101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Тютелька в тютельку, или печатник в KnockOut'e

  • Ольга Варнавская
  • 19 января 2000 г.
  • 5912

Интересно, почему так часто бывает: идея — просто блеск, дизайн — круче некуда, а отпечатанная продукция — без слез не взглянешь? И все из-за этой неприводки! Чем больше красок/прогонов, тем хуже результат. Так исторически сложилось, что хороший печатник ценится гораздо выше хорошего дизайнера. Потому что ошибки дизайна еще можно исправить при фотовыводе, в процессе монтажа и при печати, а ошибки печатника — это деньги, порезанные в мелкую лапшу, спрессованные в куб и сданные в макулатуру. Иногда очень большие деньги. Это понимает любой директор типографии. Вывод напрашивается один: отпечатать гораздо сложнее, чем придумать, сверстать и вывести пленки. И дело не в том, что высококлассные печатные станки по степени автоматизации и оснащению электроникой впору сравнивать с космической техникой, а в том, что запечатываемый материал, как правило — бумага, практически не изменился со времен компьютерной революции. Как и прежде, результат печати зависит от качества исходных материалов: бумаги, краски, фотоформ. Качество фотоформ — это плотность, линейность и наличие/отсутствие треппинга. Первое и второе — забота вашего пре-пресс бюро, а третье, как правило, дело типографии. Почему именно типографии? А потому, что чаще всего только в процессе печати становится очевидным факт отсутствия в пленках треппинга.

Теория

У треппинга в полиграфии есть два определения.

При многокрасочной печати треппинг — это красковосприятие. Дело в том, что при печати «по-сырому» одна краска ложится на другую в меньшем количестве, чем при печати на высохшую краску или на чистую бумагу.

Мы же ведем разговор о другом термине. Треппинг — это умышленное наложение одной краски на другую тонкой полоской вдоль границы их соприкосновения. Зачем нужна эта полоска? Затем, чтобы компенсировать неприводку — негативное влияние на качество печати объективных факторов технологического процесса. Вот основные из них:

 

  • печать в несколько прогонов на однокрасочной машине;
  • отсутствие бокового равнения бумажного листа на малоформатных машинах оперативной печати;
  • бумага с недостаточной влажностью, полученная в таком виде от поставщика или заказчика;
  • отсутствие климат-контроля в печатном цехе;
  • необходимость ручного монтажа на одну форму большого количества мелких сюжетов с точным совмещением красок;
  • стандартный допуск на совмещение при листовой многокрасочной печати, который составляет 0,1 мм.

Эти факторы говорят о том, что идеального технологического процесса не бывает. Но не стоит отчаиваться! Просто перед выводом нужно проанализировать содержание файла и определить, где следует задать треппинг.

Практика

Есть несколько способов задания треппинга в публикации: с помощью специализированных программных средств (Trapeze, TrapWise, Island Trapper), перед выводом PostScript файла на RIP фотоавтомата и, наконец, вручную.

Треппинг в специальных пакетах.

Если у вас есть совершенно лишние 5 495 долл., то вы можете купить себе программу Trapeze от фирмы Ultimate Technographics. Это чудо научной мысли автоматически задает треппинг в любых приложениях, для любого количества цветов, для любых PS-файлов. От пользователя требуется только выделить нужный файл и бросить его в специальную папку. Небеса обетованные! К сожалению, у меня таких денег нет и подробно описать процесс задания треппинга с помощью этой программы я не могу. Но из демонстрационного СD становится ясно, что итог процесса — PS-файл со всеми необходимыми «прибамбасами». Правда непонятно, какое «железо» справится с треппингом навороченной полосы формата, предположим, А3 и сколько времени это займет, а также каким образом можно проверить результат до вывода пленок. Мне неизвестны случаи безупречного взлома этой программы и тотального распространения полученного в результате такой процедуры продукта среди коллег-дизайнеров. Вероятно, степень защиты соответствует цене, а цена — степени полезности.

Треппинг на RIP фотоавтомата.

Это самый лучший способ задания треппинга, если пре-пресс бюро является частью типографии, где печатаются заказы, и оператор фотонабора, принимающий от вас файл, обладает необходимыми знаниями о величинах, допусках и оптимальных сочетаниях треппинга для разных машин и материалов. Просмотрев каталоги фирм, торгующих фотонаборным оборудованием, я выяснила, что возможностями для треппинга PS-файлов обладают следующие растровые процессоры:

 

  • Delta RIP фирмы Linotype (Heidelberg Pre-Press Solution) с модулем Delta Trapper, большим достоинством которого является возможность работы в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме;
  • Scitex Brisque — рабочая станция для управления выводными устройствами, в том числе и фотоавтоматами Scitex Dolev;
  • ScanView RipMate, оснащенный модулем In-RIP Easy Trap;
  • Xitron Navigator с опционом, позволяющим проводить полностью автоматизированный и объектно-ориентированный треппинг;
  • технология Agfa Apogee — комплекс программ для управления допечатным процессом, основанным на использовании файлов в формате PDF, в который входит Apogee PDF RIP с возможностью операции треппинга.

Вероятно, есть и другие растровые процессоры, которые могут задавать треппинг. Однако в нашей прессе я не встречала беспристрастного обзора дополнительных возможностей RIP. А было бы интересно сравнить имеющиеся в реальном производстве растровые процессоры с точки зрения используемой технологии, степени быстродействия, качества, получаемого на выходе, и цене, применительно к треппингу и спуску полос. Ведь современный RIP — это не только алгоритм растрирования, но еще и масса возможностей для управления цветом, организацией работы различных выводных устройств и многое другое.

Однако суровая правда жизни такова, что не у всех есть лишние деньги на специальные программные средства, не каждый RIP обладает необходимыми возможностями для треппинга, не во всех типографиях есть фотонабор и далеко не всякий оператор способен отслеживать ошибки треппинга в PS-файле во время его просмотра на Preview. Может быть, через пару лет эта ситуация в корне изменится, и в наших пре-пресс бюро сплошь и рядом будут полностью автоматизированные технологические циклы со сквозной калибровкой всех процессов, но пока приходится мириться с необходимостью задавать треппинг вручную. Чтобы делать это правильно, надо знать разницу между двумя понятиями: Overprint и Knockout.

Knockout — это вычитание одного цвета, стоящего вверху, из другого цвета, находящегося под ним. Причем вычитание точно в размер, «тютелька в тютельку». И если в процессе печати будет даже незначительная, с точки зрения полиграфиста, неприводка, то по границе соприкосновения цветов вы получите с одной стороны тонкую белую полоску, которая будет бросаться в глаза и портить все, с другой же стороны одна краска просто налезет на другую на толщину этой белой полоски. А грамотный печатник на все ваши мольбы и просьбы сделать хоть что-нибудь скажет, что надо было задавать треппинг (рис. 1).

Overprint — это печать верхним цветом по нижнему без вычитания. При этом на участке перекрытия в результате наложения двух красок появляется новый цвет. Кстати, грамотное использование этого приема позволяет без дополнительных затрат из двухкрасочной работы сделать трехкрасочную. Если Overprint задан по ошибке, с полосы могут совсем «исчезнуть» более светлые элементы, лежащие на темном фоне (рис. 2).

Сам же треппинг — это тонкая полоска overprint по границе knockout (рис 3).

Способы задания треппинга в разных программах имеют некоторые отличия.

В программе Adobe Illustrator, самом популярном пакете для создания векторной графики, чаще всего дизайнеры используют следующий способ: на границе двух цветов верхнему объекту назначается обводка c атрибутом Overprint, того же цвета, что и фон. Половина толщины этой обводки входит внутрь объекта, а вторая половина пойдет Overprint’ом на второй объект (рис. 4).

Рис. 4
Но у этого способа есть определенные недостатки: во-первых, объект с обводкой увеличивается в размерах, а во-вторых, вы не видите реальной картины того, что получится при печати.
Рис. 5
Более цивилизованный способ — воспользоваться функцией Trap, которая находится в меню Object/Pathfinder (рис. 5). При этом можно задать толщину перекрытия, отношение высоты к ширине, степень смешивания красок на границе и направление действия. В результате операции появится новый объект, по форме совпадающий с зоной перекрытия. Цвет объекта — смесь из двух базовых цветов (рис. 6).

Рис. 6

В пакете Macromedia FreeHand треппинг задается через меню Xtras/Create (рис. 7).

Рис. 7
Действует он так же, как и в случае с Adobe Illustrator, только на зоне перекрытия появляются забавные нолики — визуальный атрибут Overprint в этой программе (рис. 8).

Рис. 8

Напрасно многие считают, что нельзя задать треппинг в растровых иллюстрациях, созданных в программе Adobe Photoshop. Очень даже можно. Эта функция — последняя в меню Image. Вот только нужно ли? Для обычных растровых иллюстраций (пейзажи, портреты, сканированные рисунки) в этом нет необходимости. Но если вы в данной программе добавляете текст, логотип, рамку или создаете дополнительный плашечный цвет, то стоит. Photoshop создаст на границе плавные растровые переходы из одного цвета в другой. Ваше дело — задать ширину этого перехода в миллиметрах, пунктах или пикселах (рис 9).

Рис. 9

Теперь самое интересное — рассмотрим треппинг в пакете верстки на примере всеми любимого QuarkXPress. Начиная работать с этой программой восемь лет назад, я и понятия не имела, зачем нужно меню Trap Information. Но собственный опыт, сын ошибок при фотовыводе, поневоле заставил довольно быстро разобраться в особенностях этой процедуры в QuarkXPress.

Во-первых, треппинг здесь — автоматический. В этом есть как плюсы (+), так и минусы (–). Черный текст всегда будет Overprint’ом (+), даже жирным кеглем на желтой плашке, хотя это некрасиво (–). Несколько строчек цветного текста, на первый взгляд, с совершенно одинаковыми параметрами, располагающиеся поверх иллюстрации, будут иметь треппинг (+), но только там, где они пересекаются с иллюстрацией (–). В результате, одни буквы получатся жирнее, чем другие, и эта разница будет заметна. То же самое с цветными линейками, нарисованными в непосредственной близости от любых объектов: если координаты линейки на тысячную долю миллиметра пересекаются с координатами объекта, то она выйдет не той толщины, которая задана, а на 0.144 pt толще в обе стороны (по умолчанию). Хотя это приучает верстать не как придется, а аккуратно — по координатам. (±) И таких «ловушек» довольно много. Но все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Потому что, во-вторых, треппинг в QuarkXPress легко поддается ручному редактированию через диалоговое окно Trap Specification в меню Colours. Здесь можно задать значения треппинга одного цвета по отношению к другому или к Indeterminate (объекту с иллюстрацией), причем по всему документу, так что переназначать треппинг объектам вручную не придется. Для отдельного объекта используется меню Trap Information. Надо только помнить, что не всегда можно установками Quark изменить треппинг в импортированных иллюстрациях: например, черный текст на розовом фоне во всем документе будет Overprint, а в картинке — Knockout, если не задано другое значение в том пакете, где была создана иллюстрация. И еще, вы всегда можете посмотреть, как будет выглядеть при печати смешение красок в зоне треппинга, если создадите цвет Multi-Ink, содержащий по 100% этих красок. Кстати, это хороший способ визуального представления результата печати на тонированной в массе бумаге.

Наконец, в-третьих, параметры треппинга легко проверить, если распечатать публикацию на принтер по сепарациям. Самые очевидные огрехи станут заметны при любом масштабе печати, чтобы увидеть более тонкие — можно распечатать с увеличением 800%, тогда треппинг легко измерить даже обычной линейкой. По моему опыту, это гораздо быстрее, чем записать PostScript-файл, а потом открыть его для проверки в Transverter. К тому же на бумаге ошибки видны лучше, чем на мониторе.

Полезные советы

Если в публикации есть серебро или золото, лежащее на темной плашке, то лучше задать ему Overprint и отпечатать в два прогона: сначала плашку, а когда высохнет — серебро или золото. Тогда эти краски будут «гореть». Если сделать треппинг, то нужно быть готовым к появлению некрасивой пегой полоски на границе с фоном. Металлизированные краски, несмотря на то, что они светлые, обладают высокой кроющей способностью, что и приводит к нежелательному эффекту в зоне их смешения с обычной краской.

Для жирных черных заголовков, располагающихся на насыщенном фоне любого, особенно желто-красного оттенка, лучше задать треппинг, чем Overpint. Для этого есть несколько причин: черная секция на четырехкрасочной машине может стоять первой, и все остальные краски ложатся сверху, «загрязняя» ее; даже интенсивно-черная краска не может быть стопроцентно-кроющей, и в ней появится паразитный оттенок, если она стоит на выходе. Это особенно заметно, если половина буквы — на бумаге, а вторая половина — на фоне. Можно также задать смесевой черный — 100% Black и по 30% Сyan и Мagenta.

Не стоит задавать треппинг для темного текста, который печатается по очень светлому фону: лучше пусть незначительно исказится оттенок, чем возникнет ошибка в параметре (текст утолщится) или будет неприводка. Overprint в этом случае поможет избежать затруднений.

Обычно более светлый цвет «заводится» под более темный, а не наоборот. Потому что увеличение размеров и геометрии светлого объекта не так заметно, как темного.

В некоторых случаях так называемая «технологическая ошибка» неизбежна: когда небесно-голубой соседствует с лимонно-желтым, в зоне треппинга появится ярко-зеленая полоска. Можно попробовать при треппинге использовать Tint Reduction — задать такую комбинацию процентов, при которой перекрытие будет больше похоже на голубой цвет. Даже в случае неприводки более светлая полоска не так сильно бросится в глаза, как окантовка совсем другого оттенка.

Не стоит оставлять заданный в Quark по умолчанию треппинг для синего текста, который будет печататься по голубой плашке. Можно смело выбрать Overprint, если в фоне % Cyan меньше, чем в тексте. К сожалению, распознавать и согласовывать друг с другом процентное содержание CMYK-комбинаций при треппинге эта программа не умеет.

Что касается конкретных значений, то советую доверять самой программе и не менять установки без особой необходимости (кроме файлов для спецвидов печати — шелкотрафарета или флексографии, но это совсем другая история). Треппинг в 0,25 pt, установленный для традиционного четырехкрасочного офсета, будет виден даже невооруженным глазом, хотя это всего лишь около 0,1 мм.

Во всех остальных спорных случаях всегда есть возможность попросить консультацию по конкретному примеру у технолога в типографии. Поверьте, мы точно так же заинтересованы в качественном результате, потому что печатать заведомый брак — ниже собственного достоинства.

Ольга Варнавская — руководитель пре-пресс бюро типографии «Альфа-Дизайн», аспирантка кафедры допечатных процессов МГУП.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26