
Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший получать предсказуемые и повторяемые результаты
Дошедшие до нас сведения о его жизни отрывочны и не всегда достоверны. С этого заявления начинается каждое честное описание его биографии. Скудость информации о Гутенберге, которой мы обладаем, – лишнее подтверждение того, что величайшее изобретение в истории человечества не принесло его создателю ни особых денег, ни признания современников. Хроники тех лет заполнены сведениями о фигурах, с точки зрения современников, гораздо более значительных.
Основные источники, из которых мы черпаем свои знания о Гутенберге, – судебные архивы, которые уже в 15 веке велись в Германии со всей необходимой для этого дела тщательностью.
В кривом зеркале этих специфических источников, главным событием в биографии Гутенберга может показаться тяжба, проигранная Иоганну Фусту, его партнеру по бизнесу. Вложивший 2000 гульденов в предприятие Гутенберга, Фуст в 1455 году потребовал через суд вернуть эту сумму и причитающиеся ему проценты. Гутенберг был объявлен банкротом. По решению суда Фусту отошло все имущество типографии, включая наборный шрифт знаменитой «42-строчной» библии. Судя по всему, туда же вошел уже готовый наборный шрифт для псалтыря. Последний интересен тем, что при его печати (уже Фустом) впервые были использованы шрифты двух различных кеглей, а также цветные буквицы.
Истории, в которых талантливый изобретатель обманом, подлогом или хитростью лишается плодов своего труда, случаются сплошь и рядом. К счастью, в жизни Гутенберга это происшествие осталось лишь эпизодом. Он еще отольет не один шрифт и издаст не одну книгу. И вроде бы закончит жизнь, ни в чем особо не нуждаясь, в свите архиепископа Нассау Адольфа. А это уже неплохо.
Человечество движется маленькими шажками. Практически все, что необходимо для того, чтобы начать печатать книги, у Гутенберга уже было. С инженерной точки зрения основное изобретение Гутенберга – наборный шрифт и технология его отливки. Кроме этого, он внес усовершенствования в состав красок для печати. Однако, по утверждению ряда исследователей, на авторство этих изобретений могут претендовать и ряд других изобретателей-современников Гутенберга. Важнее, с моей точки зрения, то, что Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший ему получать предсказуемые и повторяемые результаты. Кроме того, у нас есть данные, позволяющие считать, что Гутенберг создал школу. Большинство из европейских печатников того времени были выходцами из Германии. Большинство из последних из Майнца – родины Гутенберга. Как минимум о четырех учениках Гутенберга мы имеем достоверные сведения.
Влияние начала книгопечатания на европейскую цивилизацию огромно. Печатная книга изменила представление европейцев о науке и образовании, привела к усилению роли светского государства. Прямым следствием книгопечатания явилась Реформация и прокатившиеся по континенту религиозные войны. В этом году журнал Time назвал Гутенберга Человеком Тысячелетия. Понадобилось шестьсот лет, чтобы понять — главную роль в истории последнего тысячелетия сыграли не полководцы, герои или ученые, а ювелир из города Майнца, первым начавший отливать буквы из металла. Человек, достоверными сведениями о жизни которого мы почти не располагаем.