2014.12.05, Автор: Игорь Терентьев1303 прочтений

Возвратная тара

Теги: Например Упаковка Эксклюзив

В московской типографии «Глобус Континенталь» популярно объяснили, при каких условиях возвращение печати упаковки из Китая в Россию может быть оправдано.

Пётр Семёнов
Денис Лаухин

Предприниматель Петр Семёнов попросил Publish организовать консультацию о возможности перевода отдельных тиражей упаковки из Китая в Россию. Мы посчитали, что в его случае одним из лучших собеседников будет представитель московской типографии «Глобус Континенталь», существующей уже 15 лет и специализирующейся на картонной упаковке. Коммерческий директор Денис Лаухин провёл для нас экскурсию по производству, а затем предложил Петру поделиться своими наболевшими упаковочными проблемами. Дальнейший диалог мы приводим почти без купюр.

П. С. Я поставляю в Голландию и Россию из Китая аксессуары для мобильников и планшетов. Нередко приходится готовить заказные партии для крупных компаний (сотовых операторов или розничных сетей), а для каждой нужна своя упаковка. До сих пор мы также заказывали её в Китае. С Голландией всё проще — страна маленькая, рынок поделен тремя операторами, а выбор мобильных телефонов и аксессуаров к ним гораздо уже. В каждом салоне — всего несколько наименований. Поэтому, организуя поставку туда определённого аксессуара, я заказываю упаковку на всю партию — речь идёт о десятках тысяч одного наименования.

С российским рынком всё сложнее: в каждом салоне сотовой связи — огромный ассортимент мобильников и аксессуаров. И практически каждый мой клиент заказывает аксессуары для дешёвых моделей — чехол, плёнку и т. п. И здесь встаёт вопрос с упаковкой. Китайские типографии готовы начинать разговор, если заказ на упаковку исчисляется десятками тысяч. Есть и языковые сложности при общении на смеси «русско-китайско-английского» — мне не всегда понятны все нюансы технологии и их влияние на ценообразование, а исполнителю бывает сложно объяснить необходимые варианты изготовления.

Дальше — классическая история. Обращается крупный клиент, имеющий сотни салонов сотовой связи: «Мы запускаем новый телефон, для него нужно 5000 чехлов». Отлично, мы заказываем. Но возникает вопрос с упаковкой. Ни один китайский завод за это не берётся. Пока в такой ситуации я и мои конкуренты выходили из положения так: заказывали универсальную прозрачную пластиковую упаковку, а вкладыши в неё печатали в России. Минусы такого подхода: не самый лучший вид упаковки и логистические сложности. Ведь по нашим законам на упаковке должна быть информация об импортёре, а каждый клиент требует нанесения собственного штрихкода. Получается очень много наименований. Встаёт вопрос эффективного управления малыми тиражами упаковки. На практике это выглядит как: в апреле какой-то китайский завод осваивает новый вид универсальной упаковки для определённых аксессуаров, а через полгода все салоны сотовой связи в России завалены одинаковыми упаковками, отличающимися только вкладышами. Такое решение не способствует повышению продаж, не украшает оно и розничные точки.

Я сам далёк от полиграфии, у меня существует специальный менеджер по печати. Он умеет выполнять отдельные задачи, но всё равно пока получается «закат солнца вручную». Системного решения проблемы нет, бизнес не масштабируемый.

Вот и сейчас мы выиграли тендер одного крупного мобильного оператора. Нужно сделать пять разных упаковок для аксессуаров к недотируемым телефонам. В «ручном режиме» это уже не получится. Встал вопрос: «Что вообще можно сделать с упаковкой здесь, в России, и как?»

Д. Л. Давайте разбираться. Что у вас с дизайном?

П. С. Дизайн мы готовим либо сами, либо получаем от заказчика.

Д. Л. Насколько сложная нужна упаковка? Для телефонов она ведь бывает «сложносочинённая» — с карманами и вкладышами. А для чехлов, вероятно, простая.

П. С. Речь сейчас идёт об аксессуарах для недешёвых мобильных устройств, поэтому обойтись совсем простой упаковкой (пластиковыми коробочками с вкладышами) здесь не получится. Аксессуары к таким устройствам должны быть привлекательно упакованы, чтобы хорошо продаваться и приносить прибыль оператору. В Китае чехол может стоить 1–1,5 долл., а упаковка может обходиться существенно дороже — даже до 5 долл.

Д. Л. А как насчёт стандартизации? У вас в каждом заказе будут новые размеры и форма коробочки?

П. С. Я сторонник стандартизации — это удобнее и для логистики.

Д. Л. Значит, речь идёт о нескольких типовых коробках с разным дизайном. Это лучше и для типографии, и для заказчика — получается дешевле и быстрее.

Давайте я дам общее представление о нашем производственном цикле и факторах, влияющих на ценообразование. Стандартизация конструкции важна, потому что для каждого кроя мы заказываем новый высечной штамп. Клиент может заказать 20 видов упаковки, но разных кроев будет только три — значит, и штампов потребуется только три.

Печать, в основном, может быть нулевого, первого и второго формата. У нас — второй, 50×70 см. Штамп для такого формата стоит 7–8 тыс. руб. Каждый новый крой — это разовые затраты, мы делаем штамп, который хранится у нас, но остаётся собственностью клиента. Штамп, кстати, можно забрать, если вы хотите перейти в другую типографию.

То же самое касается тиснения фольгой или конгрева. Медные или магниевые (в зависимости от сложности сюжета) клише — тоже разовые затраты. Стоимость изготовления клише рассчитывается исходя из площади (в квадратных сантиметрах), выбранного материала и цены гравировки. Стоимость штампа и клише не включают в цену заказа, а дают клиенту отдельно.

Чем мельче коробка, тем больше требуется ножей для штампа. Цена может доходить до 20 тыс. руб. А при встраивании сложного конгрева общая стоимость штампа может доходить до 40 тыс. руб. Но, повторюсь, это разовые затраты.

Самое свежее пополнение парка печатного оборудования — шестикрасочная Ryobi 750G

Минимальная стоимость простого штампа для большой коробки, которых на листе помещается одна-две, — 4 тыс. руб.

Теперь о дизайне и оригинал-макетах. В нашей компании есть три отдела. Я руковожу производством картонной упаковки, на которое приходится 80% оборота. Есть флексографический отдел — это 10%. Оставшаяся часть приходится на арт-отдел, занимающийся дизайном всего, что является непрофильным для первых двух отделов. Большинство клиентов на упаковку приходят к нам с готовыми дизайнами.

Получая файл от клиента, мы приводим дизайн в соответствие с нашими технологическими требованиями, компонуем спуски полос с учётом возможностей нашего оборудования. Это делают все типографии.

После этого мы на своём откалиброванном оборудовании выводим цифровую цветопробу, в которую также вписываем всю сопутствующую информацию о макете — используемый штамп, клише, красочность, размеры и т. п. Этот документ подписывает клиент. В процессе производства к этому документу прикалывается также подписанный печатный оттиск, но наши печатники ориентируются на цифровую цветопробу, которую к следующему запуску при необходимости выводим заново. Это сделано для того, чтобы избежать постепенного ухода цветов при каждом последующем запуске тиража. Так мы снижаем влияние человеческого фактора. Если ориентироваться на подписные листы, то возможно накопление ошибок. Более того — мы не работаем с цветом на печатной машине. При необходимости скорректировать цвета, возвращаемся на допечатный этап и делаем это там. Есть также возможность у нас вместе с верстальщиком скорректировать цвета на откалиброванном мониторе.

Всё это приводит к экономии времени и нервов. Ведь так мы остаёмся в рамках профиля стандарта ISO 12641, описывающего требования к обмену данными о цветах на допечатном этапе, а печатникам легче выполнить приладку и удерживать цвет в процессе печати тиража. Это же касается и повторных тиражей.

Конечно, цифровая цветопроба не гарантирует 100% попадания в заданные цвета — это зависит от сложности сюжета. Например, по отдельным пастельным оттенкам CMYK прибор может показать соответствие допускам, а человеческий глаз будет замечать разницу. В нашем типовом договоре есть трёхстраничное приложение, описывающее все допуски. По цветам гарантируем отклонение не более 5 ?Е. При необходимости можем обеспечить более жёсткий допуск, но это будет дороже. По смесевым цветам (пантонам) мы ориентируемся на выкраски, замешиваем краски мы сами.

Если нужно, в типографии могут оперативно дорабатывать или восстанавливать штанц-формы

Теперь о сроках. По договору мы типичный заказ выполняем за две недели. Окончательные сроки зависят от сложности упаковки, длины тиража и наличия операций, которые нам придётся выполнять у субподрядчика. Большинство заказов, которые мы выполняем только своими силами, укладываются в 10 дней.

Если говорить об операциях, то проще упомянуть те, которых у нас нет. Это вклейка окон, нанесение специфических лаков трафаретным способом, ламинирование. Заказы со сложным набором операций, требующие привлечения смежников, конечно, случаются. Например, сейчас выполняем объёмный заказ стоимостью 12 млн руб. под новогодние шоколадные фигурки. Там есть печать, матовая ламинация, вырубка, вклейка окон, трёхточечная склейка. Для такого заказа пришлось привлечь двух смежников, а производственная цепочка требует организации 4 перевозок тиража на его разных этапах. Конечно, подобный набор операций увеличивает стоимость и сроки выполнения тиража.

Что касается длины тиража, то когда-то наша типография начиналась с коротких тиражей. По мере её роста и расширения парка оборудования, повышения её мощности и оптимизации техпроцессов растёт и средний тираж. Сейчас он достиг значения около 20 тыс. листов.

П. С. А те размеры тиражей, которые я назвал — около 5 тыс. одного наименования упаковки — интересны типографии?

Д. Л. Это начальный тираж для нас. Давайте немного углубимся в ценообразование. Упрощённо цена печати тиража складывается из приладки и печати. Формула такая: А (цена приладки) + B (количество листов) × C (цена печати одного листа). Для нашей типографии эта формула может выглядеть так: 150 у. е. + Тираж × 0,035 у. е. (по нашим внутренним расчётам условная единица чуть выше доллара). Формула не учитывает затраты на допечатную подготовку, формные процессы и картон. Также стоимость приладки для количества красок, больше 4, тоже выше — для 6 красок будет около 200 у. е. Тут важно понимать, что если величины A и произведения B×C сравнимы, упаковка получается очень дорогой. Если же тираж большой и произведение B×C многократно превышает A, цена за единицу упаковки получается гораздо привлекательнее. Получается, что ещё не получив ни одного тиражного листа, вы уже заплатите за печать примерно 4285 листов — такова постоянная составляющая за приладку.

Для тиснения фольгой и конгрева используются доработанные производителем две стоп-цилиндровые машины Heidelberg Cylinder SBG

П. С. Я представлял себе, что существуют подобные зависимости. На практике сейчас бывает, что заказывая в Китае простую упаковку, например, для защитной плёнки, я оплачиваю печать тиража в 50 тыс. экз. Поставляют мне 20 тыс. экз. — сколько нужно сейчас моим клиентам. А оставшиеся 30 тыс. оставляю на складе завода на тот случай, если такая же упаковка понадобится ещё.

Д. Л. [Берёт в руки ручку и набрасывает расчёты на листе бумаги]. Важная составляющая себестоимости — картон. Он бывает макулатурный и чистоцеллюлозный. При производстве упаковки используют картон одностороннего мелования. Почти все марки импортные (в последнее время увеличилось предложение из того же Китая). Сейчас стоимость картона — от 40 до 80 тыс. руб. за тонну. Плотность выбирают в зависимости от назначения упаковки — от 200 до 400 г/м 2. Для ваших целей оптимальным будет картон 230–250 г/м 2. Наш печатный лист — 70×50 см, его масса будет около 80 г. Приняв среднюю цену картона за 60 тыс. руб. за тонну, рассчитываем цену одного листа — 4,8 руб. Дальше нам поможет знание того, что слагаемая стоимости картона в общей цене упаковки составляет от 40 до 60% — чем упаковка проще, тем выше вклад расходников в цену. В свою очередь увеличение количества операций повышает вклад стоимости работ в цене. На рынке же простой крупнотиражной упаковки (мы там не работаем), где идёт битва за копейки, вклад картона в цену может доходить до 75%.

Продолжаем расчёты — с учётом работы один лист будет стоить 8–10 руб. И тогда вы можете быстро прикинуть, во сколько вам обойдётся окончательная стоимость одного экземпляра упаковки — она будет зависеть от количества единиц на листе. При 10 коробочках на листе мы получаем стоимость одной 1 руб. Конечно, тут много допущений (например, эта оценка сделана для среднего тиража в 20 тыс. отт.), но для грубой прикидки такая методика вполне подойдёт.

П. С. На самом деле подобный «ликбез» для меня очень важен, поскольку позволяет понять, какие именно виды упаковки теперь есть смысл отдать на просчёт в российской типографии. Например, сейчас в Китае при тираже в 10 тыс. экз. коробочка для защитной плёнки для айфона для меня обходится в 5–6 руб. Учитывая, что для меня цена важна, но не является главным приоритетом (при условии, что цена сопоставима, а не отличается в разы), пища для размышлений есть. Ведь мне также важны логистика и удобство взаимодействия с типографией, а в этом отношении работать с российским исполнителем должно быть неизмеримо легче.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

    comments powered by Disqus