1998.05.08, Автор: Майкл Киран2286 прочтений

Какие цвета мы видим?

Теги: Форум Publish

Тех, чья работа напрямую связана с цветом - издателей, дизайнеров, иллюстраторов, художественных редакторов, дизайнеров мод, фотографов, верстальщиков или других специалистов, попрошу поднять руку.

А теперь пусть опускают руку те из вас, кто еще не проверял свое цветовое зрение. Так я и знал - лес сильно поредел. Увы, большинство людей, чья работа самым тесным образом связана с выбором и описанием цветов, никогда не пытались проверить собственное цветовое зрение, по крайней мере подойти к этому системно.

Если я расскажу вам, как много существует на свете людей, у которых есть проблемы с цветовым зрением, вы будете не на шутку удивлены. Например, около 8% практически не различают цвета. Если вы, собравшись с силами, протестируете собственное цветовое зрение, то, скорее всего, обнаружите, что оно вовсе не идеально. Это заставит вас быть более сдержанным при выборе и описании определенных цветов, а также поможет избежать некоторых конфликтов, возникающих при оценке готовых работ других исполнителей. Почти наверняка вы станете больше внимания уделять числовым формулам, описывающим цвета. Например, если известно, что сочетание 100M95Y дает красный цвет с оттенком яблока и леденца, вы легко сможете выбрать цвет, основываясь на значениях, полученных "пипеткой" в пакете Adobe Photoshop, и настроив для цвета кривые. И, наконец, вы сможете добиться того, чтобы ваш дизайн нравился в том числе людям с дефектами цветового зрения.

Тест FM

Наиболее распространенный в сфере графического дизайна тест - это Farnsworth-Munsell (FM) 100 Hue Test, который, как это ни странно, содержит всего 85 оттенков. Тест можно приобрести за 595 долл. в компании GretagMacbeth (914-565-7660 или www.gretagmacbeth.com), а сам процесс его тестирования займет около часа.

Тест FM не измеряет общее цветовое восприятие, однако позволяет узнать, насколько вы в состоянии различать цвета. Он состоит из четырех наборов, каждый из которых содержит 21 маленький стаканчик (размером и формой они напоминают крышечки от бутылок). Стаканчики пронумерованы снизу, а сверху на них нанесены близкие оттенки цветов. Ваша задача - отсортировать стаканчики по оттенкам, что для многих людей не составляет никакого труда. На практике, поскольку со временем цветовое зрение ухудшается, с каждым годом пройти тест становится все труднее.

После того, как стаканчики отсортированы, числа, нанесенные на их нижние стороны, следует ввести в оценочную программу (к сожалению, существует лишь версия для Windows), которая создает график аномалий вашего цветового зрения, а также цветовых "предпочтений". Результаты тестирования можно оценить и на бумаге. (Я сам во время тестирования перепутал четыре стаканчика, попав при этом в категорию людей с "великолепной цветовой разборчивостью". Здорово!)

От глаза к мозгу

Человеческое цветовое зрение устроено исключительно сложно. Колбочки сетчатки глаза распознают короткие световые волны (синие), средние волны (зеленые) и длинные волны (красные). Затем сигналы от колбочек трансформируются в системе нервов сетчатки таким образом, что в точке соединения сетчатки и глазного нерва цветовая информация кодируется как два цветоразностных канала (красный минус зеленый и синий минус желтый) плюс канал яркости. Знакомая схема? Именно таким образом хранится цветовая информация в модели CIELAB.

Если вы не можете точно различать цвета, это может быть следствием врожденных аномалий колбочек. Существует три основных вида искажений цветового зрения: монохроматизм, отсутствие пигментов колбочек или наличие только одного типа колбочек; следовательно, те, кто страдает монохроматизмом, составляют единственную категорию людей, полностью лишенных способности различать цвета (они не способны различать цвета на основе длины волны). Люди с дихроматизмом обладают колбочками с двумя пигментами и могут различать цвета на основе длины волны, но с пониженной чувствительностью. Диагноз трихроматизм предполагает наличие трех типов пигментов колбочек (как и у людей с нормальным цветовым зрением), но характеристики одного или более пигментов неравномерны. Это наиболее распространенный тип нарушения цветового зрения, причем степень неравномерности у различных людей может существенно различаться.

Всем, кто по роду деятельности занимается выбором и описанием цветов, настоятельно рекомендуется найти деньги и время, чтобы определить границы возможностей собственного цветового зрения.


Редактор Майкл Киран (mkieran@colorweb.com) - президент компании DPA Communications из Торонто, занимающейся обучением и консалтингом.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • Итоги 2017 года в печати

    Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

     

  • Упаковка без остановки

    В Heidelberg уверены, что готовы снабжать упаковочные типографии самыми эффективными в этой индустрии комплексными решениями, в том числе цифровыми. Чтобы продемонстрировать это, компания 8 ноября пригласила заказчиков и журналистов в Print Media Center, расположенный на заводе в Вислох-Вальдорфе, а также предоставила возможность посетить несколько передовых типографий.

     


comments powered by Disqus