1998.05.08, Автор: Майкл Киран2476 прочтений

Какие цвета мы видим?

Теги: Форум Publish

Тех, чья работа напрямую связана с цветом - издателей, дизайнеров, иллюстраторов, художественных редакторов, дизайнеров мод, фотографов, верстальщиков или других специалистов, попрошу поднять руку.

А теперь пусть опускают руку те из вас, кто еще не проверял свое цветовое зрение. Так я и знал - лес сильно поредел. Увы, большинство людей, чья работа самым тесным образом связана с выбором и описанием цветов, никогда не пытались проверить собственное цветовое зрение, по крайней мере подойти к этому системно.

Если я расскажу вам, как много существует на свете людей, у которых есть проблемы с цветовым зрением, вы будете не на шутку удивлены. Например, около 8% практически не различают цвета. Если вы, собравшись с силами, протестируете собственное цветовое зрение, то, скорее всего, обнаружите, что оно вовсе не идеально. Это заставит вас быть более сдержанным при выборе и описании определенных цветов, а также поможет избежать некоторых конфликтов, возникающих при оценке готовых работ других исполнителей. Почти наверняка вы станете больше внимания уделять числовым формулам, описывающим цвета. Например, если известно, что сочетание 100M95Y дает красный цвет с оттенком яблока и леденца, вы легко сможете выбрать цвет, основываясь на значениях, полученных "пипеткой" в пакете Adobe Photoshop, и настроив для цвета кривые. И, наконец, вы сможете добиться того, чтобы ваш дизайн нравился в том числе людям с дефектами цветового зрения.

Тест FM

Наиболее распространенный в сфере графического дизайна тест - это Farnsworth-Munsell (FM) 100 Hue Test, который, как это ни странно, содержит всего 85 оттенков. Тест можно приобрести за 595 долл. в компании GretagMacbeth (914-565-7660 или www.gretagmacbeth.com), а сам процесс его тестирования займет около часа.

Тест FM не измеряет общее цветовое восприятие, однако позволяет узнать, насколько вы в состоянии различать цвета. Он состоит из четырех наборов, каждый из которых содержит 21 маленький стаканчик (размером и формой они напоминают крышечки от бутылок). Стаканчики пронумерованы снизу, а сверху на них нанесены близкие оттенки цветов. Ваша задача - отсортировать стаканчики по оттенкам, что для многих людей не составляет никакого труда. На практике, поскольку со временем цветовое зрение ухудшается, с каждым годом пройти тест становится все труднее.

После того, как стаканчики отсортированы, числа, нанесенные на их нижние стороны, следует ввести в оценочную программу (к сожалению, существует лишь версия для Windows), которая создает график аномалий вашего цветового зрения, а также цветовых "предпочтений". Результаты тестирования можно оценить и на бумаге. (Я сам во время тестирования перепутал четыре стаканчика, попав при этом в категорию людей с "великолепной цветовой разборчивостью". Здорово!)

От глаза к мозгу

Человеческое цветовое зрение устроено исключительно сложно. Колбочки сетчатки глаза распознают короткие световые волны (синие), средние волны (зеленые) и длинные волны (красные). Затем сигналы от колбочек трансформируются в системе нервов сетчатки таким образом, что в точке соединения сетчатки и глазного нерва цветовая информация кодируется как два цветоразностных канала (красный минус зеленый и синий минус желтый) плюс канал яркости. Знакомая схема? Именно таким образом хранится цветовая информация в модели CIELAB.

Если вы не можете точно различать цвета, это может быть следствием врожденных аномалий колбочек. Существует три основных вида искажений цветового зрения: монохроматизм, отсутствие пигментов колбочек или наличие только одного типа колбочек; следовательно, те, кто страдает монохроматизмом, составляют единственную категорию людей, полностью лишенных способности различать цвета (они не способны различать цвета на основе длины волны). Люди с дихроматизмом обладают колбочками с двумя пигментами и могут различать цвета на основе длины волны, но с пониженной чувствительностью. Диагноз трихроматизм предполагает наличие трех типов пигментов колбочек (как и у людей с нормальным цветовым зрением), но характеристики одного или более пигментов неравномерны. Это наиболее распространенный тип нарушения цветового зрения, причем степень неравномерности у различных людей может существенно различаться.

Всем, кто по роду деятельности занимается выбором и описанием цветов, настоятельно рекомендуется найти деньги и время, чтобы определить границы возможностей собственного цветового зрения.


Редактор Майкл Киран (mkieran@colorweb.com) - президент компании DPA Communications из Торонто, занимающейся обучением и консалтингом.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus