1997.04.02, Автор: Скотт Бьюри2888 прочтений

Цифровая фотография: свет в конце тоннеля

Теги: Специальный обзор Publish

Благодаря развитию цифровых фотоаппаратов изменяется роль фотографа и сервисного бюро в цифровом технологическом процессе.


Моментальные изображения
Допечатные процессы глазами фотографа
Мы будем жить теперь по-новому...
Рискованный бизнес
Вложения в будущее
Цифровой плавильный котел

Помните 1990 год? Это был переломный год, когда профессионалы издательской отрасли наконец перестали шарахаться от настольных издательских систем (desktop publishing, DTP), и началось внедрение новой модели технологического процесса производства печатной продукции. Конечно, не все еще было гладко, но большинство специалистов осознали, что время DTP пришло. Технологии DTP проложили совершенно новый путь от дизайна к напечатанной странице, который должен был изменить традиционные способы создания полиграфической продукции и роли занятых в этом процессе людей.

В этом году подобную трансформацию переживает мир фотографии. После того, как цифровые фотоаппараты чудесным образом превратились из дорогой специальной игрушки в добротный профессиональный инструмент, изменились традиционные роли фотографов, специалистов по допечатным процессам и дизайнеров, а границы между ними стали более расплывчатыми.

Пока еще остались скептики, сомневающиеся в способности этих камер обеспечить фотографии хорошего качества. Однако технологические улучшения и быстрое снижение цен на эти изделия убеждают даже самых упорных противников цифрового фото. Серьезным аргументом в пользу цифровых изображений является их мгновенная доступность, что особенно важно при выполнении срочных работ. "Движение по направлению к цифровой фотографии приобрело характер общего явления культуры, - считает Белинда Батти, президент сервисного бюро и цифровой фотостудии Digital Operations Technical Services (DOTS) (Нью-Йорк). - Вначале профессионалы не принимали всерьез цифровое фото. Теперь аргументов против уже не находится". Некоторые фотографы, например, предполагают, что материалы для каталогов изделий будут сейчас готовиться чаще в виде цифровых изображений, а не пленок.

Так каково же будущее фотографии? Какое влияние цифровые аппараты окажут на методы работы фотографов? Каким образом сервисные бюро и графические дизайнеры должны изменить обычные технологические процессы, чтобы успешно работать с цифровыми фотографиями? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы опросили нескольких профессионалов, постоянно использующих в своей работе цифровые камеры.

Моментальные изображения

Наиболее очевидные изменения, которые принесли с собой цифровые камеры, связаны со скоростью получения изображений. Больше не приходится ждать отпечатков из фотолаборатории: фотограф и заказчик могут просмотреть снимок на мониторе компьютера практически сразу после щелчка затвора. Если что-то не так, фотограф может тут же сделать повторный снимок; нет необходимости еще раз проводить всю подготовку, повторно арендовать реквизит или нанимать фотомоделей.

Художественным редакторам очень нравится такая быстрота получения снимков. "Вы не ждете, что готовый снимок будет выглядеть так же как предварительная фотография, сделанная при помощи Polaroid", - отмечает Пол Дель Нанцио, вице-президент по цифровой фотографии сервисного бюро Line and Tone (Нью-Йорк). Бюро оборудовало фотостудию аппаратами Leaf. После того как композиция удовлетворит всех, клиенту не приходится ждать часами, чтобы получить снимки, - художественный редактор покидает студию с готовым цифровым изображением в руках.

Некоторые заказчики даже приносят собственные файлы со сверстанными страницами прямо в студию и сразу после получения изображения помещают его на страницу. Иногда они просят фотографа изменить композицию, чтобы окончательный вариант документа производил лучшее впечатление. "Одна клиентка принесла сверстанную страницу и несколько раз меняла на ней фотографии, - рассказал Дель Нанцио. - Она просила добавить в снимок больше фона, и мы сразу соответствующим образом меняли композицию. Мы здорово сэкономили, потому что использовали арендованный реквизит, который в случае повторной съемки пришлось бы арендовать снова".

"Художественные редакторы нового поколения уже отвыкли рассматривать образцы из папки - они предпочитают оценивать работу за монитором компьютера", - считает фотограф из Чикаго Кенджи Керинс. Он снимает цифровой камерой Dicomed DDC 7320. "Мы можем получать цифровые аналоги мгновенных снимков Polaroid. Сразу после этого художник может на компьютере создать эскиз документа, вставив в него полученную фотографию. Над заказом теперь работает больше людей, чем раньше, это может как ускорить, так и замедлить процесс получения готовых снимков".

Цифровая фотография также позволяет фотографам смелее экспериментировать. "Наш труд стал более творческим, потому что его результаты видны сразу, и мы с удовольствием пробуем новые композиции", - замечает фотограф из Торонто Адриан Остерман. Если снимок не годится, его просто переснимают: никаких расходов на пленку, химические реактивы и фотобумагу. Специально для того, чтобы заняться цифровой фотографией, Остерман вместе с коллегой Ричардом Свайки основал студию Electronic Photo Studio. Они работают с камерами Kodak DCS 420 и DCS 460.

Свайки считает, что цифровые фотоаппараты могут быть более гибкими, чем традиционные камеры. Например, вместо работы с цветными гелями и ярко освещенными белыми фонами, он может снимать на обычном белом или сером фоне и добавлять гели уже в готовый файл изображения с помощью пакета Adobe Photoshop. "Однажды мне пришлось фотографировать одного из руководителей авиакомпании в его довольно непрезентабельном офисе. Я настроил освещение таким образом, чтобы видеть только контуры его головы; затем с помощью Photoshop подобрал для фотографии более подходящий фон".

Допечатные процессы глазами фотографа

Изменение роли фотографов не столь очевидно: продукт, который выдают обладатели цифровых камер, совсем не многим отличается от того, что делают обычные фотографы.

Цифровой технологический процесс предъявляет новые требования к фотографу: когда-то он изготавливал лишь слайды, отпечатки, результаты контактной печати и иногда негативы. Если снимки были четкие, с хорошей композицией и правильно передавали цвета, клиент был доволен. Сегодня фотограф отвечает не только за качество изображения, но и за пригодность электронного файла к дальнейшему использованию. "Уже в момент съемки нам приходится учитывать весь технологический процесс, вплоть до печати CMYK-изображения на бумаге в типографии", - отмечает глава цифровой фотостудии Line and Tone Паскаль Дома.

Батти из DOTS считает, что такое изменение роли фотографа представляет собой нечто вроде "культурного шока" в фотографии. К этому должны привыкнуть не только фотографы, но и художественные редакторы, которым придется изменить привычные критерии оценки фотографических работ: теперь уже не по слайдам, а по напечатанным изображениям. И хотя цветоделением будут пока заниматься другие люди, фотографам все же придется познакомиться с особенностями преобразования цветовых пространств RGB и CMYK. "Нам нужен фотограф, который думает о результате в формате CMYK, а не о слайде", - говорит Батти. Майк Клок, технический директор студии дизайна Design F/X (Торонто), еще более конкретен: "Я хочу, чтобы фотограф поменял привычные представления о своей работе и взял на себя ответственность за цвета CMYK".

Для фотографа это совершенно новая, незнакомая область. Сотрудник фирмы DOTS Джордж Чин, который снимает на цифровую камеру Leaf DCB, присоединенную к студийной Sinar Bron, однажды провел целый день, подбирая гели и фильтры для создания совершенных голубых и зеленых оттенков, и был очень доволен изображениями на мониторе компьютера... но вся его радость испарилась, когда он обнаружил, что любимые цвета нельзя воспроизвести при печати. "У вас должен быть опытный специалист по допечатным процессам, оператор сканера, который сможет грамотно выполнить преобразование из цветового пространства RGB в CMYK", - считает Батти. Вот почему в студии DOTS фотографические работы и преобразование в CMYK выполняют разные специалисты. "Результаты во многом зависят от слаженной работы всех членов команды", - добавляет она.

В Line and Tone придерживаются почти противоположных взглядов: Дома, который использует Leaf DCB II, присоединенную к студийной камере Sinar Bron, конвертирует файлы в формат CMYK сам, а иногда даже делает цветокоррекцию. "С развитием цифровой фотографии, после того, как она станет стандартным способом получения изображений, фотографы станут лучше разбираться в допечатных процессах", - считает Дель Нанцио из Line and Tone.

Мы будем жить теперь по-новому...

В действительности многие фотографы уже сейчас начинают сами заниматься редактированием изображений, ретушированием, преобразованием цветовых режимов и другими операциями, которые раньше считались прерогативой специалистов по допечатным процессам. Некоторые фотостудии вводят в штат профессионалов по обработке изображений и предлагают клиентам соответствующие услуги; однако другие студии, не знакомые с особенностями допечатных процессов, привлекают к работе на партнерской основе местные сервисные бюро. Кроме того, услуги в области цифровой фотографии предлагают и сами сервисные бюро.

Фотографов Остермана и Свайки можно отнести к первой группе. После получения каждого снимка они затрачивают несколько больше времени, чем обычно, измеряя плотности и уровни изображения в пакете Photoshop, настраивая цвета, уровни и кривые. Окончательные вариант изображения записывается в формате Photo CD. Иногда файл преобразуется в пространство CMYK; для повышения резкости и качества передачи отдельных участков изображения к нему могут применить маскирование нерезкости или размытие по Гауссу. Все подобные задачи совершенно незнакомы фотографам, использующим обычную пленку.

"Теперь каждое утро я, приходя в студию, первым делом включаю компьютер", - говорит Остерман. Вместе со Свайки они с помощью приложения для пакетной обработки Photomatic компании DayStar автоматизировали значительную долю обычных операций, таких как простая цветокоррекция или настройка резкости. Однако в любом случае для выполнения дополнительных, даже простых операций требуется время, что находит свое отражение в счете, предъявляемом клиенту.

Остерман заметил, что их фирма стала иногда конкурировать с сервисными бюро, а ведь не так давно он и его коллега тесно сотрудничали с такими бюро, работая над заказом для одного и того же клиента. По утверждению Джима Тэскетта, представляющего компанию Bear Images из Пало-Альто (шт. Калифорния), его фирма предлагает наиболее широкий ассортимент цифровых камер разных производителей. Он считает, что большинство его заказчиков занимаются обработкой изображений и представляют сервисные бюро или издателей каталогов, а не фотостудии. "Самые выгодные для фотографов заказы - изготовление фотографий изделий для каталогов - теперь попадают в сервисные бюро, которые не берут дополнительной оплаты за фотосъемку в надежде компенсировать затраты при выполнении допечатной обработки изображений", - констатирует Остерман.

Конечно, наблюдается и обратная тенденция: некоторые фотографы с цифровыми камерами берутся за обработку полученных изображений для того, чтобы получить заказ на фотосъемку. "На обработку одного изображения затрачивается до получаса, но я учитываю это при составлении счета за услуги", - говорит фотограф из Чикаго Деннис Бьела. Он работает с тремя цифровыми камерами - Kodak DCS 460, ScanView Carnical и Polaroid PDC 2000 - и часто выполняет полную допечатную обработку цифровых снимков. Бьеле, члену кооператива фотографов, совместно владеющих типографией, нравится такой подход к работе, поскольку теперь он может лучше представить, как сделанные им снимки будут выглядеть на печати. О конкуренции с сервисными бюро Бьела говорит: "Если они собираются начать фотографировать, ничто не мешает нам заняться сканированием. Это усложнит ситуацию и в конечном итоге приведет к непредсказуемым последствиям".

Тем временем распространение цифровой фотографии повлияло и на работу сервисных бюро. Во многих компаниях новая технология угрожает заменить цветное сканирование. Если фотографы в состоянии поставлять готовые к выводу файлы CMYK, то что остается на долю операторов сканеров? Однако большинство аналитиков считают, что полиграфической отрасли и дальше будут нужны как фотографы, так и специалисты по допечатным технологиям, вне зависимости от того, будут ли они трудиться под общей крышей или отдельно. "Фотографам не обязательно разбираться в особенностях цветового пространства CMYK, но они должны уметь правильно настраивать освещение и создавать композиции. Специалисты по цветоделению не должны уметь создавать композиции, но они обязаны разбираться в цвете. Чтобы заставить цифровую фотографию работать, вы должны сочетать счастливым браком фотографию и традиционные допечатные технологии", - подводит итог Батти.

"Дни фотографов-одиночек, независимых от специалистов из смежных областей, сочтены, - заключает Остерман. - Сейчас такая постановка дела уже не срабатывает".

Рискованный бизнес

Новая модель ведения дел сильно отличается от принятой в традиционных фотостудиях.

К достоинствам новой технологии можно отнести снижение затрат на обработку и более быстрое получение результатов. Керинс отмечает, что эта технология позволяет ему сэкономить до 9000 долл. в год на пленках и затратах на обработку только для одного клиента - каталога заказа товаров по почте Bradford Exchange. Еще важнее для заказчика экономия времени: Дель Нанцио говорит, что его клиенты просто счастливы, когда выходят из студии с записанными на картридж цифровыми изображениями. "Только что они сэкономили два дня, которые ушли бы на обработку пленки, печать оттисков и сканирование."

Эти достоинства несколько нивелируются высокими ценами на аппаратуру. Вы можете оборудовать обычную профессиональную фотостудию за 20 000 - 40 000 долл., получив среди прочего светильники, декорации, несколько камер различных форматов и различные объективы. Оборудование цифровой фотостудии по стоимости отличается почти на порядок. Вам понадобятся те же камеры, светильники и декорации, но кроме них еще и цифровые приставки к фотокамерам, которые стоят от 10 000 до 30 000 долл. каждая. Прибавьте к этому один или два компьютера, достаточно мощных для того, чтобы редактировать изображения с высоким разрешением, файл-сервер и сетевое оборудование, цветной принтер или цветопробное устройство, а также другие периферийные устройства - и сумма начальных инвестиций превысит 100 000 долл.

И не забудьте предусмотреть затраты на модернизацию оборудования. Фотографы привыкли использовать аппаратуру с постоянными характеристиками, которые нельзя улучшить. Конструкция фотокамер практически не изменяется десятилетиями - сегодня в современной фотостудии можно найти великолепный образец студийной фотокамеры Hasselblad выпуска 1970 года. Но компьютеры необходимо заменять не реже, чем раз в пять лет.

"Теперь я трачу гораздо больше денег на компьютеры, чем раньше тратил на фотокамеры", - говорит Бьела, хотя он является ярым сторонником цифровой фотографии. Остерман признается, что ему трудно судить, стало ли его дело доходнее, чем в те времена, когда он занимался обычной фотографией. Более того, поскольку в этой области очень высок уровень конкуренции, профессиональные фотографы уже более десяти лет не повышают цены на свои услуги. Это становится проблемой для отрасли: затраты на переход к использованию более современных инструментов не компенсируются соответствующим повышением прибыльности.

Вложения в будущее

Компании, действующие в сфере допечатных процессов, находятся в гораздо лучшей ситуации: сумма 100 000 долл. не является огромной для среднего сервисного бюро, ведь обычно, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, они затрачивают в несколько раз более крупные суммы примерно каждые два года. Поэтому такие фирмы могут предложить своим заказчикам комплексные услуги, просто наняв фотографа или обучив этому искусству оператора сканера.

"Я не берусь утверждать, что в данный момент уже получила прибыль от цифровой фотографии, - признается Батти из студии DOTS. - Но это затевалось не просто для того, чтобы сразу принести прибыль. Цифровая фотография - это инвестиции в будущее. Вложения окупятся в течение трех-пяти лет". Настоящие инвестиции, по ее словам, были вложены не в оборудование, а в освоение новой технологии, адаптацию к новому технологическому процессу, определение наиболее подходящих задач для их решения новыми средствами, и - главное - создание нового рынка.

"Сегодня мы на том этапе, на котором находились около пяти лет назад при освоении цифровой цветопробы, - говорит Батти. - Когда мы приобрели наш первый принтер для цветопробы Iris, клиенты отнеслись к этому скептически". Батти вспоминает, что многие продолжали требовать вывода традиционных цветопроб на основе пленок. В DOTS предлагали заказчикам как цифровые цветопробы, так и цветопробы на основе пленок, в конечном итоге, клиенты стали отдавать предпочтение цифровой пробе.

Цифровой плавильный котел

Как и фотонаборный автомат - когда-то царь и бог всего издательского процесса - профессии фотографа и специалиста по допечатным процессам не исчезнут, хотя содержание их деятельности изменится.

Но их профессиональные навыки будут по-прежнему нужны. Кто-то должен разбираться в том, как построить композицию, а кто-то - в том, как работает цвет и что означает преобразование изображения из мира света в мир печатных оттисков. Главное отличие заключается в том, что, вместо оценки работы фотографа только по качеству его слайдов, клиент также будет оценивать и его способность встроить свою часть работы в общий цифровой технологический процесс. Окажется ли цифровой файл в подходящем формате? Потребуется ли дополнительная обработка изображения специалистами по редактированию графики?

Это означает, что крупные фирмы - независимо от того, существовали ли они до этого как фотостудии или сервисные бюро, - будут предлагать своим клиентам комплексные услуги, от получения изображений и верстки полос до вывода цветопроб. Сервисные бюро среднего размера станут теснее сотрудничать с фотографами и также будут предлагать комплексные услуги. Небольшие фирмы, скорее всего, будут предлагать услуги по срочной печати и выполнять те заказы, которые посчитают невыгодными более крупные компании.

Сейчас цифровая фотография переживает такой же этап своего развития, какой семь лет назад переживали настольные издательские системы: новая технология имеет мощный потенциал воздействия на будущее отрасли, но для его реализации необходимо изменение отношения к цифровой фотографии признанных профессионалов, которые пока только начинают всерьез присматриваться к "новичку". Будущее процветание цифровой фотографии зависит от того, смогут ли ее приверженцы освоить новые технологии и правильно выбрать партнеров.

"Возможно, придет день, когда мы будем использовать только цифровые фотографии, - заключает Батти. - И я думаю, этот день придет гораздо скорее, чем думают многие из нас".


Скотт Бьюри - писатель и консультант по коммуникациям из Торонто. Адрес его электронной почты: writtenworld@myna.com.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Зарабатываем на «металлах»

    Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Карточные «игры» для полиграфистов

    Решения для производства пластиковых карт малыми и средними тиражами.

    Со стороны может показаться, что выпуск пластиковых карт — не такое уж мудрёное дело и изготовить их можно чуть ли не подручными средствами. На самом деле в этой нише полиграфистам приходится выполнять весьма специфические операции, для которых требуется специальное оборудование.

     

  • «Малышки» на все руки

    Выбираем универсальное устройство для послепечатной обработки: резки, биговки, перфорации, фальцовки.

    Разумеется, высокоспециализированное и производительное послепечатное оборудование — это хорошо. Но, чтобы оно окупалось, необходимы соответствующие объёмы. А как быть малым типографиям и начинающим предприятиям? Для них имеет смысл рассмотреть вариант универсальных машин, способных выполнять несколько операций.

     

  • Лак лично в руки
    Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.
  • Опасные «игрушки»
    Пока полиграфисты жалуются на кризис, всё большая доля корпоративной печати выполняется их клиентами (в т. ч. бывшими) самостоятельно: эксплуатация цветных МФУ формата А3 становится проще и дешевле. Нередко их выбирают и начинающие полиграфисты — в условиях небольшой загрузки на старте бизнеса более доступные МФУ бывают предпочтительнее ЦПМ. Не лишние они и для уже устоявшего полиграфического бизнеса — не всякими работами есть смысл загружать «тяжёлую» технику.

comments powered by Disqus