2017.12.11, Автор: Игорь Терентьев1539 прочтений

Запрячь коня и трепетную лань, или Непростая судьба «цифры» в офсетных типографиях

Теги: Publish Xerox Послепечать Форум Цифровая печать Эксклюзив

Запрячь коня и трепетную лань, или Непростая судьба «цифры» в офсетных типографиях15 ноября 2017 г. в московском конференц-зале Newsroom по инициативе Xerox состоялся круглый стол на тему «Цифровая печать в офсетной типографии — выгоды и перспективы». Хотя заявленная тема тоже была затронута, обсуждение оказалось более широким — о перспективных направлениях развития типографий.

Открывая обсуждение, менеджер по отраслевому маркетингу «Xerox Россия» Дмитрий Мокин отметил: «Даже пессимисты признают, что в текущем году дела в полиграфии пошли заметно лучше. И мы можем смотреть на жизнь с оптимизмом». Однако в Xerox хотели бы услышать больше разных мнений о происходящем, поэтому и собрали вместе представителей самых разных типографий — от небольших региональных газетных и оперативных цифровых до крупных журнальных и книжных полиграфкомбинатов.

На круглый стол собралось около двух десятков участников: представители Xerox и их нового партнёра — «ОктоПринт Сервис», NBZ, офсетных и цифровых типографий, а также журналисты

Вслед за Дмитрием с небольшим приветствием выступил заместитель генерального директора «Xerox СНГ» Антон Бородихин. Он напомнил основные факты о Xerox — компания работает в 160 странах, её оборот — 11 млрд долл., в 2015 г. вместе с партнёром FujiXerox получено 1500 патентов. «Согласно аналитике IDC и других источников Xerox является безусловным лидером в отрасли цифровой печати — по установленным машинам, отпечаткам и др. показателям», — подчеркнул Бородихин. Он также заметил, что хотя общий объём печати в мире постепенно снижается, доля «цифры» и абсолютный объём цифровой печати продолжают расти, поэтому перспективы поставщиков для этого рынка и оперирующих на нём типографий — очень хорошие.

По его мнению, игроки рынка — типографии — делятся на три группы: чистые «цифровики»; разноплановые игроки, сочетающие офсет и «цифру»; и офсетчики. Львиная доля успехов Xerox сосредоточена в первой группе. Во второй группе позиции компании не так сильны, а в последней, по определению, продаж нет. Поэтому компания видит большой потенциал своего роста в усилении работы с типографиями второй группы и расширении её за счёт «чистых офсетчиков». Один из шагов к этому — подписанное 2 ноября партнёрское соглашение с «ОктоПринт Сервис».

Антон показал данные Print Future на трёхлетнюю перспективу в Европе. Количество печатных заказов в штуках вырастет на 52%. При этом сократятся сроки выполнения — на 45% — и количество больших тиражей — на 45%. Всё идёт к тому, что заказчики оперативных типографий не будут ждать больше суток. А значит, офсетчикам действительно будут нужны цифровые печатные машины.

Это мнение разделяют и в «ОктоПринт Сервис», технический директор которой Татьяна Климова сказала: «Нас хорошо знают на рынке как крупнейшего поставщика расходных материалов, но наши клиенты — офсетные типографии — всё больше думают о цифровом оборудовании. Опыт его поставки у нас уже есть — с 2003 г. мы представляем оборудование Zünd, а совсем недавно начали поставлять решения Scodix. Сочетая эти решения с продуктами Xerox, мы можем предложить типографиям то, что им нужно».

Куда и как расти?

Далее слово предоставили Александру Амангельдыеву («Курсив»), который рассказал о своих оценках объёмов и перспектив отдельных секторов российского полиграфического рынка. Вслед за ним Мокин напомнил о линейке цифрового оборудования Xerox, отметив: «Мы предлагаем больше, чем есть у других поставщиков оборудования для цифровой печати». Самая популярная цветная ЦПМ компании сейчас — Versant 180 Press, которая пришла на замену Versant 80. В сумме моделей Versant за всё время продаж в России поставлено больше 250 штук. Основные отличия от предшественников — меньшая зависимость от оператора и сервисной службы. Старшая модель Xerox — iGen5 Press со скоростью 150 стр./мин — работает с материалами толщиной до 610 мкм и форматом до 364×660 мм, обеспечивает лучшую печать на фактурных материалах, мгновенную перенастройку с заказа на заказ, печать дополнительными цветами. Совсем недавно для неё представили белый тонер, а первая iGen5 с белым цветом в России уже работает в пока не названной типографии.

Образцы печати Xerox с белым тонером — теперь типографии, вооружённые iGen5 с пятой секцией, могут существенно расширить ассортимент за счёт продукции с белым цветом на тёмных и прозрачных материалах

Чтобы показать собравшимся перспективу, Мокин привёл несколько примеров успешных предприятий, построивших бизнес с техникой Xerox. Так, он рассказал о санкт-петербургской типографии «Быстрый цвет», которая печатает на iGen5 рекламную продукцию и с помощью самостоятельно разработанной онлайн-системы обрабатывает сегодня около 300 заказов в день. Как пример предприятия, специализирующегося на цифровой упаковке, была приведена компания «Супервейв» (Санкт-Петербург), которая использует несколько машин iGen различных модификаций и множество послепечатной техники для выпуска упаковки для собственного производства и сторонних заказчиков. Наконец, как пример нового подхода к издательской полиграфии был приведён холдинг «Т 8-Издательские технологии» (Москва), организовавший печать книг по требованию с помощью собственной информационной платформы для управления всем циклом издательского бизнеса. На двух рулонных струйных ЦПМ Xerox Impika Compact холдинг печатает книги тиражами от одного до нескольких тысяч экземпляров.

Автоматизация как ключ к успеху

Именно в эту сторону развернулась дискуссия при обсуждении направлений дальнейшего развития. Например, Евгений Тимощенко («Вишнёвый пирог») отметил: «Основная тема развития для нас — это увеличение количества заказов и автоматизация техпроцессов. Мы из типографии уже частично превратились в ИТ-разработчика». Говоря о вариантах автоматизации, Руслан Галифанов («МДМ Принт») сказал: «По нашему опыту, готовые коробочные версии не работают». Но у кого-то получается «докрутить» готовые системы — отлично работает Print-Expert в Типографии ВШЭ и «Вишнёвом пироге», A-System в АО «Первая Образцовая типография». Однако, если офсетная типография не имеет средств автоматизации, ей нужно тщательно подумать, прежде чем внедрять у себя цифровую печать. Впрочем, как справедливо заметил представитель Xerox, автоматизация — обязательный этап для любой типографии, а не только для цифровой. И в процессе внедрения АСУ нужно предусмотреть место для любых технологий.

Есть и другие проблемы. Сейчас же во многих офсетных типографиях, когда в плановые заказы на послепечати «влезают» срочные цифровые, это оказывается настоящей головной болью. Есть и сложности, связанные с мотивацией менеджеров — им гораздо выгоднее продавать крупнотиражные офсетные заказы, чем визитки за пресловутые «89 руб. за комплект». В общем, существенно расширить бизнес за счёт интеграции «цифры» пока удаётся только отдельным типографиям.

Один из положительных примеров — филиал «Чеховский Печатный Двор» АО «Первая Образцовая типография», где установлено две ч/б рулонных струйных ЦПМ для книжной печати и одна листовая цветная ЦПМ. Руководитель координационного центра по выпуску полиграфической продукции АО «Первая Образцовая типография» Ирина Степанова рассказала подробности. Минимальный тираж на ч/б цифровую печать, за который берутся в типографии, — 50 экз., максимальный — 1200 экз. Точка пересечения с офсетом по цветной листовой цифровой печати книг в твёрдом переплёте — 300 экз. Ежемесячный объём выпуска отпечатанных «цифрой» книг в твёрдом переплёте — около 200 тыс. экз. И оборот этого подразделения уже достиг примерно 10% от общей выручки АО «Первая Образцовая типография». Отдел продаж единый, менеджеры продают и офсет, и «цифру», но для цифровых заказов предусмотрена дополнительная мотивация.

Зачем офсетчикам «цифра»?

Основные причины покупки «цифры» в офсетную типографию довольно прагматичные — желание сохранить клиентов и получить дополнительную гибкость, а также повысить оперативность и избавиться от риска, связанного с аутсорсингом. При этом на практике оказывается, что офсетные типографии не занимаются активно развитием бизнеса на «цифре» и поиском заказов для неё. Это, а также сложности автоматизации гибридных производств существенно сдерживает проникновение «цифры» в офсетные типографии.

Помните Пушкина? «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Пока чаще всего на практике это выглядит так: типография покупает «лань» в виде ЦПМ, на неё радостно «сбрасывают» накопившиеся малотиражные заказы, а дальнейшего активного роста цифрового направления нет — менеджеры не заинтересованы, в цехе послепечати нормы на приладку и планирование остаются «заточенными» под офсет. И получается, что такая «телега» двигается вперёд только усилиями офсетных «коней». Однако развитие отрасли показывает, что при вдумчивом подходе к автоматизации успешная «гибридизация» не только возможна, но и приносит дополнительные дивиденды типографиям. Особенно тем, кто уже выбрал определённую специализацию.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Итоги 2018 года в полиграфии

    Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

     

  • УФ-мечта «сувенирщика»

    Выбираем планшетный принтер для изготовления сувенирной продукции.

     

  • Все краски года

    Обзор событий в индустрии печатных красок за 2018 г.: доступность сырья и проблемы роста цен на него, укрупнение компаний и другое.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Первые в Грузии

    Две грузинских типографии делятся опытом эксплуатации новейших моделей ЦПМ Ricoh с пятой красочной секцией.

     

  • Смена оборудования — это только начало

    К чему нужно быть готовым тем, кто собирается войти на рынок струйного декорирования?

     


comments powered by Disqus