101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

В IndexBox посчитали офсетную бумагу *

  • Редакция Publish
  • 2 марта 2017 г.
  • 1961

Аналитическое агентство IndexBox Russia объявило некоторые результаты исследования российского рынка офсетной бумаги: снижается общее потребление и импорт, растут цены, а также производство отечественной бумаги.

Короткое резюме под авторством Анны Сергеевой названо «Рынок офсетной бумаги России: импортозамещение на фоне девальвации». Методология исследования включает в себя сбор и анализ вторичной информации о рынке (анализ данных официальной статистики, отраслевых порталов, коммерческих баз данных, статей и обзоров), анализ материалов, поступающих от участников рынка, и экспертный опрос участников рынка. Сбор данных от участников рынка осуществляется для анализа специфики их деятельности, ценовой и ассортиментной политики. Анализ этой информации дополняется экспертными интервью с представителями компаний-производителей. Полный текст исследования агентство предлагает за 59 900 руб.

Девальвация рубля привела к снижению спроса и вытеснению импорта. Одним из проявлений кризиса на российском медиарынке стало закрытие ряда печатных изданий. В 2015 г. ИД «Коммерсантъ» продал журнал «Секрет фирмы» медиахолдингу Rambler & Co, который полностью перевел СФ в онлайн-формат. Годом позже Rambler & Co закрыл печатную версию журнала «Афиша», а медиахолдинг «Эксперт» перестал выпускать журнал «Русский репортер». Наконец, в минувшем январе ИД «Коммерсантъ» прекратил выпуск в бумажном виде журналов «Власть» и «Деньги».

Причины сжимания рынка печатных СМИ и доли отечественных производителей

Закрытие печатных изданий, среди прочего, связано с ростом издержек на полиграфию. Девальвация рубля привела к удорожанию и сокращению импорта, пишут аналитики IndexBox Russia в исследовании отечественного рынка офсетной бумаги: за 2013–2015 гг. объём ввезённой из-за рубежа офсетной бумаги снизился более чем в 6 раз — с 188,9 тыс. до 30 тыс. т, а ее доля на российском рынке — с 37,6% до 8,7%.

Динамика импорта офсетной бумаги в России
Источник: данные ФТС, подсчёты IndexBox Russia

В кризис выросли и цены российских производителей офсетной бумаги. Причиной тому послужила всё та же девальвация, из-за которой увеличились логистические издержки, а также подорожало сырье и комплектующие для иностранного оборудования. В среднем за 2015 г. цены отечественных производителей увеличились на 24%. Правда, к концу 2016 г. темпы прироста цен опустились до 10–12%.

Динамика средних цен российских производителей офсетной бумаги в 2015–2016 гг.
Источник: данные ФТС, аналитика IndexBox Russia

Для российского производства офсетной бумаги характерен высокий уровень консолидации. Наибольшие объёмы производства распределены между тремя крупнейшими предприятиями, которые в совокупности занимают порядка 88% от общих объёмов производства.

К числу ключевых производителей относятся «Монди Сыктывкарский ЛПК», «Группа “ИЛИМ”» (филиал в г. Коряжма), «Архангельский ЦБК». Доля лидеров в отечественном производстве в 2015 г. составила 47%, 23% и 18% соответственно.

Структура производства офсетной бумаги в РФ по производителям в 2015 г.,  в натуральном выражении
Источник: данные ФТС, подсчёты IndexBox Russia

Также в число отечественных производителей офсетной бумаги входят «Интернешнл Пейпер» (Светогорский ЦБК), «Целлюлозно-бумажная фабрика “КАМА” и филиал АО “Гознак” — «Краснокамская бумажная фабрика “ГОЗНАК”. В сумме на данные компании приходится порядка 12% российского выпуска офсетной бумаги.

СБО считает иначе

Мы запросили в СБО данные по объёмам импорта офсетной бугами в Россию. Они заметно отличаются от оценок IndexBox. Да и тенденции совпадают только в общем — в 2014 г., с началом нового кризиса, по данным СБО импорт начал резко падать, а в 2016 г. понемногу восстанавливаться. В таблицу не включены объёмы импорта офисной бумаги формата А4 и А3 — в лучшие годы такой бумаги ввозили на порядок больше, чем офсетной, а в 2016 г. — 37 516 тыс. т.

Объём импорта офсетной бумаги в Россию по данным СБО с 2002 по 2016 гг., тыс. тонн

 

 

Будущее рынка офсетной бумаги

Сокращение импорта и удорожание отечественной продукции привело к снижению на 24% потребления офсетной бумаги в 2014 г. (с 503,1 тыс. до 333 тыс. т), отмечают аналитики IndexBox Russia. Хотя в 2015 г. спрос незначительно вырос (до 345,2 тыс. т), потребление в ближайшие годы не вернется на докризисный уровень, так как для этого потребуется восстановление бурного экономического роста и двукратная ревальвация рубля, что представляется слабо реалистичным.

По просьбе Publish Анна Сергеева дала также оценку объёма и тенденций рынка в 2016 г.: «Импорт офсетной бумаги продолжил падать в 2016 г. из-за сохраняющейся относительной дороговизны (которая обусловлена слабым курсом рубля по отношению к доллару США) и составил 11,2 тыс. т. Как ожидается, объёмы импорта не будут существенно увеличиваться в ближайшие годы. Перспективы дальнейшего роста потребления офсетной бумаги в России будут определяться состоянием издательской индустрии, которая переживает непростые времени из-за падающего спроса на продукцию и сокращающихся рекламных доходов».

По материалам IndexBox Russia и СБО.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 61