2017.03.03, Автор: Редакция Publish900 прочтений

В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

Теги: Publish Бумага Расходные материалы Эксклюзив

Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

Короткое резюме под авторством Анны Сергеевой названо «Рынок офсетной бумаги России: импортозамещение на фоне девальвации». Методология исследования включает в себя сбор и анализ вторичной информации о рынке (анализ данных официальной статистики, отраслевых порталов, коммерческих баз данных, статей и обзоров), анализ материалов, поступающих от участников рынка, и экспертный опрос участников рынка. Сбор данных от участников рынка осуществляется для анализа специфики их деятельности, ценовой и ассортиментной политики. Анализ этой информации дополняется экспертными интервью с представителями компаний-производителей. Полный текст исследования агентство предлагает за 59 900 руб.

Девальвация рубля привела к снижению спроса и вытеснению импорта. Одним из проявлений кризиса на российском медиарынке стало закрытие ряда печатных изданий. В 2015 г. ИД «Коммерсантъ» продал журнал «Секрет фирмы» медиахолдингу Rambler & Co, который полностью перевел СФ в онлайн-формат. Годом позже Rambler & Co закрыл печатную версию журнала «Афиша», а медиахолдинг «Эксперт» перестал выпускать журнал «Русский репортер». Наконец, в минувшем январе ИД «Коммерсантъ» прекратил выпуск в бумажном виде журналов «Власть» и «Деньги».

Причины сжимания рынка печатных СМИ и доли отечественных производителей

Закрытие печатных изданий, среди прочего, связано с ростом издержек на полиграфию. Девальвация рубля привела к удорожанию и сокращению импорта, пишут аналитики IndexBox Russia в исследовании отечественного рынка офсетной бумаги: за 2013–2015 гг. объём ввезённой из-за рубежа офсетной бумаги снизился более чем в 6 раз — с 188,9 тыс. до 30 тыс. т, а ее доля на российском рынке — с 37,6% до 8,7%.

Динамика импорта офсетной бумаги в России
Источник: данные ФТС, подсчёты IndexBox Russia

В кризис выросли и цены российских производителей офсетной бумаги. Причиной тому послужила всё та же девальвация, из-за которой увеличились логистические издержки, а также подорожало сырье и комплектующие для иностранного оборудования. В среднем за 2015 г. цены отечественных производителей увеличились на 24%. Правда, к концу 2016 г. темпы прироста цен опустились до 10–12%.

Динамика средних цен российских производителей офсетной бумаги в 2015–2016 гг.
Источник: данные ФТС, аналитика IndexBox Russia

Для российского производства офсетной бумаги характерен высокий уровень консолидации. Наибольшие объёмы производства распределены между тремя крупнейшими предприятиями, которые в совокупности занимают порядка 88% от общих объёмов производства.

К числу ключевых производителей относятся «Монди Сыктывкарский ЛПК», «Группа “ИЛИМ”» (филиал в г. Коряжма), «Архангельский ЦБК». Доля лидеров в отечественном производстве в 2015 г. составила 47%, 23% и 18% соответственно.

Структура производства офсетной бумаги в РФ по производителям в 2015 г.,  в натуральном выражении
Источник: данные ФТС, подсчёты IndexBox Russia

Также в число отечественных производителей офсетной бумаги входят «Интернешнл Пейпер» (Светогорский ЦБК), «Целлюлозно-бумажная фабрика “КАМА” и филиал АО “Гознак” — «Краснокамская бумажная фабрика “ГОЗНАК”. В сумме на данные компании приходится порядка 12% российского выпуска офсетной бумаги.

СБО считает иначе

Мы запросили в СБО данные по объёмам импорта офсетной бугами в Россию. Они заметно отличаются от оценок IndexBox. Да и тенденции совпадают только в общем — в 2014 г., с началом нового кризиса, по данным СБО импорт начал резко падать, а в 2016 г. понемногу восстанавливаться. В таблицу не включены объёмы импорта офисной бумаги формата А4 и А3 — в лучшие годы такой бумаги ввозили на порядок больше, чем офсетной, а в 2016 г. — 37 516 тыс. т.

Объём импорта офсетной бумаги в Россию по данным СБО с 2002 по 2016 гг., тыс. тонн

 

 

Будущее рынка офсетной бумаги

Сокращение импорта и удорожание отечественной продукции привело к снижению на 24% потребления офсетной бумаги в 2014 г. (с 503,1 тыс. до 333 тыс. т), отмечают аналитики IndexBox Russia. Хотя в 2015 г. спрос незначительно вырос (до 345,2 тыс. т), потребление в ближайшие годы не вернется на докризисный уровень, так как для этого потребуется восстановление бурного экономического роста и двукратная ревальвация рубля, что представляется слабо реалистичным.

По просьбе Publish Анна Сергеева дала также оценку объёма и тенденций рынка в 2016 г.: «Импорт офсетной бумаги продолжил падать в 2016 г. из-за сохраняющейся относительной дороговизны (которая обусловлена слабым курсом рубля по отношению к доллару США) и составил 11,2 тыс. т. Как ожидается, объёмы импорта не будут существенно увеличиваться в ближайшие годы. Перспективы дальнейшего роста потребления офсетной бумаги в России будут определяться состоянием издательской индустрии, которая переживает непростые времени из-за падающего спроса на продукцию и сокращающихся рекламных доходов».

По материалам IndexBox Russia и СБО.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Cyklos Airspeed 450
     

    Airspeed 450

    Заключение: программируемый универсальный модуль для перфорации и биговки с вакуумным самонакладом. Среди послепечатного оборудования своего класса выделяется редкой возможностью делать перфорацию для календарей.

     

  • Урок 3: Основы выбора материалов для использования в фотоотверждаемых смесях *
     

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

    Обычно мономеры, которые первоначально имеют низкую вязкость, в составе отверждаемой смеси играют роль реакционноспособной основы и растворителя для фотоинициатора. Необходимое снижение вязкости смеси также может быть достигнуто добавлением мономеров.

     

  • Упаковка в центре внимания *
     

    Оперативная печать упаковки: главная стратегия Komori

    Упаковка составляет часть практически любого продукта на рынке по весьма веским причинам. Она защищает товар на всех этапах перевозки и распространения, а также даёт покупателям информацию о бренде товара и его особенностях в самый ответственный момент — при покупке.

     

  • Diana теперь Easy
     

    Организовав презентацию новейшей фальцевально-склеивающей машины на месте её производства, Masterwork и Heidelberg показали, что произошедшее после формирования альянса перераспределение ролей позволит ему снабжать упаковочные типографии лучшими решениями.

     

  • Печать на Printech и «Росупак»: глоток свежего воздуха
     

    Прошедшая выставка Printech 2017 оказалась весьма подвержена влиянию соседней «Росупак». Впрочем, в данном случае влияние оказалось исключительно позитивным, как и настрой участников и посетителей.

     


comments powered by Disqus