Заключение: сочетание доступной цены, низкой себестоимости печати и высокой для моделей начального уровня производительности делает новый сублимационный принтер Mimaki чрезвычайно интересным для изготовителей одежды (в том числе спортивной), рекламных конструкций, предметов интерьера и других изделий из текстильных материалов.
Разработчик: Mimaki
Оценка: 5/5
Рекомендуемая цена: 8900 евро.
Числа и возможности
Разрешение — 360/600/720/900 dpi
Объём капли — 5/13/19 пл
Цветовая конфигурация — CMYK
Макс. ширина рулона/печати — 1620/1610 мм
Макс. скорость печати — 70 м2/ч
В мае 2021 г. в России появился в продаже широкоформатный струйный принтер Mimaki TS100-1600 для печати сублимационными чернилами. Такие принтеры печатают не на самом текстильном материале, а на специальной сублимационной бумаге, которая впитывает чернила. Затем с помощью термопресса или термокаландра (для рулонных материалов) красители с бумаги переносятся непосредственно на запечатываемый материал.
Мы уже коротко представляли это устройство в прошлом номере (Захаржевский Ю. Сломать текстильный рынок // Publish № 7/8, 2021), теперь расскажем о результатах тестирования нового принтера в московском демозале «Смарт-Т».
Конструкция и чернила
Принтер построен на платформе Mimaki серии 100-160, в которую входят уже знакомые полиграфистам широкоформатные принтеры UJV100-160 (см. обзор в Publish № 7/8 за 2020 г.) и экосольвентный JV100-160. Их достоинства обусловили хороший спрос: только «Смарт-Т» на момент публикации этой статьи продала более девяноста УФ-принтеров UJV100-160.
Все модели Mimaki серии 100-160 оснащены функциями, характерными для современных широкоформатных принтеров: системы для распознавания и замещения сбойных дюз, MAPS4 для компенсации межпроходных погрешностей, а также новейшей функцией DAS для автоматической корректировки позиционирования капель при двунаправленном режиме печати. Всё это минимизирует вмешательство оператора в рабочий процесс и сокращает риск возникновения ошибок.
На каретке TS100-1600 (как и на других принтерах серии 100-160) установлены две пьезоструйные печатающие головки Mimaki New Generation. Их производителя Mimaki не раскрывает.
![]() |
На панель управления выводятся иллюстрированные подсказки оператору: ему демонстрируется как то, что надо сделать, так и то, чего делать нельзя (например, прикасаться к дюзам печатающей головки) |
![]() |
Крайние прижимные ролики можно поднимать с помощью специальных фиксаторов. Иногда это бывает необходимым, чтобы не деформировался запечатываемый материал на краю вала |
![]() |
Вентиляторы на задней стороне принтера затягивают воздух внутрь: так над рабочим столом создаётся небольшое избыточное давление, которое исключает негативное воздействие возмущённого воздуха от движения каретки. Это улучшает позиционирование чернильных капель на запечатываемом материале |
Чернила Mimaki Sb 614 для TS100-1600 по цветовому охвату превосходят сублимационные чернила этого производителя, выпускавшиеся ранее, — ещё один повод задуматься об обновлении парка печатающих устройств.
Разумеется, чернила сертифицированы, в данном случае — в соответствии с авторитетным международным стандартом экологической безопасности OEKO-TEX Eco Passport (Швейцария).
Программное обеспечение
В зависимости от стоящих перед ними задач, покупатели могут выбрать один из двух RIP: RasterLink7 или TxLink4 Lite.
Быстрый RasterLink7 создан на основе «движка» Harlequin. Разумеется, он поддерживает печать переменных данных. От RIP предыдущих версий RasterLink7 отличается не только повышенной производительностью, но и расширенными функциональными возможностями, более простым управлением.
Профессиональный RIP TxLink4 Lite специально создан для решения сложных задач при текстильной печати. Он имеет широкие функциональные возможности, в том числе поддерживает многокрасочное цветоделение, позволяет воспроизводить сложные корпоративные цвета, осуществлять замещение цветов, работать с переменными данными. 16-битный рендеринг повышает плавность воспроизведения градиентных цветовых переходов. Также в TxLink4 Lite заложены функции цветокоррекции и ICC-профилирования.
Профиль печати при использовании сублимационной технологии зависит как от вида запечатываемого материала, так и от применяемой сублимационной бумаги.
Производительность
Обычно, когда производитель или поставщик называет макс. производительность широкоформатного принтера, подразумевается, что эта скорость не является рабочей: на ней можно напечатать разве что совсем уж черновое изображение. Но не в этот раз: Mimaki утверждает, что у TS100-1600 макс. скорость является вполне рабочей, пригодной если и не для всех, то для многих реальных заказов. Мы это проверили.
Итак, макс. заявленная для этой модели скорость — 70 м2/ч. При этом принтер печатает в два прохода с разрешением 360×600 dpi. Разрешение, конечно, невысокое, но надо помнить, что при печати на текстильных материалах высокое разрешение требуется далеко не всегда: как в силу специфичности сюжетов (мало кто стремится получить мелкие детали на футболках, флагах или постельном белье), так и потому, что печать с высоким разрешением имеет смысл на гладких материалах, а на текстиле с заметной текстурой высокое разрешение может даже привести к ухудшению изображения.
Для тестирования было использовано изображение шириной 1500 мм и длиной 2250 мм. На печать ушло 3 мин 15 с. При пересчёте получается скорость 62,3 м2/ч. Отличие от заявленной скорости объясняется разницей между макс. шириной печати и запечатываемого изображения. О результатах печати на этой скорости смотрите следующий раздел.
Следующий тест мы делали с тем же изображением, но печать шла в другом режиме: в три прохода с разрешением 360×900 dpi. На печать ушло около пяти с половиной минут, то есть реальная скорость — немногим меньше 37 м2/ч (при заявленных 46 м2/ч).
![]() |
Перенос изображения на ткань при тестировании производился с помощью рулонного каландра TitanJet RTX34. Температура термопереноса — 200 °C, скорость — 1,5 м/мин. На первый взгляд такая скорость кажется невысокой, но при ширине материала 1,6 м получается 144 м2/ч, и на реальном производстве этот каландр может обслужить несколько принтеров |
Качество печати
Для тестирования был использован сатен1 плотностью 183 г/м2.
Формат изображения для первого теста равен 1,5×2,25 м. Печать производилась в два прохода с разрешением 360×600 dpi. Заявленная скорость при этом — 70 м2/ч, то есть максимальная. Действительно ли на этой скорости получается достаточное качественное изображение? Надо отметить, что определение качества печати при сублимационной печати — не такая простая задача. Сюжет, использованный при тестовой печати, достаточно плотный, и на тёмном фоне отчётливо видно полошение. Означает ли это, что производитель обманул, пообещав приемлемое качество на макс. скорости? Не стоит торопиться: сначала следует перенести изображение на текстиль. И после этой операции обнаруживается, что полосы на рисунке исчезли: такова особенность сублимационной технологии. Это не значит, что на макс. скорости можно печатать абсолютно любой сюжет на любом материале, но, во всяком случае, мы убедились, что эта скорость вполне рабочая.
![]() |
Изображения при скорости печати 70 и 46 м2/ч практически неотличимы друг от друга. Возможно, профессионал, работающий с текстильными изделиями, обнаружит разницу на каких-то специфических сюжетах или материалах, но для большинства заказчиков подойдут оба варианта |
![]() |
Третий тест печатался в четыре прохода с разрешением 360×600 dpi, заявленная скорость — 35 м 2/ч. Наложение плотных плашек друг на друга (до 400%) — довольно трудный сюжет для печати, однако на этот раз не было замечено полошения. На фото видно, как сильно отличается цвет изображения на бумаге и на материале после термопереноса |
Следующий тест, с заявленной скоростью 46 м2/ч, мы сделали с тем же изображением, но печать шла в другом режиме: в три прохода с разрешением 360×900 dpi. И в этом случае на тёмном фоне видны полосы, но на ткани их не видно.
Экономика
Базовое ПО принтера сообщает о расходе чернил сразу после процесса печати.
На макс. скорости печать изображения размером 1500×2250 мм (360×600 dpi, 2 прохода) потребовала 7,234 мл чернил всех четырёх цветов. При цене 40 евро за литр этот объём стоит около 29 евроцентов. При этом изображение, как видно на снимке, довольно «плотное», с тёмным фоном.
![]() |
Изображение для теста имеет довольно высокое заполнение, местами — с плотным тёмным фоном |
При втором испытании, с печатью в три прохода с разрешением 360×900 dpi, было затрачено 7,428 мл чернил (на сумму менее 30 евроцентов). Таким образом, разница в стоимости чернил на этих двух режимах невелика, а вот скорость отличается заметно (70 и 46 м2/ч).
Третий тест отличался и по характеристикам печати (четыре прохода с разрешением 360×600 dpi), и по размеру изображения (1500×850 мм), и по сюжету: это, по сути, плашки в виде полос. Заливка — от 100 до 400%. При этом было израсходовано 4,467 мл чернил (на сумму менее 19 евроцентов).
Важная составляющая расходов на печать — специальная бумага. Её стоимость сильно зависит от толщины (например, при тестировании была использована бумага плотностью 80 г/м2). В свою очередь её толщина зависит от количества чернил, которые надо перенести на текстиль: тонкая бумага просто не удержит большое их количество. А количество чернил, необходимых при печати, зависит, как минимум, от двух факторов: от сюжета и вида текстиля. Например, больше чернил потребует трикотаж, а вот для плотной и гладкой ткани много чернил не потребуется и можно применять бумагу меньшей плотности.
Однако чернила и бумага — ещё не всё, что требуется для печати на широкоформатном принтере. Периодически требуется заменять некоторые детали и целые узлы.
На удерживающих рулоны бумаги конусах теперь имеются стальные вставки, которые делают эту деталь практически вечной. Это, конечно, мелочь, но показательная: через несколько лет интенсивной работы операторам не придётся возиться с этим узлом, наматывая на него изоленту или как-то иначе ремонтируя.
Требуется периодическая замена деталей блока обслуживания для чистки печатающей головки: такой узел имеется и у других современных принтеров. На него, конечно, придётся тратить деньги, но зато повышается производительность и уменьшается риск повреждения головок оператором.
Экономически важный момент: периодические расходы на замену узлов и деталей. Среди них в первую очередь вспоминают о печатающих головках. В «Смарт-Т» уверяют, что Mimaki New Generation — очень надёжные головки: в декабре 2020 г. сервис-инженер этой компании снял показания пробега на принтере Mimaki TS55, который оборудован точно такими же головками. Он составлял 163 тыс. м2, при этом тест по печати был идеальный: ни одной выпавшей дюзы. С тех пор головки этот заказчик так и не менял.
Но следить надо не только за головками.
![]() |
По окончании первого года эксплуатации Mimaki TS100-1600 требуется поменять только переходные шлюзы для чернильных ёмкостей (видны на фото непосредственно под бутылками с чернилами), их общая стоимость — 408 евро |
Необходимо менять переходные шлюзы (см. фото), чернильную помпу, моторы и некоторые другие части. Если судить по опыту работы с УФ-принтерами UJV100-160, то за шесть лет эксплуатации средний расход за год составляет 694 евро. В Mimaki считают, что расход на TS100-160 будет похож. Это вполне умеренная сумма по сравнению с конкурентами.
Конечно, трудно судить о том, насколько точно сбудутся предсказания о полной себестоимости печати новой модели, пока не пройдёт несколько лет её практического использования. Но радует уже то, что производитель решился взяться за расчёт стоимости содержания принтера, да ещё и взял на себя смелость опубликовать результаты.
Заключение
Мы уже упоминали в других статьях о модели TS100-1600, что Mimaki с её помощью хочет «сломать» рынок сублимационной печати. Сочетание цены, стоимости печати и производительности заставляет предположить, что у японского производителя это получится. Пока неясно, чем ответят конкуренты: кто-то из них выпустит сравнимые по цене и характеристикам устройства, а кто-то, возможно, предпочтёт выйти из этого сектора.
Но уже понятно, что для заказчиков этот вариант является очень привлекательным — особенно на фоне экономической турбулентности. Кто-то захочет получить очередной принтер японского производителя, но по цене дешёвых моделей из развивающихся стран. А кто-то, наоборот, перейти на принтер Mimaki, уже поработав на самых доступных устройствах и чернилах — почему бы и нет, если цена практически та же?
1 Сатен — синтетический материал (название, очевидно, намекает на сатин — ткань особого переплетения из хлопка или шёлка).