2001.03.20, Автор: Денис Зуев3140 прочтений

Olympus Camedia E-10 vs. Canon PowerShot G1

Теги: Publish

Еще совсем недавно мир цифровой фототехники тяготел к двум полюсам. На первом располагалась профессиональная аппаратура речь прежде всего идет о цифровых зеркальных камерах и цифровых приставках к средне- и крупноформатным камерам.

Еще совсем недавно мир цифровой фототехники тяготел к двум полюсам. На первом располагалась профессиональная аппаратура – речь прежде всего идет о цифровых зеркальных камерах и цифровых приставках к средне- и крупноформатным камерам. На втором – компактные цифровые камеры. Профессиональные камеры стоили очень дорого (больше 10 000 долл.), что серьезно ограничивало их использование, особенно в России. Компактные цифровые камеры обходились заметно дешевле, однако качество получаемого изображения исключало их употребление в профессиональной работе.

Перелом произошел в 1999 году. На рынок были представлены двухмегапиксельные цифровые камеры, такие как Nikon Coolpix 950 и Olympus Camedia C-2500L – их выпуск ознаменовал начало периода зрелости компактных цифровых камер. Отныне привлечение относительно недорогих камер для допечатной подготовки изображений стало реальностью. В том же году фотографы познакомились с зеркальной цифровой камерой Nikon D1, которая имела возможности, ранее отсутствующие у камер подобного класса, и заметно меньшую цену – около 6000 долл. (на момент выпуска), – это существенно расширило круг ее потенциальных потребителей.

Появление в 2000 году трехмегапиксельных камер, таких как Canon PowerShot G1, Fujifilm FinePix 4900 Zoom, Nikon Coolpix 990, закрепило тенденции в классе компактных цифровых камер – качество изображения в целом улучшилось, снимать стало удобнее. В 2000 году были выпущены новинки и на рынок зеркальных цифровых камер: Canon EOS D30, Fujifilm FinePix S1 PRO (выполнена на базе Nikon F60 и, соответственно, совместима с аксессуарами для зеркальных камер Nikon). Компания Minolta предложила интересную цифровую камеру Dimage RD3000, которая базируется на пленочной зеркальной камере формата APS. Эти аппараты снизили цену приобщения к миру качественной цифровой фототехники со сменной оптикой (примерно до 3000 долл.). На выставке Photokina’2000 компании Kyocera (торговые марки Contax и Yashica) и Pentax представили прототипы цифровых зеркальных камер Contax N Digital и Pentax Digital SLR с 6-мегапиксельной матрицей размером 24x36 мм (по предварительным сведениям их цена будет в районе 7000 долл.).

Компания Olympus имеет уникальное положение на рынке цифровой фототехники. Обширная линейка выпускаемых ею камер заметно отличается от линеек других фирм, поскольку компания не предлагает своим потребителям развитой автофокусной системы, характерной для зеркальных пленочных камер. Вместе с тем, Olympus имеет большой опыт в создании пленочных и цифровых зеркальных камер со встроенным объективом. Эти аппараты весьма интересны, но представляют собой любительские (или в лучшем случае полупрофессиональные) камеры. Об этом можно судить по использованным в них конструктивным решениям. Но две предъявленные общественности на Photokina’2000 камеры – Olympus Camedia E-10 и Olympus Camedia E-100RS – безусловно ориентированы на профессионалов и обладают рядом уникальных особенностей.

Самое раннее упоминание о камере Olympus Camedia E-10 появилось 22 августа 2000 года. Камера имеет матрицу, состоящую из 4 млн пикселов (3,9 млн эффективных) и фактически является первой из появившихся на рынке камер нового поколения с матрицей столь большого разрешения. При этом она занимает промежуточное положение между профессиональными зеркальными и полупрофессиональными цифровыми компактными камерами.

Попробуем сравнить E-10 с одним из характерных представителей полупрофессиональных компактных камер – Canon PowerShot G1. Выбор G1 обусловлен лишь тем, что эта камера одного из лидирующих производителей была представлена примерно в то же время, и мы еще подробно не рассказывали о ней в Publish. Смысл сравнения в том, чтобы показать особенности каждого типа камер. Мы надеемся, оно поможет понять: подходит ли для ваших нужд компактная цифровая камера или же надо подумать о приобретении зеркальной.

Внешний вид и тип управления камер во многом определяет их удобство в различных ситуациях. По виду Camedia E-10 cразу стало понятно, почему она была представлена именно как профессиональная. Камера имеет металлический корпус и можно говорить о том, что конструктивно она выполнена на уровне профессиональных зеркальных 35-мм камер высшего класса. К примеру, замок батарейного блока металлический, большой и весьма удобный – не надо думать чем и как его поддеть. То есть явно предполагается, что фотографы будут менять батареи быстро, а это нужно лишь профессионалам. Камера имеет солидные размеры (128,5x105,5x161 мм) и вес (примерно 1050 г). Благодаря продуманной форме корпуса, она очень хорошо лежит в руках. Все органы управления находятся именно там, где хотелось бы их видеть, поэтому действия по настройке выполняются чисто интуитивно, не создавая никаких проблем. Основные режимы задаются с помощью диска режимов, расположенного в верхней части камеры, рядом с которым находится вспомогательный диск (sub dial disk) для установки параметров. Главный диск управления (main dial) размещен на задней стороне камеры и сразу ложится под ваш большой палец. Наличие двух дисков очень удобно, с их помощью можно быстро настроить камеру: так, в режиме ручной установки экcпозиции путем вращения одного диска меняется диафрагма, а за счет вращения второго – выдержка. Большинство настроек задается с помощью кнопок, что заметно повышает оперативность работы с камерой – нет необходимости пользоваться многоуровневым меню. Из особенностей, присущих профессиональной технике, хотелось бы отметить три: разъем для подсоединения студийных вспышек; внутренние, закрывающие видоискатель, шторки (это требуется при съемке со штатива и исключает попадание света, влияющего на точность установки экспозиции, через видоискатель); кнопка проверки глубины резкости (например, при макросъемке очень полезно оценить глубину резкости снимаемой сцены).

Корпус PowerShot G1 также частично выполнен из металла, камера удобно помещается в руках. Вес – 420 грамм, при размере 120x77x64 см. Вы можете быть уверены, что она не выскользнет из рук в самый неподходящий момент, и что фотографии не будут смазаны из-за дрожания аппарата. В каждой своей камере Canon продолжает оттачивать удобство управления. Если вы уже фотографировали техникой этой фирмы, можете начинать съемку без чтения инструкции. Сердцем системы управления является диск задания съемочных режимов, традиционно расположенный на верхней стороне камеры. С ним совмещен диск задания режимов работы (выключено, съемка, воспроизведение, соединение с компьютером). Следующим по важности органом управления стала кнопка, чувствительная к нажатиям в четырех направлениях («джойпед»), которую, взяв камеру в руки, вы обнаружите сзади под своим большим пальцем. В зависимости от режима она выполняет разные функции – перемещение по меню, указание выдержки и диафрагмы в творческих режимах задания экспозиции, ручная фокусировка. Тем самым удалось существенно уменьшить количество управляющих кнопок, а управление осталось очень простым и наглядным.

Хотя обе камеры реализуют разные подходы к управлению, каждый из них имеет свои сильные стороны, делая процесс работы с камерой интуитивно понятным. Предпочтения в основном определяются предшествующим опытом фотографа. Если вы привыкли снимать зеркальной камерой, то Camedia E-10 может показаться удобней.

Рис. 1. Olympus Camedia E-10. Кадр демонстрирует разрешение современных цифровых камер. Матрица обеспечивает качественную проработку деталей изображения.

Системы электропитания также сильно отличаются: в Camedia E-10 используются четыре батареи АА или две специальных литиевых (CR-V3). Поскольку цифровые камеры любят «хорошо поесть», то для любителей снимать часто и помногу предлагается специальный батарейный модуль под литиевые батареи (B-30LPS), включающий батарейный блок с дополнительной спусковой кнопкой, батарею и зарядное устройство. Питание PowerShot G1 осуществляется с помощью перезаряжаемой литиево-ионной батареи BP-511. Емкость батареи позволяет работать с камерой весьма активно, при этом в инструкции говорится о возможности снять 260 кадров с включенным экраном и до 800 кадров с выключенным. В ходе тестовых съемок данные производителя не вызвали сомнений (естественно, реально удалось снять немного меньше, чем указано в спецификации, поскольку разработчик приводит данные для только ему известных идеальных условий, а мы фотографировали на улице при отрицательной температуре). Однако на одну особенность мы бы хотели обратить внимание: батареи имеют свойство быстро истощаться в самый неожиданный момент, из-за чего при использовании не оригинальных аккумуляторов могут возникнуть проблемы. К G1 прилагается сетевой шнур.

Camedia E-10 выполнена по зеркальной схеме (SLR – Single Lens Reflect, однообъективная зеркальная камера). Главная особенность таких камер заключается в том, что при съемке вы видите в видоискателе изображение в том же виде, в каком оно будет запечатлено на пленке (в случае пленочных камер) или на матрице (в случае цифровых). Это достигается с помощью расположенной в камере оптической системы зеркал и призм. Именно зеркальные камеры являются наиболее универсальным инструментом для получения изображений. В Camedia E-10 видоискатель передает 95% реальной площади кадра, а в его окне выводится полная информация о режимах съемки. Не отрывая взгляда от окошка, можно контролировать установленные значения выдержки и диафрагмы, режим замера, режим работы вспышки, «баланс белого», поправки к экспозиции. Также допускается диоптрийная коррекция видоискателя. Что касается видоискателя PowerShot G1, то он традиционен для компактных камер и не содержит столь подробной информации.

Рис. 2. Canon PowerShot G1. Даже столь сложный сюжет с большим перепадом яркости цифровые камеры передают вполне адекватно. При необходимости вы можете скорректировать изображение на компьютере.

В обеих камерах используются по два информационных экрана. Основной экран имеет размер по диагонали 1,8 дюйма и выполнен в виде откидывающегося блока. В случае PowerShot G1 применяемая система крепления позволяет не только откидывать, но и вращать экран, что обеспечивает комфортное формирование кадра при любом положении камеры. На втором информационном экране выводится информация о таких базовых параметрах, как выдержка и диафрагма.

Благодаря наличию большего числа управляющих элементов, реализовано простое и наглядное настроечное меню. Так в случае камеры Olympus, меню съемочного режима состоит всего из трех экранов, а в режиме просмотра отснятых кадров в вашем распоряжении полная информация о параметрах съемки. Для анализа качества отснятого изображения, можно просмотреть на экране гистограмму.

Для подключения к компьютеру в Camedia E-10 используется интерфейс-USB. Кроме того, имеется беспроводное управление камерой и таймер автоспуска.

Компания Canon предлагает в своей камере малораспространенную функцию удаленного управления камерой с компьютера – с помощью программы Canon Remote Capture допускается снимать, оперативно анализировать отснятые кадры, просматривать гистограммы. При необходимости можно прибегнуть к интервальной съемке.

Традиционно для своих последних моделей зеркальных цифровых камер Olympus поддерживает два типа карт памяти – SmartMedia и CompactFlash (Type II). К сожалению, нельзя работать с самым емким на данный момент компактным носителем IBM Microdrive, – видимо, это связано с тем, что он требует более аккуратного отношения, чем обычные карты памяти. В камере же Canon применяются карты памяти Compact Flash (Type I и Type II). Штатно обе камеры комплектуются картой памяти емкостью 16 Мбайт, что неявно подразумевает приобретение карты большей емкости.

Отметим, что универсальность камеры в первую очередь определяет ее объектив. Поэтому характерно, что при знакомстве с Camedia E-10 в глаза бросается именно объектив с четырехкратным оптическим «зумом», диаметром оправы 62 мм и уникальной для подобных камер светосилой 2,0–2,4. Диапазон его фокусных расстояний, в пересчете на формат 35-мм камер, составляет 35–140 мм. Изменение величины фокусного расстояния («зуммирование») осуществляется традиционным для зеркальных камер образом – вращением кольца на объективе, что очень удобно, ибо позволяет управлять камерой двумя руками и регулировать фокусное расстояние с требуемой скоростью. Зуммирование и фокусировка внутренние, т. е. объектив не меняет своего размера при настройке.

В камере Canon PowerShot G1 применяется трехкратный объектив с диапазоном фокусных расстояний 34–102 мм (для 35-мм пленки), а его светосила равна 2,0–2,5. Зуммирование выполняется с помощью переключателя, совмещенного с кнопкой спуска. Для расширения возможностей оптики предлагаются различные насадки (четыре для Camedia E10 и три для PowerShot G1).

Поскольку Olympus не предлагает зеркальной камеры со сменной оптикой, компания очень тщательно подходит к формированию комплекта оптических насадок. Они помогут создать оптическую систему, диапазон изменения фокусных расстояний которой варьируется от 28 мм до 420 мм. Такого диапазона достаточно для любых задач, и отсутствие сменных объективов не создает каких-либо неудобств.

Рассматриваемые камеры имеют полный набор экспозиционных режимов (программный, приоритет выдержки и диафрагмы, ручной). В Camedia E-10 применяется три типа экспозамера – матричный, центрально-взвешенный и точечный, а в PowerShot G1 два – центрально-взвешенный и точечный. Что касается набора выдержек, то в камере Olympus он находится в интервале от 8 до 1/640 секунды, а в PowerShot G1 – от 8 до 1/1000 секунды. И хотя указанные диапазоны не слишком широки, их вполне хватает для съемки большинства сюжетов.

Кроме того, с помощью задания экспозиционных поправок и так называемого экспозиционного брекетинга (при съемке серии из трех кадров экспозиция меняется с заранее заданным шагом, в результате чего получаются точно экспонированный, недоэкспонированный и переэкспонированный кадры) можно подстроиться под сложные условия съемки, с которыми не справляется автоматика.

Компания Canon позиционирует свою камеру как полупрофессиональную, то есть предполагается, что, помимо профессионалов, ее будут использовать и любители с разной степенью подготовки. Поэтому, наряду с режимами, позволяющими осуществлять полный контроль за процессом съемки, предлагаются автоматические режимы, состоящие из автоматической программы («зеленой зоны») и четырех сюжетных программ. Чтобы новички не запутались в многочисленных настройках для автоматических режимов, их количество уменьшено (к примеру, нельзя произвести точечный замер экспозиции и задать режим сохранения изображения без сжатия). В камере Canon, кроме того, существует режим черно-белой съемки. Он делает очень наглядным обучение фотографированию и незаменим, если обработка изображения на компьютере не доступна. В таких ситуациях владелец камеры также получает возможность прямой распечатки изображения на принтере, поддерживающем протокол DPOF. В режиме «склейки» (Stitch Assist Mode) выполняется первичный монтаж нескольких изображений в процессе фотографирования, при этом в дальнейшем, с помощью входящей в комплект поставки программы PhotoStitch, можно собрать одно большое изображение (панораму) из нескольких стандартных.

В обеих камерах традиционно присутствуют встроенные вспышки (в случае Olympus она откидывающаяся). Разрешается пользоваться и внешними вспышками. Так, для Camedia E-10 предлагается вспышка FL-40 с максимальным ведущим числом 40. Что же касается PowerShot G1, то камера совместима с внешними вспышками серии Speedlite EX, разработанными для использования с зеркальными камерами Canon серии EOS. На рынке доступно 4 вида таких вспышек (220EX, 380EX, 420EX, 550EX), среди которых есть как недорогие любительские, так и профессиональные. Минимальная выдержка синхронизации при работе с ними – 1/250 с. В обоих камерах крепление вспышек осуществляется с помощью стандартного «горячего башмака».

Отметим, что наряду с автоматической фокусировкой также возможна и ручная. В Camedia E-10 она осуществляется вращением фокусировочного кольца объектива, в результате чего скорость фокусировки определяется не скоростью привода, а самим фотографом, что очень удобно и оперативно. Минимальная дистанция фокусировки для камеры Olympus составляет 0,6 метра (0,2–0,6 метра в макрорежиме) и 0,7 метра (0,06 метра в макрорежиме) в камере компании Canon. Кроме того, Camedia E-10 позволяет контролировать точность фокусировки через видоискатель, что исключает появление нерезких кадров.

Как уже говорилось, разрешение светочувствительной матрицы Camedia E-10 составляет 4 млн пикселов (3,9 млн эффективных), а размер – 2/3 дюйма. Это первая из появившихся на рынке камер нового поколения, обладающих матрицей со столь большим числом элементов. Ранее подобными возможностями обладали лишь дорогие зеркальные камеры со сменной оптикой. Максимальное разрешение формируемого изображения – 2240x1680. Что же касается Canon PowerShot G1, то она формирует изображение с максимальным разрешением 2048x1536 пикселов и имеет матрицу размером 1/1,8 дюйма емкостью 3 млн пикселов.

Обе камеры сохраняют изображение в форматах RAW и JPEG (с разной степенью сжатия). Как известно, формат RAW был разработан для прямого считывания данных со светочувствительной матрицы и помогает получить максимально качественное изображение. Камера Camedia E-10, кроме того, предусматривает работу с форматом TIFF.

Наиболее сложный вопрос – сравнение качества получаемого изображения. Для иллюстрации некоторых проблем, связанных с качеством снимка, рассмотрим ситуацию с разрешением. Как правило, для качественной полиграфии нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм), хотя иногда можно ограничиться и меньшим. Соответственно, для получения снимка размером 456 дюйма (примерно 10x15 см) необходимо исходное изображение разрешением 1200x1800 точек, в то время как рассматриваемые камеры имеют больший потенциал.

Тем не менее, реальная ситуация заметно отличается от теоретической. Производители указывают лишь общее число светочувствительных ячеек, а конкретная информация о структуре матриц часто остается вне каталогов и инструкций и может быть получена лишь на основании косвенных данных и анализа качества получаемых снимков. Для создания цветного изображения необходимо формировать его каждую точку из трех цветов (например, в RGB-схеме – красного, зеленого, синего). В итоге получаем, что реальное разрешение матрицы заметно меньше «паспортного». Насколько будет заметна степень этого занижения, зависит от технологических особенностей конкретной камеры и даже типа снимаемого сюжета.

Не менее важный параметр – диапазон линейно передаваемых яркостей, или динамический диапазон (его аналогом в традиционной фотографии является фотографическая широта пленки). Камеры с широким динамическим диапазоном позволяют фотографировать сюжеты с большим перепадом яркостей, что существенно увеличивает сферу их применения. Дополнительные сложности создают цифровые шумы. Для их минимизации и получения предельно качественного изображения необходимо задавать наименьшую чувствительность матрицы (50 единиц ISO в случае Canon PowerShot G1 и 80 единиц ISO в случае Olympus Camedia E-10) и точно устанавливать экспозицию.

Отметим, что обе камеры показывают хорошие результаты, и их можно успешно использовать в цифровом допечатном процессе. При этом, Camedia E-10 является устройством более высокого класса, стоит заметно дороже и дает изображения более высокого качества. Будучи представителем семейства «зеркалок», она также более универсальна. Отметим, что и Canon PowerShot G1 обеспечивает результаты с качеством, достаточным для самого широкого круга потребителей, имея при этом ряд таких уникальных особенностей, как совместимость со вспышками Canon Speedlite EX и возможность управления с компьютера. Сугубо «пленочные» фотографы при работе с этими камерами столкнутся лишь с одной проблемой – некоторой «задумчивостью» аппаратов при работе.

В качестве резюме повторим, что главное отличие камер заключается в применении принципиально разных концепций съемочного процесса. Olympus Camedia E-10 – зеркальная камера, позволяющая в процессе съемок полностью контролировать кадр через видоискатель, а Canon PowerShot G1 – представитель класса компактных камер с оптически отделенным от объектива видеоискателем.

Обе описываемые камеры активно использовались в процессе тестовых съемок. Главный акцент делался на оценке их разрешения и широты динамического диапазона. Два характерных кадра приведены на иллюстрациях. Кроме того, многочисленные примеры изображений, отснятых рассмотренными камерами, можно найти в Интернете с подробными комментариями (например, http://www.dpreview.com).


Canon PowerShot G1

Рейтинг: *****
Заключение: высококлассная полупрофессиональная компактная цифровая камера с трехмегапиксельной матрицей, обеспечивающая качественное изображение. Имеет очень удобное управление. Возможно удаленное управление камерой с компьютера и использование аксессуаров, в том числе разработанных для зеркальной системы Canon EOS.
Рекомендуемая розничная цена: 980 долл.
Производитель: Canon.

Olympus Camedia E-10

Рейтинг: *****
Заключение: снимая цифровой зеркальной камерой, вы получаете полный контроль над изображением. Камера обеспечивает высокое качество изображения (используется 4-х мегапиксельная матрица размером 2/3 дюйма). Для расширения возможностей вы можете оперировать различными аксессуарами. Конструктив и управление типично для профессиональных зеркальных камер.
Рекомендуемая розничная цена: 1800 долл.
Производитель: Olympus.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus