101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Да будет RIP

  • Анита Деннис
  • 19 января 1997 г.
  • 4032

Современный RIP - завершающее звено в гибкой технологической цепочке подготовки изданий


Загадки Postscpipt
Чем позже, тем лучше
Магистральный путь HyWay
Delta: реальность и планы
Rampage значит буйство
RIP без риска
Adobe делает свой ход
Delta: реальность и планы

Допечатную подготовку издания можно сравнить с длинным и трудным путем, на котором приходится делать много остановок - верстка, получение цветопроб, преобразования с использованием технологии OPI (Open Prepress Interface), треппинг и спуск полос... Вы думали, что на растровом процессоре этот путь закончится? Подумайте еще. Сегодняшний документооборот, полностью перешедший "на цифровые рельсы", действительно напоминает японский поезд-экспресс: скорость прохождения заказов стремительно растет, а число остановок сокращается. И функции современных RIP (Raster Image Processor, растровый процессор, или растеризатор) уже не ограничиваются простым нанесением точек на поверхность пленки или печатной формы. Если продолжить аналогию с транспортом, то современные RIP благодаря появлению новых и усовершенствованию старых технологий превратились в своего рода железнодорожные узлы наподобие токийского вокзала. Здесь сходятся пути электронных документов, здесь следует искать ключ к эффективности, гибкости и производительности.

Загадки Postscpipt

В 80-х годах технология PostScript сделала процесс совместного высококачественного вывода текста и иллюстраций доступным и экономически эффективным. Однако поначалу растровые процессоры были жестко привязаны к конкретным аппаратным средствам: они либо встраивались в фотонаборные автоматы, либо подключались к ним как некие "черные ящики". Эти специализированные RIP обладали достаточной вычислительной мощью, но в то же время обусловливали серьезные ограничения и неудобства. Так, пересылка данных требовала одновременного участия RIP и рабочей станции. Ориентация растрового процессора на конкретные выводные устройства не позволяла использовать его для других задач. Кроме того, модернизация специализированных RIP либо была невозможна, либо стоила слишком дорого.

Но в 90-х годах на смену монолитным растровым процессорам пришли RIP нового поколения, строение и функции которых отвечали модульному принципу. Прогресс в области RISC-технологий и многопроцессорных вычислительных систем позволил использовать RIP в сочетании с компьютерами общего назначения - требовалась лишь специальная микросхема или плата. Это существенно упростило и удешевило модернизацию растровых процессоров. К тому же появились гибкие и доступные программные реализации RIP, предназначенные для работы в стандартных операционных средах. В последнее время значительно расширились и функциональные возможности RIP. Здесь можно упомянуть несколько важных факторов. Прежде всего, если раньше технология PostScript была экзотикой, то теперь она стала стандартом. При этом отчетливо обозначились как ее преимущества, так и ее недостатки.

"Особенности языка PostScript позволили решить множество старых проблем, стоявших перед издателями, но они же породили ряд новых трудностей, - считает Джон Харрисон, руководящий в фирме Agfa отделом маркетинга RIP-систем Viper, Cobra, Mainstream и Taipan. - Практически невозможно заранее определить, сколько времени займет вывод той или иной страницы. Скорость зависит и от сложности верстки, и от используемого драйвера".

А вот мнение Гленна Баха, руководителя отдела коммуникаций фирмы Harlequin: "Некоторые достоинства технологии PostScript одновременно являются и существенными недостатками. В частности, вы можете создать очень сложный документ, но в нем окажется столько избыточной информации, что большую часть времени RIP будет работать впустую".

Растеризация файлов PostScript происходит в несколько стадий. Сначала RIP интерпретирует поток PostScript-данных и составляет для каждой страницы перечень объектов с описанием их свойств и координат. Объекты, как правило, образуют несколько слоев, а их детали взаимно перекрываются. Скажем, текст может располагаться поверх штрихового изображения, которое, в свою очередь, накладывается на растровый фон; в результате многие участки отдельных объектов могут быть не видны, однако RIP все равно должен их обсчитывать. В соответствии со списком объектов все элементы страницы представляются в виде растровых изображений, затем определяются форма и положение каждой растровой точки, и наконец все эти точки выводятся на бумагу, пленку или печатную форму.

С PostScript связаны и другие неудобства. Так, лишь при наличии специальной программы типа EPScript фирмы OneVision можно редактировать PostScript-файл на поздних этапах его обработки. "Издателям очень хотелось бы, чтобы PostScript превратился в стандартный формат для обмена информацией, но до этого пока далеко. Без возможности редактирования обойтись нельзя, а ее-то PostScript и не обеспечивает", - утверждает Харрисон.

Кроме того, развитие технологий цифрового офсета и непосредственного вывода страниц на материал печатной формы предъявляет повышенные требования к растровым процессорам. Структура страниц постоянно усложняется, а спусковые монтажи состоят из восьми и более полос; в результате PostScript-файлы вырастают до невероятных размеров, а их обработка происходит очень медленно. К тому же в идеале для получения цифровых цветопроб и печати тиража должен использоваться один и тот же RIP. При этом желательно иметь возможность обрабатывать отдельные файлы, не проводя заново интерпретацию и обсчет всего документа. И наконец, не следует забывать о постоянном сокращении сроков выпуска изданий - клиент всегда хочет, чтобы заказ был выполнен уже вчера.

"Возможности, первоначально заложенные в PostScript, уже не соответствуют современным требованиям к производительности и окупаемости систем подготовки высококачественных изданий", - считает Бах.

Многие поставщики RIP пытаются преодолеть это ограничение, разбивая процесс обработки документа на более простые стадии и повышая производительность на каждой отдельной стадии. Это делается с помощью растровых процессоров нового поколения.

Чем позже, тем лучше

Вот уже несколько лет фирмы Barco, Scitex и Screen работают над созданием промежуточного формата файлов, получаемых после первичной интерпретации PostScript-документа. Такой формат позволил бы редактировать документ в процессе растеризации в RIP. Идея не нова, однако в последнее время она приобрела особую популярность. Фирма Harlequin, производящая самые быстрые на сегодня RIP высокого разрешения, говоря о концепции поэтапной растеризации, употребляет термин "поздняя привязка". При этом имеется в виду, что все необратимые действия и решения откладываются на завершающие стадии обработки файлов. "Чем раньше вы принимаете окончательное решение, тем менее гибким делается технологический процесс, - говорит Бах. - Поскольку прохождение данных через RIP является последним этапом перед выводом на фотонаборное устройство, то именно здесь и можно достичь максимальной гибкости".

В системе ScriptWorks 4.0 RIP Management System фирмы Harlequin используется технология Harlequin Display List Technology (HDLT), позволяющая редактировать списки PostScript-объектов и обеспечивающая таким образом широкие возможности настройки. "Эта технология обусловливает лишь самые общие требования, так что нашим OEM-партнерам предоставляется свобода применять ее по своему усмотрению", - утверждает Бах.

Фирма Harlequin встроила функции HDLT в модуль EasyTrap, предназначенный для автоматического треппинга в ScriptWorks. Благодаря этому система управления цветом Harlequin Color Management System может выделять элементы на полосе и использовать для каждого из них свою оптимальную схему воспроизведения цвета.

Фирма Creo Products (один из полусотни OEM-партнеров Harlequin) применила HDLT в своей программе PreScript, предназначенной для предстартовой проверки и чистки PostScript-файлов, т. е. инвентаризации всех объектов и удаления избыточных слоев и прочих ненужных данных. С помощью HDLT фирма Harlequin и ее OEM-партнеры расширяют в своих программах функциональные возможности модулей редактирования объектов, получения спускового монтажа и т. п.

С точки зрения Harlequin, реализация идеи "поздней привязки" в системе ScriptWorks - это всего лишь первый шаг. Осенью 1996 г. фирма объявила о разработке пакета EP2000. В нем средства ScriptWorks будут на системном уровне объединены с интеллектуальными самонастраивающимися программными модулями, способными управлять всеми стадиями подготовки издания - от организации проекта до оформления счетов. Вот мнение Баха: "Уже сегодня предпринимаются удачные попытки связать различные программы воедино, но в системе EP2000 это будет сделано на гораздо более высоком уровне".

Магистральный путь HyWay

"Традиционные RIP сейчас обогащаются новыми возможностями, - говорит Дейв Трампесс, один из руководителей фирмы HyWay Ferranti. - Это позволит перейти на более дешевое оборудование, уменьшить нагрузку на сеть и ускорить обработку данных".

Британская компания HyWay Ferranti предлагает технологию, использующую промежуточный формат файлов - GList. Технология была приобретена у фирмы Hyphen, одной из первых применившей растровый процессор PostScript (в прошлом году фирма Hyphen обанкротилась). После загрузки PostScript-файла в растровый процессор Ripware GL фирмы HyWay программа создает GList-документ - однослойный векторный файл, содержащий полную информацию о применяемых шрифтах и описание геометрических параметров полосы.

На этой стадии вылавливаются ошибки PostScript, а затем Ripware GL сохраняет готовый к выводу файл. Предстартовая проверка GList-файлов гарантирует, что при их растеризации не будет сбоев. Кроме того, эти файлы универсальны: их можно передавать в разные сервисные бюро и выводить на разных фотонаборных устройствах с любым разрешением. "Общий принцип -один раз передаем на RIP, много раз выводим - в нашем случае звучит как один раз интерпретируем, много раз выводим, поскольку формат GList не зависит ни от устройств вывода, ни от разрешения, - говорит Трампесс. - Прелесть однократного использования растрового процессора заключается в том, что на любом выводном устройстве результаты почти наверняка будут идентичными".

Трампесс убежден, что на этапе создания GList-файлов удастся решить самый широкий круг проблем, связанных с монтажом полос, треппингом, интерфейсом OPI, согласованием цвета, цветоделением и контролем параметров краски. "Вычислительная мощь компьютеров настолько возросла, - говорит он, - что один пакет способен выполнять функции и RIP, и сервера".

И этому уже есть подтверждения. Так, программа Ripware MP после интерпретации PostScript-файла подставляет в документ OPI-изображение; иллюстрации, сканированные с высоким разрешением, передаются растровому процессору, который играет роль файл-сервера, снижая нагрузку на сеть. GList-фильтр позволяет при интерпретации работать с файлами низкого разрешения, а подстановка файлов высокого разрешения производится уже непосредственно перед растеризацией, что существенно ускоряет обработку. "Если у вас есть также фильтры для треппинга и монтажа, то и эти операции можно производить, используя файлы низкого разрешения, а значит, экономия времени будет еще большей", - поясняет Трампесс.

Delta: реальность и планы

Предложенная фирмой Linotype-Hell технология DeltaTechnology обеспечивает целостность информации и позволяет создавать универсальные данные, которые можно использовать на стандартных платформах. "Наша цель - обеспечить сохранность данных и гибкость независимо от выводного устройства", - говорит Джек Брюгер, менеджер фирмы Linotype-Hell по производству фотонаборных автоматов и растровых процессоров.

Основа комплекса DeltaTechnology - рабочая станция DeltaWorkstation на базе процессора Pentium. На ней PostScript-данные проходят предстартовую проверку и преобразуются в однослойные файлы в формате DeltaList. Эти файлы не содержат избыточной информации и не зависят от конкретных устройств и разрешений. "Объекты DeltaList представляют собой сжатые описания только тех элементов, которые будут напечатаны, - рассказывает Брюгер. - Благодаря этому вывод файлов ускоряется, а результат становится более предсказуемым - ведь растровому процессору не нужно обрабатывать лишнюю информацию".

Программа DeltaTrapper осуществляет треппинг для файлов DeltaList. Она создает структуры TrapDeltaList, которые при выводе издания на фотонаборный автомат объединяются с файлами DeltaList. Вывод осуществляется с помощью модуля DeltaTower, выполняющего функции RIP и управляющего фотонабором. DeltaTrapper позволяет производить треппинг как автоматически, так и в интерактивном режиме, при этом можно регулировать параметры полос, содержащих до 16 цветов. Компьютер DeltaWorkstation является также OPI-сервером: на нем хранятся иллюстрации с высоким разрешением, которые вставляются в PostScript-документы после их интерпретации. Таким образом, громоздкие файлы с изображением передаются по сети лишь однажды - при сканировании.

Фирма Linotype-Hell сделала свой формат открытым для независимых разработчиков. В будущем фирма планирует включить в комплекс Delta функции монтажа полос и обеспечить поддержку автономных выводных устройств и CTP-системы Gutenberg (система печати прямо на плату), а также более широкого ассортимента устройств пробной печати. Кроме того, появится возможность сохранения файлов DeltaList и передачи их на удаленные узлы. "Все это входит в наши планы, - говорит Брюгер, - и, возможно, для нас это будет единственным возможным вариантом архитектуры RIP".

Rampage значит буйство

Фирма Rampage Systems, дочернее предприятие Autographix, предлагает интерпретатор PostScript Level 2 уже с 1992 г. "Наш растровый процессор с самого начала был ориентирован на организацию сложного документооборота, - говорит Питер Горгоун, директор по маркетингу. - Мы поставляем системы, а не просто устройства".

Комплекс Rampage RIPing System предусматривает возможности предстартовой проверки, треппинга внутри RIP и подстановку файлов OPI. Кроме того, система облегчает процесс подготовки к печати, строя так называемые зонные профили краски, т. е. определяя количество каждой краски, приходящееся на тот или иной участок изображения. Особенность системы состоит в том, что сначала происходит интерпретация PostScript-данных, треппинг, растеризация полос и их запись на диск, а лишь потом - вывод. Это позволяет работать по схеме "один раз передаем на RIP, много раз выводим": после однажды проведенной растеризации полос их можно выводить как на устройства пробной распечатки, так и на пленку или материал печатной формы. "Такую схему можно назвать щадящей: если при выводе произойдет сбой, файлы не нужно будет заново прогонять через RIP", - утверждает Горгоун.

Комплекс Rampage дает возможность осуществлять монтаж полос после их интерпретации. При растеризации файлов автоматически создаются контрольные OPI-изображения с низким разрешением. Затем с помощью стандартной программы типа ScenicSoft Preps можно изготовить монтаж, используя эти изображения, а исходные файлы с высоким разрешением подставлять уже на этапе растрирования и вывода подготовленного монтажа. Данный способ особенно эффективен в системах с непосредственным выводом полос на материал печатной формы, так как технология фирмы Rampage позволяет досылать на обработку отдельные полосы, подготовленные позже остальных, а также файлы в форматах, отличных от PostScript, скажем документы, изготовленные методом Color Electronic Publishing System (CEPS).

RIP без риска

Фирма Scitex называет свой новый растровый процессор Brisque RIP "цифровым интерфейсом" и позиционирует его как средство, превращающее допечатную подготовку изданий в полностью автоматизированный процесс. "Полиграфия - это отрасль промышленности, - говорит Марк Салливан, менеджер по продажам выводных устройств Scitex. - Однако эта отрасль одной из последних встает на путь компьютеризации".

Система Brisque работает в среде Unix на компьютерах с процессором PowerPC. Она позволяет создавать папки с описаниями типовых технологических параметров (скажем, линиатуры растра, кривых растискивания и т. п.), а также определять процедуры для автоматической обработки файлов и способы оперативного вмешательства в случае возникновения сбоев. Исходные файлы в ходе растеризации преобразуются в используемые фирмой Scitex форматы CT (Continuous Tone - непрерывные полутона) и LW (Line Work - штриховые изображения). Данные в этих форматах обрабатываются с помощью других модулей системы Brisque. Так, программа Scitex Full Auto Frame выполняет треппинг в автоматическом или интерактивном режиме, Scitex APR осуществляет замену файлов в соответствии с технологией OPI, а утилита Scitex Remake предназначена для редактирования штриховых иллюстраций (полутоновые изображения можно редактировать в программе Photoshop).

Монтаж полос производится с помощью пакета ScenicSoft Preps. После определения геометрического положения всех полос система Brisque получает данные о каждой полосе, которые могут храниться на любом компьютере сети, и быстро производит их сборку.

"Другие технологии, как правило, требуют, чтобы все полосы были собраны заранее, а затем огромный файл целиком посылается на RIP, - говорит Салливан. - Наша же технология позволяет растеризовать имеющиеся полосы, а остальные добавлять по мере их готовности".

Файлы можно выводить на струйные принтеры Iris, фотонаборные автоматы Scitex Dolev или CPT-устройство DoPlate, в котором есть специальный контроллер для растрирования иллюстраций. "Система Brisque обеспечивает высокую степень автоматизации и предоставляет вам очень богатый набор инструментов, - заключает Салливан. - Исправлять ошибку лучше всего там, где она была замечена. Мы позволяем вносить изменения практически на любой стадии - вплоть до вывода полос".

Adobe делает свой ход

Фирма Adobe Systems, которая, кстати, и разработала язык PostScript, не желает почивать на лаврах, пока другие компании активно совершенствуют свои PostScript-интерпретаторы. Осенью 1996 г. представители Adobe объявили о реализации возможности треппинга внутри RIP (клиенты уже давно этого требовали), а также языка PostScript Level 3, использование которого ускорит обработку файлов, улучшит качество выходного изображения и позволит автоматизировать процесс допечатной подготовки изданий. Но особые надежды фирма возлагает на систему Supra - новый высокопроизводительный комплекс с гибкой архитектурой. "Supra выполняет те же функции, что и RIP, но вы можете встроить в эту систему разнообразные средства для допечатной обработки, контроля результатов печати и т. д.", - говорит Эрик Бин, директор по маркетингу подразделения полиграфических систем Adobe.

Технология, примененная в Supra, основана на стандартном формате программы Adobe Acrobat - Portable Document Format (PDF), который является разновидностью PostScript. В PDF-файлах используется та же схема описания полос, что и в документах PostScript, но с более простой структурой. Исходные PostScript-данные преобразуются в формат PDF на этапе, получившем название нормализации, после чего готовые к выводу PDF-страницы сохраняются на диске. Их можно растеризовать в произвольном порядке, причем в этом процессе может участвовать любое число процессоров, что позволяет существенно повысить быстродействие. "Один RIP, последовательно выполняющий все операции, тратит слишком много времени, - считает Бин, - а распараллеливание процесса дает огромный выигрыш".

В списке OEM-партнеров Adobe, планирующих использовать технологию Supra, насчитывается больше двадцати компаний, в числе которых практически все ведущие поставщики средств допечатной подготовки изданий. Харрисон, сотрудник фирмы Agfa, также входящей в этот список, утверждает, что PDF может служить не только стандартным форматом для хранения изданий, но и промежуточным форматом при их обработке: "Система нормализации файлов проделывает ту же работу, что и RIP, только на выходе получаются не пикселы, а данные PDF, которые могут использоваться как стандартные списки объектов PostScript".

У технологии Supra есть и другие преимущества. В частности, она позволяет избавиться от весьма распространенных ошибок PostScript, связанных с недостающими шрифтами и иллюстрациями. Кроме того, формат PDF не зависит от устройств вывода и значений разрешения, а значит, интерпретированную информацию можно посылать практически на любые выводные устройства. "Этот формат обеспечивает гибкий обмен данными, содержит всю необходимую информацию, и, в конце концов, - это тот же PostScript!" - подводит итог Харрисон.

Delta: реальность и планы

Приятно отметить, что перечисленные прогрессивные технологии могут слаженно взаимодействовать. Скажем, в системах фирм Scitex и Linotype будет предусмотрена поддержка технологии Supra. Вот мнение Брюгера, одного из руководителей Linotype: "Supra дополняет нашу систему Delta, а не заменяет ее. Нас привлекает в Supra возможность независимой обработки полос".

Новые разработки в мире растровых процессоров не ограничиваются лишь вышеописанными. Можно упомянуть фирму Luminous, бывшее дочернее предприятие корпорации Adobe, специализирующуюся на допечатных технологиях. Эта фирма, недавно приобретенная компанией Imation, планирует в начале 1997 г. выпустить растровый процессор, в котором будут сочетаться функции других продуктов Luminous, в том числе сервера Color Central OPI, программы монтажа полос PressWise и инструмента для треппинга TrapWise. "Наши отдельные продукты сами по себе достаточно мощны, и мы хотим объединить их, чтобы получить систему с модульной архитектурой", - говорит Джой Катакьютан, менеджер программного отделения фирмы.

Модульный принцип взят на вооружение и компанией Information Presentation Technologies, разрабатывающей RIP, в котором будут реализованы возможности OPI, монтажа полос, поддержки технологии Supra и управления параметрами цвета. Кроме того, можно будет управлять этим RIP с удаленной станции с помощью интерфейса Java. "Растровый процессор представляется нам одним из модулей в системе подготовки издания, а не просто средством для вывода полос в конце сложного процесса", - говорит Крис Макфит, руководитель производственного отдела в подразделении издательских систем.

Web-технологии используются и другими компаниями. Так, фирма PrePress Solutions предлагает программу PrePress RIP Tracker, позволяющую пользователям сети контролировать работающий на локальном сервере растровый процессор Panther (также продукт PrePress Solutions), анализировать схемы прохождения заказов и оптимизировать распределение ресурсов. А фирма Cascade выпустила растровый процессор Orion, предусматривающий возможность удаленного доступа с помощью интерфейса Java для управления очередью задач. Кроме того, RIP фирмы Cascade взаимодействует с OPI-сервером этой фирмы, совместно с ним используя память, и позволяет сохранять результаты растеризации PostScript-файлов для предварительного просмотра и пересылки на удаленные выводные устройства.

"Сервисные бюро получают сейчас повсеместное распространение, конкуренция между ними усиливается, поэтому проблемы автоматизации и повышения гибкости допечатных технологий становятся все более актуальными", - считает Торбен Уорминг, вице-президент фирмы ScanView, выпустившей пакет RipMate 2.2. В этом пакете, использующем растровый процессор ScriptWorks 3.3 фирмы Harlequin, предусмотрена возможность OPI-подстановки внутри RIP. В дальнейшем ScanView планирует также реализовать функции треппинга и монтажа полос внутри RIP. Автоматизация допечатной подготовки, по мнению Уорминга, значительно снижает стоимость услуг сервисного бюро, а повышение гибкости расширяет их ассортимент: "Современные растровые процессоры обеспечивают отличное качество продукции, работают быстрее и предоставляют больше возможностей, чем системы предыдущих поколений".

Все это означает, что если вы еще не перешли на новые технологии, то вам придется сделать это в ближайшем будущем.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30