101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Куда идёт книжный дизайн?

  • Юлия Тарасова
  • 5 сентября 2016 г.
  • 21350
Тенденции в современном книжном дизайне на примерах со стендов крупнейшей книжной ярмарки во Франкфурте.

Тенденции в современном книжном дизайне на примерах со стендов крупнейшей книжной ярмарки во Франкфурте.

 

Пятый павильон, этаж 0. Здесь находился российский павильон Read Russia — он виден за красным баннером и буквой «С»

Frankfurter Buchmesse — крупнейшая книжная ярмарка в мире. Она проходит во Франкфурте ежегодно, в середине октября. Здесь можно познакомиться с новинками и тенденциями международного книгоиздательского рынка. На выставке 2015 г. мировые книжные новинки расположились на территории 172 000 м2 в четырёх многоуровневых павильонах. В ней приняли участие 1600 издательств из более 150 стран.

Раскраски — не только детям…

Обычно раскрасками увлекаются дети. Но в последние нескольких лет приобрели популярность антистрес-раскраски для взрослых. Причиной популярности раскрашивания сложных рисунков стала компьютеризация современного общества. В наши дни человек испытывает стресс, который может снять заполнение графических рисунков цветом. Творчество и арт-терапия становятся лекарствами от бешеного ритма современной жизни. На выставке, помимо обычных раскрасок, были представлены ежедневники и планеры с раскрасками. Планируя бизнес-совещания, вы можете расслабиться и привести мысли в порядок, придавая плану рабочего дня более красочный вид.

Раскраски становятся частью бизнес-сувениров. На фото — планеры с раскрасками от издательства La rousse   

Развитие творческого потенциала, рисование карандашами, ручками и красками — это тенденция, ставшая заметной ещё в 2015 г. Обилие раскрасок на Frankfurter Buchmesse 2015 показало, что они остаются основным трендом и нынешнего года. Раскраски, SketchBook и DoodleBook погружают человека в мир творчества, отвлекая от серых будней.

Корешок и обрез

Обрез | Одна из тенденций оформления книг этого года — закраска обрезов книжного блока его (верхнего, бокового и нижнего торца).

Специальный выпуск книги «Может ли искусство изменить мир?» с фотографиями глаз разных людей на обрезе. Издательство Phaidon   
Книгу Терри Гиллиама «Гиллиамески. Предпосмертные мемуары» в России выпустило издательство Corpus без запечатки обреза. У оригинального издания Gilliamesque: A Pre-posthumous Memoir издательства Canongate Books есть печать по обрезу книги

Для закраски обрезов используют специальные краски, в состав которых входит пигмент и водорастворимое связующее. Закрашивают сразу после обрезки. На обрез равномерно наносят краску, которая не вызывает слипания листов.

До автоматизации процесса окрашивания обрезов книг это делали вручную, а обходилось это дорого. Закрашенный обрез создаёт большую законченность книжному блоку — книга с крашенным обрезом выделяется на книжной полке и становится более привлекательной для потенциального покупателя.

Корешок | Это один из важнейших элементов внешнего оформления книги, потому что на полке магазина или в шкафу читатель нередко начинает выбор книги по корешку. Сегодня художники-оформители книги используют в его оформлении корешка креативные решения. Например, когда на корешок переходит изображение с обложки. Оформитель играет со зрителем, используя нестандартные приёмы.

Изображение с первой сторонки обложки переходит на корешок книги   

 

Корешки цвета радуги создают оригинальный вид серии на книжной полке   

Лак, тиснение, вырубка

Лакирование | Это уже давно наиболее популярный вид послепечатной обработки в полиграфии. Выборочное лакирование улучшает яркость, контрастность и насыщенность цветовой гаммы изображения. За счёт разных видов лакирования (матового и глянцевого, флюоресцентного, глиттерного — с блёстками, рельефного и т. п.) и их сочетаний книжной продукции можно придать настоящую уникальность.

Выборочное лакирование позволяет добиться более реалистичного эффекта экрана телефона

Тиснение | Создаёт рельефное изображение на бумаге, картоне или другом переплётном материале с помощью давления клише. Тиснение фольгой любого цвета придаёт книжному блоку более дорогой вид, делает его «богаче». Блинтовое тиснение выполняется плоским клише без фольги, с нагревом или без него. Необычные приёмы тиснения особенно обильно были представлены в книгах из стран Восточной Азии. Например, тиснение на переплёте дополнительных геометрических форм.

Мягкий переплёт с тиснением серебром различных геометрических форм   

Вырубка (высечка) | Также придаёт изделию особую индивидуальность. Она выполняется при помощи специальных металлических вырубных форм, хотя в последнее время всё чаще можно встретить использование лазерной высечки, с помощью которой можно получить особенно интересные эффекты, поскольку лазер обеспечивает высокую детализацию высечки.

Суперобложка с вырубкой создает эффект трёхмерного пространства обложки   
Вырубка в обложке и клапанах создаёт глубину на первой обложке книги   

Суперобложки

Суперобложка надевается на переплёт или основную обложку. Основная её функция — рекламная, но она также является элементом внешнего оформления и предохраняет переплёт от загрязнения.

Суперобложка выполняется из материалов прочных к истиранию, таких как плотная или ламинированная бумага, картон, пластик. Популярным материалом суперобложек на этой выставке стала калька.

Особенно эффектны примеры суперобложек с вырубкой, сквозь которую можно увидеть часть переплёта. Этот приём популярен также в оформлении книг из Восточной Азии. Благодаря суперобложке книга часто выделяется среди массы других изданий на полках магазинов.

Мягкая обложка со складными клапанами с вырубкой, наложение нескольких текстовых планов   
Многослойная складная суперобложка создаёт эффект театральных декораций   
Серия путеводителей с суперобложками в виде карт городов   
Складная суперобложка открывает дополнительные части изображения, скрытые в сложенном виде   

Полусупер

Если суперобложки закрывают обложку целиком, то полусупер — дополнительная рекламная поверхность книги, закрывающая часть переплёта. Сегодня полусуперы становятся всё популярнее. Особенность художественного оформления полусуперов, представленных на выставке во Франкфурте, — разделение визуальной информации на супере и обложке. Например, на супере помещается только текст или изображение, а на обложке — орнамент. Особенно эффектно смотрятся суперы сложной формы.

Пластиковый полусупер нестандартной формы придаёт книге по-настоящему уникальный вид   
Смешной полусупер для детской книги в виде трусов. Он одевается на медведя, нарисованного на переплёте
Хотя  полусупер скрывает название книги, но оно частично проступает через прозрачную кальку   

Нестандартная серийность

Формирование книжной серии строится на повторе основных её элементов — логотипа, шрифта, стиля оформления. В классическом построении серии все элементы находятся на закреплённых за ними местах и не меняют свое положение на протяжении всех книг серии. В современных книжных сериях европейских издательств для обозначения серии используется единое цветовое решение, но при этом шрифт у каждой книги может быть уникальным, подобранным под каждую книгу. Основной элемент серии, например, треугольник, может располагаться на переплёте не на одном и том же месте, а на разных.

Нестандартная серийность создаётся за счёт размещения объектов различной формы одного цвета Pantone на обложках
Серийность книг различного фонового рисунка построена на использовании белого прямоугольника в верхнем правом углу обложки   
Белый треугольник объединяет в серию совершенно разные по цвету и размеру книги  

Внесерийные издания

Дизайн обложки книги должен создавать уникальный образ книги. В нестандартных серийных оформлениях используются необычные материалы, а форма книги начинает видоизменяться. Мировой экономический кризис оставил отпечаток на использовании нестандартных форм и материалов для книжных изданий. Сократилось количество книг с деревянными, вязаными и другими дорогостоящими, нестандартными переплётными материалами. Большинство изданий имитируют фактуру бетона, кирпича и дерева с помощью запечатки переплётной крышки.

Нестандартные внесерийные издания интригуют читателя за счёт необычного воплощения идеи, заключённой в книге. А обложки китайских издательств просто шокируют необычностью подхода к оформлению.

Куда идёт книжный дизайн?

Куда идёт книжный дизайн?

Переплёт, разделённый горизонтальными линиями, название расположено на пересечении глаз зверя и нижней части лица человека  

 

«Тёплая» книга с вязаным переплётом. С обеих сторон обложки пришиты варежки

 

Зачёркивание

Закрывание основного изображения обложки второстепенными графическими элементами, зачёркивание названия создаёт интригу, останавливает взгляд читателя на книге. Приём, который используется в дизайне сайтов и рекламе, в этом году стал одной из самых заметных тенденций оформления книжных изданий.

Фото, закрытое трафаретной надписью. За счёт прорезей в надписи можно одновременно рассматривать фотографию и читать название книги   

 

Текст, зачёркнутый маркером, интригует читателя   

Зритель останавливает взгляд на обложке со скрытыми элементами, ему интересно представить черты лица, скрытые под плашками и текстом.

 

Складная суперобложка открывает дополнительные части изображения, скрытые в сложенном виде

Сходства и отличия

Подводя итоги Международной книжной выставки во Франкфурте, можно выделить отличия мировых тенденций в оформлении книг от российских:

Первым таким трендом можно назвать большой процент книг в мягкой обложке, представленных на выставке. В российских книжных — обратная история: твёрдые переплёты превалируют над книгами в обложке. В восприятии российского читателя твёрдый переплёт выглядит дороже обложки.

В отечественных книжных магазинах пока редко можно встретить книги с вырубкой в обложке и картоне переплётной крышки. В книгах, представленных на выставке, вырубка в обложках, суперобложках и клапанах, напротив, встречалась нередко.

В книгах китайских издательств с полусуперами текстовая информация вынесена либо на полусупер, либо на обложку. Во отличие от российских книг с полусупером, где текст помещают и на обложке, и на полусупере.

Сегодня европейский книжный дизайн для нас понятен, более нестандартные решения можно увидеть в дизайне стран Востока и Азии. Китайский, тайский, индийский дизайны стали для меня открытием! Надеюсь, наши книжные дизайнеры тоже будут чаще воплощать нестандартные идеи, используя современные полиграфические технологии и материалы.

Об авторе: Юлия Тарасова (Tarasova.YVi@eksmo.ru) — креативный директор редакции Non-fiction издательства «Эксмо».

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23