2018.11.08, Автор: Елена Родионова2176 прочтений

FSC: бумажная этика будущего

Теги: Publish Бумага Расходные материалы Эксклюзив

FSC: бумажная этика будущегоЧто такое FSC-сертификация бумаги и в чем она может быть полезна типографиям.

Что такое «осознанное этическое потребление»? Если над этим понятием раньше задумывались немногочисленные экологи, то сегодня миллионы людей разных профессий по всему миру выстраивают своё поведение в соответствии с этой философией. Этический аспект производственного цикла и цепочки поставок играет важную роль при оценке товаров и услуг. Косметика, продукты питания, кофе, даже ювелирная продукция и электроника — потребителей все чаще волнует вопрос: «Каким путём получены ингредиенты, в каких условиях трудились люди, которые произвели продукт, насколько моя покупка оправдана с точки зрения экологии?»

Компании, которые слышат своих потребителей и сами декларируют этическое производство, стараются выстраивать вокруг себя экосистему партнёров и контрагентов, разделяющих их ценности. Существует подобная практика и в производстве бумаги, а одним из главных показателей соответствия эко- и этическим требованиям отрасли является сертификация FSC. Что это такое, какие компании, продукты и на каких основаниях получают отметку FSC, почему при выборе бумажной продукции следует ориентироваться на маркировку этой организации — рассказываем ниже.

Чем дальше в лес

Что такое FSC? Это международная некоммерческая организация Лесной попечительский совет (Forest Stewardship Council, FSC), основанная в 1993 г. в Торонто профессиональным сообществом экологических организаций, лесных компаний, трейдеров и профсоюзов. Организация занимается продвижением ответственного лесопользования во всём мире через сертификацию, которая устанавливает стандарты ответственного управления природными лесами или плантациями и подтверждает компаниям соответствие этим стандартам.

Основные требования к бизнесу со стороны FSC включают в себя десять главных направлений, а также 56 критериев соответствия. Из них особенно стоит отметить уважение к праву местного населения на лесные угодья в регионах, где работает компания-производитель древесины, высокий уровень защиты труда и забота о социальном благополучии сотрудников, соответствие компании требованиям всех законов и нормативных актов, национальных и международных. Кроме того, организация-соискатель статуса FSC должна поддерживать, сохранять и воспроизводить ресурсы экосистемы, которыми управляет, а также всячески снижать негативное воздействие на экологию региона присутствия.

Сертификаты в рост

Динамика выдачи сертификатов организации растёт: в 2009 г. было выдано 997 сертификатов лесоуправления FSC, в 2013 г. — 1260, а на сегодня FSC — это глобальная организация с 27 000 выданных сертификатов в более чем 100 странах мира.

Чем объясняется такой рост? Узнаваемость метки FSC на товарах становится всё выше по мере роста популярности экоориентированного подхода к жизни и бизнесу. Производитель показывает партнёрам и потребителям, что заботится о происхождении сырья и ингредиентов, а также о минимальном негативном воздействии своей продукции на окружающую среду. Наличие сертификатов FSC открывает для поставщиков и дистрибьюторов новые рынки: на соответствие требованиям стандарта обращают внимание не только представители бизнеса, но и регуляторы в тех странах, где развит экологический контроль.

Требования FSC позволяют создавать постоянный баланс между потребностями бизнеса, ресурсами лесохозяйства, образом и качеством жизни местного сообщества, качеством условий труда, а также целостностью экосистемы региона. В сертифицированных регионах исключается нелегальная вырубка лесов и исчерпание природных ресурсов.

Репутация FSC (сертификацию активно поддерживают и продвигают Greenpeace и WWF), а также глобальный охват сертифицирующих организаций превращают маркировку конечных продуктов в своего рода «усилитель доверия» к бренду. FSC является наиболее часто получаемым видом сертификатов компаниями из рейтинга Fortune 500. Помимо чисто имиджевого аспекта сертификации, она создаёт и конкретные бизнес-преимущества, исчисляемые показателем Net Present Value (NPV или чистый приведённый доход). После сертификации по FSC он составляет в среднем по отрасли 6,69 долл. на каждый кубический метр добываемой необработанной древесины. Исследования показывают, что компании с FSC-сертификацией пользуются бóльшим количеством преференций при выходе на международные рынки, у таких компаний выше выручка, продукты с маркировкой FSC в некоторых странах могут освобождаться от подтверждения качества по местным стандартам. Сказанное справедливо для таких отраслей, как строительство, ритейл, упаковка, офисная бумага и полиграфия.

FSC: бумажная этика будущего

 

Бумажный вопрос

Бумага является одним из важнейших продуктов, получаемых из древесного сырья, — около 11% всего перерабатываемого в мире леса идет на получение бумаги, которой в год выпускается около 400 млн т. В день в мире расходуется около 1 млн т бумажной продукции, что является эквивалентом 5000 полностью загруженных самолетов Boeing 747!

Интересный тренд: всеобщая цифровизация не снижает объёмов использования бумаги. Более 80% европейцев в возрастной группе от 16 до 26 лет считают, что бумага — необходимый и полезный материал, который нужно постоянно иметь под рукой. 2,5 млрд человек в мире читают бумажные СМИ как минимум раз в неделю. Глобальный рынок полиграфии, включающий книги, газеты и журналы, по итогам 2016 г. оценивался в 273 млрд долл.

Понятно, что без надёжного обеспечения отрасли качественным сырьём из возобновляемых источников, перспектив развития в будущем у нее нет. Безалаберное и хищническое отношение к лесным ресурсам планеты может приносить краткосрочную выгоду, но в долгосрочной перспективе, очевидно, принесёт только проблемы. Это тем более важно, если учесть, что массовое сознание потребителей склонно приписывать уничтожение лесов именно бумажной индустрии. Опрос 5000 человек в ЕС и США еще в 2011 г. показал, что 76% потребителей верят в связь между развитием производства бумаги и вырубкой тропических лесов. В свете этих данных маркировки FSC на бумаге становятся действенным способом убедить потребителей в этической чистоте приобретаемого ими продукта.

В Европе 92,2% лесных массивов управляются компаниями, сертифицированными FSC либо в рамках программы Programme for the Endorsement of Forest Certification. 72% расходуемой потребителями бумаги отправляется на переработку, 90% всех газет выходит именно на такой бумаге. До тех пор, пока бизнес-сообщества и страны смогут обеспечивать цивилизованное обращение с лесными ресурсами, позволяя им восстанавливаться до необходимого уровня, серьёзной угрозы природе на глобальном уровне нет.

Трудно ли быть экологичным в России?

В России FSC ведёт свою деятельность около 15 лет, на данный момент в стране сертифицировано 46,52 млн га лесов, насчитывается 948 организаций-держателей сертификатов всех типов. Однако решены ещё не все проблемы. По официальной статистике Федерального агентства лесного хозяйства России, до 20–25% леса в России заготавливается нелегально, в том числе контрабандный лес используется и для производства бумаги. При этом до 70% лесов, где происходит незаконная заготовка, являются экологическими ценными и обладают высоким биоразнообразием.

Именно по этой причине крупный и социально-ответственный бизнес стремится использовать исключительно сертифицированную офисную бумагу — ГК «Олимпстрой», компании Google, Coca-Cola, сеть отелей «Мариотт» и многие другие.

Словом, если российские компании хотят «озеленить» свои бизнес-процессы, связанные с работой офиса, то им следует выбирать экологичную продукцию, в том числе бумагу с маркировкой FSC. Варианты на рынке представлены. Это также значит, что и типографии, сертифицированные по FSC, будут предпочтительными партнёрами для компаний, выступающих за осознанное этическое потребление.

Об авторе: Елена Родионова (e.rodionova@europapier.ru), менеджер по развитию бизнеса Europapier в России. Код FSC лицензии Europapier -- FSC C128403.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus