1996.02.24, Автор: Майкл Киран2337 прочтений

Головоломка

Теги: Управление цветом Publish

Пять частей головоломки "управление цветом" собраны воедино

 

Стандарт ICC для профайлов устройств
Операционная система и цвет
Создание оригинальных профайлов
Средства измерения цвета
Управление цветом на уровне приложений
Калибруем монитор
Разгадка

С тех пор как пять лет назад цветные публикации стали готовить на компьютере, главной проблемой для всех вовлеченных в этот процесс, от фотографов и дизайнеров до операторов сканеров и печатников, остается управление цветом. До недавнего времени добиться предсказуемой цветопередачи на всех этапах от макетирования до печати было почти невозможно. Заметьте, что речь идет о предсказуемом цвете. Стандарт WYSIWYG (получаешь то, что видишь) по отношению к цвету остается недосягаемым идеалом. На этом основана одна из главных концепций цветной полиграфии: существуют цвета, которые можно увидеть на RGB-мониторе, но нельзя получить при CMYK-печати, а также есть цвета, которые можно получить при печати, но никогда не увидеть на экране монитора. Поэтому задачей систем управления цветом (Color-Management Systems, CMS) является не достижение полного соответствия цвета на экране монитора цвету, полученному при печати (что невозможно), а максимальное приближение этих цветов друг к другу и достижение их предсказуемости.

Для этого системам управления цветом необходимо решить три задачи: по возможности добиться полного соответствия цветов оригинального изображения цветам на экране монитора, на цветопробе и, наконец, при печати. В тех случаях, когда первое невозможно, CMS должны, с учетом пожеланий дизайнера, заменить цвета на ближайшие к ним из реализуемых на данном устройстве. После этого дизайнер должен иметь возможность просмотреть свою работу перед окончательным выводом, внести необходимые коррективы и избежать нежелательных сюрпризов. Сегодня получение предсказуемого цвета на всех этапах - от создания концепции до печатного пресса - стало возможным, благодаря достижениям в следующих пяти областях:

  • стандартный кросс-платформенный формат профайлов устройств;
  • поддержка управления цветом на уровне операционных систем;
  • программные средства для создания профайлов;
  • недорогие устройства для анализа цвета;
  • поддержка управления цветом в большинстве программ для верстки, векторной и растровой графики.
  • Стандарт ICC для профайлов устройств

    Решающим фактором в создании надежных систем управления цветом стало появление единого формата профайла: файла, содержащего информацию о цветовых свойствах устройств ввода, отображения и вывода. Одним из недостатков первых CMS было то, что каждый разработчик придерживался своего собственного формата. Например, если программа поддерживала EfiColor, она работала только с EfiColor-профайлами и не работала, скажем, с профайлами Kodak Precision.

    Вполне логично, что ведущие производители договорились о едином формате, и теперь один и тот же профайл может использоваться различными программами, операционными системами и компьютерными платформами. Это соглашение было достигнуто год назад, когда International Color Consortium (ICC) опубликовал подробный стандарт описания профайлов устройств, который основан на разработанном Apple платформенно-независимом формате. По стандарту ICC для описания поведения реальных сканеров, принтеров, мониторов, цветопроб и печатных прессов используется цветовая модель CIE. Модель CIE служит "универсальным переводчиком" между, например, RGB- цветовым пространством монитора и CMYK-пространством печатного пресса.

    Многие производители периферийных устройств стали включать в поставку их ICC-профайлы. Это позволяет с минимумом усилий достигать вполне приемлемого цвета. Но надо иметь в виду, что профайл описывает абстрактное "калиброванное" устройство, а не реальный экземпляр, стоящий на вашем столе. (См. врезку "Калибруем монитор".)

    Операционная система и цвет

    Первые системы управления цветом были несовершенны еще и потому, что действовали на уровне приложений. QuarkXPress, например, поставлялся с EfiColor, Adobe Photoshop и PageMaker использовали Kodak Precision, CorelDraw! - Candela CMS. Увы, управление цветом на уровне приложений не решает всех проблем. Любая газета или брошюра собраны из элементов, созданных в нескольких программах, таких, например, как векторные и растровые графические редакторы. Управление цветом в программе для верстки не улучшит качество иллюстраций.

    Компания Apple Computer первой включила CMS в состав операционной системы, выпустив в 1993 г. расширение ColorSync 1.0. Система работала медленно, не поддерживалась большинством программ и, как следствие, не имела особого успеха. Через год компания выпустила ColorSync 2.0. Создавая новую версию, Apple сделала три верных хода: лицензировала технологию трансформации цвета у LinoType-Hell, включила в ColorSync поддержку ICC-профайлов, начала поставлять ColorSync и ICC-профайлы своих периферийных устройств бесплатно со всеми компьютерами Macintosh. Сегодня ColorSync 2.0 является фактическим стандартом и поддерживается широким кругом производителей сканеров, принтеров, графических программ и инструментов для измерения цвета.

    Для тех, кто использует Microsoft Windows, ситуация с CMS более сложная. Windows 3.1 не поддерживает CMS на системном уровне, поэтому управлять цветом можно только на уровне приложений. Подстроить цвет можно также на уровне драйверов устройств вывода с помощью Cannon ColorGear, Hewlett-Packard ColorSmart или Tektronix TekColor. Каждая из вышеперечисленных утилит работает только с принтерами от одноименного производителя.

    Пользователи Windows 95 могут использовать систему Image Color Matching (ICM), основанную на технологии, лицензированной Microsoft у Kodak. В некотором смысле ICM является аналогом ColorSync 2.0 - она также действует на уровне операционной системы и поддерживает ICC-профайлы. Но в то же время ICM использует менее совершенную технологию преобразования цветов, и это сказывается на качестве цветной печати. Используя профайл монитора (по умолчанию NEC 4FG), ICM ограничивает CMYK выход таким образом, чтобы изображение, полученное при печати, максимально соответствовало экранному образу.

    На сегодняшний день большинство производителей программного обеспечения для настольных издательских систем не поддерживают технологию IMC. В качестве альтернативы к IMC можно рассматривать систему ColorBlind Parachute компании Color Solutions. Parachute применяет ICC-профайлы устройств ввода/вывода для обработки любых PostScript-документов до их отправки на RIP. Хотя версия Parachute для Macintosh использует ColorSync, компания Color Solutions заявила, что версия программы для Windows 95 будет использовать собственные средства преобразования цвета до тех пор, пока ICM не станет действительно решением профессионального уровня.

    Еще одно средство работы с цветом для пользователей Windows 95 - ColorDrive компании Pantone. ColorDrive работает с большинством форматов графических файлов и создает калиброванные цветовые палитры для использования в программах для верстки и графических пакетах. Программа использует разработанную Pantone POCE CMS, которая предоставляет доступ к любым ICC- и ICM-профайлам. При этом, в отличие от Windows ICM, система Pantone не требует включать профайлы непосредственно в драйверы устройств.

    Компании Sun Microsystems и Silicon Graphics лицензировали технологию управления цветом у компании Kodak для включения в свои операционные системы Solaris и Irix. Теперь эти платформы также поддерживают ICC-профайлы.

    Создание оригинальных профайлов

    Появление стандартного описания профайлов и оснащение ОС системами управления цветом стали ключом к решению цветной головоломки. После этого стали доступны и многие другие технологии. Например, раньше для создания оригинального профайла сканера или принтера требовались усилия команды ученых и наличие дорогостоящего оборудования. Теперь подобную работу можно выполнить без особого труда при помощи таких программ, как Candella Color Synergy, Linotype-Hell Scan Open ICC и PrintOpen ICC, а также ColorSolutions ColorBlind ICC. (Пока все эти программы доступны только для Macintosh, но те профайлы, которые они генерируют, могут использоваться на любой платформе.)

    Большинство перечисленных программ работают по одной и той же схеме. Для создания профайла сканера необходимо отсканировать IT 8 - тестовый образ, созданный комитетом по стандартизации INSI IT8. IT8 состоит из 200 цветных квадратов. Программа переводит RGB-образы, полученные со сканера в модель CIE, после чего сравнивает их с известными значениями для тех же цветов. Различия между двумя рядами данных, вызванные конструктивными особенностями сканера, записываются в профайл.

    Несколько сложнее создать профайл цветного принтера или пресса. Для этого сначала нужно напечатать тестовую страницу на рассматриваемом устройстве, а затем измерить цвета каждого квадрата. По этим данным программа создаст профайл для любой комбинации выводного устройства и расходных материалов. Таким образом, у струйного принтера может быть два профайла: один для печати на обычной бумаге, а другой - на мелованной.

    Тем, у кого нет времени или желания создавать оригинальный профайл, компания LinoType-Hell предлагает услуги по созданию и почтовой рассылке профайлов принтеров, систем цветопробы и печатных прессов. Звоните, и компания Linotype-Hell пришлет вам PostScript-файл, который нужно вывести на рассматриваемом устройстве. Вы отправите получившееся изображение в Linotype-Hell, и в течение недели компания вышлет профайл вашего устройства.

    Средства измерения цвета

    До недавнего времени инструменты, необходимые для создания качественного профайла, были слишком дорогими и сложными в управлении. Однако за последний год цены на ручные денситометры сильно упали и достигли вполне приемлемого уровня, а появление спектрофотометров, таких как X-Rite Digital Swatchbook, Light Source Colortron и Gretag Spectrolino, позволило создавать профайлы, основанные на оригинальных спектральных измерениях.

    Ручные спектрофотометры позволяют быстро и точно измерять цвета ткани, бумаги, краски и других материалов. С их помощью можно также измерить цветовую шкалу, отпечатанную на прессе или цветопробе. Использование спектрофотометров для создания профайла - путь более долгий, но и более надежный, по сравнению со сканированием образца на откалиброванном сканере.

    Управление цветом на уровне приложений

    Итак, задача почти решена. Единственный незаполненный квадрат - использование программами предлагаемых операционными системами средств управления цветом. Большинство производителей программного обеспечения быстро включают в свои приложения поддержку ColorSync. Если вы работаете с растровыми изображениями на Macintosh, то можете получить доступ к средствам управления цветом на системном уровне при помощи поставляемых Apple трех бесплатных модулей расширения для Photoshop: Import, Export и Filter. Эти модули позволят задать ICC-профайл сканера для захвата изображения в формате TIFF 6.0, включить ICC-профайл в TIFF-файл и преобразовать цвета изображения, используя профайлы устройств ввода/вывода.

    C Adobe PageMaker 6.0.1 также поставляются три модуля расширения, обеспечивающие поддержку ColorSync. Эта технология заменила ранее применявшуюся в PageMaker систему Kodak Precision. (В отличие от технологии Kodak, примененной в Windows 95, Kodak CMS в PageMaker не поддерживала ICC-профайлы.)

    Начиная с версии 3.2 пользователи QuarkXPress получили ограниченные возможности для управления цветом при помощи XTension EfiColor. Многие дизайнеры недовольны скоростью и качеством работы EfiColor, а также небольшим числом EfiColor-совместимых профайлов. Quark заявила, что с выходом в конце этого года QuarkXPress 4.0 эти проблемы будут решены. На основании этого заявления можно предположить, что вместо EfiColor в четвертую версию войдет прямая поддержка ColorSync, по крайней мере на Macintosh.

    Тем же, кто не хочет ждать версии 4.0 (к тому же возникают некоторые сомнения относительно того, что она появится до конца этого года), можно предложить Helios ColorSync XTension, который доступен уже сейчас. Helios использует те же средства преобразования цвета, что и ColorSync. С его помощью в QuarkXPress можно управлять цветами не только иллюстраций в формате TIFF, но и цветом блоков, окантовок и текста. Вы можете импортировать в XPress TIFF-образ с профайлом сканера, на котором он был оцифрован, а затем с помощью ICC-профайлов автоматически подстроить цвета для вашего монитора или устройства вывода.

    Для пользователей Windows 95 ситуация не столь радужная. Как мы уже говорили, реализованная в Windows 95 система ICM не пользуется поддержкой разработчиков программного обеспечения. Возможно, с выходом в конце этого года CorelDraw! 7.0 и нового релиза PageMaker положение улучшится. Обе программы должны поддерживать ICC-профайлы.

    Пережив годы борьбы с недоделанными "решениями" для управления цветом, издатели с известной долей скепсиса воспринимают сообщения о том, что теперь все их проблемы решены. Конечно, трудно без иронии читать рекламные проспекты, обещающие, что все цвета, которые вы видите на экране, будут точно воспроизведены при печати. Последние достижения в этой области не приблизили нас к недосягаемому стандарту WYSIWYG, зато мы достигли уровня WYSIRCTWYGGDMIAG (это перечисление заглавных букв английского алфавита означает: То, Что Вы Видите, Довольно Близко К Тому, Что Вы Хотели Получить, Учитывая Неизбежные Искажения, Вызванные Разницей В Материалах, Освещении И Цветовой Гамме).

    Майкл Керан - автор книги "Understanding Desktop Color". С ним можно связаться по Internet mkieran@colorweb.com.


    Калибруем монитор

    Прежде чем использовать систему управления цветом, следует откалибровать монитор. Не ждите, что после калибровки цветовая гамма монитора волшебным образом станет совпадать с гаммой принтера. Калибровка позволит уменьшить нежелательные искажения цветов, а также добиться, чтобы полутоновые изображения не были слишком темными или яркими. Кроме того, по изображению на откалиброванном мониторе можно более точно предсказать цвета, которые будут получены при печати.

    Калибровка состоит из настройки цветовой гаммы, баланса, черной и белой точки. Большинство пользователей калибрует свои мониторы на глаз при помощи утилит типа Gamma Control Panel, поставляемой с Adobe Photoshop. Для получения более качественного результата следует воспользоваться специальными устройствами, такими как Light Source Colortron II или X-Rite Monitor Optimizer.

    Даже хорошо калиброванный монитор не позволяет надежно предсказывать цвета при печати. Кроме того, параметры монитора со временем меняются. Для того чтобы учитывать эти изменения, монитор следует калибровать регулярно с интервалом от одной недели до одного месяца.

    Разгадка

    Прежде чем калибровать монитор, нужно сделать несколько несложных операций, чтобы убедиться в собственной способности адекватно воспринимать цвета: подождите не менее получаса после включения монитора и дайте ему прогреться, накройте монитор "капюшоном", чтобы избежать бликов. Затем следует настроить яркость и контраст, для этого нужно воспользоваться стандартной картинкой (например Ole No Moire, поставляемой с Adobe Photoshop) и постараться достичь максимального соответствия экранного образа оригиналу. Закройте чем-нибудь пульт управления монитором, чтобы случайно не сбить настройки. Если ваш монитор позволяет фиксировать настройки - сделайте это. Еще один, важный для восприятия цвета, момент - правильный фон. Используйте в качестве цвета своего десктопа нейтральный серый. Даже если вы не можете полностью контролировать освещение в помещении, добейтесь, по крайней мере, того, чтобы оно было на своем обычном уровне, и постарайтесь избежать бликов на экране.

    Инструментарий

    Архив журналов в свободном доступе.

    На ту же тему:
    • Esko + Artwork, или Союз во имя интеграции
      Всё более заметная на этикеточном и упаковочных рынках интеграция печатных технологий стала причиной симбиоза допечатных процессов, реализуемых в рамках крупных производств. Отличная иллюстрация тенденции - недавнее объединение в компанию EskoArtwork
    • Вспышка слева, вспышка справа...
      Автоматика современных цифровых фотокамер достигла небывалых высот. Многие фотографы благополучно забыли слово "экспонометр", отдавшись "умной" электронике, и просто наслаждаются съёмкой.
    • Что вижу - то печатаю
      Как добиться предсказуемой цветопередачи в цифровой печати.
    • X-Rite/Pantone - новые горизонты цвета
      Новость о приобретении Pantone компанией X-Rite- ключевое событие для будущего управления цветом во всех отраслях, но в первую очередь- в полиграфической.
    • Samsung SyncMaster XL20
      Каждый раз после расставания с очередным образцом для тестов мне требуется время на реабилитацию.
    • Pantone hueyPRO
      Первая мысль при чтении новости о добавлении к названию PRO: неужели разработчики "прицепили" к этому приборчику более профессиональное ПО?

    comments powered by Disqus