101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Прогресс в цифровой этикетке: год гибридов

  • Игорь Терентьев
  • 9 ноября 2015 г.
  • 9930
Самой яркой тенденцией 2015 г. в секторе цифровой печати этикетки стало обилие представленных гибридных решений, сочетающих цифровые и аналоговые технологии печати и отделки. Вторая тенденция — выход решений на базе считавшихся «настольными» механизмов Memjet в промышленный сектор.
 

Самой яркой тенденцией 2015 г. в секторе цифровой печати этикетки стало обилие представленных гибридных решений, сочетающих цифровые и аналоговые технологии печати и отделки. Вторая тенденция — выход решений на базе считавшихся «настольными» механизмов Memjet в промышленный сектор.

Каждые два года в начале осени в Брюсселе проходит выставка Labelexpo Europe. Это — главное событие для индустрии этикетки, а мы снова (см. статью «Цифровая этикеточная эволюция», Pubish № 10, 2013; http://www.publish.ru/articles/201310_20013119) используем его как повод, чтобы оценить прогресс в переходе на цифровые технологии печати.

Очень кстати подоспела статистика IDC. Её аналитики подсчитали, что в 2014 г. количество проданных в мире устройств цифровой печати этикеток и упаковки выросло по сравнению с предыдущим годом на 27,5%. Они предсказывают, что в ближайшие годы рынок устройств цифровой печати этикеток и упаковки будет расти в среднем на 8,7% в год и к 2019 г. достигнет объёма в 507,5 млн долл (627 ЦПМ). Расти будут продажи как электрографических, так и струйных устройств.

Сегмент печати этикеток и упаковки не страдает от проблем, свойственных сегменту традиционных принтеров, отмечают аналитики. Распространение электронного документооборота и мобильных технологий не влияет на спрос на этикетки и упаковку для товаров. Более того, производители всё чаще применяют методы обработки больших объёмов данных, в связи с чем им требуются технологии оперативной печати. Аналитики отмечают также рост числа ассортиментных позиций (SKU). Растёт не только количество продаваемых устройств для печати, но и её объём. Поэтому всем производителям следует серьёзно задуматься о выходе на этот рынок, полагают аналитики.

Крупнейшим производителем устройств цифровой печати этикеток и упаковки в IDC называют HP, которой принадлежит 62% рынка. За ней следуют Xeikon, EFI и Epson. Среди новых игроков на рынке аналитики выделяют Screen, Durst, Delphax, Founder и Fujifilm.

Здесь следует сделать небольшое пояснение — Delphax и Fujifilm не попали в нашу общую сводную таблицу. Однако первая в 2012 г. заключила соглашение об эксклюзивной дистрибуции оборудования Colordyne Technologies за пределами США. Fujiflim является международным продавцом ЦПМ FFEI Graphium (в Великобритании и Ирландии права на продажу этой машины принадлежат Edale) и партнёром Gallus в разработке гибридной машины DCS 340.

На рынке цифровой этикеточной печати существует два чётко выраженных класса — цифровые печатные машины и настольные принтеры. Вторые характеризуются производительностью до 5 квадратных метров в минуту, шириной запечатываемой полосы до 222 мм и ценой от единиц до десятков тысяч долларов. Скорость печати большинства ЦПМ сейчас лежит в диапазоне от 1,58 до 25 м2/мин (рекорд — почти 44 м2/мин — заявила Colordyne), ширина запечатываемой полосы варьируется от 100 до 650 мм (в сводную таблицу мы включили только модели с шириной от 200 мм), а ценник обычно выражается в шести-семизначных цифрах в долларах. Для всех цифровых этикеточных систем характерна рулонная подача, а на выходе возможны вариации — от простой подмотки до резки на листы или целых систем послепечатной обработки в линию (ламинирование, лакирование, цифровые лазерная и плоттерная резка, фольгирование, резка на ручьи, удаление облоя и т. д.). Причём подобные решения существуют для обоих классов — ЦПМ и настольных принтеров. Работают все этикеточные устройства печати по однопроходному принципу, хотя внутри печатающего механизма режим может быть старт-стопный — рулон останавливается, запечатывается кадр определённой длины, затем подаётся следующий. Для внешнего наблюдателя процесс обычно выглядит непрерывным, что достигается за счёт буферизации запечатанного полотна. Единственная известная нам этикеточная ЦПМ комбинированной конструкции (однопроходный режим с подвижными каретками в направлении движения полотна) — Epson SurePress L-4033A/AW. За счёт такого нестандартного решения разработчики сумели обеспечить широкий диапазон режимов печати — качество и скорость варьируются в зависимости от выбранного количества проходов.

Количество инсталляций этикеточных ЦПМ в мире (по состоянию на сентябрь 2015 г. по данным производителей)

Прогресс в цифровой этикетке: год гибридов

* Планируемое количество до конца 2015 г.

** Данные по инсталляциям в Европе за 2015 г.

По нашим подсчётам (данные предоставлены производителями и их поставщиками), общее количество установленных в мире ЦПМ превысило 2606 — в таблицу вошли не все данные об инсталляциях. Например, SGPrints традиционно не сообщает количество установленных машин, хотя рапортовали о продаже двух на выставке.

Электрографические этикеточные ЦПМ

Согласно данным HP, объём этикеток, отпечатанных на HP Indigo, растёт на 25% в год и в 2015 г. достигнет 600 млн м2 — около 10% всего мирового рынка этикетки. Компания претендует на место главного игрока не только на цифровом, но и на общем этикеточном рынке — ещё летом она заявила, что продаёт оборудования больше, чем любой другой игрок в этом секторе. Компания распространяет своё влияние и на упаковочный рынок: в мире уже установлено 34 рулонных машины HP Indigo 20000 для печати гибкой упаковки и более 20 листовых машин HP Indigo 30000, запечатывающих картон формата В2 для складной упаковки.

HP заняла на Labelexpo Europe 2015 целый павильон, представив 11 единиц промышленного оборудования для цифровой печати и финишной обработки этикетки и гибкой упаковки. Показали три рулонные офсетные ЦПМ HP Indigo WS6800 с шириной полотна 330 мм и длиной печати 980 мм. С одной в линию была установлена рулонная отделочная линия ABG Digicon Series 3 (ширина полотна 350 мм). Её упрощённая версия — компактная и экономичная ABGDigicon 3 Lite будет интересна тем заказчикам, кто только собирается начать свой цифровой печатный бизнес.

 

Самая популярная этикеточная ЦПМ в мире — HP Indigo WS6800 (машин этой серии продано более 1000) — в линию с послепечатной системой ABG Digicon Series 3

Две HP Indigo WS6800 поместили в закрытую демонстрационную зону, где потенциальные покупатели могли выполнить тестовую печать своих работ, а также изучить особенности и возможности машин. Одну из выделенных зон павильона посвятили изготовлению защищённой продукции и термоусадочной этикетки на ЦПМ HP Indigo.

Для HP Indigo WS6800 представили ряд усовершенствований, повышающих эффективность работы. Color Automation Package позволяет быстро и просто обеспечивать соответствие основных цветов у всех этикеток из конкретной партии за счёт встроенного спектрофотометра и нового сервера печати, разработанного Esko для HP Indigo. Улучшенный набор красок HP ElectroInk с повышенной стойкостью к выцветанию позволит выпускать печатную продукцию для размещения на улице. Новая белая краска HP ElectoInk Premium White отличается высокой непрозрачностью. Как заверяются в HP Indigo, один слой этой краски эквивалентен стандартным флексобелилам, два слоя — белилам для УФ-флексопечати, три и четыре — трафаретной. На выставке можно было убедиться в этом, ознакомившись с образцами печати. Показали и новую флюоресцентную розовую краску HP ElectorInk Fluorescent Pink. Она светится под УФ-излучением, сейчас тестируется для машин серии WS6x00. Планируется скорый выпуск для коммерческих листовых машин серии 7x00. Новый праймер Michelman DP680 обойдётся дешевле аналогов и обеспечит простоту подготовки любых запечатываемых материалов.

На стенде продемонстрировали интеграцию с ведущими решениями для автоматизации техпроцессов, в том числе с онлайн-сервисами для изготовления этикеток и упаковок, а также с новыми инструментами для получения пробных оттисков и допечатной подготовки. ПО HP SmartStream Designer расширено инструментами для изготовления защищённой продукции. Например, оно позволяет наносить переменный микротекст, QR-коды для защиты от подделки и динамические гильоширные элементы, а также создавать системы отслеживания за перемещением товара по всей цепочке дистрибуции.

В разделе, посвящённом гибкой упаковке, показали печатно-отделочный комплекс для изготовления небольших тиражей пищевой и промышленной гибкой упаковки в составе рулонной ЦПМ HP Indigo 20000, модульной рулонной отделочной системы ABG Digicon 3000, а также промышленный ламинатор Comexi Nexus L20000, использующий клеевые составы на водной основе и разработанный специально для цифрового комплекса HP Indigo. Хотя HP Indigo 20000 позиционируется в первую очередь для изготовления гибкой упаковки, мы включили её в сводную таблицу — ничто не мешает выпускать на этой машине этикеточную продукцию с производительностью до 32 м2/мин. Особенно интересна возможность выпуска термоусадочных этикеток, для которых теперь можно использовать HP ElectroInk White for Sleeves — специальную краску, отличающуюся от обычной White повышенным коэффициентом скольжения. Такие этикетки обычно имеют большую площадь, чем обычные, поэтому для их печати выгоднее применять ЦПМ большего формата.

Xeikon существенно прибавил в производительности — CX3 примерно на треть быстрее предшественницы

Главная новость Xeikon — выпуск серии ЦПМ CX3. Ранее эта технология называлась Cheetah, теперь, после запуска машин в серию, они получили и постоянное название. Пока в линейке — одна модель с линейной скоростью печати 30 м/мин, что при ширине печати 322 мм даёт 9,66 м2/мин. Это на 30% быстрее машин аналогичной ширины предыдущей серии. В Xeikon сообщили, что рынок очень хорошо принял новую модель — до конца года планируют довести количество инсталляций до 20. Общее количество инсталляций Xeikon до конца года должно достичь 392.

В Xeikon, располагая пятой секцией в своих этикеточных ЦПМ, продолжают разрабатывать новые виды тонеров. На выставке были представлены Matte Silver и Palladium Silver — первые продукты в ряду тонеров Xeikon Creative Colors. Matte Silver придаёт материалу металлический оттенок, а Palladium наносит на текстурные материалы брызги серебряных искр. Новая версия программного модуля Varilane 4.0 снижает потери запечатываемого материала при печати сборных тиражей этикеток до 30%.

Кроме того, в Xeikon объявили новую гибридную этикеточную концепцию Fusion. Она позволит свободно комбинировать в одном решении различные технологии печати и послепечатной обработки. В рамках технологической демонстрации на выставке выполнялось нанесение белого цвета с «трафаретной» плотностью с помощью струйной секции, а далее полотно запечатывалось на модуле Xeikon с твёрдым тонером. Среди дополнительных возможностей, интегрированных в решение, могут быть тактильные лаки и фольга. Однако в Xeikon подчеркнули, что не следует путать Fusion с гибридными платформами на базе флексомашин — концепция предусматривает использование только цифровых технологий, что лучше соответствует рыночным потребностям.

Ещё одна перспектива — технология Trillium, которая сейчас находится на этапе бета-тестирования. Вполне возможно, что она обретёт вещественные очертания на Drupa-2016.

Konica Minolta позиционирует Bizhub PRESS C71cf как машину для средних тиражей, закрывающую нишу между промышленными системами и оборудованием начального уровня

Konica Minolta — новый игрок в секторе этикеточной печати. Компания вывела на рынок тонерную рулонную машину bizhub PRESS C71cf с модулями намотки/размотки Miyakoshi. Производители называют модель «упрощённой», так как в ней не используется система лазерной высечки. Прототип этой машины демонстрировался на Labelexpo Europe 2013 и Ipex 2014 под названием C70RLC. Bizhub PRESS C71cf с шириной рулона до 330 мм и размером «кадра» 1200×320 мм работает со скоростью до 19 м/мин. В ней используется технология закрепления при низкой температуре и тонер Simitri HDE, что даёт возможность наносить изображение в CMYK даже на полипропилен и синтетическую бумагу.

Модель протестирована в типографии Litho Formas (Португалия), где за 12 недель она напечатала 60 тыс. м этикеток при среднем тираже 500 м. Продажи bizhub PRESS C71cf в Европе по цене около 240 тыс. евро начнутся в начале следующего года.

Невозможное возможно: вплавляемая «цифра»

Цифровая рулонная офсетная печать HP Indigo с каждым днем всё активнее вторгается в специализированные сегменты этикеточного и упаковочного рынков, представители которых порой с недоверием относились к её применению. Особенно неуместным стало это недоверие после выхода на рынок широкорулонной (ширина полотна 762 мм) цифровой машины HP Indigo 20000 и кардинально обновлённой узкорулонной машины HP Indigo WS6800.

 

Доказательства разнообразия сфер их применения были представлены на LabelExpo Europe 2015. Одно из них — использование рулонных офсетных машин HP Indigo при изготовлении вплавляемых (in-mould) этикеток. Суть технологии: этикетку помещают в специальную литейную форму, в которую поверх этикетки заливается расплавленный пластик. Горячая масса на молекулярном уровне соединяется с нижним незапечатанным слоем этикетки, которая становится неотъемлемой частью нового контейнера — его внешним декоративным покрытием.

Материал этикетки, как правило, идентичен материалу контейнера по химическому составу. Причины очевидны: для обеспечения надёжного сцепления этикетки с контейнером и упрощения его утилизации.

Процесс создания вплавляемой этикетки сложен, поскольку связан с подбором и настройкой большого числа технологических параметров, обеспечивающих химическую, термическую и механическую стойкость декоративного покрытия. Одновременно этикетка эффектна и информативна, может покрывать всю поверхность декорируемого контейнера. Неудивительно, что поставщики подобной продукции обратили внимание на цифровую печать HP Indigo, обеспечивающую высокое офсетное качество при одновременной возможности 100% персонализации.

Главной задачей стало обеспечение совместимости красок HP Indigo ElectroInk и технологии цифрового офсета HP Indigo с финишной обработкой и горячей формовкой этикеток. Ниже приведены два примера её успешного решения в израильской компании Tadbik.

Варианты пластиковой упаковки для сыра Pireus

Прогресс в цифровой этикетке: год гибридов

Прогресс в цифровой этикетке: год гибридов

Варианты бутылок детского шампуня

Прогресс в цифровой этикетке: год гибридов

На фотографиях видно, что возможности HP Indigo использованы на 100%: офсетное качество печати дополнено графической персонализацией. Особенно наглядно это видно на примере детских шампуней. — Игорь Кистенёв, «НИССА Центрум»

Струйные этикеточные ЦПМ

Производительность головки Xaar 1002 не изменилась, однако качество печати, надёжность и возможности интеграции существенно улучшены

В этом секторе произошли некоторые технологические и рыночные изменения. Весной 2014 г. Xaar выпустила новую печатающую головку для промышленных применений — Xaar 1002. Она пришла на смену увидевшей свет в 2007 г. Xaar 1001 — самой популярной на рынке однопроходных систем печати. Её выпуск прекращён, так что, если вы найдёте в нашей таблице упоминание Xaar 1001, то это скорее всего связано с нерасторопностью производителей, до сих пор не обновивших спецификации своих ЦПМ на сайтах. В этикеточных ЦПМ для УФ-чернил обычно используется модификация Xaar 1002 GS6 с переменным размером капли от 6 до 42 пл. Внешне, по производительности, количеству сопел и посадочным местам головки идентичны, однако разработчики заявляют, что головка обновлена на 90%. Основные улучшения в Xaar 1002 — за счёт оптимизированной геометрии сопел разброс в диаметрах капель уменьшен на 50%, а точность их позиционирования на материале улучшена на 40%. Кроме того, облегчена «сшивка» полос при использовании нескольких головок в линейках. Новая плата контроллера — HPC3 — тоньше предыдущих, а также оснащена системой мониторинга состояния головки. Как следствие, некоторые производители заявляют о возможности модернизации своих ЦПМ на Xaar 1002 в типографиях. Это должно улучшить качество печати, а вот стоит ли овчинка выделки — решать владельцам.

Вся в белом и прозрачном

Toshiba Tec представила на выставке специальную печатающую головку CF1XL с переменным объёмом капли до 180 пл. Зачем такая большая капля? Ответ прост — головка идеальна для нанесения белых и прозрачных чернил, а также праймеров. В неё изначально встроена система рециркуляции, препятствующая осаждению пигмента, причём реализован также модуль кондиционирования, обеспечивающий сохранение заданной температуры и вязкости чернил.

В январе 2014 г. состоялась сделка между Heidelberg, владевшей компанией CSAT, о продаже её компании Markem-Imaje (её владелец — Dover Corporation). По условиям соглашения дистрибьютором этикеточных ЦПМ Linoprint L остался Gallus. Поэтому в нашей таблице появилась Markem-Imaje, успевшая за это время сократить количество моделей с двух до одной и переименовать её в CSAT ITS6.

Сменился владелец и у Domino Printing Sciences — в марте 2015 г. её за 1,6 млрд долл. приобрела Brother Industries. Пока перемены только позитивные — помимо собственных моделей, Domino начала сотрудничество с одним из крупных производителей узкорулонных флексомашин MPS.

Лидер в этом сегменте — EFI Jetrion — давно серьёзно не менял модельный рад. На выставке показали EFI Jetrion 4950LX шириной 330 мм со встроенной LED-сушкой, модулем отделки и лазерной резки мощностью 1000 Вт и секцией для белых чернил. Встроенные модули лакирования и ламинации предлагаются в качестве опции. Модель печатает с разрешением 720×720 dpi со скоростью до 50 м/мин. Полностью светодиодное «холодное закрепление» (многие производители используют сочетание из светодиодов для предварительного закрепления и обычных УФ-ламп) позволяет расширить ассортимент запечатываемых материалов и значительно снижает затраты электроэнергии по сравнению с УФ-лампами. Контроллер печати EFI Fiery последнего поколения оснащён новыми инструментами и растрирует изображения на 80% быстрее своего предшественника. В дополнение к машине компания показала клиентоориентированное ПО Enterprise, рассчитанное на применение при изготовлении этикетки, гибкой и картонной упаковки и совместимое с Esko Automation Engine.

Флагман EFI Jetrion 4950LX с полностью светодиодным отверждением получил белые чернила с плотностью, не уступающей трафарету. Так обещают разработчики

Как отметил Дмитрий Шишкевич (B2print — эксклюзивный дистрибьютор EFI Jetrion в России), струйная печать белилами со светодиодным отверждением позволяет получить эффект «цифрового шелкотрафарета» — два года назад модуль только планировался. Среди других полезных опций ЦПМ Дмитрий назвал буфер для возврата полотна и печати заказов стык в стык без потерь материала; лакирование или его сочетание с ламинаций для дополнительной отделки и защиты; коронатор для дополнительной обработки плёнок; снятие облоя и продольную резку на ручьи; полуавтоматический револьверный блок намотки, позволяющий вести непрерывную печать заказов. Он также отметил, что новые головки Xaar 1002 устанавливаются во всех машинах серии 4900, а для линейки 4800 возможна модернизация.

Главная новость Epson — премьера этикеточной ЦПМ SurePress L-6034VW с однопроходной технологией печати PrecisionCore, светодиодной УФ-сушкой и встроенными секциями печати белым и лакирования (матовый или глянцевый лак выбирается программно). Два года назад показали её прототип, затем тестировали на реальных производствах и ввели ряд усовершенствований. Сейчас машина уже нашла первых покупателей. Скорость печати — 15 м2/мин, ширина печати — 330 мм. Чернила поставляются в 3-литровых пакетах на каждый цвет. Есть секция обработки коронным разрядом в линию. Epson получила сертификацию на использование чернил для печати этикеток агрессивной химической продукции, а также подтверждение наиболее высокой в своём классе устойчивости отпечатка на раздир, истирание и воздействие активных жидкостей. Машина нацелена на печать этикеток для высококачественной продукции, бытовой химии, парфюмерии, агрессивной химии.

Новый флагман этикеточного флота Epson — SurePress L-6034VW — выходит в серию

На стенде можно было увидеть и единственную в мире этикеточную струйную ЦПМ с водными пигментными чернилами — семикрасочную SurePress L-4033AW, способную печатать на прозрачных плёнках и металлизированных материалах без предварительного покрытия или обработки коронным разрядом.

Линейка этикеточных ЦПМ Durst Tau уже хорошо известна на рынке. Как рассказал Илларион Уразаев («Танзор» — эксклюзивный дистрибьютор Durst Tau в России), на выставке показали основную машину — Durst Tau 330 в конфигурации с чернилами с низкой миграцией, промышленными размотчиком и намотчиком, позволяющими работать с рулоном длиной до 4000 м при толщине материала от 20 до 500 мкм, что даёт возможность непрерывной печати до 2 часов.

Показали также конфигурацию Tau 330 с лазерной финишной системой Durst LFS в линию, позволяющей настраивать по цифровым данным задания сразу печать и послепечатную обработку, включая УФ-лакирование, ламинацию, лазерную и ротационную высечку, резку на ручьи и намотку.

Впечатляющая установка Durst Tau 330 на стенде компании-производителя финишного оборудования Printum: лакировка и ламинация/деламинация, полуротационная и ротационная высечка, резка и перемотка (включая револьверную), изготовление многослойных этикеток, буклетных этикеток, нарезка этикетки в листы

На машинах демонстрировались ключевые возможности печатного модуля Durst, достигаемые, благодаря уникальной схеме сдвоенных головок: режимы печати — высокопроизводительный (48 м/мин) и в высоком качестве с разрешением 720×1260 dpi, высокая плотность белого, достигаемая за счёт головок Xaar, дающих каплю размером до 42 пл.

Показали и ключевые оцпии для Tau 330: модуль впечатки в напечатанную и/или вырубленную этикетку; интегрированную систему контроля качества отпечатков Nikka, позволяющую автоматически распознавать дефекты печати, а в сложных приложениях по печати переменных данных — осуществлять последующую допечатку не прошедших контроль качества этикеток; модуль охлаждения для печати по термочувствительным материалам (тонкие плёнки, термобумага либо тонкая фольга); модуль закрепления в инертной среде для устранения характерного запаха УФ-красок и соответствия требованиям медицинской и пищевой упаковки.

Ключевой новинкой, информация по которой была анонсирована только за несколько дней до выставки, была машина Tau 330E. Специально для неё были разработаны новые чернила с повышенной оптической плотностью. Создатели обещают, что это позволяет добиться снижения себестоимости печати по чернилам до 25%. Были также анонсированы чернила Low Migration второго поколения, удовлетворяющие всем требованиям European Printing Ink Association (EuPIA) и Schweizerischen Ordonnanz für Materialien (Swiss Ordinance on Materials & Articles). Впрочем, оба вида чернил теперь могут быть применены и на стандартной Tau 330.

Индекс E в названии означает «экономичная». Существенного снижения цены удалось добиться за счёт отказа от следующих опций: печати оранжевыми и фиолетовыми чернилами, специального модуля отверждения для термочувствительных материалов; модуля для закрепления в инертной среде. Также изменён модуль установки печатающих головок, а вместо Esko используется RIP собственной разработки.

При установке Tau 330E в версии с шириной рулона до 220 мм впоследствии возможна модернизация на площадке заказчика до ширины рулона 350 мм.

Уразаев приводит пример: конфигурация Tau 330E с шириной печати 330 мм, CMYK+W, с модулями обработки коронным разрядом и впечатки в готовую этикетку будет стоить порядка 500 000 евро, в отличие от 650 000 евро для такой же конфигурации, построенной на базе Tau 330.

Screen Europe показала обновлённую струйную ЦПМ Truepress Jet L350UV для печати этикетки, сочетающую в себе высокое качество печати, производительность и технологическую гибкость. В машине используются УФ-чернила CMYK+белый, позволяющие достичь фотографического качества при скорости 50 м/мин (30 м/мин с белым) на материалах шириной до 350 мм. Разрешение печати — 600×600 dpi и капли размером всего 3 пл передают чёткие изображения и текст. Модификация системы проводки позволила расширить ассортимент запечатываемых материалов (например, теперь не будет сложностей в работе с тубным ламинатом).

Режим Vivid Color позволяет расширить цветовой охват без смены чернил. Это упрощает точное воспроизведение смесевых цветов триадными чернилами. Также среди новинок — реализованная в контроллере печати EQUIOS DFE функция воспроизведения текста с повышенным разрешением, обеспечивающая чёткость букв наряду со снижением расхода чернил даже на немелованной бумаге.

Для машины впервые представили модульное послепечатное решение Screen JetConverter L350. Оно позволяет выполнять лакирование, ламинировние, высечку и продольную резку как в линию, так и автономно, снижая при этом расход бумаги, благодаря уменьшению расстояния между этикетками на листе.

На стенде Domino Digital Printing Solutions представили высокопроизводительную семикрасочную модель N610i не только в стандартном цифровом исполнении, но и в виде гибридной модульной системы, объединяющей флексографскую секцию ABG Digicon 3, модули лакирования и высечки. Как сообщил представитель «Глобал Принтинг Системс» (российский дистрибьютор Domino) Денис Смирнов, за два года продаж по всему миру было установлено более 20 ЦПМ серии N600.

Первые ласточки —  на рынке появились промышленные  этикеточные ЦПМ на печатающих  головках Memjet. На фото — Superweb Digital  WEBJet 280C. Обратите внимание на компактность модуля печати — это фирменный знак Memjet

Важная тенденция выставки — появление промышленных ЦПМ на базе печатающих механизмов Memjet. Причём они демонстрируют рекордную производительность.

Например, Colordyne Technologies, специализирующаяся на промышленном оборудовании для струйной печати, показала улучшенный вариант промышленной машины 3600 Series с режимом повышенной эффективности, позволяющим печатать со скоростью до 102 м/мин при разрешении 1600×1175 dpi, в отличие от предыдущей модели, работавшей на скорости 84 м/мин при разрешении 1600×1375 dpi.

За последние 18 месяцев компания вдвое увеличила производительность своих машин. Это стало возможным за счёт небольшого снижения разрешения печати в направлении полотна, что позволило добиться более быстрого срабатывания дюз печатающих головок Memjet. Кроме того, для повышения скорости в машине одна за другой устанавливается до 5 линеек головок — одна из них резервируется под заказной цвет.

Помимо Colordyne Technologies, подобные решения представили ETI Converting (JFlex Digital Print System) и Superweb Digital (WEBJet 280C).

Прогресс в цифровой этикетке: год гибридов

Революция «гибридов»?

Когда на рынок со своими гибридными решениям практически одновременно вышли производители узкорулонных флексомашин «большой тройки» — Gallus, Nilpeter и Mark Andy — стало понятно, что это серьёзно. Но совершат ли революцию подобные решения? Ведь они нивелируют главное достоинство «цифры» — скорость и дешевизну переналадки. Покажет время…

Gallus DCS 340 — плод сотрудничества Heidelberg и Fujifilm. Пока единственная система цифровой печати этикетки, в которой используются  головки Fujifilm Dimatix

Gallus представила модульную цифровую систему DCS 340 для производства этикетки и объявила о начале её поставок. Создатели решения уверены, что интеграция модуля струйной печати с разрешением 1200 dpi — совместной разработки Heidelberg и Fujifilm — в платформу Gallus позволила совместить преимущества традиционных печатных и послепечатных технологий с последними достижениями цифровой печати. Макс. скорость печати — 50 м/мин, ширина рулона — 340 мм.

Mark Andy позиционирует Digital Series для УФ-струйной и флексографской печати как «первую настоящую гибридную систему», поскольку цифровое подразделение Mark Andy интегрирует в печатную линию струйные УФ-решения собственной разработки, а не использует готовые цифровые блоки от cторонних производителей.

Во время ежедневных демонстраций на стенде Mark Andy машина Digital Series печатала работы флексографским и цифровым способами, с холодным тиснением фольгой, ламинацией и высечкой с многочисленными сменами штампов, на скорости до 74 м/мин. Во время 10-минутных демонстраций машины производилась полная смена трех печатных работ, включая замену запечатываемых материалов.

Nilpeter представила струйную пятикрасочную гибридную печатно-отделочную линию Panorama DP-3 для УФ-печати. Nilpeter объединила в ней собственные интегрированные финишные модули с секцией струйной печати. Линия может включать в себя систему проводки полотна, модули для лакирования, высечки, удаления облоя, продольной резки и перемотки в два небольших рулона. Датчик маркировки обеспечивает высокую точность установки рулона, необходимую для запечатывания оборота или ранее отпечатанного оттиска, в том числе и нанесения переменных данных.

Макс. ширина печати Panorama, построенной на базе печатающего механизма Screen Truepress, — 322 мм, рулона — 350 мм, производительность — до 50 м/мин (16,1 м2/мин) на бумаге и плёнке толщиной от 90 до 350 мкм. Печать осуществляется УФ-чернилами CMYK+white, что позволит запечатывать прозрачные и металлизированные материалы.

Domino также объединила усилия с MPS — последняя выпустила собственную гибридную машину EF SYMJET. В качестве цифрового модуля печати в ней задействована 7-красочная ЦПМ Domino N610i с шириной рулона до 340 мм. Интересно, что базовая платформа, оснащённая флексографскими модулями, имеет ширину 430 мм, и в случае работы во флексорежиме её производительность окажется выше.

Цифровая этикеточная машина FFEI Graphium в гибридной конфигурации печатала на широком ассортименте «гибридных» материалов на стенде Edale. В неё вошли: две флексографские секции до модуля цифровой печати, шестикрасочная струйная печатная машина, модуль лакирования, две послепечатные секции с модулем нанесения фольги и новой гибридной системой полуавтоматической и автоматической ротационной высечки фирмы Edale. Выставочный образец оснастили недавно выпущенной АСУ ТП Graphium Label Workflow. В цифровом режиме макс. скорость печати — 45 м/мин, во флексографском — до 150 м/мин. Цифровой модуль позволяет печатать белым до и после CMYK.

Не отстаёт от современных тенденций и Omet — компаний показала струйную гибридную машину JetPlus, сконфигурированную в линию с моделью XFlex X6.

Настольные этикеточные принтеры

В этом секторе особенно много решений на базе печатающих механизмов Memjet. Их серьёзный недостаток — чернила на основе красителей, имеющие небольшую водо- и светостойкость. Поэтому тем, для кого стойкость этикеток важна, следует либо позаботиться о решении для ламинирования, либо сделать выбор в пользу другой технологии — на пигментных чернилах или тонерной. К компании Memjet, помимо чернил, есть и другой вопрос — не пора ли выпустить более узкую печатающую головку, чтобы на её базе можно было изготавливать ещё более доступные и компактные настольные этикеточные принтеры? Спрос на них есть.

Trojan Label сообщила, что только во время выставки продала более 30 единиц TrojanTwo, а до конца года общее количество инсталляций этой модели достигнет 200

Colordyne, кроме промышленной ЦПМ, показала недавно выпущенную настольную модель 2600 Series Mini Press, изготавливающую небольшие тиражи этикеточной продукции со скоростью 18 м/мин при разрешении 1600×1600 dpi. Посетители увидели возможности Mini Press с сервоприводной системой проводки полотна по печати больших тиражей.

Trojan Label с успехом продемонстрировала новую модель на базе механизма Memjet — TrojanTwo. Эта модель сконструирована для работы с более крупными тиражами, чем TrojanOne. В ней реализована самоочистка головок. Диаметр рулона — до 600 мм, а чернила устанавливаются в 2-литровых ёмкостях, причём менять их можно без остановки печати. Датчики и сервопривод обеспечивают контроль за положением рулонов, а в комплект ПО включён модуль для расчёта себестоимости печати.

Помимо упомянутых производителей, настольные этикеточные принтеры на базе механизмов Memjet предлагают ещё несколько компаний: Lomond, Rapid Label Systems, Printware и др. Общие характеристики моделей на одной головке одинаковые, а отличия заключаются в удобствах для операторов и предлагаемой периферии.

Подробных характеристик ADSI iTech CYPHER пока не раскрывают, но очень похоже, что в качестве печатающего модуля используется принтер серии HP OfficeJet Pro X

Однако на этом рынке растёт количество альтернативных предложений. Интересно, что Allen Datagraph Systems Inc. (ADSI) впервые представила настольную модель iTech CYPHER на базе печатающей головки HP PageWide. К сожалению, подробных характеристик аппарата пока не сообщают. Известна лишь линейная скорость до 30,5 м/мин. Судя по снимку, в качестве модуля печати используется принтер HP OfficeJet Pro X. Принимая за ширину печати 210 мм, можно оценить макс. производительность этого принтера — 6,4 м2/мин, что примерно в полтора раза больше, чем у принтеров на базе Memjet. Более того — чернила в этом случае пигментные. Если эксперимент окажется удачным, вскоре можно ожидать последователей — головки HP PageWide специально разрабатывались для однопроходной печати.

Ещё один известный производитель настольных этикеточных принтеров — Primera. Как сообщил представитель «ИнфоТек & Сервис» (эксклюзивный дистрибьютор Primera в России) Дмитрий Поляков, на выставке показывалась новая струйная LX2000 с шириной печати 210 мм, которая уже доступна для заказа в России по цене около 4000 долл. От предшественников она отличается адаптированным под пигментные чернила механизмом печати, большей ёмкостью картриджей, удобством обслуживания — оперативная информация об объёме чернил и остатке бумаги всегда под рукой.

Ещё один настольный аппарат уже демонстрировался в России на выставке Printech — CX1200. Это тонерный светодиодный принтер, конкурирующий с аналогами на базе механизмов OKI. Производителя механизма CX1200 не раскрывают. Комплект из принтера и разрезного механизма стоит около 60 000 долл.

Ещё в августе на выставке ожидалась громкая премьера — OKI пообещала «революционный» этикеточный принтер. Всё шло к тому, что будет, наконец, представлен этикеточный вариант с белым тонером. Но случилась неожиданность — OKI Europe отозвала своё запланированное участие в выставке Labelexpo Europe 2015. В официальном сообщении российского офиса по этому поводу заявили: «OKI будет принимать участие во всех остальных запланированных мероприятиях по всему миру, однако новая технология печати этикеток не будет демонстрироваться, но при этом посетители смогут лично ознакомиться с целым рядом технологий и решений OKI из первых рук. OKI с большим воодушевлением продолжает разработку этой революционной технологии печати этикеток и сообщит новую информацию о запуске продукта в обычном порядке».

Первые настольные этикеточные принтеры с белым тонером от iSys Label и Intec

Впрочем, настольные аппараты с белым тонером всё-таки появились — от OEM-партнёров OKI. Их представила iSys Label, канадский производитель принтеров для изготовления небольших и средних тиражей этикеточной продукции. Она показала два варианта цифровой печатной системы EDGE 850 для изготовления самоклеящихся этикеток на материалах, соответствующих стандарту качества BS5609, — для печати «с рулона на рулон» и недавно вышедшая модификация EDGE 850 MP для печати «с рулона на лист». В принтере EDGE 850 продемонстрировали использование белого тонера для печати по цветным и прозрачным материалам. Очевидно, это тонер, разработанный OKI.

ISys Label представила также линейки рулонных этикеточных тонерных принтеров APEX 1290 и струйных аппаратов для изготовления «по требованию» этикеток, билетов и бирок с разрешением 1200×1200 dpi и скоростью 12 см/с с рулонами шириной 5,6 и 12 см.

С 1 сентября 2014 г. вступило в действие OEM-соглашение между iSys Label и UniNet, по которому последняя получила право продавать, а также дорабатывать выпускаемые канадской компанией этикеточные принтеры под собственными марками iColor 700 и 900. Международная компания UniNet основана в 1995 г. в США, до соглашения с iSys Label занималась преимущественно поставками расходных материалов для струйной и тонерной печати. Среди OEM-партнёров iSys Label есть также английская Intec — этикеточные тонерные принтеры с белым тонером появились в ассортименте и у неё.

Valloy Anytron Any001 радует глаз и кошелёк

Южнокорейская Valloy — производитель компактных рулонных этикеточных ЦПМ Anytron — показала обновлённые рулонные тонерные ЦПМ ANY001 и ANY002 с возможностью дуплексной печати и автоматической обрезкой в обновлённом «аэродинамическом» дизайне. Приводка в новых моделях стала в 1,5 раза точнее, а макс. длина материала увеличена с 250 до 500 м. Представили и настольную цифровую послепечатную систему Anycut. Премьера ANY001 в России состоялась на выставке Printech на стенде компании «Терем», ставшей эксклюзивными дистрибьютором Valloy. Сообщается, что в мире установлено более 150 машин серии Anytron. Пользуются спросом и послепечатные модули Anycut — только в Европе с 2012 г. их запущено 16.

Epson уже неплохо продемонстрировала свои настольные модели в России в июне на выставке Printech. В Брюссель привезли несколько моделей из линейки цветных этикеточных принтеров ColorWorks. Впервые — модель C3500 в рулонном исполнении, а также C7500 с инновационной печатающей головкой PrecisionCore, печатающую на различных материалах шириной до 10 см со скоростью до 300 мм/с как с перемоткой, так и без неё. Рядом можно было увидеть этикеточные принтеры LabelWorks.

Этикеточные ЦПМ и принтеры в России

Среди производителей этикеточных ЦПМ инсталляциями в России могут похвастаться только представители первой тройки. Лидерство HP Indigo на рынке цифровой печати этикетки в России ещё более существенно, чем в остальном мире. По информации «НИССА Центрум» (эксклюзивный дистрибьютор HP Indigo в России и СНГ) в нашей стране запущено 29 машин серий HP Indigo WS4x000 и WS6x00. На всём на постсоветском пространстве (Россия, Украина, Армения, Грузия, Казахстан) функционирует 33 узкорулонных ЦПМ. За 2014–2015 гг. было установлено две ЦПМ в России, по одной в Белоруссии и Грузии, а до конца текущего года будет запущена ещё одна машина в России.

После выхода из бизнеса компании «Вариант», у EFI Jetrion осенью 2014 г. сменился дистрибьютор — им стала B2Print. Отвечающий за это направление Дмитрий Шишкевич сообщил, что в дополнение к установленным ранее в России двум печатным машинам EFI Jetrion 4830 в этом году произошли ещё две инсталляции — флагманской модели Jetrion 4950LX (LED) и Jetrion 4900M-210 (на обычных УФ -сушках). В различных фазах находятся ещё несколько новых проектов инсталляций.

В России уже давно не устанавливались новые ЦПМ Xeikon — их сейчас две. По информации эксклюзивного дистрибьютора Xeikon в России и СНГ «ВИП-Системы», ещё одна Xeikon 3030 была запущена в конце 2014 г. в Тбилиси (Грузия).

Таким образом, общее количество этикеточных ЦПМ в России сейчас — 35.

Однако представители других производителей говорят о существующем потенциале для старта. Например, Екатерина Атрошкина (московское представительство Epson) сообщила, что у компании есть ряд потенциальных клиентов, с которыми были встречи и на Labelexpo Europe. Атрошкина поясняет особенности спроса на решения Epson: «Пигментные промышленные решения российский рынок несколько пугают — сначала мало кто верит в то, что это устойчивое изображение, которое не сотрётся и не выгорит. Потребность в качественной УФ-печати, наоборот, велика. Вместе с тем, если брать совсем начальный сегмент — до 40 000 этикеток в день (это больше конечные заказчики, небольшие компании, которым невыгодно отдавать такой тираж на сторону) — тут “пигмент” популярен. У нас есть совсем небольшие принтеры Epson ColorWorks C7500, которые пользуются сейчас очень большим спросом. Порог вложений небольшой, печать, фактически, настольная — это привлекает производителей любых продуктов, которым нужны этикетки.

Сейчас рынок этикеточных ЦПМ в России может получить второе дыхание — в импортозамещение, в частности, в области пищевых продуктов, вкладываются большие деньги, а значит, вчерашним “местечковым” производствам можно будет задуматься о новом облике своих продуктов. Соответственно, они пойдут за этикеткой, и не всегда многотиражной. Второй очень заметный тренд — большая популярность малотиражной “настольной” печати с низким порогом инвестиций».

Илларион Уразаев («Танзор») рассказал: «В России ведётся целый ряд проектов с машинами Durst Tau, но ситуация на рынке, особенно на финансовом, отложила реализацию этих проектов. Потенциальных клиентов машина интересует высокими уровнем автоматизации работы оператора, надёжностью, качеством исполнения оборудования и уровнем сервиса Durst, что отмечают все компании, посетившие демозал на заводе-производителе».

Директор по развитию направления цифровой печати «ЯМ Интернешнл» (дистрибьютор Screen в России и СНГ) Денис Кадунов уверен, что первые установки не за горами: «К сожалению, в СНГ пока установок нет, мы над этой проблемой очень активно работаем. Проекты есть, выставка наглядно продемонстрировала живой интерес не только гостей из России, но и из других регионов. Я убеждён, что в ближайшее время наша компания порадует рынок интересными проектами».

Руководитель направления цифровой печати «АТ Десайн» (дистрибьютор FFEI Graphium в России) Михаил Шпилькин отметил интерес российских клиентов к этой машине на выставке и объяснил причину: «Есть компании, которые не хотели бы быть как все». Но о конкретных проектах пока говорить рано.

Что касается настольных этикеточных принтеров верхнего сегмента (с шириной печати более 200 мм), то в России их пока покупают мало.

Несколько лет назад силами ГК «Терра-Принт» было установлено три принтера OWN-X на базе механизмов Memjet. Ещё о двух аппаратах TrojanOne сообщили в «Глобал Принтинг Системс». По-прежнему скрывает количество инсталляций Lomond, ссылаясь на условия соглашения с Memjet. А наибольшего успеха достигла «ИнфоТек & Сервис» — компания запустила 5 принтеров Primera CX1200 и 4 послепечатных системы FX1200. Заявил о себе и новый игрок — с лета компания «Терем» установила 3 принтера Valloy Anytron ANY001. Итого известных нам инсталляций — 13. Мы всё ещё в начале пути. Возможно, дополнительный импульс действительно должно дать развитие импортозамещения?

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 29