2000.04.01, Автор: Джо Фарас2387 прочтений

Оправдываются ли вложения в цифровую фотографию?

Теги: Цифровая студия Publish

Цифровые технологии доставляют немало хлопот профессиональным фотографам.

Отказ от фотопленки в пользу цифровых технологий связан с определенным риском — но результаты того стоят.

Цифровые технологии доставляют немало хлопот профессиональным фотографам. Шумиха, поднятая вокруг цифровой фотографии, так или иначе заставляет многих фотографов задуматься о предоставлении цифровых услуг своим постоянным клиентам. Поэтому вполне возможно, что вы уже готовы осуществить полный или частичный перевод процессов обработки изображений в цифровой вид, но предстоящие расходы удерживают вас от этого шага. Скажем, ваш бюджет позволяет приобрести только цифровую камеру потребительского класса, не обеспечивающую качества, которое нужно вашим клиентам. Однако я вам советую кроме подсчета начальных затрат получше присмотреться ко всем этапам технологического процесса в вашей студии и попробовать просчитать будущую отдачу от внедрения цифровой фотосъемки.

Существуют три основные причины, обусловливающие переход от традиционной фотосъемки к цифровой. Во-первых, она более удобна, чем обычная «пленочная». Фотограф получает возможность самостоятельно выполнять большую часть операций, отказавшись от услуг третьих фирм, тем самым он уменьшает свои расходы и получает дополнительные удобства в работе с изображениями клиента. «Мы приобрели нашу первую цифровую камеру по требованию одного из клиентов, — говорит Джо Рид из компании Viewfinders Visual Communications из Окснарда (шт. Калифорния). — В течение трех лет мы делали для него фотографии, а его компания сканировала слайды форматом 10Ё13 см и конвертировала их в цифровые файлы для вывода. Со временем сроки выполнения работ ужесточились, и мы начали искать цифровые камеры, которые бы обеспечили безболезненный переход к цифровым файлам».

Вторая причина состоит в том, что цифровые технологии облегчают контроль над всем производственным процессом от этапа создания до вывода. Например, фотографы газеты The Denver Post, вооруженные цифровыми камерами могут немного задержаться на месте съемок и посылать снимки позже обычного, и даже делать репортажи в удаленных регионах, чего раньше сделать не удавалась. В третьих, фирма, предлагающая цифровые услуги, получает серьезные преимущества перед конкурентами.

Джим Кэмбон из компании Cambon Photography (Форт-Коллинз, шт. Колорадо) считает, что переход к цифровой съемке целесообразен, даже если клиенты не выражают интереса к новой технологии. «Никто из моих клиентов не высказывал желания пользоваться цифровыми услугами, — говорит он. — Сейчас большинство из них заказывает цифровые изображения, хотя некоторые по-прежнему предпочитают пленку».

Анализируя процесс перехода от пленки к цифровой фотографии, следует обратить самое серьезное внимание на реализацию трех важнейших аспектов, как-то: концепция, подготовка к съемке и послесъемочная обработка.

Концепция

Прежде чем приступить к фотографированию (неважно, цифровым методом или нет) необходимо сформулировать идею съемки. На диаграмме (см. рис. «Цифровой и традиционный технологические процессы») эта стадия называется «набросок главного художника», но концепция должна создаваться фотографом или же совместно фотографом и главным художником. Независимо от того, кто ее автор, концепция является отправной точкой для творчества большинства фотографов.

Подготовка к съемке

Наиболее важная и требующая значительных временных затрат часть технологического процесса — подготовка к съемке. На этой стадии изображение преобразуется из концептуального наброска — который представляет идеальную картину — в реальность. Реквизит установлен, модели готовы, свет поставлен — все сделано для того, чтобы получить нужное клиенту изображение. Именно на этом этапе начинают проявляться различия между традиционным и цифровым процессами.

При технологическом процессе, который основан на пленке, чтобы гарантировать совпадение изображений с оригинальной концепцией, делаются пробные снимки на материале Polaroid. Ряд производителей камер и третьих фирм выпускают приставки Polaroid — даже для 35-мм пленочных камер — в которые можно вставлять пленку мгновенного проявления. После того, как пробные снимки сделаны, главный художник, фотограф и иногда заказчик оценивают снимки Polaroid, дабы определить, насколько полученные изображения удовлетворяют первоначальной концепции. Чаще всего во время процесса предварительной оценки вносятся какие-то изменения. Возможно, по техническим или эстетическим причинам корректируется освещение. Могут быть переставлены или заменены предметы реквизита; иногда меняют прическу, макияж или одежду моделей. Затем, когда все необходимые изменения воплощены в жизнь, делаются и снова оцениваются дополнительные снимки Polaroid.

Если пробные снимки удовлетворяют всех заинтересованных лиц, то изображения фотографируются на пленку. Если используются крупноформатные слайды, некоторые снимки могут бракетироваться. В бракетированной серии фотографий делаются три различных экспонирования: одно с параметрами, точно совпадающими с измеренными; другое — с уменьшенными параметрами; и третье — с увеличенными. Бракетирование может помочь при сложных условиях освещения или когда небольшие изменения в параметрах экспонирования могут придать драматический эффект законченному изображению.

При цифровой съемке действуют аналогичным образом. На самом деле, поскольку многие цифровые приставки, типа Leaf Volare или PhaseOne LightPhase, подходят для камер Hasselblad, Mamiya или Sinar, одни и те же камеры и объективы могут применяться для съемки как на пленку, так и цифровым способом.

Но одно из основных отличий цифрового процесса заключается в способе получения пробных снимков. Многие цифровые камеры и приставки обладают опцией «живой» съемки, которая позволяет просматривать законченное изображение на компьютере или видеомониторе в режиме реального времени. Это помогает в создании цифровых изображений, которые «можно вставлять в макеты или дополнять надписями прямо в процессе подготовки к съемке», которые «неизмеримо лучше, чем ацетатные монтажные пленки», — говорит Кэмбон. Если клиент не присутствует во время съемки, то такая опция удобна тем, что позволяет «передавать предварительные снимки по электронной почте или даже отображать процесс съемки в режиме реального времени по электронным каналам, имеющимся в распоряжении клиента».

Даже те камеры или приставки, в которых нет опции «живой» съемки, дают возможность делать пробные снимки и мгновенно просматривать их на мониторе. Эти изображения просматриваются в режиме излучения света, а не в отраженных лучах, и имеют больше общих черт с просматриваемыми на световом столе законченными слайдами, чем с пробными снимками Polaroid.

Рид, который пользуется приставкой Leaf Volare, говорит: «Цифровая система фотосъемки дает нам возможность работать быстрее и эффективнее, поскольку мы передаем клиентам не отпечатки Polaroid, не пленку, а файлы, т. е. отсутствует обработка и отпадает необходимость долго хранить подготовленную к съемке сцену (пока не будет одобрена пленка)».

С этого момента экономия за счет цифровой технологии становится значительной. Поскольку пробных снимков нет, нет и затрат на них. Можно назвать и другие преимущества. «Для вывода цветного изображения на экран нужно 30 секунд или даже меньше — сравните эти цифры с 90 секундами, которые потребуются для проявки цветного отпечатка Polaroid, и вы увидите существенный выигрыш во времени», — говорит Кэмбон.

После утверждения проб делаются окончательные снимки, на этот раз в виде цифровых файлов, а не пленок в рамках. На данной стадии проявляется еще одно преимущество — повышается производительность труда. «Теперь мы можем делать несколько снимков за то время, которое ранее из-за ограничений, накладываемых традиционной технологией, отводилось на получение всего одной фотографии», — говорит Рид.

Послесъемочная обработка

На последней стадии технологического процесса преимущества использования цифровых методов проявляются наиболее ярко. При традиционной технологии после съемки следует проявка пленки. Некоторые фотографы оборудовали собственные лаборатории, но большинство посылают пленку в профессиональные фотолаборатории. Обычно ее доставляет курьер — а это трата времени и денег.

В лаборатории фотограф может заказать изготовление выборочного теста. Вместо того, чтобы проявлять всю пленку, отснятую для одного заказа, он может попросить отрезать и обработать первые несколько кадров с первой кассеты. После проявки изображений он имеет возможность проконсультироваться со специалистами лаборатории, чтобы оценить, следует ли корректировать процесс обработки пленки. Выборочные тесты часто применяются в тех случаях, когда бракетирование невозможно или нецелесообразно, например, при работе с моделями.

Когда пленка проявлена, курьер возвращается в студию, где полученные снимки тщательно проверяют. По результатам просмотра всех изображений клиенту отсылают наиболее удачные снимки. Обычно участие фотографа в создании изображений на этом заканчивается, но послесъемочная обработка продолжается.

По получении пленки клиентом она сканируется и передается на издательскую и печатную фазу. Здесь большая часть операций выполняется в цифровом виде. Вполне вероятно, что новые оцифрованные изображения будут подвергнуты ретушированию. Возможны простые операции, связанные с удалением фона при съемках продуктов, или более сложные, когда приходится «бороться» с изображением карта для гольфа, внезапно появившегося на заднем плане в разгар съемки. Совершенных изображений не бывает, поэтому ретуширование является важной частью процесса. «Цифровые технологии позволяют мне создавать совершенные изображения продуктов, что было невозможно при использовании пленки», — говорит Кэмбон.

На последней стадии для изображения делается цветоделение.

В ходе послесъемочной обработки цифровые процессы выполняются значительно проще, чем обработка пленки. Вместо передачи в лабораторию, законченные цифровые изображения сохраняются на жестком диске фотографа.

По мнению Кэмбона отказ от «привязки» к внешней лаборатории лишь усиливает преимущества цифровой технологии захвата изображений. «Нет потерь времени на досъемку пленки, нет выходных дней, когда лаборатория не работает, и ты уже ничего не можешь сделать, а лишь ждешь готовых снимков. Нет также задержек из-за технических проблем в лаборатории, равно как и утерянных по ее вине изображений», — говорит он. Поскольку изображение сразу оказывается в цифровой форме, этап сканирования не нужен, а ретуширование, скажем, удаление нежелательных персонажей, может быть сделано инструментом Rubber Stamp (Резиновый штамп) пакета Adobe Photoshop, с помощью которого вместо едущего карта рисуется обычная лужайка.

После ретуширования изображения делается цветоделение, причем на том же самом компьютере, где был сохранен оригинальный снимок прямо с цифровой камеры. Результаты цветоделения могут быть доставлены клиенту на диске CD-R, и фотограф будет вправе выставить дополнительный счет за услуги, поскольку законченное изображение поставляется в форме, готовой к использованию. «Практически все, что мы снимаем на цифровую камеру, передается клиенту на CD в цифровом виде», — говорит Кэмбон.

Дежа вю

Хотя цифровой процесс фотосъемки кажется чем-то новым, на самом деле — это возврат к истокам фотографии, в XIX век. Тогда профессиональных фотолабораторий не существовало; фотографам приходилось делать снимки, а также законченные отпечатки, ферротипы или даггеротипы. Долгое время коммерческие фотографы содержали собственные лаборатории — а некоторые предпочитают иметь их и сейчас — чтобы контролировать качество изображений от начала до конца. Появление катушечной и 35-мм пленки привело к расцвету фотожурналистики, а в фотолабораториях стали печатать снимки для дизайнеров и художников. Круг замкнулся, и фотографы могут снова контролировать все инструменты для обработки изображений — от ретуширования до цветоделения.

Фотограф Бари Стейвер из Литтлтона (шт. Колорадо) доволен тем, насколько упростился технологический процесс и повысилась производительность труда. «Цифровые технологии избавляют от необходимости покупать, хранить фотоматериалы и работать с пленкой. — Не надо ездить в лабораторию, ждать в очереди, заполнять конверт заказа и через два—пять дней снова ехать, снова стоять в очереди за пробными отпечатками, открывать каждый конверт с пленкой, просматривать снимки и отбирать лучшие — мне нужно всего лишь загрузить снимки на студийный компьютер». Хотя с другой стороны он отмечает, что новая технология способна сыграть злую шутку со специалистами, привыкшими откладывать дела на последний момент.

Обновление технологического процесса

Не все фотографы готовы перейти к цифровому захвату изображений и работе с компьютером, но некоторых изменений в технологическом процессе не избежать. Еще совсем недавно фотографам The Denver Post приходилось возвращаться в офис, чтобы проявить, нарезать и отсортировать снимки, сканировать негативы, а затем набрать подписи — теперь они могут редактировать изображения прямо на месте съемок и передавать их по электронным каналам. В офисе остаются только операторы, которые получают изображения и выполняют основные операции Photoshop для подготовки снимков к публикации.

Преимущества нового технологического процесса не ограничиваются повышением производительности труда и экономической выгодой. «Теперь за качество изображений и их подготовку к выводу отвечаем только мы, — говорит Рид. — Нам гораздо важнее качество, чем затраты, а цифровая фотография обеспечивает контроль качества и гарантированные права собственности над конечным продуктом». 

Джо Фарас — писатель и фотограф из Колорадо. Автор книги Capture the Image (первая из серии книг по цифровому захвату изображений), опубликованной издательством Silver Pixel Press.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus