101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Почём твоя печать?

  • Денис Ходанович
  • 23 декабря 2022 г.
  • 977
Цель любой коммерческой организации — приносить прибыль. Подчас предприниматели в пылу конкурентной борьбы забывают об этом, утрачивая связь с реальностью и теряя деньги. Цена начинает определяться случайными запросами от конкурентов или извлекается из пыльного прейскуранта давно закрывшейся типографии.

При такой ценовой политике, после выплаты заработной и арендной платы, налоговых отчислений собственникам ничего не остаётся. Вот отчего целью многих предприятий становится уже не прибыль, а выживание. Хотя формально они постоянно выполняют заказы, рассчитываются с поставщиками, персонал получает зарплату, выплачиваются налоги — все счастливы! Кроме самих типографий, не получающих ни личного дохода, ни тем более возврата инвестированных средств. Их неизбежная перспектива — закрытие. К сожалению, развитие событий по такому сценарию мы наблюдаем сплошь и рядом.

Разумные собственники в свою очередь должны строить бизнес, рассчитывая на возврат инвестиций с процентами по ставке выше банковской. Если же процентный доход кредитора не больше банковской ставки или, того хуже, равен нулю, то смысл инвестировать деньги в типографию теряется.

Рис. 1

В случае привлечения заёмных средств банка или целевых инвестиций акционеров необходимость возврата средств очевидна. Сложности и непонимание возникают, если в качестве источника инвестиций предприятие использует собственный капитал или частично собственный и частично заёмный. С экономической точки зрения всё равно, занимает ли предприятие и платит процент за кредит или использует собственный капитал (рис. 1). Какая разница — занять деньги в банке или взять средства предприятия или личные сбережения и вложить в оборудование — и в том и другом случае через какое-то ограниченное время их необходимо вернуть либо в банк, либо в предприятие, либо себе лично и обязательно с процентами. Именно с процентами, так как у предприятия всегда есть альтернатива — вместо инвестирования в оборудование положить деньги в банк или в какой-то другой надёжный инструмент сохранения денег (рис. 2). Доход в банке будет минимальный, но капитал надёжно сохранится.

Рис. 2

А вот инвестиции в предприятие, тем более в малое, это всегда очень высокий риск невозврата капитала, поэтому вложения должны окупиться в определённый срок и, как обязательное условие, с большими процентами. Также возврат инвестиций можно рассматривать как способ накопления средств для приобретения нового оборудования взамен устаревшего.

Таким образом, условие возврата инвестиций — это важнейший фактор формирования себестоимости продукции, о котором, к сожалению, забывают. Для полиграфии это особенно актуально, так как оборудование здесь действительно дорогое по сравнению со многими другими отраслями производства. В связи с этим доля статьи расходов по возврату инвестиций достигает 45–50%. Если игнорировать этот важный факт, то можно не заметить, как предприятие начнёт работать в убыток. Не имея средств для обновления оборудования, типография попросту исчезнет с рынка.

Должна ли типография приносить прибыль? То есть должны ли собственники предприятия всегда стремиться её получать? Такой обязанности у них нет. Предприятие может какое-то время работать в убыток, но нас этот случай не интересует, так как мы понимаем, что в долгосрочной перспективе такой бизнес нежизнеспособен.

Определения

Бизнес — любое предприятие, задачи которого путём производства и продажи товаров и услуг приносить прибыль своим владельцам.

Прибыль — это разница между доходами и затратами.

Затраты — это все издержки, понесённые предприятием на производство и реализацию продукции. Всё, что выше затрат, и есть прибыль.

Расходы — это затраты определённого периода времени, документально подтверждённые, экономически обоснованные, полностью перенёсшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

Плановая себестоимость — это предполагаемая средняя себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют её из предполагаемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Это средние нормы расходов для планируемого периода. Именно о плановой себестоимости и пойдёт речь ниже.

Фактическая себестоимость вычисляется по фактическим затратам на производство. Обычно она рассчитывается постфактум, уже после изготовления заказа. Не всегда фактическая и плановая себестоимость совпадают.

Расчёт плановой себестоимости

Мы будем рассматривать стоимость листовой печати, то есть стоимость производства листовой продукции без какой-либо отделки, как наиболее важной составляющей в совокупности всех затрат на производство полиграфии. Понимая методику расчёта печати, можно рассчитать и себестоимость других процессов в типографии. Дополнительно в калькуляцию нужно включать необходимые затраты на допечатную подготовку, послепечатную обработку и расходные материалы. Именно таким образом получается стоимость конечного продукта:

Себестоимость печати продукции (0) = стоимость печати (2) + стоимость расходных материалов (1)

Стоимость расходных материалов (1) вычисляется простым сложением всех стоимостей материалов, которые планируется использовать при выполнении заказа, а именно: бумаги, печатных форм, краски, вспомогательных материалов. Обычно расчёт этих данных затруднений не вызывает, и подробно останавливаться не будем, по этой теме достаточно литературы и собственного опыта у читателей. Стоимость печати (2) рассчитывается так:

Стоимость печати (2) = стоимость часа работы (3) × плановое время печати заказа (4)

Плановое время печати (4) заказа исчисляется отдельно для каждого тиража, исходя из длительности перенастройки на новый тираж и количества оттисков в час. Далее в тексте будут фигурировать два примера расчёта: первый — для типографии с полуформатной офсетной печатной машиной, второй — с ЦПМ. Их разница в итоге продемонстрирует существенное различие себестоимости продукции двух типографий.

По условию, типографии в недалёком прошлом приобрели по одной новой печатной машине. Стоимость оборудования 60 млн и 5 млн рублей соответственно. Печатные машины оборудованы полуавтоматической сменой форм, системами управления цветом, влажностью и приводкой с пульта. Производительность печатных машин обозначена в таблице № 1.

Таблица 1. Нормы затрат времени и производительность печатных машин

Почём твоя печать?

Стоимость одного часа работы печатной машины (3) является отношением годовой стоимости владения печатной машиной (5) к нормативному времени её работы за год (6):

Стоимость часа работы (3) = стоимость владения (5) / время работы (6)

Годовая стоимость владения печатной машиной (5) является суммой всех постоянных издержек, в том числе возврата инвестиций (таблица № 2).

Таблица 2. Расчёт годовой стоимости владения печатной машиной, тыс. руб. (5)

Почём твоя печать?

Это то, что предприятие затратит в течение года независимо от того, насколько оно было загружено. Плохо или хорошо работало предприятие, постоянные затраты должны быть оплачены. Постоянные издержки — это обычно аренда, связь, часть налогов, транспортные услуги, реклама, заработная плата. Заработная плата включает заработную плату сотрудников, административно-управленческого персонала. В постоянные издержки не включается заработная плата дизайнеров, формного участка послепечатной отделки, так как издержки по заработной плате дополнительных услуг должны включаться в себестоимость соответствующих услуг, а не аккумулироваться на печатной машине. Заработная плата производственного персонала, в данном случае печатников, включается в стоимость часа работы печатной машины.

Оплата труда, налоги и общепроизводственные расходы, аренда — природа этих издержек понятна, но они составляют лишь половину их общей суммы. Вторая же половина приходится на возврат инвестиций либо как возврат кредитных средств, либо как возврат собственных инвестиций. Планируемый период возврата пять лет, расчётная ставка 20%. Ставка рассчитывается как банковский процент плюс премия за риск вложения в предприятие. Расчёт производился по формуле расчёта аннуитетного платежа:

Почём твоя печать?

где: PMT — сумма искомого аннуитетного платежа, PV — сумма кредита, i — процентная ставка за период, в данном случае 20%, n — количество периодов выплат, в данном случае 3 и 10 лет.

Формула показывает периодические платежи, необходимые для погашения основной суммы кредита и процентов по нему. Можно воспользоваться любым финансовым калькулятором. В результате получается, что необходимо каждый месяц возвращать 1 159 543,03 рубля либо собственнику, инвестировавшему в бизнес, либо в банк. В год эта сумма получается 13 914 516 рублей.

Годовое время работы печатной машины (6) является расчётным временем работы печатной машины в течение года по выполнению заказов, исключая время плановых простоев, таких как: праздники, выходные, техническое обслуживание, периодическая замена деталей. Для примера в таблице № 3 взят круглосуточный график работы офсетной печатной машины и напряжённый график цифровой. Если, несмотря на двухсменный режим работы, по факту типография работает в одну смену, то не стоит себя обманывать и писать завышенные цифры. Приписывая дополнительное время работы, вы не узнаете реальную себестоимость производства.

Таблица 3. Годовое время работы печатной машины (6)

Почём твоя печать?

Зная годовую стоимость владения и годовое время работы, делим одно значение на другое и вычисляем стоимость часа работы печатной машины (3) (таблица № 4).

Таблица 4. Стоимость часа работы печатной машины (3)

Почём твоя печать?

В расчёте годового времени работы офсетной машины предполагалась почти 100% ежедневная загрузка оборудования, а в любой типографии это едва ли возможно. Вынужденные простои из-за отсутствия работы, неритмичности поступления заказов или внутренняя несогласованность обнаруживаются на любом предприятии, поэтому полученную стоимость нужно считать минимальной.

Удивительно, как некоторые владельцы цифровых печатных машин продают один печатный лист за 30 рублей. Между тем печатнику необходимо как минимум 5 минут для знакомства с техническим заданием, вложить бумагу в лоток, убрать её по окончании работы. Пять минут работы на цифре это 511,5 рублей. Едва ли даже печать одного листа бумаги может стоить дешевле!

Для примера рассмотрим расчёт себестоимости нескольких заказов на различных печатных машинах (таблица № 5). Сколько времени планируется печатать ту или иную продукцию, вы наверняка знаете. Скорее всего у вас имеется представление о времени на печать. В противном случае можно ознакомиться с нормами Союза полиграфистов Германии или калькулятором времени печати на разных машинах, как на рисунке 3.

Рис. 3

Таблица 5. Расчёт времени выполнения заказов

Почём твоя печать?

Дополним условие необходимыми данными. Для офсета: лист бумаги 47 × 65 – 5,00 рублей, технические отходы бумаги — 200 листов, комплект форм 2000 рублей, расход краски и прочей химии — 0,20 руб. за прогон. Для цифры: лист бумаги SRA3 — 3 рубля, краска и прочие расходные материал — 9 рублей за лист. Расчёт себестоимости печати конкретных заказов представлен в таблице № 6.

Таблица 6. Расчёт себестоимости заказов

Почём твоя печать?

Из таблицы видно, что себестоимость продукции находится в зависимости от тиража и формата, количества страниц. В первом примере при продажной цене листовки 3 000 рублей заказ убыточен для полуформатной печатной машины. И наоборот, во втором примере заказ как раз выгоднее печатать на полуформатной печатной машине. В третьем примере несмотря на небольшой тираж выгоднее печатать на офсете. Следовательно, собственнику предприятия необходимо понимать, что не все заказы одинаково ценны для его типографии. На полуформатной (и тем более на полноформатной) машине выгоднее печатать большие тиражи и многостраничные издания: журналы, каталоги и тому подобное; на цифре — листовки, буклеты и небольшие тиражи многостраничных изданий. Если без разбору (без расчёта себестоимости) браться за любой заказ, который дороже бумаги, то вместо прибыли предприятие получит убытки.

Кроме расчёта себестоимости печати в калькуляцию необходимо добавлять и стоимость послепечатной работы. В обозначенном выше примере сумму постоянных издержек необходимо распределить между всем оборудованием согласно их первоначальной стоимости. Возврат инвестиций по допечатному и послепечатному оборудования и время работы вычисляются по аналогии с печатной машиной. Таким образом, получается стоимость часа работы на каждом оборудовании. Полный расчёт калькуляции включает стоимость работы на допечатном и послепечатном оборудовании. Вручную (или с помощью Excel) рассчитывать операции довольно долго и чревато ошибками. В точном расчёте себестоимости без автоматизации никак не обойтись.

Ещё раз подчеркнём, подобная методика ни в коей мере не определяет отпускные цены на продукцию, а только её себестоимость. Отпускная цена — дело каждого отдельного предприятия, но если она постоянно ниже себестоимости, то это неизбежно приведёт к закрытию типографии!

Предлагаем воспользоваться данной методикой, чтобы просчитать себестоимость заказов на своём предприятии, для того чтобы понять, на каких тиражах вы работаете явно в убыток, а где ваша цена сильно завышена, так что вы сможете предложить клиенту конкурентоспособные цены, избежав при этом убытка.

 

Об авторе: Денис Ходанович, создатель системы управлениям предприятием «Делаем дело». Имеет 15-летний опыт работы в качестве директора типографии.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Календари 2023

В работах студентов Школы Дизайна НИУ ВШЭ

Бессмертные

Уж сколько раз и лет визиткам пророчили смерть — бог весть! Я занималась полиграфией 16 лет, и почти каждый год раздавалось: визитки больше не нужны, они неактуальны, переходите на… электронные визитки, QR-коды, личные сайты и даже приложения

Мечта доступного шитья

27 октября 2022 года журнал Publish в рамках выставки «Реклама-2022» провёл конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там». К сожалению, один из заявленных спикеров не смог присоединиться к мероприятию — это Михаил Купавцев, генеральный директор компании «Димитекс».

Что происходит? Ситуация на сувенирном рынке 2022

2022 год ознаменовался мировым политическим кризисом, который не обошел стороной и бизнес, принеся с собой много тревог и неопределённости. В преддверии нового сувенирного сезона мы побеседовали с крупными участниками рекламно-подарочной отрасли и выяснили, что изменилось в их работе, какие рекомендации они могут дать заказчикам и чего следует ожидать в ближайшие месяцы.


Новый номер

Тема номера — Широкоформатная печать. Sharp MX-8090NEE. Журналус. «Твоя типография». Себестоимость печати. 15 приёмов создания упаковки. Самоклейка в России. Типографы в юбках. Планшетные УФ-принтеры. Картон «КАМА». «Текстильная печать». Publish Pro


Работаете ли вы на рынке рекламы?
    Проголосовало: 41