2000.07.19, Автор: Денис Самсонов2399 прочтений

Папа

Теги: От редактора От редактора Publish

Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший получать предсказуемые и повторяемые результаты

Самсонов Денис

Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший получать предсказуемые и повторяемые результаты

Дошедшие до нас сведения о его жизни отрывочны и не всегда достоверны. С этого заявления начинается каждое честное описание его биографии. Скудость информации о Гутенберге, которой мы обладаем, – лишнее подтверждение того, что величайшее изобретение в истории человечества не принесло его создателю ни особых денег, ни признания современников. Хроники тех лет заполнены сведениями о фигурах, с точки зрения современников, гораздо более значительных.

Основные источники, из которых мы черпаем свои знания о Гутенберге, – судебные архивы, которые уже в 15 веке велись в Германии со всей необходимой для этого дела тщательностью.

В кривом зеркале этих специфических источников, главным событием в биографии Гутенберга может показаться тяжба, проигранная Иоганну Фусту, его партнеру по бизнесу. Вложивший 2000 гульденов в предприятие Гутенберга, Фуст в 1455 году потребовал через суд вернуть эту сумму и причитающиеся ему проценты. Гутенберг был объявлен банкротом. По решению суда Фусту отошло все имущество типографии, включая наборный шрифт знаменитой «42-строчной» библии. Судя по всему, туда же вошел уже готовый наборный шрифт для псалтыря. Последний интересен тем, что при его печати (уже Фустом) впервые были использованы шрифты двух различных кеглей, а также цветные буквицы.

Истории, в которых талантливый изобретатель обманом, подлогом или хитростью лишается плодов своего труда, случаются сплошь и рядом. К счастью, в жизни Гутенберга это происшествие осталось лишь эпизодом. Он еще отольет не один шрифт и издаст не одну книгу. И вроде бы закончит жизнь, ни в чем особо не нуждаясь, в свите архиепископа Нассау Адольфа. А это уже неплохо.

Человечество движется маленькими шажками. Практически все, что необходимо для того, чтобы начать печатать книги, у Гутенберга уже было. С инженерной точки зрения основное изобретение Гутенберга – наборный шрифт и технология его отливки. Кроме этого, он внес усовершенствования в состав красок для печати. Однако, по утверждению ряда исследователей, на авторство этих изобретений могут претендовать и ряд других изобретателей-современников Гутенберга. Важнее, с моей точки зрения, то, что Гутенберг первым организовал производственный процесс, позволивший ему получать предсказуемые и повторяемые результаты. Кроме того, у нас есть данные, позволяющие считать, что Гутенберг создал школу. Большинство из европейских печатников того времени были выходцами из Германии. Большинство из последних из Майнца – родины Гутенберга. Как минимум о четырех учениках Гутенберга мы имеем достоверные сведения.

Влияние начала книгопечатания на европейскую цивилизацию огромно. Печатная книга изменила представление европейцев о науке и образовании, привела к усилению роли светского государства. Прямым следствием книгопечатания явилась Реформация и прокатившиеся по континенту религиозные войны. В этом году журнал Time назвал Гутенберга Человеком Тысячелетия. Понадобилось шестьсот лет, чтобы понять — главную роль в истории последнего тысячелетия сыграли не полководцы, герои или ученые, а ювелир из города Майнца, первым начавший отливать буквы из металла. Человек, достоверными сведениями о жизни которого мы почти не располагаем.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     


comments powered by Disqus