (в разумных пределах) разрешение себя оправдывает: один раз и на все возможные варианты печати. Если же объем получаемого файла критичен, то анализ изображения поможет определить его оптимальный размер. Изображение нерезкое, без мелких элементов — смело можете понижать разрешение. В общем, смотрите на картинку, а не на принтер.

Вместо послесловия

Когда я уже написал статью, мне в голову закралась шальная мысль — а так ли все на самом деле? Все положения и выводы, содержащиеся в статье, я приводил исходя из собственного, более чем пятилетнего опыта работы с изображениями и печати на струйных принтерах, но конкретного эксперимента не ставил. Время пришло, подумал я, и решил проверить все досконально.

Порывшись в своих слайдах, я нашел правильно экспонированный резкий кадр, снятый на пленке Fuji Velvia. Как раз то, что надо: однотонное небо, листья с не очень резкими переходами тонов и тонкие мелкие черные веточки.

С помощью сканера Acer ScanWit 2720S я отсканировал выбранный кадр с разрешением 2700 dpi. В Photoshop изменил разрешение файла на 1200 dpi, разумеется без изменения числа пикселей. Размеры изображения в файле увеличились с 24x35 мм до 54x78 мм.

Сохранив файл в таком виде, я сделал с него 6 копий. Открывая копии, я задавал для каждой из них свое разрешение, уже не меняя размеры. У меня получилось 7 файлов с разрешениями 1200, 600, 400, 300, 200, 150 и 100 dpi. Все файлы я распечатал на принтере Epson Stylus Photo 1290 на бумаге Epson Premium Glossy Photo Paper с разрешением 2880 на 720 точек. Это немного меньше, чем 2400 на 1200 у Canon S800 Photo, но тенденция возрастания качества с увеличением разрешения верна для любого принтера.

Результат меня приятно удивил. Приятно — потому, что подтвердил все, что написано выше, а удивил — степенью изменения качества. Не знаю, как передаст разницу полиграфия, но отпечаток файла с разрешением 1200 dpi был существенно лучше отпечатка файла с разрешением 600 dpi в части передачи мелких деталей. Вот так: если в файле есть информация на 1200 dpi, то ее можно воспроизвести на современных принтерах.

Далее, я отсканировал один и тот же фрагмент отпечатка каждого файла на сканере Microtek ScanMaker X12 с разрешением 1200 dpi, и, без изменения числа пикселей, понизил разрешение до 300 dpi. Получилось, что скан отпечатка увеличился в четыре раза. Результат перед вами.

Если продублировать изображение словами, то выводы просты. Как я уже говорил, качество передачи мелких деталей растет непрерывно. Небо, практически однотонное, выглядит одинаково и на 1200 и на 100 dpi. Заметная пикселизация листьев пропадает при печати файла с разрешением 300 dpi (при просмотре с увеличением), но четкость их контуров растет вплоть до 1200 dpi.

Резких вам отпечатков!

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus