2000.05.07, Автор: Игорь Терентьев3178 прочтений

Жидкокристаллические мониторы для издателей?

Теги: Специальный обзор Publish

Несмотря на то, что наши американские коллеги подвергли суровой критике продукт SGI - 17-дюймовый цифровой монитор Silicon Graphics 1600SW - за высокое разрешение при относительно небольших размерах экрана, из-за чего отображаемые объекты ...

Большие ЖК-мониторы с цифровыми интерфейсами

Одна из последних сфер, в которой ЖК-мониторы пока еще не нашли широкого применения — это настольные издательские системы.

Несмотря на то, что наши американские коллеги подвергли суровой критике продукт SGI — 17-дюймовый цифровой монитор Silicon Graphics 1600SW — за высокое разрешение при относительно небольших размерах экрана, из-за чего отображаемые объекты выглядят слишком маленькими, разработчикам этой компании следует отдать должное: именно они первыми всерьез задумались над возможностью применения ЖК-мониторов в издательской сфере и для профессиональной работы с графикой (см. статью «Сегодня на большом (плоском) экране...», стр. 64).

Дело в том, что в этих областях требования к качеству изображения наиболее высоки. Основная «претензия» профессиональных издателей к ЖК-мониторам — визуальное изменение цветов при различных углах зрения. То есть один и тот же цвет в центре и на краю экрана с точки зрения художника будет выглядеть по-разному. Конструкторы ЖК-панелей знают об этом, и результаты их усилий по совершенствованию технологии изготовления активных матриц на основе тонкопленочных транзисторов (TFT) налицо: в мониторах последнего поколения угол зрения, при котором передача цветов (по мнению производителей) не претерпевает существенных изменений, достигает уже 160о, то есть 80о от нормали по горизонтали влево или вправо, а также по вертикали вверх или вниз.

Другая проблема — отсутствие аппаратных средств калибровки ЖК-экранов. Стандартные калибраторы, предназначенные для ЭЛТ-мониторов, здесь не годятся — они не умеют работать с ЖК-панелями, а их присоски могут повредить деликатное покрытие. Единственное известное автору решение было разработано все той же SGI — калибратор ColorLock для монитора Silicon Graphics 1600SW. Поскольку этот монитор — цифровой, то калибровка выполняется для видеоадаптера Revolution IV-FP gfx, разработанного компанией Number Nine. Комплект поставляется в составе рабочей станции Visual Workstation, причем для каждой пары ЖК-монитор—видеоплата в заводских условиях при помощи высококачественных приборов строится и сохраняется собственный профиль. В результате ColorLock используется для того, чтобы корректировать небольшие изменения в параметрах цветопередачи. Что касается ЖК-мониторов других производителей, то для их калибровки специалистам, работающим с цветом, пока придется пользоваться визуальными инструментами типа Adobe Gamma.

Только цифры

Самые современные ЖК-мониторы оснащаются цифровыми интерфейсами. Но в чем же их преимущества? Дело в том, что плоскопанельные дисплеи, в отличие от их ЭЛТ-аналогов, в принципе являются цифровыми устройствами, где каждый пиксел изображения адресуется отдельно, а не формируется скользящим по строкам развертки лучом электронов. В аналоговых ЖК-мониторах устанавливается аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), который восстанавливает цифровые значения каждого пиксела из аналогового сигнала от видеоплаты. Эта технология работает, но при горизонтальных разрешениях более 1280 пикселов из-за накопления ошибок на концах строк экрана могут наблюдаться искажения. Поэтому в мониторах с более высокими разрешениями аналоговые интерфейсы не прижились.

Кроме того, изображение формируется в компьютере в цифровом виде, а преобразуется в аналоговую форму на выходе видеоплаты. В итоге для случая ЖК-монитора мы получаем двойное преобразование — цифра-аналог и наоборот — а каждое такое преобразование означает определенную потерю качества. Следовательно, полностью цифровая видеоподсистема должна обеспечивать более высокое качество изображения. К тому же, избавившись от лишних устройств (ЦАП на видеоплате и АЦП в ЖК-мониторе), теоретически можно снизить стоимость видеоподсистемы. Но на практике снижение цены цифровых ЖК-мониторов «компенсируется» высокой стоимостью панелей с большими диагоналями. К тому же, в большинстве 18-дюймовых цифровых ЖК-мониторов устанавливаются и аналоговые входы, обеспечивающие совместимость со стандартными видеоплатами.

К сожалению, до настоящего времени не существует устоявшегося стандарта на цифровые видеоинтерфейсы. Компании SGI и Number Nine сделали ставку на протокол LVDS (low voltage differential signaling)... и проиграли. Хотя этот открытый стандарт уже используется во всех блокнотных компьютерах с ЖК-экранами и поддерживается двумя ключевыми организациями — ANSI (Американский национальный институт стандартов) и IEEE (Институт инженеров по электронике и электротехнике), — рынок выдвигает на передний план другой протокол — TMDS (transition minimized differential signaling). TMDS по своей концепции похож на LVDS, но существенно отличается по реализации и поддерживается в качестве открытого протокола ассоциацией VESA (Ассоциация стандартов на видеооборудование), хотя его первоначальная версия под названием PanelLink является собственностью компании Silicon Image.

На основе этих протоколов предложен ряд стандартов, каждый из которых поддерживается различными организациями: VESA, Digital Flat Panel Group (DFP Group), Digital Display Working Group, Visual Interface Consortium, International (VICI).

DFP Group предлагает стандарт DFP на основе протокола TDMS. Сейчас этот стандарт, предусматривающий 20-контактный разъем (Mini Delta Ribbon — MDR), является наиболее распространенным на рынке цифровых ЖК-мониторов и видеоплат. Он поддерживает разрешения только до SXGA (см. таблицу «Стандартные разрешения»), и в этом его существенный недостаток. Максимальная длина соединительного кабеля — 5 метров. В настоящее время версия 1 стандарта Video Digital Flat Panel Standard принята VESA. Одновременно VESA предлагает собственный стандарт на основе TDMS — Plug & Display. Этот стандарт предусматривает возможность одновременной передачи цифрового и аналогового сигнала по одному 36-контактному соединителю. Этому стандарту отвечают, например, мониторы IBM T85D и Nokia 800PRO.

Digital Display Working Group разработала на основе все того же протокола TDMS собственный стандарт Digital Visual Interface (DVI). Он предусматривает чисто цифровой 20-контактный соединитель или совмещенный цифро-аналоговый 29-контактный соединитель. Максимальное разрешение по текущей версии стандарта для ЖК-мониторов — HDTVplus.

VICI продвигает стандарт OpenLDI на основе протокола LVDS, поддерживающий максимальное разрешение вплоть до QXGA. И хотя LVDS принят в качестве стандартного протокола для подключения ЖК-экранов в блокнотных компьютерах, рыночные перспективы OpenLDI весьма туманны. Практически единственное решение для настольных систем, отвечающее этому стандарту — видеоадаптер Number Nine Revolution IV-FP gfx, к которому подключается монитор Silicon Graphics SW1600.

Выпускаемые в настоящее время видеоадаптеры с цифровыми выходами чаще всего поддерживают стандарт DFP или более продвинутый — DVI (Digital Video Interface). В таблице «А на выходе — цифры…» приводится список некоторых видеоплат с цифровыми выходами. Существуют специальные адаптеры, которые позволяют подключать цифровые ЖК-мониторы с DFP-входами к видеоадаптерам с выходом DVI, или наоборот — DVI-мониторы к DFP-платам. Например, в системах Apple Power Macintosh G4 с тактовыми частотами 400 МГц и выше установлена видеоплата ATI Rage 128 AGP, имеющая как аналоговый, так и цифровой DVI-выход.

Плюсы — и минус...

Мы совершенно согласны с нашими американскими коллегами, отмечающими великолепное качество картинки, которое обеспечивают современные ЖК-мониторы. Благодаря любезности официального дистрибьютора Apple в России компании DPI, нам удалось познакомиться с монитором Cinema Display (в этом случае английский термин state-of-the-art, которым обычно обозначают изделие, доведенное до серийного выпуска, можно без всяких скидок перевести как «произведение искусства»). Подробнее об этом см. во врезке «Apple Cinema Display в России». Не менее любопытно было сравнить цифровой ЖК-монитор с аналоговым. Мы благодарим представительство Sony за возможность протестировать 18-дюймовый плоскопанельный монитор CPD-L181A. Подробнее об этом см. в рубрике «Из первых рук» на стр. 18.

Современные ЖК-мониторы обладают множеством преимуществ: великолепным ярким и четким изображением, идеальными (именно идеальными!) геометрией и сведением (в силу того, что пикселы, из которых формируется изображение, расставлены «по ниточке» раз и навсегда), небольшими размерами и весом, малым энергопотреблением, превосходной эргономикой. Большой ЖК-монитор со стандартной для этой технологии диагональю 18,1 дюйма может стать достойной, и даже более привлекательной альтернативой традиционному 21-дюймовому монитору, на котором верстальщики и дизайнеры в большинстве случаев работают при разрешении 1152x768 пикселов. Причем для некоторых 18-дюймовых моделей, например, NEC MultiSync LCD1810X и ViewSonic VP181, предусматривается возможность перехода в портретный режим, что бывает особенно удобно при верстке некоторых публикаций. Вы можете даже снять ЖК-монитор с подставки и повесить на стену. Во многие ЖК-мониторы встроены звуковые колонки, а также концентраторы USB, что облегчает подключение периферии.

Все почти хорошо... Остался один минус, который пока чаще всего перевешивает все плюсы — цена. Большие ЖК-мониторы, которые для издателей начинаются с 17,3 дюймов (у продуктов miro и SGI), стоят не менее 2775 долл., а покупка Cinema Display в России обойдется вам примерно в 4600 долл. Если же вам удастся убедить себя или своего работодателя в необходимости такой покупки, то вы не пожалеете. 


Apple Cinema Display в России

Успехи компании Apple в области дизайна неоспоримы. Пускай не все разделяют восторги по поводу внешнего вида iMac, Power Mac G3 и G4, iBook, но коммерческий успех этих продуктов только подтверждает правильность выбранного конструкторами курса. Однако следует напомнить, что во всех этих системах новым является не только дизайн, но и технические решения, которые обеспечивают повышенную производительность и расширенную функциональность.

Одновременно с выпуском Power Macintosh G4 осенью 1999 года компания Apple представила и удивительный 22-дюймовый ЖК-монитор — Cinema Display. Первоначально с поставками этого монитора, который можно было купить только в комплекте с Power Mac G4, действительно были проблемы. Даже образовалась солидная очередь из людей, заказавших и оплативших (!) продукт. Впрочем, к моменту сдачи этой публикации в печать ситуация нормализовалась. Официальные поставки Cinema Display в Россию начаты в апреле текущего года. Ориентировочная стоимость — 4600 долл. Приобрести его можно будет и отдельно, не покупая новой системы G4. При этом следует позаботиться об установке в ваш Macintosh подходящей видеоплаты с DVI-выходом (в системах G4 она уже есть).

Но стоит ли этот монитор таких денег? При разрешении 1600Ё1024 пиксела шаг точки у Cinema Display составляет 0,294 мм. По меркам обычных ЭЛТ-мониторов это много. Однако свойственная ЖК-панелям четкость очертаний пикселов с успехом компенсирует относительно большой шаг. Даже самый тщательный осмотр экрана не выявил ни одного (!) «жженого» пиксела, хотя даже на ЖК-мониторах меньших размеров обычно бывает по несколько таких пикселов.

Мы вывели на экран несколько изображений и были просто поражены: они действительно скорее напоминали изображение на печатном оттиске, чем на обычном экране. Впрочем, некоторые дизайнеры утверждают, что цвета на ЖК-мониторах выглядят неестественно ярко, поэтому не считают такие дисплеи пригодными для цветокоррекции. Тем не менее, на широком Cinema Display легко помещается разворот двух полос формата А4 в масштабе 125% — при таком увеличении вы сможете без особого напряжения прочитать даже текст, набранный 6 кеглем.

Разумеется, располагая широкоформатным монитором с соотношением сторон 16:10 и подключенным к компьютеру с DVD-дисководом, трудно удержаться от просмотра фильмов. Не сдерживайте своих желаний! Картинка просто великолепна. Обновление изображения происходит очень быстро — мы не заметили каких-либо артефактов, свойственных некоторым моделям ЖК-мониторов при отображении видео.

В Cinema Display не встроены звуковые колонки — и это правильно. Если вы отважитесь потратить деньги на покупку этого чуда в полупрозрачном корпусе, найдите еще пару сотен на хорошие динамики с сабвуфером. Тогда Apple Cinema Display станет для вас не только превосходным рабочим инструментом, но и даст возможность приятно провести время за просмотром очередного блокбастера.


Стандартные разрешения видеомониторов
Название Разрешение в пикселах: горизонтальное Ё вертикальное Соотношение сторон
VGA 640x480 4 : 3
XGA 1024x768 4 : 3
SXGA 1280x1024 4 : 3,2
UXGA 1600x1200 4 : 3
HDTV* 1920x1080 16 : 9
HDTVplus 1920x1200 16 : 10
QXGA 2048x1536 4 : 3
* High Definition TV — телевидение высокой четкости.

А на выходе — цифры: видеоадаптеры с цифровыми выходами
Производитель Продукт DVI DFP
ATI Rage Fury Pro + -
  Xpert 2000 Pro + -
  Xpert LCD - +
Creative Labs 3D Blaster Annihilator Pro + -
  3D Blaster Annihilator + -
  3D Blaster Riva TnT2 Ultra - +
  3D Blaster Savage 4 - +
Elsa Winner II - +
Hercules 3D Prophet DDR-DVI + -
Matrox Millenium G400 Опция Опция
  Millenium G200 Опция Опция
Number Nine SR9 Опция Опция
3dfx, interactive Voodooo3 3500 - +
3Dlabs Oxygen GVX1 - +

Проект «Пикассо»

На выставке «Комтек-2000» в Москве компания Samsung продемонстрировала два новых цифровых ЖК-монитора, созданных в рамках проекта «Пикассо»: 21-дюймовый 2100 TFT LCD и 24-дюймовый 2400 TFT LCD.

2100 TFT LCD, начало поставок которого запланировано на 3 квартал текущего года, обладает разрешением 1600x1200. В него встроены разъемы D-sub, DVI, S-Video и RCA, а также концентратор USB (1 вход, 4 выхода) и звуковые колонки. Монитор может монтироваться на стену.

2400 TFT LCD формата 16:10 обладает самыми впечатляющими на данный момент характеристиками среди ЖК-мониторов из одной панели. Максимальное разрешение — 1920x1200 (HDTVplus), контраст — 400:1, время отклика — 35 мс. В мониторе установлены разъемы D-sub, DVI, S-Video и RCA. Ориентировочное время начала поставок — 4 квартал текущего года.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Карточные «игры» для полиграфистов

    Решения для производства пластиковых карт малыми и средними тиражами.

    Со стороны может показаться, что выпуск пластиковых карт — не такое уж мудрёное дело и изготовить их можно чуть ли не подручными средствами. На самом деле в этой нише полиграфистам приходится выполнять весьма специфические операции, для которых требуется специальное оборудование.

     

  • «Малышки» на все руки

    Выбираем универсальное устройство для послепечатной обработки: резки, биговки, перфорации, фальцовки.

    Разумеется, высокоспециализированное и производительное послепечатное оборудование — это хорошо. Но, чтобы оно окупалось, необходимы соответствующие объёмы. А как быть малым типографиям и начинающим предприятиям? Для них имеет смысл рассмотреть вариант универсальных машин, способных выполнять несколько операций.

     

  • Лак лично в руки
    Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.
  • Опасные «игрушки»
    Пока полиграфисты жалуются на кризис, всё большая доля корпоративной печати выполняется их клиентами (в т. ч. бывшими) самостоятельно: эксплуатация цветных МФУ формата А3 становится проще и дешевле. Нередко их выбирают и начинающие полиграфисты — в условиях небольшой загрузки на старте бизнеса более доступные МФУ бывают предпочтительнее ЦПМ. Не лишние они и для уже устоявшего полиграфического бизнеса — не всякими работами есть смысл загружать «тяжёлую» технику.
  • Лак по требованию
    Цифровые оттиски нередко нуждаются в лакировании, но делать это с помощью аналоговых способов не всегда разумно, особенно если тираж невелик, а хочется каких-то креативных изысков. Поэтому до последнего времени цифровые типографии были ограничены в способ

comments powered by Disqus