101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

RISO FR3950<font face="Symbol">a</font>

  • Игорь Терентьев
  • 24 февраля 2000 г.
  • 4408

Терентьев Игорь

Для многих пользователей оперативная полиграфия в офисе прочно ассоциируется с термином «ризография».

Японская компания RISO может по праву гордиться собой — ее разработчики не только дали начало новой технологии под названием «ризография», но и целому классу устройств для оперативной полиграфии. Хотя вслед за RISO выпуском подобных продуктов занялись и другие компании, название «ризограф» стало нарицательным и в нашей стране используется чаще, чем более строгий термин «цифровой дупликатор».

При содействии московского представительства RISO нам удалось познакомиться и поработать с одной из новейших моделей компании FR3950a с разрешением 400 dpi и форматом А3. Буква a на конце означает наличие встроенного компьютерного интерфейса. В модели FR3950 интерфейса нет. На этом устройстве была отпечатана пятицветная тестовая полоса, которую читатели могут увидеть справа.

Ризография основана на довольно простом принципе трафаретной печати. Во всех выпускаемых в мире цифровых дупликаторах есть два основных компонента: сканер и печатающий барабан. Оригинал сканируется, изображение оцифровывается, после чего в специальной мастер-пленке (фактически — форме) в тех местах, где должно быть изображение, прожигаются отверстия. Точный состав мастер-пленки является секретом производителя, но в ней есть как минимум два слоя, один из которых — тонкая полимерная пленка, а другой представляет собой нечто вроде промокашки из растительных волокон, легко пропускающей жидкую краску. Гарантированная тиражестойкость такой формы составляет не менее 4000 отпечатков без потери качества изображения, но на практике — значительно больше. Время получения первой копии (у FR3950 — 17 с для формата А4) фактически затрачивается на формирование мастера (так в терминологии RISO называют печатную форму). Она закрепляется на вращающемся барабане, внутри которого установлена туба с краской. Краска продавливается с помощью сложной системы подачи через отверстия в мастере и попадает на бумагу, которая пропускается под барабаном. Один оборот — один отпечаток. И так со скоростью до 120 оттисков в минуту для ризографов формата А3 (до 130 — для устройств формата А4). Цвет отпечатка зависит от того, какой барабан установлен в ризограф. Пока барабан новый, в него можно установить любую краску, но с этого момента он «приобретает» цвет — для печати другой краской нужен еще один барабан.

Из принципа работы ризографа становятся понятными основные преимущества этого устройства: высокая производительность, надежность и экономичность, характерные для ротационной печати; простота работы, напоминающая работу на обычном копире; широкий диапазон плотностей бумаги (от 46 до 210 г/м2) и низкая себестоимость печатного оттиска. С точки зрения расходных материалов, себестоимость печати любого заказа состоит из цены листа мастера на каждый цвет (около 0,17 долл. для формата А4, около 0,25 долл. — А3), а также цены краски, необходимой для начального прокрашивания мастера — это постоянная часть стоимости, не зависящая от тиража. Далее прибавляется стоимость краски, необходимой для печати одного оттиска, умноженной на тираж. Стоимость краски намного ниже стоимости твердого тонера, применяемого в копирах, поэтому ризографы становятся экономически выгоднее копиров уже при тиражах в несколько десятков экземпляров, когда цена мастера «раскладывается» на большое количество оттисков. Мы намеренно не рассматриваем качество печати, оставляя этот вопрос на суд читателей.

Высокая скорость печати и специальная краска накладывают еще одно ограничение — ризографу «противопоказана» глянцевая бумага. Впрочем, глянец всегда ассоциировался с полноцветной печатью, а цифровые дупликаторы не предназначены для нее — это всегда подчеркивают поставщики подобных устройств. Главное препятствие здесь — приводка, которая обычно составляет 1—2 мм. Первое время производители даже не продавали стандартных триадных красок, чтобы не вводить пользователей «во искушение» — неудовлетворительные результаты полноцветной печати могли повредить самой идее ризографии. (По этой же причине мы не стали ставить приводочные кресты на тестовом отпечатке.) Впрочем, сейчас, при желании, вы можете заказать не только триадные, но и практически любые краски Pantone (на тестовом отпечатке — красная 032U и зеленая 354U), а также специальные защитные, видимые только в ультрафиолетовом свете. А для новой серии разработаны специальные люминисцентные краски (как на дорожных знаках). Единственное ограничение — для некоторых цветов существуют минимальные объемы заказа.

Несмотря на то, что сканер является обязательным компонентом любого ризографа, сканирование — не единственный способ создания мастера. Встроенный в FR3950a интерфейс содержит стандартный параллельный порт, а также разъемLocalTalk для подключения к Macintosh. Интерфейс, который интерпретирует основанный на Windows GDI специальный язык описания страниц RisoRinc, содержит 8 Мбайт оперативной памяти, а также слот для расширения памяти. С точки зрения пользователя, FR3950a представляет собой обычный принтер с некоторыми специфическими настройками в драйвере. В драйвере можно изменить практически все опции, доступные с передней панели устройства: вы можете задать одну из 5 скоростей печати, плотность оттиска, формат бумаги и другие параметры.

Естественно, печатать можно из любого приложения, но при этом нужно учитывать возможности устройства, которое обеспечивает лишь многоцветную, но не полноцветную печать. На мой взгляд, для печати на ризографе отлично подходят файлы PDF — они компактны и содержат всю необходимую информацию. Поэтому и тестовую полосу мы подготовили именно в этом формате, предварительно поделив файл для пяти цветов.

Компания RISO разработала специальную программу RisoRinc—100, которая обеспечивает цветоделение для смесевых цветов. Все просто: печатаете из любой программы в файл печати, загружаете его в RisoRinc—100 и с помощью имеющихся там простых инструментов и палитры цветов раскрашиваете объекты. После этого остается лишь вовремя менять красочные барабаны перед печатью каждого цвета.

Пользователи ризографов со стажем (к ним относится и автор этих строк, работавший с тремя поколениями продуктов RISO), несомненно, оценят работу конструкторов по усовершенствованию механической конструкции FR3950. За счет специальных кожухов, мягких прокладок внутри корпуса и на приемном лотке общий шум снижен на 25% — поверьте, вы это заметите! Увеличено количество датчиков, отслеживающих состояние машины. Все эти улучшения делают работу более комфортной — ведь ризографы очень часто устанавливаются прямо в офисах, где важна не только тишина, но и простота управления: положил оригинал, сделал мастер, набрал количество копий и нажал кнопку печати. Все.

Разумеется, потребности оперативной полиграфии не исчерпываются одной лишь печатью. В «помощь» FR3950 можно дополнительно приобрести устройство автоподачи оригиналов, редакторский планшет, два типа сортировщиков, загрузчик листов повышенной емкости, разделитель тиража, счетчик магнитных карт (для ограничения доступа к устройству) и другое. Вооружившись таким арсеналом, а также резаками и переплетными устройствами, вы сможете быстро и недорого создавать качественные издания, не выходя из офиса.


RISO FR3950a

Производитель: RISO
Разрешение: 400 dpi
Интерфейсы: параллельный и LocalTalk
Размер бумаги: от А6 до А3
Плотность: от 46 до 210 г/м2
Емкость лотков: подающего — 1000 (64 г/м2) приемного — 1000 (64 г/м2)
Рекомендуемая розничная цена: 8360 долл.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
ARK-JET SOL 1804

Сочетание качества печати, эргономичности и надёжности делает этот принтер хорошим выбором при изготовлении вывесок, рекламных конструкций, POS-материалов, фотообоев, интерьерной продукции и т. д.

ARK-JET UV 2942

Компактный настольный УФ-принтер малого формата с высоким качеством печати.

GongZheng Apsaras G4-H

Принтер для печати сублимационными чернилами является хорошим выбором для предприятий среднего размера, которые желают расширить свои возможности и масштабы производства.

ARK-JET UV6090 G5i

Надёжный УФ-принтер «сувенирного» формата с высоким качеством печати.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26