1998.05.08, Автор: Майкл Киран2775 прочтений

Какие цвета мы видим?

Теги: Форум Publish

Тех, чья работа напрямую связана с цветом - издателей, дизайнеров, иллюстраторов, художественных редакторов, дизайнеров мод, фотографов, верстальщиков или других специалистов, попрошу поднять руку.

А теперь пусть опускают руку те из вас, кто еще не проверял свое цветовое зрение. Так я и знал - лес сильно поредел. Увы, большинство людей, чья работа самым тесным образом связана с выбором и описанием цветов, никогда не пытались проверить собственное цветовое зрение, по крайней мере подойти к этому системно.

Если я расскажу вам, как много существует на свете людей, у которых есть проблемы с цветовым зрением, вы будете не на шутку удивлены. Например, около 8% практически не различают цвета. Если вы, собравшись с силами, протестируете собственное цветовое зрение, то, скорее всего, обнаружите, что оно вовсе не идеально. Это заставит вас быть более сдержанным при выборе и описании определенных цветов, а также поможет избежать некоторых конфликтов, возникающих при оценке готовых работ других исполнителей. Почти наверняка вы станете больше внимания уделять числовым формулам, описывающим цвета. Например, если известно, что сочетание 100M95Y дает красный цвет с оттенком яблока и леденца, вы легко сможете выбрать цвет, основываясь на значениях, полученных "пипеткой" в пакете Adobe Photoshop, и настроив для цвета кривые. И, наконец, вы сможете добиться того, чтобы ваш дизайн нравился в том числе людям с дефектами цветового зрения.

Тест FM

Наиболее распространенный в сфере графического дизайна тест - это Farnsworth-Munsell (FM) 100 Hue Test, который, как это ни странно, содержит всего 85 оттенков. Тест можно приобрести за 595 долл. в компании GretagMacbeth (914-565-7660 или www.gretagmacbeth.com), а сам процесс его тестирования займет около часа.

Тест FM не измеряет общее цветовое восприятие, однако позволяет узнать, насколько вы в состоянии различать цвета. Он состоит из четырех наборов, каждый из которых содержит 21 маленький стаканчик (размером и формой они напоминают крышечки от бутылок). Стаканчики пронумерованы снизу, а сверху на них нанесены близкие оттенки цветов. Ваша задача - отсортировать стаканчики по оттенкам, что для многих людей не составляет никакого труда. На практике, поскольку со временем цветовое зрение ухудшается, с каждым годом пройти тест становится все труднее.

После того, как стаканчики отсортированы, числа, нанесенные на их нижние стороны, следует ввести в оценочную программу (к сожалению, существует лишь версия для Windows), которая создает график аномалий вашего цветового зрения, а также цветовых "предпочтений". Результаты тестирования можно оценить и на бумаге. (Я сам во время тестирования перепутал четыре стаканчика, попав при этом в категорию людей с "великолепной цветовой разборчивостью". Здорово!)

От глаза к мозгу

Человеческое цветовое зрение устроено исключительно сложно. Колбочки сетчатки глаза распознают короткие световые волны (синие), средние волны (зеленые) и длинные волны (красные). Затем сигналы от колбочек трансформируются в системе нервов сетчатки таким образом, что в точке соединения сетчатки и глазного нерва цветовая информация кодируется как два цветоразностных канала (красный минус зеленый и синий минус желтый) плюс канал яркости. Знакомая схема? Именно таким образом хранится цветовая информация в модели CIELAB.

Если вы не можете точно различать цвета, это может быть следствием врожденных аномалий колбочек. Существует три основных вида искажений цветового зрения: монохроматизм, отсутствие пигментов колбочек или наличие только одного типа колбочек; следовательно, те, кто страдает монохроматизмом, составляют единственную категорию людей, полностью лишенных способности различать цвета (они не способны различать цвета на основе длины волны). Люди с дихроматизмом обладают колбочками с двумя пигментами и могут различать цвета на основе длины волны, но с пониженной чувствительностью. Диагноз трихроматизм предполагает наличие трех типов пигментов колбочек (как и у людей с нормальным цветовым зрением), но характеристики одного или более пигментов неравномерны. Это наиболее распространенный тип нарушения цветового зрения, причем степень неравномерности у различных людей может существенно различаться.

Всем, кто по роду деятельности занимается выбором и описанием цветов, настоятельно рекомендуется найти деньги и время, чтобы определить границы возможностей собственного цветового зрения.


Редактор Майкл Киран (mkieran@colorweb.com) - президент компании DPA Communications из Торонто, занимающейся обучением и консалтингом.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Цифровой оптимизм Durst

    Первый российский Durst P5 в РПК «Ариал» как следующий шаг в цифровой трансформации.

     

  • Тузы в рукаве...

    Оказалось, что генеральный менеджер департамента профессиональной печати Konica Minolta Business Solutions Europe Чарльз Лиссенбург сам любит задавать вопросы, поэтому задуманное во время Hunkeler Innovationdays 2019 интервью с ним превратилось в диалог. Он состоялся 25 февраля 2019 г.

     

  • Сладость автоматизации

    С генеральным директором расположенного в Германии европейского офиса Horizon Йошихиро Ои мы беседовали за столиком, где в вазочку были насыпаны конфеты с логотипом компании и надписью «Сладкая автоматизация». Хороший символ того, насколько привлекательны для полиграфистов всего мира высокоавтоматизированные решения этого японского производителя.

     

  • Рассмотреть будущее

    Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.

     

  • Итоги 2018 года в полиграфии

    Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

     

  • Жан-Марк Пастурель: «Мы не стремимся создавать сверхпроизводительных и супердорогих “монстров“»

    Во время конференции Xerox INKjet-setters Summit 2018 (подробнее см. «Контроль капель и коммуникаций», Publish № 11) в Марселе было объявлено, что количество инсталляций рулонных струйных ЦПМ Xerox превысило 200 единиц. Компания твёрдо заняла позицию в числе лидеров этого рынка. Об особенностях подхода Xerox к развитию струйной промышленной печати нам рассказал директор по продажам этого направления и сооснователь Impika Жан-Марк Пастурель. Он отвечает за все рулонные и листовые струйные решения Xerox, за исключением разрабатываемой вместе с Koeing & Bauer листовой упаковочной ЦПМ.

     


comments powered by Disqus