101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Блестящие идеи

  • Марти Бодет
  • 2 апреля 1999 г.
  • 7466

Специальные краски как катализаторы творчества

Конкуренция на рынке дизайна просто убийственна. Даже самый талантливый и опытный дизайнер иногда чувствует, что тщательно разработанный им проект не обязательно окажется лучшим. И тогда приходит время "секретного" оружия. Металлический блеск или флуоресцентное сияние может снова и снова привлекать к себе внимание. Достаточно добавить приятную текстуру с правильно подобранным лаком, и зрители уже никогда не захотят расставаться с понравившимся им рекламным листком. Но перед тем, как начать использовать специальные краски, нужно изучить все тонкости работы с ними.

Взрывоопасные "смеси"

Триадные (process) цвета довольно предсказуемы. Чтобы сымитировать любой цвет реального мира, четырехцветные печатные машины накладывают друг на друга полутоновые растры с различными плотностями для каждого из триадных цветов - голубого, пурпурного, желтого и черного. Но при помощи красок CMYK можно передать только ограниченный цветовой диапазон. Если возникает необходимость в более точной передаче цветов, то можно использовать специальным образом смешанные краски - так получаются смесевые (spot) цвета.

Существует несколько систем смесевых цветов или систем подбора цветов (spot-color-matching system) - включая Pantone, Focoltone, Toyo и DIC - из которых можно выбирать заранее смешанный оттенок цвета. В большинство профессиональных издательских приложений включена как минимум система Pantone, что облегчает выбор смесевых цветов в программе. Если необходимого дизайнеру цвета нет в системе, печатник может смешать его по заказу.

В процессе цветоделения CMYK из программы для каждого из четырех триадных цветов получается одна форма или пленка. В случае если нужно добавить смесевой цвет (например, чтобы получить логотип Coca-Cola с точно определенным оттенком красного цвета), должна быть сделана пятая форма (пленка).

В большинстве пакетов верстки или иллюстративных приложениях это легко: выбирается один цвет из доступной системы подбора цветов или создается новый, который описывается как смесевой, а не триадный, и этим цветом рисуют логотип. Во время цветоделения логотип будет выведен на отдельную форму.

Для одно- или двухцветных проектов, в которых не используются краски CMYK, процедура совершенно аналогична. Достаточно не забыть описать цвета как смесевые, и они будут выведены на отдельных формах.

Если цвет, который необходимо подобрать, находится на фотографии - например, кто-то держит в руках банку колы - дело осложняется. Можно сгенерировать пятую форму из Adobe Photoshop 5.0 (в предыдущих версиях был нужен дополнительный модуль), но в таком случае нельзя рассчитывать на то, что программа знает, где на изображении должен находиться смесевой цвет. Чтобы задать область наложения смесевого цвета, дизайнер должен использовать альфа-канал (см. врезку "Цветоделение смесевых цветов").

Гораздо реже смесевые цвета применяются для запечатывания областей, на которые затем будут накладываться триадные цвета. Этот процесс часто называют увеличением насыщенности или поднятием (bumping) цвета, а необходимые для него дополнительные формы, соответственно, формами-подложками для увеличения насыщенности или поднятия цвета (bump plate).

Что в них особенного?

Хотя любой цвет, который не может быть репродуцирован стандартной триадой CMYK, может считаться специальным, а следовательно, и смесевым, некоторые краски существенно отличаются от других смесевых цветов и требуют особого отношения уже на этапе планирования работы.

Металлические краски содержат крошечные включения металлической стружки, которые отражают свет. Алюминиевая стружка имитирует серебро; латунь - золотые тона. Изменения в концентрации и составе металлических включений дают возможность получить оттенки цветов. Поскольку на более гладких поверхностях стружка ложится ровнее, а отдельные кусочки практически сливаются друг с другом, блеск краски на глянцевой бумаге выше. Металлические цвета с различными оттенками создают смешением триадных и смесевых цветов с чистыми металлическими красками. В процессе смешения концентрация стружки уменьшается, поэтому ослабляется блеск. В альбоме Pantone Metallic Color Guide содержится 204 образца металлических цветов и их оттенков.

Флуоресцентные краски излучают очень насыщенный цвет. Под воздействием черного света они светятся практически в полной темноте. Специальные пигменты в этих красках преобразуют невидимые короткие волны ультрафиолетового излучения в более длинные волны видимого света, и таким образом отражают больше видимого света, чем получают от источника. В альбоме Pantone Color Formula Guide представлено 14 флуоресцентных красок.

Лаки, которые не являются красками, на большинстве печатных машин могут наноситься на бумагу при помощи обычных печатных секций. Эти покрытия бывают матовыми и глянцевыми. Глянцевые лаки обычно увеличивают отражающую способность лежащей под ними краски, за исключением тех случаев, когда наносятся поверх металлических красок, ослабляя металлический блеск. Матовые лаки придают лежащей под ними краске "полированный" вид и, одновременно, увеличивают шероховатость глянцевой запечатываемой поверхности.

Высокоглянцевые ультрафиолетовые покрытия - это тоже лаки, в состав которых входят специальные препятствующие выцветанию компоненты, защищая пигменты от воздействия солнечных лучей.

Кроме этих красок и лаков, которые используются в дополнение к стандартным триадным цветам, существуют системы цветоделения, основанные на увеличенном количестве красок - до шести или семи. Такие системы позволяют расширить цветовой диапазон печатных изображений. Наиболее известной из систем цветоделения "высокой верности" (high-fidelity, Hi-Fi) (Система цветоделения, обеспечивающая более точную цветопередачу при воспроизведении оригиналов, - прим. перев.) является Hexachrome компании Pantone, набор из шести специально подобранных красок: голубой, пурпурной, желтой, черной, оранжевой и зеленой. Краски Hexachrome более "живые", поскольку при их изготовлении используется сочетание обычных и флуоресцентных красок. Но поскольку процентное содержание флуоресцентной краски небольшое, цвета Hexachrome не так чувствительны к воздействию ультрафиолета, как полностью стандартные флуоресцентные краски.

Проблемы взаимодействия

Применение металлических красок может значительно усилить воздействие дизайна на зрителя без больших дополнительных затрат и без серьезного повышения его сложности. Для двухцветной визитной карточки, которую автор разработал в пакете CorelDraw, был выбран металлический фон Pantone, а черно-белая фотография была помещена в выворотке. Металлические краски не входят в окно выбора цветов Pantone пакета CorelDraw, поэтому автор выбрал близкое приближение и указал номер Pantone в выведенной на струйном принтере оценочной цветопробе, которую передал в типографию вместе с файлом CorelDraw.

В Cornerstone Graphics, сервисном бюро из Клакамаса (шт. Орегон), сделали треппинг и цветоделение для смесевых цветов. Поскольку к моменту сдачи публикации в печать цветопробных устройств для металлических красок еще не существовало, получить точный пробный отпечаток для этой работы оказалось невозможно, но в Cornerstone автору предложили сделать пробный оттиск. Завершенная визитная карточка, которая была отпечатана на глянцевой бумаге KromeKote компании Champion Papers, получилась достаточно близкой к образцу из альбома Pantone. Использование металлической краски при тираже 1000 экземпляров увеличило стоимость работы примерно на 25%.

Президент Cornerstone Graphics Брайан Макклелланд считает, что для успешного выполнения проектов со специальными красками необходимо "проверенное временем доверие" компетентности заказчика. Он добавил, что с одним из таких проектов у них связаны особенно болезненные воспоминания. Фотограф Дэвид Грант Бэст из Анакортеса (шт. Вашингтон) собрал альбом из черно-белых изображений. Бэст хотел напечатать на обложке фон с захватом краски предварительно высушенным слоем металлической краски (dry trapping) и, следовательно, печать должна была выполняться в два прогона. В типографии (Lynx Communications из Салема, шт. Орегон) для ускорения высыхания металлической краски применили противоотмарывающий порошок. Когда после этого на обложку нанесли защитное УФ-покрытие, произошла неожиданная реакция с металлической краской и порошком, из-за чего во время переплетных работ возникли пятнистость и полошение. Поскольку книги уже были переплетены, типографии Lynx пришлось перепечатывать все страницы с текстом, а также обложки, но на этот раз перед нанесением УФ-покрытия обложка запечатывалась слоем лака на водной основе.

Билл Уэббер, владелец компании Ultrakote из Сиэттла, где на книгу Бэста наносилось УФ-покрытие, не удивился, узнав о проблемах с обложкой. "Покрытия на металлические краски вообще наносятся довольно плохо, - объяснил он. - Особенно если используется мелованная бумага, содержащая каолин". Он не советует применять УФ-покрытия для металлических красок, хотя при нанесении обычных лаков таких проблем не возникает.

Еще одна категория специальных красок, для которых необходимо тщательно планировать технологию выполнения работы - это флуоресцентные краски. Поскольку флуоресцентные краски значительно сильнее подвержены выцветанию от воздействия солнечного света, чем обычные смесевые, их следует защищать УФ-покрытием. В отличие от металлических красок, использование флуоресцентных красок вместо триадных цветов дает хорошие результаты. Это несколько напоминает печать по технологии Hexachrome, хотя итоговый диапазон цветов не так широк, как при печати CMYK или шестью красками Hexachrome. Для выделения определенных областей можно также успешно применять флуоресцентные подложки. И, как в любом случае, когда задуман необычный проект, всегда полезно предварительно проконсультироваться с технологом типографии или специалистом из сервисного бюро.

Вера, надежда... и понимание

Многие специальные краски нельзя воспроизвести при помощи принтеров CMYK или цветопробных устройств. Уже существует несколько цветопробных принтеров Hexachrome, а компания Polaroid к моменту выхода этой публикации планирует начать продажу металлических красок для своего аппарата PolaProof. В большинстве случаев окончательные результаты применения специальных красок, лакирования и нанесения УФ-покрытия будут оставаться тайной вплоть до самого последнего момента, если только бюджет заказа не позволяет сделать пробные оттиски на пробопечатном станке. По мнению Стефана Бензона, технолога компании K/P из Сиэттла, для печатных малотиражных работ, общая стоимость которых не превышает 1000 долл., практически не существует способа точно предугадать конечный результат. Он советует работать в тесном взаимодействии с печатниками, дабы ясно представлять, чего вы хотите; верить в опыт полиграфистов и надеяться на лучшее.

Бензон, который уже неоднократно экспериментировал с металлическими красками, считает, что разумный риск вполне оправдан. "Печать - это искусство, - объяснил он. - А если не пробовать чего-нибудь необычного, вы никогда не сможете добиться настоящего успеха". Следуя собственному принципу максимализма, Бензон вместе с дизайнером Патрисией Белья, главным художником компании Belyea Design из Сиэттла, работал над двумя рекламными проектами для K/P, которые стали настоящей демонстрацией его уникального подхода.

Белья разработала календарь с ландшафтами западного побережья, а чтобы придать им более живописный вид, использовала шестицветные краски Pantone Hexachrome. Оранжевая краска "зажгла" пески и солнечные рассветы, а зеленая "оживила" леса. Но Бензон и Белья хотели, чтобы картинка стала "живой" и в тенях, поэтому добавили под изображения форму-подложку с металлической краской.

Для каждой фотографии был выбран такой оттенок металлического цвета, который лучше всего подходил для выделения определенных областей. Перед цветоделением они поэкспериментировали с тоновыми кривыми в Photoshop, задавая количество накладываемых красок (во врезке "Цветоделение смесевых цветов" описан другой метод). Подложка металлического цвета запечатывалась первой; после этого вся страница печаталась цветами Hexachrome. Поскольку краски Hexachrome более прозрачны, чем металлические, области изображений оказались в той или иной степени окрашены "подложенной" под них металлической основой и приобрели металлический блеск. "Все картинки сияли так, как будто они подсвечены сзади", - делится впечатлениями Пит Салютос, фотографировавший пейзажи для календаря.

В собственной рекламной брошюре K/P специальные краски использовались еще шире. Бензон и Белья применили формы с металлическими подложками, которые были помещены под выбранные области фотографических изображений. Поскольку многие изображения представляли собой снимки для фона, фантазия дизайнеров не была ограничена жесткими рамками реальности, как это происходило во время проектирования календарей. Дизайнеры задали более высокие проценты покрытия для металлических красок, в результате изображения стали более "жесткими" и сияющими.

Кроме этого для многих областей изображений применялось несколько видов лакирования. В одном случае для получения эффекта молока к матовому лаку было добавлено совсем небольшое количество белой краски. Для другой области лак был подкрашен серебряным цветом - так получился эффект жемчужного блеска. В этих случаях потребовалось смешивать заказные краски, для которых не было готовых формул. "Мы лишь теоретически представляли себе, что хотим получить, о результате же можно было только догадываться", - признал Бензон.

В рамках бюджета

Работая со специальными красками и лаками, печатники несут дополнительные затраты, которые они обычно перекладывают на плечи клиента. Для металлических красок не очень хорошо получается треппинг, и это тоже требует дополнительных усилий. Иногда немало сил отнимает и смывка лаков или металлической краски с красочных аппаратов. Заранее смешанные металлические краски Pantone имеют небольшой срок хранения (компания рекомендует использовать их в течение 24 часов после доставки). Если начало работы откладывается, краска может потускнеть и ее придется выбросить. Конечно, любой заказ, который должен печататься более чем за один прогон - например, для печати по высушенной краске, в два прохода, поверх форм-подложек или нанесения лака на отдельном прессе - будет стоить дороже обычного.

Однако всегда есть способы снизить стоимость заказа. Во-первых, желательно иметь дело с печатниками, обладающими опытом использования красок и технологий, которые запланированы дизайнером для печати работы. Большинство печатников не меньше дизайнера заинтересованы в том, чтобы избежать дорогостоящих перепечаток тиражей, поэтому они приложат все усилия, чтобы обойти возможные "подводные камни". И найдут удачные альтернативы неподходящим или слишком дорогим краскам. Многие изготовители красок поставляют заранее смешанные металлические цвета, которые обладают более длительным сроком хранения - вплоть до года и более - чем металлические краски Pantone, хотя ассортимент цветов у других производителей обычно меньше.

По мере того, как специальные краски становятся все более популярными среди дизайнеров, художников и печатников, они перестают быть редкими материалами. Даже если вы ограничены узкими рамками бюджета, всегда можно посоветоваться с людьми, которые уже прошли этот путь. Использование лишь одной из описанных выше технологий может заметно улучшить воздействие конечного продукта на потребителей при вполне приемлемых как для вас, так и для заказчика, затратах.

Внештатный редактор Марти Бодет - писатель и графический дизайнер из Боринга (шт. Орегон).


Цветоделение смесевых цветов

На этой полосе описана последовательность действий одного из способов создания формы-подложки (основы) для серебряной краски в Photoshop 5. Содержание действий на каждом этапе может слегка изменяться в зависимости от используемого вида специальных красок, а также необходимого эффекта.

1. При необходимости изображение преобразуется в CMYK.

2. Прежде всего нужно выбрать области, где должна печататься серебряная краска.
В меню Select (Выделение) выберите команду Color Range (Цветовой диапазон). В открывшемся окне диалога из всплывающего меню выберите опцию Select Sampled Colors (По образцам) и щелкайте по областям изображения, которые должны быть напечатаны серебряным цветом. Корректировать размеры областей можно, щелкая по значку с пипеткой и плюсом (или пипеткой и минусом), а затем - по областям изображения, которые должны быть добавлены (или вычтены). Чтобы сохранить область, выполните команды Select, Save Selection (Сохранить область) и задайте название области. Убедившись, что серебряный канал активен и ничего не выбрано, выберите команды Image (Изображение), Adjust (Коррекция), Invert (Инверсия).

3. Теперь серебряный канал можно преобразовать в канал смесевого цвета.
Щелкните по серебряному каналу дважды. Задайте опцию Spot Color (Смесевой цвет) и щелкните по прямоугольнику Color (Цвет). Чтобы экранное изображение для предварительного просмотра лучше соответствовало печатному оттиску, выберите цвет, который наиболее близок к серебряному.

4. Чтобы избежать излишней насыщенности, можно уменьшить количество краски для форм CMYK в тех местах, где будет накладываться серебряная краска.
(Уточните в типографии рекомендуемое значение суммарного покрытия красок для данного проекта.) Откройте окно Info (Информация), щелкните по пипетке и выберите опцию Total Ink (Суммарное покрытие). (Обратите внимание, что в это значение включены только краски CMYK.) Убедитесь в том, что опция видимости серебряного канала (значок с глазом) включена. Удерживая клавишу , щелкните по серебряному каналу - он будет загружен как область выбора. Сделайте активным композитный канал CMYK, щелкнув по нему. Выполните команду Image, Adjust, Levels (Уровни). Вызовите каждый из каналов CMYK по отдельности и сделайте их выходные уровни более светлыми (до необходимых значений). Во время коррекции уровней постарайтесь сохранять проценты CMYK примерно одинаковыми, чтобы не произошло заметного смещения в сторону одного из цветов. Однако, может случиться, что для некоторых изображений ради сохранения контраста и детализации придется задать более высокое содержание черной краски. Если корректируемое изображение относится к этому типу, настройте входные уровни таким образом, чтобы сохранить детали в тенях, снизив содержание красок в средних тонах.

5. Добившись желаемого для каждого из уровней, их можно сохранять для вывода.
Из меню File выберите команду Save As... (Сохранить как...) и выберите формат DCS 2.0. (Имейте в виду, что в Photoshop 5.0 были обнаружены некоторые ошибки при выводе в формат DCS 2.0, которые исправлены в версии 5.0.2.) Полученные файлы EPS можно поместить в программу верстки или передать в сервисное бюро.

- Терри Стоун

Источники

Belyea, www.belyea.com.
Champion International, www.championpaper.com.
Cornerstone Graphics.
K/P, www.kpcorp.com.
Lynx Communications Group, www.lynxgroup.com.
Pantone, www.pantone.com.
Polaroid, www.polaroid.com.
Ultrakote.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Незаменимых нет

Несмотря на то, что уходящий год не был столь драматичным для отечественного рынка расходных материалов, как 2022-й, назвать его простым отнюдь не получается. На смену экстренным поискам альтернатив пришло время серьёзной работы и вдумчивого планирования. О том, каким оказался 2023 год на самом деле, поговорили с ведущими российскими компаниями-поставщиками и производителями лакокрасочных материалов.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Круглая дата — на троих

7 сентября 2023 года «ОктоПринт Сервис», «Европапир», Mondi и «Кама» провели полиграфический семинар в Нижнем Новгороде.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26