101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Пути листового офсета

  • Михаил Кувшинов
  • 19 февраля 2024 г.
  • 554
Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

К счастью, листовые офсетные печатные машины, вдруг ставшие дефицитом, служат многие годы. И у их владельцев есть время на принятие взвешенного решения.

1. Можно, конечно, ничего не делать и ждать, что само рассосётся. За три-пять лет — вряд ли. Но что будет лет через 10, не знает никто. Как мне кажется, как взгляд в будущее — вполне. А как бизнес план — вопрос.

2. Можно отказаться от перспектив развития в листовом офсете, эксплуатировать оборудование из наличия (пока работает) и вкладываться в другие направления. Решение возможное, но точно — не для всех.

Джошуа Рейнольдс. «Гаррик колеблется между Трагедией и Комедией», 1760–1761

3. Можно искать машины на вторичном зарубежном рынке (см. Новая реальность в офсетеприм. ред. // Publish № 1/2, 2024). Способ очевидный, но тяжёлый. Во-первых, выбор совсем невелик. Среди прочего, это необходимость брать что нашлось-попалось, а не ту конфигурацию, что нужна. Во-вторых, даже серьёзно бу машина выходит заметно дороже, чем новая с гарантией всего два года назад. В‑третьих, далеко не гарантировано финансирование таких сделок, а без него редко кто потянет подобный проект. В-четвёртых, как раз гарантированы «грустные» качество поддержки и стоимость запчастей. Как итог, сделки есть — но пересчитать их можно по пальцам одной руки. Не удивительно, два года назад инвестиция в новую быструю и автоматизированную машину выводила технологические возможности типографии на новый уровень. Б/у с хорошим пробегом технологический рывок не обеспечит точно. Но может позволить на годы удовлетворить производственные потребности — скидывать этот вариант со счетов не стоит.

4. Можно уходить в «цифру». Решение, очевидно, лишь частичное, годное только для коротких тиражей. Но короткие тиражи — не значит «мало денег». Есть много коротких заказов значительно прибыльнее, чем запечатать столько же бумаги в одном длинном. Не для всех вариантов текущей загрузки листовых офсетных машин азиатская «цифра» сегодня может предложить решение, даже в коротких тиражах, тут надо смотреть внимательно. Например, глянцевый журнал или музейный каталог — вряд ли получится сделать за разумные деньги. Но во многих сегментах это будет реально — прежде всего, в книге.

5. И, наконец, можно остаться в офсете, но сменить лист на рулон. Рулонная полуротационная офсетная машина в Китае — достаточно востребованное решение для того, чтобы кормить нескольких серьёзных производителей. Кто-то, как Wanjie, специализируются на офсете. Кто-то, как Weigang, делают офсетные машины наряду с основным бизнесом в узкорулонном флексо.

Wanjie WJPS, ширина рулона от 350 до 550 мм

В отличие от ушедших с рынка европейских производителей рулонных машин, китайцы используют традиционный процесс с увлажнением, а не сухой офсет. То есть все расходники — привычные. Непривычен — рулон. Но даже в прошлые годы пользовались некоторой популярностью решения с рулонной загрузкой в листовые машины. Рубка в лист прямо перед печатью позволяет экономить на бумаге в том числе за счёт требуемой длины листа. Рулонная машина может быть укомплектована рубкой в лист после печати, то есть позволить использовать всю накопленную постпечать.

Китайцы за последние годы резко в машиностроении продвинулись: запредельный уровень конкуренции делает своё дело. Качество, надёжность, обеспечение запчастями у лидеров — на достойном уровне, сервис в норме доступен у российского поставщика. Цены ниже европейских, правда, далеко не в разы.

Есть и особенности, которые точно станут проблемами, если внимательно не учесть их на берегу. Машины задуманы для производства этикетки и упаковки. Большинство — в узком рулоне, хотя массово производятся и шириной 550/680 мм версии. А демонстрируются на выставках и гораздо более широкие. У них относительно короткий раппорт, то есть максимальная длина печати. Чаще всего можно после рубки получить квадрат или лист, вытянутый по широкой стороне, но не по узкой. Если типография печатает упаковку, то есть делается запечатка с одной стороны, то решение вообще может быть оптимальным. Сигаретная упаковка, со всевозможными улучшениями, облагораживанием лаком, фольгой и пр. — одна из основных задач для таких машин. А вот если в типографии печатается листовая коммерческая продукция, придётся ставить 8 или 10 секций с переворотом посередине. Это возможно и примерно соответствует листовому перфектору. Но, как и всякий перфектор, удовольствие получается не из дешёвых.

В любом случае надо ехать, смотреть. Сначала на выставки — их много в Китае. Ближайшая — Sino Label/Sino Print в начале марта 2024 года. Потом — обязательно на заводы-изготовители. Инвестиции серьёзные, и даже идеальная машина требует сервисного обслуживания.

Итого: вариантов несколько, ни один не выглядит ни тупиковым, ни идеальным. Выбор есть и, как всегда в бизнесе, выбор непростой.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30