2001.09.192319 прочтений

FreeHand 10

Теги: Publish

Выход юбилейной, десятой, версии популярного векторного редактора - отличный повод для того, чтобы подвести итоги его развития, сравнить с конкурирующими продуктами и сделать...

Выход юбилейной, десятой, версии популярного векторного редактора — отличный повод для того, чтобы подвести итоги его развития, сравнить с конкурирующими продуктами и сделать прогнозы на ближайшее будущее.

Исторически сложилось так, что рынок профессиональных редакторов векторных изображений оказался поделен тремя его основными участниками: CorelDRAW, Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand. CorelDRAW известен повсеместно на платформе РС за счет богатых функциональных ресурсов и высокой скорости работы (в чем с ним до сих пор не может сравниться никто другой). Однако у каждой медали есть и обратная сторона: CorelDRAW частенько выходил еще «сырым», в результате чего за ним стала закрепляться слава мощного, но склонного к «глюкам» программного продукта. Illustrator до выхода девятой версии значительно уступал CorelDRAW по широте своих возможностей и использовался, в основном, на последней стадии допечатной подготовки — для получения файлов EPS эталонного качества.

Третий участник гонок — компания Macromedia, похоже избрала идеальную тактику для продвижения своего FreeHand, взяв за основу Adobe Illustrator и постоянно отслеживая появляющиеся новшества у CorelDRAW. Он снискал себе славу «золотой середины» среди редакторов векторной графики на обеих платформах. Собственно говоря, уникальным сочетанием стабильности, отсутствия существенных недоработок, наряду с довольно сильными возможностями, и объясняется особая привязанность к нему многих дизайнеров. Однако девятая версия Illustrator, заметно прибавив и поднявшись практически на одну ступеньку с CorelDRAW, по сути перетянула пользователей FreeHand к себе, став предпочтительнее по всем параметрам. И вот появляется десятая версия FreeHand. Давайте окинем взглядом те средства, которые имеет редактор сейчас, и попробуем трезво оценить перспективы его развития.

Как театр начинается с вешалки, так и любая программа начинается с интерфейса. Панели инструментов FreeHand хорошо скомпонованы и аккуратны; единственное исключение — Color Mixer (Смеситель цветов), на фоне остальных она смотрится явно чужеродной вставкой. Очень интересна панель Inspector — в ней сосредоточены все часто используемые операции с объектами, а места на экране занимает на удивление мало. Поэтому отсутствие универсальной палитры Property Bar (Панель свойств), существующей в DRAW, практически никак не сказывается. C другой стороны, отсутствие интерактивности (когда эффектами можно управлять при помощи различных ползунков и контрольных точек, которые появляются прямо на объектах воздействия) все-таки ощущается.

В десятой версии FreeHand изменился интерфейс. Его дизайн стал однотипным со всеми последними продуктами Macromedia, а панель инструментов наконец-то приведена в соответствие с той, что имеется в FireWorks. Подобная унификация призвана упростить работу в обеих программах, поскольку привычные инструменты будут теперь всегда у вас под рукой.

Функция контурного градиента стала хорошим дополнением к уже существующему эффекту Contour.

Векторные возможности

К десятой версии FreeHand пришел, имея полный арсенал инструментов для создания макетов любой степени сложности. Кроме основных (прямоугольник, многоугольник, спираль, окружность, линия, построение по точкам и кривые Безье), в программе существует и ряд «продвинутых», имеющих общее название Xtras. Отметим имитацию вращения плоских фигур (3D Rotation), Smudge (аналог Blend в DRAW), искажение формы кривой (Bend и Roughen) и рисование целыми изображениями (Graphic Hose).

Как и в любом уважающем себя векторном редакторе, во FreeHand имеется стандартный «джентльменский набор» эффектов типа Lens: Transparency, Magnify, Darken, Lighten, Monochrome, Invert, что значительно экономит время работы над макетом.

Несмотря на «почтенный» возраст программы, разработчики продолжают включать в нее новые инструменты — правда, от версии к версии степень их полезности уменьшается. Разные мнения могут быть по поводу типа заливки, появившегося в FreeHand 10, — контурного градиента (Contour Gradient), но как бы там ни было, конкуренты наверняка захотят включить в свои продукты аналогичную функцию, поскольку она будет хорошим дополнением существующему в них эффекту Contour. Представьте себе, что вы делаете Blend (Переход) между двумя объектами, один из которых, размером в точку, расположен в пределах другого. Вы можете менять расположение первого объекта, перетаскивая специальный движок на панели Gradient, — при этом соответственно меняется и результат градиента. Такой подход позволяет не задумываться над указанием количества шагов в переходе, как в случае с привычным Blend, — разрывов между объектами не будет. Степень нарастания градиента можно менять в широких пределах, достигая необходимого эффекта. При этом устанавливается произвольное количество промежуточных цветов, что существенно упрощает работу по сравнению с обычным способом.

Кроме простого заимствования чужих идей с последующим их развитием (достаточно вспомнить судебный процесс, инициированный Adobe по поводу очевидного плагиата пользовательского интерфейса, впервые использованного Macromedia во Flash 5), во FreeHand взят на вооружение свой собственный метод, хорошо зарекомендовавший себя в том же Flash: использование в документе специальных объектов — «символов» (symbol). Превращение любого объекта в «символ» дает сразу несколько преимуществ, обнаруживающихся при многоразовом появлении этого объекта в документе. Во-первых, достаточно изменить сам «символ», чтобы автоматически обновились свойства всех остальных объектов, связанных с ним (по терминологии Flash — instances). Во-вторых, существенно сокращается размер файла, поскольку в памяти хранится только один объект. Процедуры редактирования «символов» и замены их копий в документе практически не отличаются от аналогичных процедур в Flash, поэтому те, кто уже работал с ним, употребят свой опыт и во FreeHand.

Новая функция Brush Stroke, перекочевавшая во FreeHand 10 из продуктов конкурентов, целиком реализует преимущества от использования «символов». Так, все объекты, представленные в качестве мазков кисти, сохраняют связь с мастер-объектом, что помогает оперативно вносить изменения в уже готовый результат. Среди настроек Brush Stroke — регулировка расстояния между отдельными мазками изображений, угла поворота и смещения относительно пути кисти, а также контроль за изменением размера мазков. В общем-то, стандартный набор, без которого уже немыслим редактор такого уровня.

Функция Brush Stroke целиком реализует преимущества от использования «символов».

Произошли некоторые изменения и в инструменте Pen. Теперь работа с ним стала интуитивно более понятной, поскольку разработчики из Macromedia «позаимствовали» все ресурсы этого инструмента из Adobe Illustrator. Собственно говоря, этот факт и не скрывается, а даже наоборот – делается на нем акцент, подчеркивающий профессиональность программы. Сейчас при редактировании кривой курсор «чувствует», что произойдет при установке следующей точки, и соответствующим образом изменяет свой вид. Кроме того, программа стала помнить и расположение конечных узелков на кривой, что позволяет, по мере создания кривой, параллельно заниматься редактированием уже существующих сегментов.

Работа с растровыми изображениями

Удобство операций с растровыми изображениями — немаловажная составляющая продуктивной работы с векторным редактором. Возможности FreeHand в этой области — на уровне конкурентов. Программа работает с иллюстрациями двумя способами: полностью внедряя их в документ, либо лишь устанавливая связь с оригинальными изображениями на диске. От выбора зависит размер файла и скорость работы с макетом. Кроме того, FreeHand «понимает» и TIFF с обтравочными контурами, что дает простор в совместной работе с любым растровым редактором. При необходимости, не выходя из FreeHand, растровое изображение можно превратить в векторное — встроенный трассировщик очень неплох.

Взаимодействие с другими программами

С того момента, как технология Flash оказалась на гребне коммерческого успеха, Macromedia направила значительные усилия на ее дальнейшую «раскрутку». Теперь FreeHand рассматривается руководством компании исключительно как удобный редактор для создания заготовок векторной анимации, одна из функций которого — способствовать привлечению новых пользователей к ее флагманскому продукту. Это становится совершенно очевидно при экспорте документа: например, формат, принимаемый для этой операции по умолчанию, — SWF. Вот так, все остальные (типа разных AI и EPS) отошли на второй план.

FreeHand поддерживает широкий спектр как растровых, так и векторных форматов: особенно ценно сохранение документов в формате Photoshop — при этом все слои сохраняются как соответствующие слои в Photoshop. Сохранение документа (причем даже многостраничного) в виде PDF также не вызывает проблем. Разумеется, программа обладает широкими возможностями по экспорту в GIF, JPEG, PNG, что весьма полезно в случае, когда полиграфический макет нужно подготовить к размещению в Интернете.

Среди простых, но не менее полезных функций, — печать какой-либо определенной части документа: вам нужно лишь выбрать в меню File, Print Area (Область печати) и обвести необходимый участок.

Обновленный FreeHand позволяет делать простенькую анимацию, пользуясь слоями документа как отдельными кадрами. При этом объектам можно назначать определенные действия (actions), сохраняющиеся при экспорте в SWF. Правда, непонятно, зачем это в редакторе, до сих пор играющем существенную роль в полиграфии: вполне очевидно, что для создания векторной анимации лучше обратиться к специализированным приложениям.

Выводы

Итак, FreeHand 10 представляет собой мощный редактор векторной графики, сочетающий такие важные для профессионалов качества, как гибкость и надежность в работе. Однако в последнее время программа начинает сдавать свои позиции. Дело в том, что разработчикам становится все труднее радовать нас новыми возможностями. Недавний рывок Illustrator 9 — скорее исключение, поскольку он лишь догонял конкурентов, ушедших далеко вперед. А пользователи вряд ли согласятся платить несколько сот долларов за минимальные нововведения, и привлечь интерес к своим продуктам будет возможно либо за счет добавления в пакет программ, ранее предлагавшихся отдельно, либо (что более перспективно) за счет разработки совершенно новых направлений.

Что же касается Macromedia, то ее руководство в качестве приоритетного направления уже давно выбрало Интернет-сектор, сменив лозунг компании на «What the Web can be» («Каким может быть Web»). Успешно продвигая свои решения для Сети и попутно приобретая конкурирующие разработки, руководство, по всей видимости, решило постепенно сворачивать деятельность компании в издательском направлении. Вполне вероятно, что скоро останутся лишь два реально конкурирующих векторных редактора.


FreeHand 10

Рейтинг: ****1/2
Платформы: Масintosh, РС
Аппаратные требования:
РС:
Pentium, 64 Мбайт оперативной памяти, 70 Мбайт дискового пространства.
Macintosh: PowerPC, 32 Мбайт оперативной памяти, 70 Мбайт дискового пространства.
Заключение: FreeHand 10 — полезное обновление, позволяющее из макета, подготовленного к печати, за короткий срок сделать его Интернет-версию.
Цена по прейскуранту: 399 долл., за обновление с предыдущей версии — 125 долл.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Расширяющаяся вселенная «латексной» печати

    За 10 лет существования латексной печати вокруг этой технологии сформировалась устойчивая и постоянно расширяющаяся экосистема из собственных решений HP и предложений партнёров, а пользователи постоянно придумывают новые применения принтеров HP Latex.

     

  • Oce Colorado 1640

    Заключение: самый высокопроизводительный в классе рулонный УФ-принтер для работы с разнообразными материалами. Имеет высокий уровень автоматизации, что обеспечивает длительное время работы без вмешательства оператора. Пригоден как для наружной рекламы, так и для интерьерной печати.

     

  • Простые секреты «Артес»: машины, люди и диверсификация

    11 апреля 2018 г. мне по приглашению директора «Терра Системы» Стефана Валуйского удалось побывать на дне открытых дверей в екатеринбургской типографии «Артес», которую знаю уже почти два десятилетия.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     


comments powered by Disqus